Русский

№2/2023

Стр.

Название статьи, авторы, аннотация и ключевые слова

Проектирование, строительство и эксплуатация

104-108

Зависимость погрешности определения координаты утечки от параметров оснащенности трубопровода средствами измерения давления

А. М. Чионов a, С. А. Коршунов a

a ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, Москва, Севастопольский проспект, 47а

DOI: 10.28999/2541-9595-2023-13-2-104-108

Аннотация: В настоящей статье рассматривается один из наиболее распространенных методов постоянного контроля, реализуемый алгоритмами систем обнаружения утечек – метод гидравлической локации. Задачами авторов являются исследование условий применимости метода, формирование научно обоснованных критериев принятия решения о возникновении утечки и критериев оценки адекватности результатов, полученных с использованием метода, при проведении натурных испытаний. Разработаны статистические критерии установления факта утечки в нефтепроводе для метода гидролокации, рассчитан доверительный интервал местоположения утечки. Впервые предложена аналитическая зависимость доверительного интервала местоположения утечки от потерь давления, вызванных утечкой. Для обоснования зависимости проведены серии вычислительных экспериментов. В результате составлен алгоритм определения точности локализации утечки в зависимости от параметров оснащенности трубопровода средствами измерения давления.

Ключевые слова: обнаружение утечек, координата утечки, алгоритмы принятия решений, оценка достаточности оснащенности, система контроля режимов, система обнаружения утечек, утечки нефти, потери давления

Для цитирования:
Чионов А. М., Коршунов С. А. Зависимость погрешности определения координаты утечки от параметров оснащенности трубопровода средствами измерения давления // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2023. Т. 13. № 2. С. 104–108. https://doi.org/10.28999/2541-9595-2023-13-2-104-108

Список литературы:↓

Сварка

109-117

Исследование коррозионного поведения трубопровода с дефектом в зоне продольного сварного шва

И. Мартинс Гомес a, Т. Феррейра да Силва b

a Petróleo Brasileiro S.A. (Petrobras), 20031-912, Бразилия, Рио-де-Жанейро, Centro Rio de Janeiro, Av. Republica do Chile, 65
b Núcleo Engenharia Consultiva, 01419-002, Бразилия, Сан-Паулу, Jardim Paulista, Alameda Santos, 1357

DOI: 10.28999/2541-9595-2023-13-2-109-117

Аннотация: Проблема обеспечения безопасной эксплуатации трубопроводов во многом является проблемой повышения их коррозионной стойкости и коррозионно-механической прочности. Несмотря на современные достижения в этой области, некоторые вопросы остаются открытыми. С позиций общей теории коррозионной усталости металлов сварные соединения являются одними из наиболее сложных объектов. При их эксплуатации возникают проблемы, связанные с неоднородностью свойств материала, сложностью структуры, наличием конструктивных и технологических концентраторов напряжений, остаточных напряжений и т. д. Целью работы является анализ коррозионного поведения стальной трубы API X65 с трещиной в зоне продольного сварного шва в нижней образующей. В рамках исследования проведены анализ химического состава и металлографический анализ в различных участках трубы, макроанализ сварного шва, макроанализ дефекта с использованием стереосъемки, анализ методом растровой электронной микроскопии, измерение микротвердости по Виккерсу, анализ химического и фазового состава продуктов коррозии, оценка строения дефектов с использованием внутритрубной диагностики и автоматизированного ультразвукового контроля. Предложены рекомендации по снижению рисков разрушения трубопровода с коррозионными повреждениями.

Ключевые слова: коррозионный дефект, коррозионная стойкость, коррозионно-механическая прочность, продольный сварной шов, дефекты сварного шва, зона термического влияния

Для цитирования:
Мартинс Гомес И., Феррейра да Силва Т. Исследование коррозионного поведения трубопровода с дефектом в зоне продольного сварного шва // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2023. Т. 13. № 2. С. 109–117. https://doi.org/10.28999/2541-9595-2023-13-2-109-117

Список литературы:↓

Ремонт трубопроводов

118-125

Ремонт линейной части трубопроводов с помощью разрезных тройников

Д. А. Неганов a , Е. Е. Зорин a, Н. Г. Гончаров a , О. И. Колесников a

a ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, Москва, Севастопольский проспект, 47а

