Русский

№4/2021

Стр.

Название статьи, авторы, аннотация и ключевые слова

Прочность, надежность, долговечность

364-371

Обоснование вероятностных коэффициентов запаса как фактора оптимизации металлоемкости трубопроводов и допустимого рабочего давления

Ю. Г. Матвиенко a, Д. А. Кузьмин b, В. В. Зацаринный a, М. С. Пугачев a, В. В. Потапов b

a Институт машиноведения им. А. А. Благонравова РАН (ИМАШ РАН), 101000, Россия, Москва, Малый Харитоньевский пер., 4
b АО «Всесоюзный научно-исследовательский институт атомных электростанций» (АО «ВНИИАЭС»), 109507, Россия, Москва, Ферганская ул., 25

DOI: 10.28999/2541-9595-2021-11-4-364-371

Аннотация: Проведен анализ влияния коэффициентов вариации сопротивления материала разрушению и коэффициентов вариации нагрузки на вероятность разрушения и, следовательно, на коэффициенты запаса по характеристикам сопротивления материала разрушению при заданных показателях вероятности разрушения. Снижение неопределенности в условиях нагружения и повышение качества материала позволяют снизить коэффициенты запаса по пределу текучести и вязкости разрушения для заданных целевых показателей безопасности. На примере трубных сталей марок Ст 20 и 16ГС показана возможность снижения коэффициента запаса по пределу текучести до значений nТ = 1,45 при коэффициенте вариации нагрузки 0,1 и сохранении целевого показателя безопасности в терминах вероятности разрушения на уровне 10–4. Возможность снижения коэффициентов запаса по пределу текучести и вязкости разрушения при заданных целевых показателях безопасности в терминах вероятности разрушения позволяет оптимизировать металлоемкость и максимальные допустимые давления в эксплуатируемых трубопроводах.

Ключевые слова: вязкость разрушения, трещиноподобные дефекты, вероятность разрушения, надежность трубопроводов, эксплуатационная надежность, металлоемкость, коэффициент запаса, вероятностно-статистические методы.

Для цитирования:
Обоснование вероятностных коэффициентов запаса как фактора оптимизации металлоемкости трубопроводов и допустимого рабочего давления / Ю. Г. Матвиенко [и др.] // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2021. Т. 11. № 4. С. 364–371.

Список литературы:↓

372-377

Упругопластический изгиб трубопровода при комбинированном нагружении

В. М. Варшицкий a, Е. П. Студёнов a, О. А. Козырев a, Э. Н. Фигаров a

a ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, Москва, Севастопольский проспект, 47а

DOI: 10.28999/2541-9595-2021-11-4-372-377

Аннотация: Рассмотрена задача упругопластического деформирования тонкостенной трубы при комбинированном нагружении изгибающим моментом, осевой силой и внутренним давлением. Решение задачи осуществлено по разработанной методике с помощью математического пакета Matcad численным методом, основанным на деформационной теории пластичности и безмоментной теории оболочек. Для упрощения решения предложено сведение двумерной задачи к одномерной задаче о деформировании балки, материал которой имеет различные диаграммы деформирования при сжатии и растяжении в осевом направлении. Проведено сравнение с результатами численного решения двумерной задачи методом конечных элементов в упругопластической постановке. Результаты расчета по инженерной методике совпадают с точным решением с точностью, необходимой для практического применения. Полученные результаты упругопластического решения для изгибающего момента в сечении трубопровода при комбинированном нагружении позволяют уточнить известное критериальное соотношение прочности сечения трубопровода с кольцевым дефектом в сторону снижения перебраковки. Применение разработанной методики позволяет ранжировать участки трубопровода с непроектным изгибом по степени близости к предельному состоянию при комбинированном нагружении изгибающим моментом, продольным усилием и внутренним давлением.

Ключевые слова: прочностные расчеты, изгибные напряжения, упругий изгиб, продольные деформации, осевая сила, внутреннее давление, изгибающий момент, предельное состояние, метод конечных элементов, магистральный трубопровод.

