Русский

№5/2021

Стр.

Название статьи, авторы, аннотация и ключевые слова

Проектирование, строительство и эксплуатация

484-491

Разработка инновационной энергосберегающей технологии очистки резервуаров путем диспергирования отложений

М. Н. Фазлыев a, А. Ю. Демьянов b, М. Ю. Тимиргалиев b, Т. И. Безымянников c, Е. М. Муфтахов d, Э. Э. Нурисламов b

a ПАО «Транснефть», 123112, Россия, Москва, ул. Пресненская набережная, 4, стр. 2
b АО «Транснефть – Прикамье», 420081, Россия, Казань, ул. Патриса Лумумбы, 20
c Научно-технический центр трубопроводного транспорта ООО «НИИ Транснефть» (НТЦ ООО «НИИ Транснефть»), 450055, Россия, Уфа, проспект Октября, 144/3
d Уфимский государственный нефтяной технический университет, 450062, Россия, Уфа, ул. Космонавтов, 1

DOI: 10.28999/2541-9595-2021-11-5-484-491

Аннотация: Очевидной тенденцией последних лет в мире является увеличение доли вязких и тяжелых нефтей, характеризующихся высокой плотностью и содержанием асфальтосмолопарафиновых отложений. Вследствие ухудшения реологических свойств нефти затрудняются процессы ее добычи, подготовки на промыслах, дальнейшей транспортировки и последующей переработки. Объектом исследования является очистка резервуаров для хранения нефти и нефтепродуктов от образующихся донных отложений. Проанализированы существующие способы очистки резервуаров, выявлены наиболее перспективные методы и технические средства для удаления осадка и снижения объема образования отложений. Установлена актуальность вопроса разработки и использования инновационных технологий, позволяющих минимизировать выпадение осадка с целью уменьшения объема работ при очистке резервуаров. В этой связи проведены экспериментальные лабораторные исследования для определения эффективности ультразвукового воздействия с возникновением кавитации на реологические свойства нефти. Полученные результаты свидетельствуют о положительном эффекте обработки ультразвуком высокопарафинистой нефти, который выражается в снижении ее вязкости. Предложен способ очистки резервуара от донных отложений с применением гидравлической системы размыва и ультразвуковой установки. Он основан на использовании эффекта кавитации, вызываемой посредством высокочастотных волн, что позволяет провести временную корректировку реологических свойств нефти и осадка нефтешлама, снизить скорость выпадения осадка и таким образом замедлить процесс образования отложений при хранении нефти и нефтепродуктов в резервуарах большого объема.

Ключевые слова: тяжелая нефть, вязкая нефть, реологические свойства нефти, резервуар вертикальный стальной, очистка резервуаров, АСПО, нефтешлам

Для цитирования:
Разработка инновационной энергосберегающей технологии очистки резервуаров путем диспергирования отложений / М. Н. Фазлыев [и др.] // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2021. Т. 11. № 5. С. 484–491.

Список литературы:↓

492-499

Повышение точности прогнозных расчетов технического состояния нефтепроводов с учетом данных датчиков СОД о температуре перекачиваемой нефти

О. В. Кузнецова, А. Л. Федотов a, А. А. Гонопольский a, Л. В. Григорьев a

a ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, Москва, Севастопольский проспект, 47а