DOI: 10.28999/2541-9595-2023-13-2-118-125

Аннотация:
Рассматриваются вопросы выборочного ремонта и усиления участков трубопроводов с патрубками, вантузами, несанкционированными врезками, заплатами и другими конструкциями, ремонт которых не предусмотрен действующей нормативной документацией. Для ремонта таких участков предлагается использовать разрезные тройники, которые монтируются на трубопровод сварными угловыми швами без остановки перекачки продукта. Контролировать качество таких швов трудно, при этом в случае возникновения дефекта их ремонт сваркой нежелателен, так как повторное наложение термического цикла сварки вызовет в металле структурные изменения, рост сварочных напряжений и деформаций, что в совокупности приведет к снижению несущей способности стенки трубопровода. Проведен отбор разрезных тройников по критериям прочности, герметичности и объему сварочных работ при монтаже. Для снижения остаточных сварочных напряжений в корневой части монтажных швов предложено увеличить длину тройника по магистрали, что, по расчетам, позволяет уменьшить напряжения в сварных соединениях разрезного тройника и увеличить ресурс ремонтного узла при циклическом нагружении почти на 20 %. Предложена технология монтажной сварки при отрицательных температурах (от –2 до –10 °С) включительно, снижающая вероятность образования холодных трещин в сварном шве. Приведены результаты циклических испытаний трубных катушек разного диаметра с приваренными разрезными тройниками, имеющими увеличенную длину по магистрали. Показано, что в широком диапазоне циклических нагрузок разработанная технология ремонта дефектов на действующих трубопроводах разрезными тройниками обеспечивает высокую надежность отремонтированного узла как минимум на протяжении 30 лет эксплуатации трубопровода.

Ключевые слова: разрезной тройник, тройник, тройниковое соединение, циклическая долговечность, термический цикл сварки, остаточные сварочные напряжения, сварочные деформации, сварной шов, сварка

Для цитирования:
Ремонт линейной части трубопроводов с помощью разрезных тройников / Д. А. Неганов [и др.] // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2023. Т. 13. № 2. С. 118–125. https://doi.org/10.28999/2541-9595-2023-13-2-118-125

Список литературы:↓

126-132

Влияние продольного усилия на технологические параметры ремонта криволинейного трубопровода

В. М. Варшицкий a, Э. Н. Фигаров a, И. Б. Лебеденко a, О. А. Козырев a

a ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, Москва, Севастопольский проспект, 47а

DOI: 10.28999/2541-9595-2023-13-2-126-132

Аннотация: Для проведения ремонта подземных магистральных нефтепроводов зачастую возникает необходимость подъема трубопровода, что предполагает перемещение заполненной трубы в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Хотя выполнение ремонтных работ в большинстве случаев происходит в условиях остановки перекачки нефти, в сечении трубопровода, как правило, действует продольное усилие, обусловленное температурным перепадом и внутренним давлением столба перекачиваемого продукта из-за вертикального профиля. Известно, что практически всегда трубопровод имеет начальную кривизну оси, и в этом случае продольное усилие существенно влияет на технологические параметры ремонта. В статье приведено решение задачи определения технологических параметров ремонта криволинейного участка трубопровода с учетом продольного сжимающего усилия. Проведен анализ напряженно-деформированного состояния поднимаемого при выполнении ремонта трубопровода в зависимости от радиуса кривизны основания, направления изгиба оси трубопровода, высоты подъема, температурного перепада. Полученное решение может быть использовано при разработке проекта ремонта подземного трубопровода для оценки протяженности участка вскрытия траншеи и определения усилия на крюк трубоукладчика.

Ключевые слова: ремонт трубопровода, кривизна трубопровода, изгиб трубопровода, радиус изгиба, кривизна оси, продольное усилие, напряженно-деформированное состояние

Для цитирования:
Влияние продольного усилия на технологические параметры ремонта криволинейного трубопровода / В. М. Варшицкий [и др.] // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2023. Т. 13. № 2. С. 126–132. https://doi.org/10.28999/2541-9595-2023-13-2-126-132

Список литературы:↓

Энергетика и электрооборудование

133-141

Перспективы применения сотовых элементов в узлах щелевых уплотнений роторов магистральных насосов

И. А. Флегентов a, Д. М. Старшинов a, Е. А. Рябцев a

a ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, Москва, Севастопольский проспект, 47а