Для цитирования:
Упругопластический изгиб трубопровода при комбинированном нагружении / В. М. Варшицкий [и др.] // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2021. Т. 11. № 4. С. 372–377.

Список литературы:↓

Проектирование, строительство и эксплуатация

378-387

Особенности проектирования подводных переходов магистральных трубопроводов в условиях русловой и пойменной многорукавности

В. М. Католиков a, Д. Б. Казиакбаров b, А. А. Мальцев b, А. О. Власова b

a Государственный гидрологический институт, 199004, Россия, Санкт-Петербург, 2-я линия Васильевского острова, 23
b АО «Гипротрубопровод», филиал «Тюменьгипротрубопровод», 625003, Россия, Тюмень, ул. Ленина, 2а

DOI: 10.28999/2541-9595-2021-11-4-378-387

Аннотация: Многолетняя практика применения регламентных норм учета русловых процессов и механизма транспорта донных руслоформирующих наносов подтверждает надежность принятых расчетов для проектирования и строительства подводных переходов магистральных трубопроводов (ППМТ) через большинство средних и крупных рек России. Но для рек, «перегруженных» донными наносами, традиционные расчетные методики параметров подводной траншеи трубопровода с учетом заносимости оказываются недостаточными и требуют дополнительных решений. Данная проблема была выявлена при строительстве основной и резервной ниток ППМТ ВСТО-2 через реку Амур и обусловлена гидроморфологическими особенностями, спецификой водного режима и значительным расходом донных наносов, характерными для этого водного объекта. В настоящей статье представлена усовершенствованная технология разработки траншеи ППМТ путем создания так называемых ложных траншей на участках с максимальными удельными расходами донных наносов. На примере строительства ППМТ ВСТО-2 (резервная нитка через реку Амур) рассмотрены сложности проектирования и строительства трубопровода при значительных объемах транспорта донных наносов, проанализированы риски строительства в данных условиях, описаны планирование и реализация технического решения по созданию ложных траншей для перехвата донных наносов.

Ключевые слова: подводный переход, донные наносы, расход наносов, сток наносов, траншейный метод, подводная траншея, заносимость.

Для цитирования:
Особенности проектирования подводных переходов магистральных трубопроводов в условиях русловой и пойменной многорукавности / В. М. Католиков [и др.] // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2021. Т. 11. № 4. С. 378–387.

Список литературы:↓

388-395

Модифицированные формулы гидравлического расчета нефтепровода для условий изотермического течения степенной жидкости

М. З. Ямилев a, b, А. М. Масагутов c, А. К. Николаев d, В. В. Пшенин d, Н. А. Зарипова d, К. И. Плотникова d

a Научно-технический центр трубопроводного транспорта ООО «НИИ Транснефть» (НТЦ ООО «НИИ Транснефть»), 450055, Россия, Уфа, проспект Октября, 144/3
b Уфимский государственный нефтяной технический университет (УГНТУ), 450062, Россия, Уфа, ул. Космонавтов, 1
c ООО «Меретояханефтегаз», 625048, Россия, Тюмень, ул. 50 лет Октября, 14
d Санкт-Петербургский горный университет, 199106, Россия, Санкт-Петербург, Васильевский остров, 21-я линия, 2

DOI: 10.28999/2541-9595-2021-11-4-388-395

Аннотация: Теплогидравлический расчет неизотермических трубопроводов является наиболее важным гидравлическим расчетом в рамках решения задач обеспечения надежности и безопасности работы нефтепроводной системы. Для практических расчетов применяются формулы Дарси – Вейсбаха и Лейбензона. При этом в ряде случаев (короткие теплоизолированные участки, поверхностный обогрев нефтепроводов) можно использовать упрощенный подход к расчету, пренебрегая изменением температуры или учитывая температурные поправки. В настоящее время формулы для аналитического расчета движения высоковязких нефтей в форме уравнения Лейбензона получены только для ньютоновской и вязкопластичной жидкостей. Для степенной жидкости соответствующие зависимости отсутствуют, расчет ведется с использованием формулы Дарси – Вейсбаха. Целью настоящей статьи является представление формулы Дарси – Вейсбаха для изотермических течений степенной жидкости в форме уравнения Лейбензона. Данное представление позволит упростить процедуру проведения аналитических выкладок. В результате получены модифицированные уравнения Лейбензона для определения потери напора на участке нефтепровода в диапазоне индекса течения от 0,5 до 1,25. В указанном диапазоне относительное отклонение от результатов расчетов с использованием классических формул Метцнера – Рида и Ирвина не превышает 2 %.