DOI: 10.28999/2541-9595-2021-11-5-492-499

Аннотация: Опыт эксплуатации магистральных нефтепроводов, проложенных подземным способом в условиях криолитозоны, показывает, что одной из причин снижения эксплуатационной надежности трубопровода является его тепловое воздействие на многолетнемерзлый грунт. Параметром, входящим в перечень исходных данных для проведения прогнозных расчетов технического состояния нефтепровода, является температура перекачиваемой нефти, которая традиционно определяется по показаниям датчиков измерения температуры стенки трубы систем диспетчерского контроля и управления. Однако расстояние между этими датчиками может достигать десятков километров, поэтому проводимые измерения справедливы только для выбранных секций на участке трубопровода, форма функции распределения температуры между ними остается неизвестной, что отрицательно сказывается на точности прогнозных расчетов. Для решения данной проблемы предлагается использовать датчики температуры потока, устанавливаемые на средствах очистки и диагностики – с их помощью возможно производить измерения температуры перекачиваемой нефти в каждой секции трубопровода. Авторами поставлена цель по исследованию применимости результатов измерений температуры нефти датчиками со средств очистки и диагностики для повышения точности прогнозных расчетов ореолов оттаивания и осадок грунта в основании магистрального нефтепровода. В ходе исследования проведены испытания с использованием датчика температуры нефти, установленного на внутритрубном инспекционном приборе ВИП 40-ОПТ.00-01.000 и накладного датчика температуры стенки трубы ТСПУ 011. По итогам исследования подтверждена целесообразность использования результатов измерений температуры нефти датчиком внутритрубного инспекционного прибора при расчетах температуры стенки трубопровода для выбора формы аппроксимирующей функции, а также для решения сопутствующих задач геотехнического мониторинга. С целью повышения точности прогнозных расчетов ореола оттаивания и осадки грунта разработан алгоритм проверки соответствия расчетной модели нефтепровода фактическим условиям перекачки.

Ключевые слова: геотехнический мониторинг, внутритрубная диагностика, вечная мерзлота, многолетнемерзлый грунт, температура грунта, напряженно-деформированное состояние, тепловые расчеты, ореол оттаивания, магистральный нефтепровод

Для цитирования:
Повышение точности прогнозных расчетов технического состояния нефтепроводов с учетом данных датчиков СОД о температуре перекачиваемой нефти / О. В. Кузнецова [и др.] // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2021. Т. 11. № 5. С. 492–499.

Список литературы:↓

500-505

Влияние гранулометрического состава песка на глубину проникновения дизельного топлива

Д. У. Думболов a, А. В. Дедов a, Л. У. Думболова a

a 25 ГосНИИ химмотологии Минобороны России, 121467, Россия, Москва, ул. Молодогвардейская, 10

DOI: 10.28999/2541-9595-2021-11-5-500-505

Аннотация: Размещение резервуаров для временного хранения горючего на слое песка (песчаной подушке) является эффективным способом защиты грунта от технологических проливов. Практическое значение имеет оценка необходимой толщины песчаного слоя, которая определяет его защитные свойства при попадании на поверхность капель нефтепродукта. В настоящей работе исследованы зависимости скорости и глубины проникновения дизельного топлива ДТ-З-К5 от гранулометрического состава частиц песка, используемого в качестве защитного слоя. Обоснован подход к оценке кинетики и глубины проникновения нефтепродукта в песок, основу которого составляет вероятностное движение границ потока жидкости в защитном слое. Предложено описывать проникновение топлива в слой песка в системе координат корня квадратного из времени процесса. По результатам исследования установлены зависимости скорости и глубины проникновения ДТ-З-К5 в защитный слой от размера частиц песка и количества вносимого на поверхность нефтепродукта. Определено, что для создания защитного слоя, исключающего проникновение топлива в почву при возникновении технологических протечек резервуаров временного хранения горючего, оптимально использовать песок с размером частиц от 0,8 мм. Предложенный подход по получению зависимостей глубины проникновения топлива от условного времени можно использовать для оценки распределения топлива в слоях песка с различными размерами частиц.

Ключевые слова: склад горючего, песчаная подушка, дизельное топливо, технологические потери, пролив топлива, протечка, глубина проникновения, защитный слой песка

Для цитирования:
Думболов Д. У., Дедов А. В., Думболова Л. У. Влияние гранулометрического состава песка на глубину проникновения дизельного топлива // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2021. Т. 11. № 5. С. 500–505.