DOI: 10.28999/2541-9595-2023-13-2-133-141

Аннотация: Основным видом щелевых уплотнений роторов магистральных насосов для перекачки нефти и нефтепродуктов являются плоские щелевые уплотнения. Их применение позволяет обеспечить сокращение объемных потерь перекачиваемой среды из напорной области во всасывающую через зазор между ротором и статором – перетечек, которые являются одним из факторов снижения объемного КПД насоса при эксплуатации. В качестве щелевых уплотнений для магистральных насосов типа НМ наиболее распространены плоскощелевые и плоскощелевые ступенчатые уплотнения. Однако при их использовании величина объемных потерь остается ощутимой (для насосов большой мощности – до 1 % в полном КПД насоса), что требует соответствующих технических решений. Целью настоящей работы является совершенствование узла щелевого уплотнения для сокращения перетечек и, соответственно, повышения энергоэффективности магистрального насоса. Авторами проведено исследование с оценкой технической целесообразности применения сотовых уплотнений в узлах щелевых уплотнений роторов магистральных насосов. По результатам компьютерного моделирования течения в проточных частях зазоров установлено, что сотовые уплотнения обеспечивают снижение объемных потерь расхода в проточной части магистрального насоса и превышают характеристики применяемых в настоящее время плоских щелевых уплотнений. Разработаны требования к сотовым уплотнениям рабочих колес с учетом параметров эксплуатации магистральных насосов НМ.

Ключевые слова: перетечки, сотовые уплотнения, щелевые уплотнения, щелевой зазор, проточная часть, КПД насоса, объемный КПД, объемные потери, магистральный насос

Для цитирования:
Флегентов И. А., Старшинов Д. М., Рябцев Е. А. Перспективы применения сотовых элементов в узлах щелевых уплотнений роторов магистральных насосов // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2023. Т. 13. № 2. С. 133–141. https://doi.org/10.28999/2541-9595-2023-13-2-133-141

Список литературы:↓

142-151

Разработка математической модели винтовых насосных агрегатов, адаптированной под расчетно-вычислительные комплексы

В. Н. Сивашова a, В. В. Казаков b, Н. К. Украдыженко c, В. А. Швечков c, В. В. Южанин c

a АО «Гипротрубопровод», Центр проектирования систем автоматизации и связи (филиал), 117186, Россия, Москва, ул. Вавилова, 24, корп. 1
b АО «Транснефть – Север», 169300, Россия, Ухта, проспект А. И. Зерюнова, д. 2/1
c Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И. М. Губкина (РГУ нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина), 119991, Россия, Москва, Ленинский проспект, 65

DOI: 10.28999/2541-9595-2023-13-2-142-151

Аннотация: Статья посвящена моделированию гидравлических процессов при перекачке сверхвязких нефтей с применением винтовых насосов. Объектом исследования является двухвинтовой насос, входящий в состав агрегата винтового насосного объемного НВГ260-88ВОТ4, эксплуатируемого АО «Транснефть – Север». Cформулирована проблема отсутствия нормативных документов, определяющих порядок технологических расчетов перекачки сверхвязких нефтей с использованием двухвинтовых насосов, пригодных для реализации в АРМ технолога и других программных комплексах, применяемых в АО «Транснефть – Север». Проведен сравнительный анализ методик расчета теоретической подачи насоса, определена действительная подача, установлено влияние реологических свойств жидкости на энергетические характеристики насоса. На основе исследований по рассматриваемой проблематике и принципов теории подобия разработана унифицированная математическая модель двухвинтового насоса, позволяющая производить расчет гидравлических и энергетических характеристик его работы. Предложены аналитические зависимости энергетических характеристик, функции пересчета этих характеристик с одних эксплуатационных параметров на другие. Проведена апробация и адаптация математической модели к фактическим эксплуатационным характеристикам двухвинтового насоса. Результатом является методика расчета двухвинтовых насосов, пригодная для выполнения технологических расчетов и использования в программно-вычислительных комплексах расчетов режимов работы магистральных нефтепроводов.