Ключевые слова: гидравлический расчет, потери напора, степенная жидкость, неньютоновские жидкости.

Для цитирования:
Модифицированные формулы гидравлического расчета нефтепровода для условий изотермического течения степенной жидкости / М. З. Ямилев [и др.] // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2021. Т. 11. № 4. С. 388–395.

Список литературы:↓

396-406

Математическая модель распределения давления в магистральном трубопроводе при перекачке с применением противотурбулентных присадок с учетом их деградации

М. М. Гареев a, М. И. Валиев b, Ф. А. Карпов a

a Уфимский государственный нефтяной технический университет (УГНТУ), 450062, Россия, Уфа, ул. Космонавтов, 1
b ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, Москва, Севастопольский проспект, 47а

DOI: 10.28999/2541-9595-2021-11-4-396-406

Аннотация: Путевая деградация противотурбулентных присадок (ПТП) может стать причиной изменения основных параметров режима магистрального трубопровода – давления и расхода – относительно установившихся значений и осложнить контроль их отклонений от нормативных показателей. При этом до настоящего момента отсутствовала методика расчета режимов перекачки при использовании ПТП с учетом деградации. Авторами была поставлена цель по разработке методики для математического описания распределения давления в трубопроводе с учетом путевой деградации присадки, а также при различных концентрациях ПТП. Для достижения указанной цели предлагается дополнить уравнение баланса напоров с учетом эмпирической зависимости эффективности присадки от длины трубопровода. При расчетах давления в промежуточных точках трассы предлагается использовать данные опытно-промышленных испытаний по изменению эффективности ПТП. Для иллюстрации применения методики рассматриваются примеры перекачки нефти и нефтепродуктов с добавлением присадок в различных концентрациях. На основании экспериментальных данных получена адекватная математическая модель снижения эффективности ПТП по длине магистрального трубопровода для различных концентраций вводимой присадки.

Ключевые слова: противотурбулентная присадка, концентрация присадки, технологический режим, гидродинамическое сопротивление

Для цитирования:
Гареев М. М., Валиев М. И., Карпов Ф. А. Математическая модель распределения давления в магистральном трубопроводе при перекачке с применением противотурбулентных присадок с учетом их деградации // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2021. Т. 11. № 4. С. 396–406.

Список литературы:↓

Защита от коррозии

407-411

Экспериментальное обоснование скорости коррозии трубной стали

М. А. Белостоцкий a, А. М. Короленок a

a Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И. М. Губкина, 119991, Россия, Москва, Ленинский проспект, 65

DOI: 10.28999/2541-9595-2021-11-4-407-411

Аннотация: Определяющее значение в развитии дефектности металла труб имеет коррозионный фактор, а также деградация механических свойств трубных сталей в процессе эксплуатации трубопроводов. Авторами приведены результаты экспериментальных исследований по оценке скорости коррозии и склонности к трещинообразованию трубных сталей, наиболее распространенных на длительно эксплуатируемых магистральных нефте- и нефтепродуктопроводах. Разработана методика определения количественных показателей коррозионно значимых параметров для обоснования вывода в капитальный ремонт трубопроводов на основе результатов натурных экспериментальных исследований скорости коррозии фрагментов трубной стали при различных условиях поляризации и коррозионной активности грунта. Объект исследования – фрагменты труб (пластины) 50×50×3 мм, изготовленные из стали марок 09Г2С и 17Г1С. Полученные результаты позволили сформулировать рекомендации по уточнению количественных критериев коррозионно значимых факторов для обоснования вывода трубопровода в капитальный ремонт: 1) необходимо учитывать марку трубной стали (установлено, что сталь 17Г1С на 20–30 % более устойчива к коррозии, чем сталь 09Г2С, особенно в части образования локальных повреждений – язв и питтингов); 2) при значениях удельного электрического сопротивления грунта менее 20 Ом⋅м скорость коррозии возрастает примерно на порядок независимо от марки стали и наличия системы электрохимической защиты.

