Русский

Новости

Введена в строй вторая очередь трубопроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий океан"

Введена в строй вторая очередь трубопроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий океан"

25 декабря 2012 года ОАО «АК «Транснефть» ввело в строй вторую очередь нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" (ВСТО-2), позволяющую увеличить общую мощность системы.

В церемонии запуска системы в режиме видеоконференции принял участие Президент РФ Владимир Путин. Президент страны отметил, что данный проект "существенно расширяет инфраструктурные возможности дальневосточных регионов России". «В этом году у нас покупали продукт партнеры из таких стран, как Япония, США, Индонезия, Южная Корея, Сингапур, Филиппины, Тайвань, Малайзия, и появилась новая смесь, которая так и называется «Восточная Сибирь-Тихий Океан» на международном рынке. По завершении второй части возможности расширяются, они могут быть доведены с 30 до 45 млн. тонн в год, это серьезное событие», - сказал Путин.

Глава «Транснефти» Н. Токарев отметил, что с вводом ВСТО-2 в эксплуатацию «завершено строительство единой нефтепроводной системы от Балтики до Тихого океана». По его словам, "американский рынок через конечную точку ВСТО - порт Козьмино получает 35% нефти, еще около 30% - Япония, Китай - 25-28%, остальное - Сингапур, Малазия и Южная Корея". "Я думаю, что такие пропорции сохранятся", - пояснил он. По словам Н.Токарева, для того, чтобы нефть, поставляемая по ВСТО стала маркерным сортом, необходимо увеличить объем поставок по этому нефтепроводу до 30 млн. тонн. "Если это получится в ближайшей перспективе, то можно будет смело говорить, что в мире появится новый сорт нефти. И нам за него не стыдно", - заявил глава трубопроводной компании. "За 7 лет построено пять тысяч линейного трубопровода, 20 нефтеперекачивающих станций, тысячи километров ЛЭП, дорог. В бюджеты регионов поступило 43 млрд. рублей", - добавил Н.Токарев.

Проект ВСТО предназначен для транспортировки нефти на российские НПЗ, а также в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Первая очередь системы была введена в эксплуатацию в конце декабря 2009 года. На первом этапе был построен участок нефтепровода Тайшет - Сковородино и нефтеналивной терминал Козьмино на побережье Тихого океана. От Сковородино до порта нефть перевозилась по железной дороге. В рамках второго этапа был построен участок нефтепровода от Сковородино до порта Козьмино и увеличена мощность морского терминала. Ввод в эксплуатацию ВСТО-II позволит увеличить количество отгружаемой в Козьмино нефти в 2 раза - до 30 млн. тонн в год. В 2012 году объем экспорта нефти через порт Козьмино может составить 15,6-16 млн. тонн, в 2013 году - 21 млн.тонн. С учетом направления на Китай (15 млн. тонн ежегодно), в 2013 году по ВСТО будет прокачано 36 млн. тонн. Перевалка через Козьмино в 2014 году может составить 24-25 млн. тонн, в 2015 году - 30 млн. тонн. Н.Токарев сообщил, что в ближайшей перспективе сохранится также поставка в Козьмино нефти по железной дороге - около 3-4 млн. тонн в год.

Глава компании подчеркнул, что возможностей порта Козьмино достаточно, чтобы обеспечить надежность поставок нефти партнерам из стран Азиатско-Тихоокеанского региона. «Нужно, чтобы в Козьмино российские производители наращивали объемы, а «Транснефть» наращивала мощности, что мы и делаем. Сегодня введен в эксплуатацию второй причал, который позволяет наливать в танкера дедвейтом 120 тыс. тонн, первый причал позволяет 100 тыс. тонн. Резервуарный парк увеличен до 30 млн. тонн, поэтому за считанные годы мы серьезно укрепили наш потенциал в Козьмино. Значит, покупатель будет иметь больше шансов купить, сколько ему нужно», - сказал Н. Токарев. Он уточнил, что рынок в АТР достаточно емкий. Например, в минувшем году в Китай было поставлено около 20 млн. тонн нефти, из них 15 млн. - по трубе через Сковородино, и 4 млн. тонн - через Козьмино. При этом Токарев отметил, что "Транснефть" считает экономически нерентабельным предложение о транзите российской нефти в Китай через казахстанскую нефтепроводную систему Атасу-Алашанькоу. "Мы не поддерживаем эту инициативу, потому что транзит нефти через Казахстан в Китай сопряжен с серьезными издержками для "Транснефти". Мы теряем выручку. Это 1,5 млрд. руб. убытков за транзит. Деньги выпадают из бюджета", - сказал Н.Токарев. По его словам, транзит нефти в этом направлении может быть осуществлен в случае компенсации бюджету выпадающих средств. "Как решится вопрос компенсаций, так и будет решен этот вопрос", - отметил Н.Токарев. Он подчеркнул, что пока "Роснефть" не обращалась в "Транснефть" с просьбой провести прокачку нефти в этом направлении. "Мы знаем, что есть такие планы, но к нам с такой темой не обращались", - сказал президент Транснефти.

Токарев также сообщил, что нефть из системы ВСТО Хабаровский НПЗ получит в 2014 г., а Комсомольский - в 2015 г. «Хабаровский НПЗ первым получит качественную нефть, так как первый начал реконструкцию своего завода, внедрение технологий, снижающих содержание примесей. И они профинансировали инфраструктуру, чтобы подать нефть от ВСТО к заводу», - сказал Н. Токарев. Он отметил, что нефтезавод в Комсомольске-на-Амуре находится в стадии модернизации. Кроме того, чтобы подать туда нефть необходимо построить отвод от ВСТО протяженностью 300 км. До введения его в эксплуатацию нефть будет поставляться по железной дороге. «Это завод компании «Роснефть», мы договорились с «Роснефтью» о паритете - софинансировать строительство за счет согласованного тарифа, специально установленного для них. Построим мы, а они нам компенсируют за счет выплат по тарифам», - сказал он. По словам Токарева, сейчас уже начаты проектно-изыскательские работы по маршруту отвода. Президент компании также отметил, что наличие нефтяного ресурса в регионе может способствовать снижению цен на нефтепродукты в крае, которые считаются одними из самых высоких в РФ. «Нефть, которая поставляется трубой, дешевле чем та, что везут, и это одно из обстоятельств, которое позволяет надеяться на снижение цены. Мы не переработчики и говорить гарантировано о снижении цен я бы не стал. Но наличие нефтяного ресурса в регионе фактор того, что цены должны быть понятными и оправданными», - сказал глава Транснефти.

По материалам Интерфакс, РИА Новости

ПАО «Транснефть»
Научно-исследовательский институт транспорта нефти и нефтепродуктов Транснефть