Список литературы:↓

506-514

Влияние полимеров и сополимеров олефинов на турбулентное течение углеводородных жидкостей

В. Н. Манжай a , Г. В. Несын b

a Институт химии нефти Сибирского отделения РАН, 634055, Россия, Томск, Академический проспект, 4
b ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, Москва, Севастопольский проспект, 47а

DOI: 10.28999/2541-9595-2021-11-5-506-514

Аннотация: Для интенсификации перекачки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам в настоящее время широко используют противотурбулентные присадки, при введении которых в турбулентный поток в предельно малой концентрации (C = 1–5 г/м3) наблюдается уменьшение энергетических затрат на транспортировку углеводородной жидкости. С целью прогнозирования перспективы промышленного использования присадки той или иной химической природы в настоящей работе представлено теоретическое обоснование и экспериментальное подтверждение эффективности различных полимеров. Установлено, что из всех нефтерастворимых полимеров наилучшими противотурбулентными свойствами обладают высшие поли-α-олефины со сверхвысокой молекулярной массой (Мr > 1·106). Также выявлено влияние компонентного состава и термодинамического качества растворителя на эффективность присадок, причем эти факторы следует рассматривать в совокупности. Например, цепь полимера, обогащенная гексеном, при прочих равных условиях синтеза имеет большую молекулярную массу, и такой полимер в хорошем растворителе снижает сопротивление лучше своих аналогов. Тем не менее, если превалируют факторы, ограничивающие растворимость полигексена (низкая температура, обилие асфальтенов в нефти), предпочтительными оказываются полимеры и сополимеры октена и децена, имеющие более низкую температуру стеклования.

Ключевые слова: нефть, нефтепродукты, турбулентное течение, эффект Томса, гидродинамическое сопротивление, противотурбулетные присадки, полиолефины, полимерные добавки, энергоэффективность

Для цитирования:
Манжай В. Н., Несын Г. В. Влияние полимеров и сополимеров олефинов на турбулентное течение углеводородных жидкостей // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2021. Т. 11. № 5. С. 506–514.

Список литературы:↓

515-527

Метод определения параметров утечек в трубопроводах на основе гидродинамических моделей

Д. В. Бондарь a, В. В. Жолобов a, О. С. Надежкин a

a ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, Москва, Севастопольский проспект, 47а

DOI: 10.28999/2541-9595-2021-11-5-515-527

Аннотация: Известно, что на основе нестационарной гидродинамической модели трубопровода после идентификации входящих в нее параметров можно адекватно воспроизводить натурные гидравлические характеристики потока транспортируемой среды путем решения прямой задачи гидравлики, в частности, прямой задачи об утечке, когда местоположение и расход отбора заданы. Численное решение обратной задачи, в отличие от аналитического обычно сводится к многократному решению прямой задачи. В предлагаемой работе гидродинамическая математическая модель трубопровода с двумя параметрами, прошедшими идентификацию, и отбором жидкости в заданном сечении сведена к дифференциальным уравнениям эволюционного типа для среднего по сечению давления и массового расхода. На основе частных аналитических решений данных уравнений получены зависимости для определения давления в работающем в стационарном режиме нефтепроводе при наличии отбора (утечки). Рассмотрены результаты применения аналитических решений к методу функций чувствительности в обратной задаче утечки. Получено точное аналитическое решение (в неявной форме) обратной задачи, позволяющее связать местоположение утечки с показаниями датчиков давления, характеристиками трубопровода и транспортируемой среды.

Ключевые слова: гидравлическая характеристика, контроль утечек, контроль герметичности, гидравлическая модель, прямая задача, обратная задача, диагностика трубопроводов

Для цитирования:
Бондарь Д. В., Жолобов В. В., Надежкин О. С. Метод определения параметров утечек в трубопроводах на основе гидродинамических моделей // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2021. Т. 11. № 5. С. 515–527.