Ключевые слова: скорость коррозии, коррозия трубопроводов, электрохимическая защита, защитный потенциал, трубная сталь, магистральный нефтепровод.

Для цитирования:
Белостоцкий М. А., Короленок А. М. Экспериментальное обоснование скорости коррозии трубной стали // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2021. Т. 11. № 4. С. 407–411.

Список литературы:↓

Сварка

412-419

Исследование влияния термической обработки на металлофизические свойства металла сварных швов

Н. Г. Гончаров a, А. А. Юшин a, О. И. Колесников a, Г. В. Нестеров a, А. И. Азарин a

a ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, Москва, Севастопольский проспект, 47а

DOI: 10.28999/2541-9595-2021-11-4-412-419

Аннотация: Цель настоящего исследования – оценка влияния локальной термической обработки (нормализации и закалки с отпуском для продольных сварных соединений труб, сваренных контактной сваркой токами высокой частоты, а также высокотемпературного отпуска и термического отдыха для кольцевых стыков трубопроводов, сваренных дуговой сваркой) на показатели механических свойств и металлургического качества металла сварных соединений. Для проведения исследований в области продольных сварных соединений использовались трубы диаметром 530 мм с толщиной стенки 10 мм класса прочности К56, для оценки свойств металла кольцевых стыков были выбраны катушки длиной 500 мм с односторонней симметричной разделкой кромок с углом скоса 30°, изготовленные из труб диаметром 219–530 мм с толщиной стенки 8–15 мм из сталей класса прочности К42, К48, К56. В частности, показано, что высокий отпуск повышает пластичность, снижает уровень остаточных сварных напряжений (более чем на 30 %), твердость и прочность. Термический отдых сварных стыков способствует снижению уровня остаточного водорода в металле сварных соединений, что позволяет повысить свариваемость трубной стали при проведении ремонтных работ. В целом сделан вывод о том, что локальная термообработка позволяет оптимизировать показатели механических свойств металла сварных соединений и при необходимости получать требуемый уровень механических свойств.

Ключевые слова: сварка, сварной шов, сварной стык, сварка трубопроводов, термическая обработка, свойства металла, магистральный трубопровод.

Для цитирования:
Исследование влияния термической обработки на металлофизические свойства металла сварных швов / Н. Г. Гончаров [и др.] // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2021. Т. 11. № 4. С. 412–419.

Список литературы:↓

Товарно-транспортные операции и метрологическое обеспечение

420-427

Исследование физико-химических и реологических свойств нефтесмесей, транспортируемых по нефтепроводу Узень – Атырау – Самара

Б. К. Саяхов a, А. Г. Дидух b, Г. А. Габсаттарова b, М. Д. Насибулин b, Ж. К. Наурузбеков b

a АО «КазТрансОйл», 010000, Казахстан, Нур-Султан, проспект Туран, 20
b Центр исследований и разработок АО «КазТрансОйл», 050000, Казахстан, Алматы, ул. Жибек-жолы, 154