Ключевые слова: двухвинтовой насос, винтовой насос, насосный агрегат, гидравлическая модель, математическое моделирование

Для цитирования:
Разработка математической модели винтовых насосных агрегатов, адаптированной под расчетно-вычислительные комплексы / В. Н. Сивашова [и др.] // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2023. Т. 13. № 2. С. 142–151. https://doi.org/10.28999/2541-9595-2023-13-2-142-151

Список литературы:↓

Материалы и оборудование

152-161

Результаты исследования способов промывки трубопоршневых поверочных установок

И. В. Буянов a, О. В. Аралов a, Н. В. Бережанский a, Н. И. Колбанёв a, А. М. Короленок b, Р. А. Шестаков b

a ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, Москва, Севастопольский проспект, 47а
b Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И. М. Губкина (РГУ нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина) , 119991, Россия, Москва, Ленинский проспект, 65

DOI: 10.28999/2541-9595-2023-13-2-152-161

Аннотация: Поверка трубопоршневых поверочных установок (ТПУ), применяемых для поверки и контроля метрологических характеристик преобразователей расхода в составе систем измерений количества и показателей качества нефти, предусматривает их предварительную промывку с целью удаления нефти, нефтепродуктов и асфальтосмолопарафиновых отложений. Анализ литературных источников свидетельствует о недостаточной изученности темы очистки внутренней поверхности ТПУ, при этом она являются значимой для решения вопросов обеспечения достоверности учетных операций с нефтью и нефтепродуктами. В этой связи проведены исследования по оценке способов промывки и определению моющих средств отечественного производства, позволяющих обеспечить эффективную и безопасную очистку внутренней поверхности ТПУ. В рамках работы проанализирован структурно-групповой состав образцов асфальтосмолопарафиновых отложений. Выполнены лабораторные испытания двенадцати образцов моющих средств для оценки их моющей способности и коррозионной активности. Проведены стендовые испытания, моделирующие различные условия при промывке ТПУ на реальных объектах магистральных трубопроводов. Определено, что достигаемая степень очистки с использованием образцов моющих средств составила от 57,19 до 79,45 %. Испытанные моющие средства не оказывают коррозионного влияния на внутреннюю поверхность ТПУ и резинотехнические изделия, используемые в конструкции ТПУ. Соответственно, все они могут применяться в производстве, при этом их наибольшая эффективность обеспечивается при условии максимальной температуры моющего раствора.

Ключевые слова: трубопоршневая установка, промывка, водная промывка, моющее средство, асфальтосмолопарафиновые отложения, турбинный преобразователь расхода, достоверность измерений

Для цитирования:
Результаты исследования способов промывки трубопоршневых поверочных установок / И. В. Буянов [и др.] // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2023. Т. 13. № 2. С. 152–161. https://doi.org/10.28999/2541-9595-2023-13-2-152-161

Список литературы:↓

162-173

Особенности применения оборудования для разработки подводных траншей в условиях скальных грунтов

В. А. Груздев a, Г. В. Мосолов a

a ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, Москва, Севастопольский проспект, 47а

DOI: 10.28999/2541-9595-2023-13-2-162-173

Аннотация: Проведенный анализ нормативной и методической литературы показал отсутствие в источниках нормативно-технической информации критериев применения современного оборудования для разработки скальных грунтов. В этой связи функциональные возможности такого оборудования зачастую не учитываются при проектировании объектов строительства и реконструкции подводных переходов трубопроводов, что, в свою очередь, приводит к увеличению сроков проведения строительных работ при наличии в створе подводной траншеи скальных грунтов. С целью восполнения этого пробела выполнено исследование рынка современного оборудования для разработки скальных грунтов, а именно проанализированы специфика и особенности применения различных видов навесного оборудования экскаваторов для проведения работ под водой. Впервые предпринята попытка обобщить и классифицировать данное оборудование, проанализировать эффективность и определить критерии его применения в зависимости от типа и характеристик скальных грунтов.

Ключевые слова: подводный переход, подводная траншея, скальный грунт, экскаватор, экскаваторные работы, навесное оборудование, гидромолот, виброрыхлитель, фреза

Для цитирования:
Груздев В. А., Мосолов Г. В. Особенности применения оборудования для разработки подводных траншей в условиях скальных грунтов // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2023. Т. 13. № 2. С. 162–173. https://doi.org/10.28999/2541-9595-2023-13-2-162-173

Список литературы:↓

Развитие отрасли

174-183

Становление технологии последовательной перекачки разносортных нефтепродуктов по одному трубопроводу