Список литературы:↓

528-534

Математический алгоритм для обнаружения утечек малой интенсивности

И. Н. Логинов a, С. А. Коршунов a

a ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, Москва, Севастопольский проспект, 47а

DOI: 10.28999/2541-9595-2021-11-5-528-534

Аннотация: Принцип работы систем обнаружения утечек, основанных на регистрации гидроакустических колебаний транспортируемой среды, возникающих из-за разгерметизации трубопровода, состоит в идентификации гидравлического импульса, возникающего при образовании утечки, с помощью акустических датчиков измерения динамического давления – гидрофонов. Однако гидрофоны в процессе перекачки при стационарном режиме работы трубопровода регистрируют в том числе фоновые шумы, которые могут маскировать сигнал от утечки. Для выделения полезного сигнала утечки актуально построение алгоритма, позволяющего понизить шумовые составляющие сигналов. В рамках экспериментальных исследований использовались две пары гидрофонов, которые устанавливались на действующем магистральном нефтепродуктопроводе на расстоянии 20 км друг от друга. Расстояние между соседними гидрофонами в паре составляло не более 1 км. Утечки имитировались путем выполнения натурных сливов продукта (дизельного топлива) в середине контрольного участка. Авторами рассмотрены методы фильтрации зашумленных сигналов и возможные способы обработки очищенных сигналов с целью определения параметров утечки. Предложен математический алгоритм, позволяющий минимизировать влияние шумовых составляющих сигналов путем фильтрации и взаимной компенсации показаний пар гидрофонов. Установлено, что разработанный алгоритм позволяет обнаруживать утечки малой интенсивности (до 0,1 % от фактического расхода) в условиях стационарного режима работы трубопровода и режима остановленной перекачки.

Ключевые слова: утечка нефти, система обнаружения утечек, преобразование Фурье, фильтр Баттерворта, стохастические алгоритмы, частота дискретизации, функция корреляции, гидрофон

Для цитирования:
Логинов И. Н., Коршунов С. А. Математический алгоритм для обнаружения утечек малой интенсивности // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2021. Т. 11. № 5. С. 528–534.

Список литературы:↓

Сварка

535-545

Развитие технологии настройки акустических систем при ультразвуковом контроле сварных соединений

Н. П. Алешин a, b, Л. Ю. Могильнер c, С. В. Скрынников d, e

a Федеральное государственное автономное учреждение «Научно-учебный центр «Сварка и контроль» при МГТУ им. Н. Э. Баумана» (ФГАУ «НУЦСК при МГТУ им. Н. Э. Баумана»), 105005, Россия, Москва, 2-я Бауманская ул., 5, стр. 1
b Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана (национальный исследовательский университет), 105005, Россия, Москва, 2-я Бауманская ул., 5, стр. 1
c ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, Москва, Севастопольский проспект, 47а
d ПАО «Газпром», 117997, Россия, Москва, ул. Наметкина, 16, ГСП-7
e АО «Газпром Диагностика», 196158, Россия, Санкт-Петербург, Пулковское шоссе, 40, корп. 4, литера Д

DOI: 10.28999/2541-9595-2021-11-5-535-545

Аннотация: Актуальной является задача повышения точности диагностирования линейной части трубопроводов, сооружений и оборудования перекачивающих и компрессорных станций, резервуарных парков, нефтебаз. При этом требуется не просто выявить дефект с заданной вероятностью, но и обеспечить измерение его формы и размеров с точностью, достаточной для выполнения расчетов конструкций на прочность и долговечность. В статье рассмотрены некоторые возможности повышения выявляемости объемных дефектов типа свищей за счет совершенствования способов настройки параметров ультразвукового контроля эхо-методом. Представлены результаты исследований в области совершенствования технологии настройки современных ультразвуковых систем, использующих фазированные антенные решетки. В качестве искусственных дефектов для настройки чувствительности и временной развертки дефектоскопа рассмотрены цилиндрические сверления разной ориентации. В развитие ранее опубликованных работ обоснована целесообразность применения для настройки оборудования вертикального цилиндрического сверления: такая мишень наиболее проста в изготовлении, ее параметры поверяются значительно проще, чем, например, параметры плоскодонных отверстий. Приведены примеры практического использования сверлений различной ориентации для настройки чувствительности контроля и определения условной протяженности локальных объемных дефектов основного металла и сварных швов.

Ключевые слова: сварные соединения, дефекты, ультразвуковой контроль, настройка, боковое цилиндрическое отверстие, вертикальное цилиндрическое отверстие, синтезированная апертура, фазированная решетка

Для цитирования:
Алешин Н. П., Могильнер Л. Ю., Скрынников С. В. Развитие технологии настройки акустических систем при ультразвуковом контроле сварных соединений // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2021. Т. 11. № 5. С. 535–545.