DOI: 10.28999/2541-9595-2021-11-4-420-427

Аннотация: На начальных участках магистрального нефтепровода Узень – Атырау – Самара формируются партии низкозастывающих бузачинских и высокозастывающих мангышлакских нефтей. По маршруту транспортировки осуществляются дополнительные подкачки нефтей с различными физико-химическими и реологическими характеристиками, что может оказывать существенное влияние на свойства перекачиваемых нефтесмесей. Цель настоящей работы – исследование физико-химических и реологических свойств бузачинской и мангышлакской нефтесмесей на маршруте поставки Узень – Атырау, а также диапазона и причин изменений характеристик бузачинской нефти (основной в компонентном составе нефтесмесей, перекачиваемых по нефтепроводу Узень – Атырау – Самара). По результатам исследований установлено, что свойства мангышлакской нефтесмеси изменяются в незначительных пределах. Для бузачинской нефтесмеси свойственна нестабильность реологических параметров, которые могут изменяться в широком диапазоне в результате путевой подкачки на различных участках нефтепровода. Колебания реологических параметров наиболее показательных проб партий бузачинской нефтесмеси рекомендуется учитывать для решения задач повышения текучести высоковязких нефтей и оптимизации технологических режимов работы трубопроводов, по которым осуществляется перекачка таких нефтей. Методами газохроматографического анализа молекулярно-массового распределения тугоплавких парафинов и поляризационной микроскопии определена температура нагрева бузачинской и мангышлакской нефтесмесей, оптимальная для ввода депрессорной присадки.

Ключевые слова: физико-химические свойства нефти, реологические свойства нефти, высоковязкая нефть, депрессорная присадка.

Для цитирования:
Исследование физико-химических и реологических свойств нефтесмесей, транспортируемых по нефтепроводу Узень – Атырау – Самара / Б. К. Саяхов [и др.] // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2021. Т. 11. № 4. С. 420–427.

Список литературы:↓

428-434

Разработка централизованного подхода к проведению межлабораторных сличительных испытаний

С. В. Габова а, А. А. Трусагина b, М. Е. Артёмов b

a ПАО «Транснефть», 123112, Россия, Москва, Пресненская набережная, 4, стр. 2
b ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, Москва, Севастопольский проспект, 47а

DOI: 10.28999/2541-9595-2021-11-4-428-434

Аннотация: Важнейшим звеном системы контроля качества нефти являются испытательные лаборатории, от компетентности которых зависит достоверность результатов измерений и эффективность управленческих решений, принимаемых с учетом полученных данных. Одним из способов подтверждения достоверности результатов измерений является проверка квалификации лаборатории посредством ее участия в межлабораторных сличительных (сравнительных) испытаниях (МСИ). В настоящей статье рассмотрены вопросы проведения таких испытаний для лабораторий организаций системы «Транснефть». Описан действующий порядок, предполагающий участие лабораторий в МСИ в регионах своего местонахождения, при этом разработкой и реализацией программы проверки квалификации занимаются сторонние организации – провайдеры МСИ. Такая практика имеет существенные недостатки, не позволяя, в том числе, систематизировать и обобщить результаты МСИ для общей оценки деятельности испытательных лабораторий ПАО «Транснефть». В статье представлен централизованный подход к проведению МСИ в ПАО «Транснефть», устанавливающий единый порядок участия лабораторий в испытаниях с целью осуществления общей оценки квалификации лабораторий, своевременной разработки и реализации предупреждающих и корректирующих мероприятий по улучшению деятельности лабораторий, усовершенствования системы контроля качества нефти на объектах ПАО «Транснефть».

Ключевые слова: качество нефти, испытательная лаборатория, межлабораторные сличительные испытания, компетентность лаборатории, достоверность измерений.

Для цитирования:
Габова С. В., Трусагина А. А., Артёмов М. Е. Разработка централизованного подхода к проведению межлабораторных сличительных испытаний // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2021. Т. 11. № 4. С. 428–434.

Список литературы:↓

Пожарная и промышленная безопасность

435-451

Исследование конструктивных решений установок водяного охлаждения резервуаров

С. Н. Морозов a, В. В. Таганов a, Д. В. Калачинский b, Д. А. Иванченко b

a ПАО «Транснефть», 123112, Россия, Москва, Пресненская набережная, 4, стр. 2
b ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, Москва, Севастопольский проспект, 47а