А. В. Токаренко а, Р. Р. Ташбулатов b, c, Б. Н. Мастобаев b, О. А. Макаренко b

a АО «СОГАЗ», 107078, Россия, Москва, проспект Академика Сахарова, 10
b Уфимский государственный нефтяной технический университет (УГНТУ), 450062, Россия, Уфа, ул. Космонавтов, 1
c Научно-технический центр трубопроводного транспорта ООО «НИИ Транснефть» (НТЦ ООО «НИИ Транснефть»), 450055, Уфа, Россия, проспект Октября, 144/3

DOI: 10.28999/2541-9595-2023-13-2-174-183

Аннотация: Представлен исторический обзор становления технологии последовательной перекачки различающихся по качеству нефтепродуктов. Приведены предпосылки появления технологии, описаны первые экспериментальные исследования в этой области на трубопроводах в России и США. Показаны противоречивые результаты опытов по определению количества смеси, образующейся при последовательной перекачке разносортных нефтепродуктов методом прямого контактирования. Указано, что неоднозначные практические данные не позволяли достоверно оценивать и прогнозировать объем смеси и ее протяженность, для решения этих задач в сложившихся условиях необходимым являлось теоретическое обоснование процесса смесеобразования на границе контакта двух сред. Показано развитие теории последовательной перекачки: от упрощенной модели механического смешения жидкостей, предложенной в 1938 году В. С. Яблонским, до конвективно-диффузионной теории смешения, сформулированной в 1954 году Тейлором и ставшей основополагающей для дальнейших исследований. Отмечено, что активное внедрение последовательной перекачки в производство началось с конца 1940-х годов. В настоящее время это широко распространенная и используемая на крупнейших трубопроводах мира технология транспортирования, совершенствование которой в части теории и учета практических аспектов эксплуатации трубопроводов активно продолжается сегодня.

Ключевые слова: последовательная перекачка, последовательная перекачка нефтепродуктов, транспортировка нефтепродуктов, зона смешения, объем смеси, конвективная диффузия, формула Тейлора

Для цитирования:
Становление технологии последовательной перекачки разносортных нефтепродуктов по одному трубопроводу / А. В. Токаренко [и др.] // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2023. Т. 13. № 2. С. 174–183. https://doi.org/10.28999/2541-9595-2023-13-2-174-183

Список литературы:↓

184-192

К 30-летию ПАО «Транснефть». Главтранснефть: создание единой системы нефтепроводов

А. Е. Сощенко a

a ПАО «Транснефть», 123112, Россия, Москва, Пресненская набережная, д. 4, стр. 2

DOI: 10.28999/2541-9595-2023-13-2-184-192

Аннотация: Представлен исторический обзор развития системы нефтепроводного транспорта в СССР (России). Отмечено, что с созданием в 1970 году Главного управления по транспортированию и поставкам нефти (Главтранснефти) произошло объединение стремительно расширяющейся в связи с разработкой новых нефтяных месторождений сети магистральных нефтепроводов в рамках единой системы управления. Проанализированы основные технико-экономические показатели работы нефтепроводного транспорта в нашей стране в 1970–1985 годах, проведено сравнение с зарубежными данными (показателями работы магистральных нефтепроводов США, Западной Европы, Японии). Показано, что следствием развития отрасли в указанный период стало формирование одной из крупнейших в мире нефтепроводных систем. Действовавшая под управлением Главтранснефти система магистральных нефтепроводов являлась целостной технологической и экономической структурой с централизованным распределением грузопотоков нефти, обеспечением технической эксплуатации объектов, их диагностирования, планово-предупредительного капитального ремонтов, технического перевооружения и реконструкции. Рассмотрены проблемные вопросы обеспечения эффективности работы отечественного нефтепроводного транспорта в 1985–1991 годах, показаны основные изменения организационной структуры и механизма управления транспортом нефти в новых экономических условиях.

Ключевые слова: нефтепроводный транспорт, система магистральных нефтепроводов, сеть трубопроводов, Главтранснефть, Транснефть, история отрасли, нефтеснабжение, хозяйственный механизм

Для цитирования:
Сощенко А. Е. К 30-летию ПАО «Транснефть». Главтранснефть: создание единой системы нефтепроводов // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2023. Т. 13. № 2. С. 184–192. https://doi.org/10.28999/2541-9595-2023-13-2-184-192

Список литературы:↓