Список литературы:↓

Прочность, надежность, долговечность

546-553

Оценка прочности стальной винтовой однолопастной сваи при действии осевых нагрузок

М. А. Липленко a, Э. Ф. Климкин a, Г. В. Мосолов a

a ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, Москва, Севастопольский проспект, 47а

DOI: 10.28999/2541-9595-2021-11-5-546-553

Аннотация: Цель настоящей работы – решение задачи оценки прочности конструкции стальной винтовой однолопастной сваи при воздействии осевых нагрузок в различных грунтовых условиях. Расчеты в этой области – необходимое условие для оценки возможности и целесообразности применения свайно-винтовой технологии в конкретных условиях строительства, в том числе на объектах магистральных трубопроводов. По результатам численного моделирования, выполненного методом конечных элементов в ПК ANSYS, выявлена зависимость изменения эпюры давления на лопасть винтовой сваи от модуля деформации грунта: с увеличением значения модуля деформации грунта максимальные давления наблюдаются в узле сопряжения лопасти и ствола сваи, при малых значениях модуля деформации максимальные давления отмечаются у края лопасти. На основании теории изгиба круглых и кольцевых пластин, а также результатов численного моделирования предложен расчетный метод оценки несущей способности однолопастной винтовой сваи по материалу. Для оценки точности разработанного подхода к расчету прочности винтовой сваи проведено сравнение предложенного аналитического метода с результатами численного моделирования, которое показало достаточную для инженерных методов расчета точность. Общий принцип, заложенный в рассмотренном методе расчета, может быть использован для создания различных эпюр давления на лопасть в зависимости от модуля деформации грунта и характеристик винтовой сваи.

Ключевые слова: винтовая свая, свайный фундамент, несущая способность сваи, винтовая лопасть, кольцевая пластина, модуль деформации грунта, прочностные расчеты

Для цитирования:
Липленко М. А., Климкин Э. Ф., Мосолов Г. В. Оценка прочности стальной винтовой однолопастной сваи при действии осевых нагрузок // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2021. Т. 11. № 5. С. 546–553.

Список литературы:↓

Ремонт трубопроводов

554-561

Определение параметров поверхностных дефектов для контроля качества ремонтных работ на подводных переходах трубопроводов

О. И. Колесников а, Е. Е. Зорин a, А. В. Гейт a, И. И. Михайлов a, П. С. Голосов a

a ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, Москва, Севастопольский проспект, 47а

DOI: 10.28999/2541-9595-2021-11-5-554-561

Аннотация: Внутритрубная диагностика позволяет обеспечить высокую выявляемость поверхностных трещиноподобных дефектов стенки трубопровода. Для их устранения в условиях проведения ремонтных работ на подводных переходах магистральных нефте- и нефтепродуктопроводов традиционно используется установка герметизирующей камеры, изолирующей дефектный участок и позволяющей в полной мере провести обследование области с опасным дефектом и дальнейший ремонт с применением методов неразрушающего контроля. Данная технология является безальтернативной, когда требуется вырезка-вварка катушки или другая сварочно-монтажная операция, однако представляется избыточной для устранения поверхностного дефекта методом вышлифовки. Современные технологии позволяют устранить поверхностный трещиноподобный дефект без установки герметизирующей камеры и тем самым значительно уменьшить трудоемкость и стоимость ремонта. Однако их широкое применение сдерживается отсутствием технической возможности проведения контроля качества отремонтированного участка под водой методами неразрушающего контроля с эквивалентной чувствительностью и выявляемостью относительно обычных условий. В этой связи выполнены экспериментальные исследования с целью определения пороговых значений параметров поверхностных трещиноподобных дефектов, выявляемых методами неразрушающего контроля в подводных условиях с учетом качества зашлифованной поверхности. Такие значения получены, в частности, для метода ультразвукового контроля с технологией фазированной решетки, модуляционного метода контроля с использованием вихретоковой матрицы, люминесцентного магнитопорошкового метода. Сформулированы требования к характеристикам оборудования для проведения неразрушающего контроля в условиях подводных работ.