DOI: 10.28999/2541-9595-2021-11-4-435-451

Аннотация: Установки водяного охлаждения резервуаров являются частью системы автоматического пожаротушения резервуарного парка и представляют собой комплекс устройств, оборудования и трубопроводов. Непосредственное охлаждение стенки резервуара осуществляется через верхнее горизонтальное кольцо орошения, выполненное в виде перфорированного трубопровода или трубопровода с оросителями. При этом до настоящего времени не была определена зависимость фактически защищаемой площади стенки от расходов воды, подаваемой через отверстия и/или оросители при их различном положении по отношению к стенке и верхней кромке резервуара. Цель исследования – экспериментальное определение оптимальных конструктивных и технологических решений элементов установок водяного охлаждения резервуара. Для изучения процессов теплового нагрева и охлаждения боковой поверхности резервуара проведены гидравлические и огневые испытания моделей секции установки водяного охлаждения – горизонтального кольца орошения. По результатам испытаний определена эффективность различных конструкций в зависимости от изменяемых технологических параметров (давления и расхода воды в кольце орошения), диаметра отверстий перфорированного трубопровода и шага между ними, угла расположения устройств подачи воды относительно горизонтальной поверхности сечения резервуара, расстояния от кольца орошения до стенки резервуара и его верхней кромки.

Ключевые слова: водяное охлаждение, резервуары, резервуарный парк, автоматическая система пожаротушения, оросители

Для цитирования:
Исследование конструктивных решений установок водяного охлаждения резервуаров / С. Н. Морозов [и др.] // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2021. Т. 11. № 4. С. 435–451.

Список литературы:↓

Экология

452-459

Оценка вклада превышения объема паровоздушной смеси над объемом закачки в потерях нефти и нефтепродуктов от испарения

А. А. Коршак a, Ан. А. Коршак a

a Научно-технический центр трубопроводного транспорта ООО «НИИ Транснефть» (НТЦ ООО «НИИ Транснефть»), 450055, Россия, Уфа, проспект Октября, 144/3

DOI: 10.28999/2541-9595-2021-11-4-452-459

Аннотация: В настоящее время при экспериментальном определении потерь нефтепродуктов от «больших дыханий» резервуаров используют формулу Черникина – Валявского. При этом «однако» не учитывается, что объем вытесняемой в атмосферу паровоздушной смеси, как правило, превышает объем закачиваемой нефти (нефтепродукта). Соответствующий параметр – коэффициент превышения, – по экспериментальным данным, может принимать значения более 8. До недавнего времени не до конца были ясны даже причины этого явления, соответственно, эмпирические зависимости для расчета коэффициента превышения не учитывали всех влияющих факторов. Авторами статьи на основе уравнения Менделеева – Клапейрона в дифференциальной форме получено аналитическое выражение для вычисления среднего коэффициента превышения. Установлено, что данная величина зависит от молярной массы и температуры паровоздушной смеси в начале и конце закачки, а также от соотношения объемов газового пространства резервуара и закачиваемого продукта. Для анализа полученной зависимости был спланирован и проведен вычислительный эксперимент, предусматривающий изменение определяющих параметров в широком диапазоне. Расчеты выполнялись для нефти и бензина. По результатам 25 вычислительных «опытов» определено, что при операциях с бензином средний коэффициент превышения (за одну операцию заполнения резервуара) в исследованном диапазоне температур принимает значения от 1,029 до 1,678, а при операциях с нефтью – от 1,016 до 1,338, то есть, как правило, превышает погрешность инструментальных замеров потерь нефти (нефтепродуктов) от испарения. Математическое ожидание рассматриваемой величины при операциях с бензином составляет 1,26, с нефтью – 1,16. Таким образом, учет среднего коэффициента превышения при обработке результатов инструментальных измерений потерь углеводородов от испарений вследствие «больших дыханий» резервуаров является обязательным.

Ключевые слова: испарение нефти, испарение нефтепродуктов, большие дыхания, паровоздушная смесь, потери нефти, потери топлива, резервуар.

Для цитирования:
Коршак А. А., Коршак Ан. А. Оценка вклада превышения объема паровоздушной смеси над объемом закачки в потерях нефти и нефтепродуктов от испарения // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2021. Т. 11. № 4. С. 452–459.

