Русский

Новости

Состоялось пятое заседание Экспертного совета ОАО «АК «Транснефть»

16 мая 2013 года состоялось пятое заседание Экспертного совета ОАО «АК «Транснефть», посвященное теме инновационного подхода к реализации инфраструктурных проектов Западной Сибири. В заседании приняли участие президент ОАО «АК «Транснефть» Н. Токарев, вице-президенты компании М. Барков, П. Ревель-Муроз, А. Сапсай, председатель комитета ГД РФ по энергетике И. Грачев, первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» в ГД РФ Д.Савельев, представители Счетной палаты РФ, сотрудники научно-исследовательского и проектного институтов ОАО «АК «Транснефть» (ООО «НИИ ТНН» и ОАО «Гипротрубопровод»), отраслевые аналитики, представители СМИ.

По словам Н. Токарева, освоение новых месторождений Заполярья и Юрубчено-Тохомской зоны позволит удержать уровень добычи нефти в РФ еще в течение десяти лет. «Уровень в 500-510 млн. тонн может быть поддержан еще в течение десяти лет», - сказал он. При этом президент «Транснефти» отметил, что ежегодное снижение добычи нефти в Западной Сибири на 5-8 млн. тонн может быть компенсировано за счет развития новых провинций, для чего необходимо строительство новых нефтепроводов, включая Заполярье-Пурпе. При реализации этого проекта необходимо учитывать особые требования к экологической безопасности арктического региона. В частности, речь идет о необходимости сохранения вечномерзлого грунта на территории трассы нефтепровода, т.к. в противном случае это может привести к необратимым экологическим изменениям в Заполярье. В этой связи строительство нефтепровода Заполярье-Пурпе требует применения специальных проектных решений и инновационных технологий. В их числе - создание новых видов опор под нефтепровод, который пройдет в Заполярье надземным способом на 68% своей протяженности (что составляет 310 км), утепление линейной части нефтепровода, подогрев нефти (температура замерзания заполярных сортов нефти составляет 4-6 градусов), термостабилизация грунта (до 18 метров в глубину). Этими дополнительными конструктивными и технологическими решениями, направленными на обеспечение экологической безопасности арктического региона, обусловлен рост проектных расходов со 120 млрд. руб. в 2011 году до 199 млрд. руб. к концу 2012 года.

В этой связи Н. Токарев подчеркнул, что кампания, развернутая в связи с депутатским запросом о проверке эффективности расходования средств, выделенных на закупку опор для проекта Заполярье-Пурпе, может задержать его реализацию. «Очень досадно «Транснефти» было столкнуться с массированной кампанией. Запрос фракции «Справедливая Россия» является лишь ее элементом, а заказчиком выступает большая нефтяная компания», - сказал Н. Токарев. Эта компания имеет обязательства по разработке месторождений в этом регионе, и она будет поставлять нефть в нефтепровод на условиях «качай или плати», пояснил он. «У этой большой компании в силу ее финансовых проблем нет средств реализовывать свои обязательства», - сказал Н. Токарев. «Нам очень жаль, что это произошло. Мы подготовили все необходимые материалы для проверки», - добавил президент «Транснефти».

В числе наиболее актуальных проблем Н. Токарев выделил также тему роста поставок нефти в Китай. По его словам, увеличение поставок нефти в Китай из России может привести к полному изменению грузопотоков в РФ, что фактически отменяет утвержденную стратегию развития нефтяной отрасли РФ до 2020 г. Глава трубопроводной компании пояснил, что баланс, который посчитала «Роснефть», предусматривает поставки в Китай, складывающиеся как из доказанных запасов, так и прогнозируемых, которые еще не открыты. «Мы считаем, что баланс посчитан некорректно, и брать на себя долгосрочные обязательства с таким подходом к балансу я назвал бы неосторожным», - сказал он. «Если не подтвердятся те объемы, на которые «Роснефть» рассчитывает, то придется искать их в другом месте», - добавил президент «Транснефти». При этом Н. Токарев отметил, что «Роснефть» должна принимать участие в финансировании работ, связанных с расширением системы для увеличения поставок нефти в Китай. По его информации, на данный момент «Роснефть» озвучила «Транснефти» свои пожелания по трубопроводным проектам на сумму около 300 млрд. руб. В этой связи глава «Транснефти» подчеркнул, что соглашение о дополнительных поставках нефти в Китай готовилось без участия трубопроводной компании. «Мы не имели возможности представить свою позицию, и не чувствуем себя связанными этими обязательствами», - сообщил он. По мнению Н. Токарева, имеющиеся регуляторы должны внести ясность в этот вопрос.

В ходе заседания Н.Токарев сообщил, что «Транснефть» приступила к частичной реализации проекта строительства нефтепродуктопровода «Юг» и рассчитывает в течение трех лет выйти на экспортную отгрузку нефтепродуктов в Новороссийске в объеме 15 миллионов тонн. Глава компании уточнил, что уже готово 45 км трассы от Крымска до Тихорецка. По его словам, к проекту планируется подключить Волгоградский НПЗ, который может давать 7-7,5 млн. тонн, Афипский НПЗ - 6 млн. тонн, а также Краснодарский и Ильский НПЗ. Проект нефтепродуктопровода «Юг» предполагает экспорт дизельного топлива евро-5 в объеме до 8,1 млн. тонн и поставки на внутренний рынок в объеме до 0,6 млн. тонн.

По материалам Интерфакс, РИА Новости
ПАО «Транснефть»
Научно-исследовательский институт транспорта нефти и нефтепродуктов Транснефть