Ключевые слова: трещиноподобные дефекты, поверхностные дефекты, вышлифовка дефектов, устранение дефектов, неразрушающий контроль, подводный переход, магистральный трубопровод

Для цитирования:
Определение параметров поверхностных дефектов для контроля качества ремонтных работ на подводных переходах трубопроводов / О. И. Колесников [и др.] // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2021. Т. 11. № 5. С. 554–561.

Список литературы:↓

562-568

Совершенствование методов планирования ремонтных работ на основе анализа надежности нефтепроводной системы

М. А. Белостоцкий a, А. М. Короленок a

a Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И. М. Губкина, 119991, Россия, Москва, Ленинский проспект, 65

DOI: 10.28999/2541-9595-2021-11-5-562-568

Аннотация: Установлена своевременность и актуальность идентификации и формализации структурно-логических связей показателей эксплуатации линейной части магистральных нефтепроводов. Представлена методология идентификации рисков при эксплуатации магистральных нефтепроводов, которая может быть положена в основу совершенствования методов планирования их капитальных ремонтов. Рассмотрен метод для расчета показателей надежности технической системы, предусматривающий анализ типовых распределений отказов ее элементов. Надежность системы находится чисто математическими операциями над полученными распределениями. Подобный подход характерен для системной (структурной, математической) теории надежности, основной задачей которой является переход от показателей надежности элементов к показателям надежности системы. Задачи расчета реальной надежности сложной технической системы с учетом зависимостей ее элементов целесообразно решать на основе подхода, который состоит в том, что расчет надежности элементов и системы проводится в общем многоуровневом имитационном моделирующем процессе с применением физических и структурных моделей. Физические модели надежности элементов используются на низших уровнях, а структурные модели – на высших.

Ключевые слова: надежность системы, надежность элементов, ремонт трубопроводов, капитальный ремонт трубопроводов, магистральный нефтепровод, промышленная безопасность

Для цитирования:
Белостоцкий М. А., Короленок А. М. Совершенствование методов планирования ремонтных работ на основе анализа надежности нефтепроводной системы // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2021. Т. 11. № 5. С. 562–568.

Список литературы:↓

Экономика и управление

569-575

Организация системы менеджмента качества лабораторий с учетом требований ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 с применением ЛИМС

К. С. Вараксин a, А. С. Макаров b, С. В. Габова a, А. Ю. Ляпин a

a ПАО «Транснефть», 123112, Россия, Москва, Пресненская набережная, 4, стр. 2
b ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, Москва, Севастопольский проспект, 47а

DOI: 10.28999/2541-9595-2021-11-5-569-575

Аннотация: Обновленная редакция стандарта ISO/IEC 17025 внесла существенные изменения в структуру, терминологию, требования к ресурсам, процессам, системе менеджмента качества испытательных и калибровочных лабораторий. Были установлены новые требования к организации деятельности лабораторий – процессный подход и риск-ориентированное мышление, что предусматривает сокращение части предписывающих требований и введение требований, основанных на анализе выполнения действий. В соответствии с ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 от лаборатории требуется обеспечить процессы идентификации и оценки рисков, разработку мер по контролю рисков и расширению возможностей для достижения поставленных целей и задач. Стандарт требует от лаборатории планирования и реализации действий по управлению рисками и возможностями, связанными с лабораторной деятельностью. В настоящей статье рассматривается организация системы менеджмента качества лабораторий организаций системы «Транснефть» в части управления рисками, возможностями, корректирующими действиями с применением лабораторной информационной менеджмент-системы (ЛИМС). Описана модель реализации процесса с учетом соблюдения требований ГОСТ ISO/IEC 17025-2019.

Ключевые слова: система менеджмента качества, управление рисками, управление возможностями, лабораторная информационная система, ЛИМС

Для цитирования:
Организация системы менеджмента качества лабораторий с учетом требований ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 с применением ЛИМС / К. С. Вараксин [и др.] // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2021. Т. 11. № 5. С. 569–575.