Список литературы:↓

Материалы и оборудование

460-465

Оптимизация конструкции камер пуска-приема средств очистки и диагностики

И. А. Флегентов a, А. В. Кулешов a

a ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, Москва, Севастопольский проспект, 47а

DOI: 10.28999/2541-9595-2021-11-4-460-465

Аннотация: По результатам проведенного анализа конструктивных решений камер пуска-приема средств очистки и диагностики (КПП СОД), применяемых при технической диагностике и техническом обслуживании магистральных трубопроводов в России и за рубежом, был установлен ряд проблем существующих конструкций, снижающих эксплуатационную надежность данного вида оборудования. Это, в свою очередь, обусловило актуальность задачи оптимизации конструкции КПП СОД, в том числе в части унификации используемых при их изготовлении деталей, увеличения доли заводских изделий. Были приняты решения, обеспечившие комплексный подход к вопросу повышения надежности и ремонтопригодности оборудования – разработана новая конструкция КПП СОД, позволяющая снизить металлоемкость и трудоемкость при изготовлении, сократить эксплуатационные затраты, повысить технологичность и прочностные характеристики. В рамках решения данной задачи выполнены расчетно-теоретические исследования с применением прикладного программного комплекса SIMULIA Abaqus. Надежность оптимизированной конструкции подтверждена результатами испытаний на прочность опытного образца КПП СОД с номинальным диаметром рабочей камеры DN 1000. Разработан типоразмерный ряд КПП СОД усовершенствованной конструкции с номинальными диаметрами рабочей камеры DN 150–1200 для применения на магистральных нефте- и нефтепродуктопроводах.

Ключевые слова: диагностика трубопровода, очистка трубопровода, техническое обслуживание и ремонт, внутритрубная диагностика, эксплуатационная надежность, байонетный затвор.

Для цитирования:
Флегентов И. А., Кулешов А. В. Оптимизация конструкции камер пуска-приема средств очистки и диагностики // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2021. Т. 11. № 4. С. 460–465.

Список литературы:↓

Техническое регулирование

466-476

Повышение надежности запорной и регулирующей арматуры на объектах магистральных трубопроводов с использованием механизма управления качеством

О. В. Аралов a, И. В. Буянов a, С. И. Вьюнов a, А. М. Короленок b

a ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, Москва, Севастопольский проспект, 47а
b Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И. М. Губкина, 119991, Россия, Москва, Ленинский проспект, 65

DOI: 10.28999/2541-9595-2021-11-4-466-476

Аннотация: Отказ трубопроводной арматуры приводит к значительным убыткам, связанным с потерей транспортируемого продукта, вынужденной остановкой трубопровода, ликвидацией последствий утечек. В этой связи задача обеспечения надежности запорной, регулирующей и запорно-регулирующей арматуры (ЗРА), поставляемой для нужд топливно-энергетического комплекса, включая трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов, имеет безусловную актуальность и значимость. Цель статьи – анализ системы оценки соответствия ЗРА, поставляемой на объекты магистральных нефте- и нефтепродуктопроводов. Рассмотрены основные требования к данному виду трубопроводной арматуры, установленные в государственных и отраслевых нормативно-технических документах, проблемы, возникающие в процессе ее оценки. На основе практического опыта определено, что наилучшие результаты в области контроля и повышения качества трубопроводной арматуры на всех стадиях ее жизненного цикла обеспечивает комплексная система оценки соответствия ЗРА, включающая в себя проведение экспертизы технической документации, комплексного аудита производителя и испытаний изделий в сочетании с обменом информацией между изготовителями и организациями, эксплуатирующими поставляемую продукцию.

Ключевые слова: регулирующая арматура, запорная арматура, запорно-регулирующая арматура, трубопроводная арматура, сертификация и контроль качества, оценка соответствия, надежность трубопровода.

Для цитирования:
Повышение надежности запорной и регулирующей арматуры на объектах магистральных трубопроводов с использованием механизма управления качеством / О. В. Аралов [и др.] // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2021. Т. 11. № 4. С. 466–476.

Список литературы:↓