Список литературы:↓

Товарно-транспортные операции и метрологическое обеспечение

576-581

Исследование градуировочной характеристики турбинных преобразователей расхода жидкости типа MVTM

П. С. Гуляев a, А. Н. Теплых b, А. Ю. Дьяченко c

a ООО «Транснефть – Балтика», 195009, Россия, Санкт-Петербург, Арсенальная набережная, 11, лит. А
b АО «Транснефть – Диаскан», 140501, Россия, Московская область, Луховицы, ул. Куйбышева, 7
c ПАО «Транснефть», 123112, Россия, Москва, Пресненская набережная, 4, стр. 2

DOI: 10.28999/2541-9595-2021-11-5-576-581

Аннотация: Большинство отказов турбинных преобразователей расхода (ТПР), используемых в российской системе магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, обусловлено резкими изменениями вязкости транспортируемой среды. В исследованиях по определению влияния реологических свойств перекачиваемой нефти на метрологические характеристики ТПР, имеющих градуировочную характеристику в виде кусочно-линейной аппроксимации без учета корреляции частоты вращения ротора ТПР с вязкостью перекачиваемой жидкости в поддиапазоне расхода, отмечается нестабильность метрологических характеристик в рабочем диапазоне. Учитывая тенденцию увеличения объема добычи и перекачки высоковязких нефтей, можно предположить, что непостоянность метрологических характеристик ТПР, выражаемая в изменении коэффициента преобразования, сохранится, что негативно скажется на достоверности учетных операций с применением систем измерений количества и показателей качества нефти (СИКН). Соответственно, возникает потребность в поддержании погрешности ТПР в установленных пределах в поддиапазонах и во всем диапазоне расходов. По результатам проведенного авторами исследования подтверждено, что для ТПР типа MVTM использование градуировочной характеристики в виде кусочно-параболической аппроксимации с зависимостью коэффициента преобразования от отношения частоты импульсов ТПР к вязкости нефти позволяет минимизировать влияние изменений параметров перекачиваемой среды на точность измерений и, как следствие, стабилизировать метрологические характеристики ТПР в межповерочном интервале, исключить затраты на выполнение внеочередных поверок, повысить точность и метрологическую надежность СИКН.

Ключевые слова: вязкость нефти, градуировочная характеристика, точность измерений, погрешность измерений, преобразователи расхода, СИКН, метрологические характеристики, метрологическая надежность, кусочно-линейная аппроксимация, кусочно-параболическая аппроксимация

Для цитирования:
Гуляев П. С., Теплых А. Н., Дьяченко А. Ю. Исследование градуировочной характеристики турбинных преобразователей расхода жидкости типа MVTM // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2021. Т. 11. № 5. С. 576–581.

Список литературы:↓

Экология

582-589

Интенсификация биоремедиации нефтезагрязненных почв с использованием природного консорциума микроорганизмов

К. Б. Оралбаева a, А. К. Ерназарова b, М. Е. Кундыбаев a, С. А. Сейткулов c, А. С. Кистаубаева b

a Центр исследований и разработок АО «КазТрансОйл», 050000, Республика Казахстан, Алматы, ул. Жибек Жолы, 154
b Казахский национальный университет имени аль-Фараби, 050040, Республика Казахстан, Алматы, проспект Aль-Фараби, 71
c Шымкентское нефтепроводное управление АО «КазТрансОйл», 160016, Республика Казахстан, Шымкент, проспект Жибек Жолы, 68 Б

DOI: 10.28999/2541-9595-2021-11-5-582-589

Аннотация: Биологические методы очистки нефтесодержащих почв в настоящее время имеют существенное развитие как наиболее доступные и эффективные. В их основе – использование метаболического потенциала углеводородокисляющих микроорганизмов (УОМ). При этом, как показывает практика, существующие препараты, содержащие УОМ, недостаточно эффективны в экстремальных почвенно-климатических условиях, в связи с чем актуальными являются вопросы поиска аборигенных штаммов нефтеокисляющих бактерий и разработка новых биопрепаратов. Цель работы – исследование эффективности штаммов УОМ для восстановления биологической активности нефтезагрязненного почвогрунта. Проведено изучение микрофлоры незагрязненной и нефтезагрязненной почвы, отобранной с экспериментального участка ГНПС «Шымкент» АО «КазТрансОйл»: общее количество микроорганизмов составило 210·106 кл/г и 130·106 кл/г, соответственно. Из выделенных из нефтезагрязненной почвы 16 штаммов УОМ были отобраны три штамма бактерий для создания ассоциации и применения в качестве биопрепарата-нефтедеструктора – Р12, Р16, А8. По итогам генотипирования установлено, что штаммы Р12 и Р16 соответствуют виду Pseudomonas aeruginosa, штамм А8 относится к виду Alcaligenes denitrificans. Установлено, что в составе ассоциаций штаммы Pseudomonas sp. P16, Pseudomonas sp. P12 и Alcaligenes sp. A8. показали лучший по сравнению с монокультурами рост на питательной среде с углеводородами. В процессе биоремедиации участка с искусственным нефтезагрязнением, проводимой в течение 120 суток с использованием биопрепарата, созданного на основе ассоциации штаммов P12, P16 и A8, содержание углеводородов снизилось в 3,4 раза, а при дополнительном внесении минеральных удобрений (аммофоса) – в 4,6 раза. Таким образом, доказана целесообразность использования штаммов УОМ Р12, Р16, А8 с целью биоремедиации нефтезагрязненных почв. Результаты исследования могут быть использованы для повышения экономической и экологической эффективности работ при проведении мероприятий по ликвидации последствий разливов нефти на почве.

Ключевые слова: нефтезагрязненная почва, биоремедиация, микроорганизмы-деструкторы, бактерии-деструкторы, штаммы-деструкторы, биоценозы

Для цитирования:
Интенсификация биоремедиации нефтезагрязненных почв с использованием природного консорциума микроорганизмов / К. Б. Оралбаева [и др.] // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2021. Т. 11. № 5. С. 582–589.

Список литературы:↓

Техническое регулирование

590-596

Повышение надежности антикоррозионных покрытий для защиты объектов магистральных нефтепроводов с использованием механизма управления качеством

О. В. Аралов a, И. В. Буянов a, С. И. Вьюнов a, С. В. Польщиков a, Л. А. Антонова a

a ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, Москва, Севастопольский проспект, 47а

DOI: 10.28999/2541-9595-2021-11-5-590-596

Аннотация: Проблема повышения качества антикоррозионных покрытий, применяемых на опасных производственных объектах, в том числе магистральных нефте- и нефтепродуктопроводах, актуальна как для операторов трубопроводных систем, так и для производителей материалов и оборудования. Ее решению способствует в том числе совершенствование системы оценки соответствия данного вида продукции, что является предметом рассмотрения авторов настоящей статьи. Цель статьи – анализ системы оценки соответствия антикоррозионных покрытий, используемых на объектах магистральных трубопроводов, эксплуатируемых организациями системы «Транснефть». В рамках работы проанализированы основные критерии оценки соответствия антикоррозионных покрытий, применяемых для защиты поверхности резервуаров, трубопроводов, конструкций и оборудования надземного исполнения. Рассмотрены основные требования национальных, международных и отраслевых стандартов к условиям окружающей среды и подготовке поверхности к антикоррозионной обработке, качеству отвержденного покрытия. Представлен комплексный подход к оценке соответствия антикорозионных покрытий, позволяющий усовершенствовать контроль качества данного вида продукции на всех стадиях жизненного цикла.

Ключевые слова: антикоррозионная защита, лакокрасочные покрытия, антикоррозионные покрытия, сертификация и контроль качества, оценка соответствия, общие технические требования

Для цитирования:
Повышение надежности антикоррозионных покрытий для защиты объектов магистральных нефтепроводов с использованием механизма управления качеством / О. В. Аралов [и др.] // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2021. Т. 11. № 5. С. 590–596.

Список литературы:↓