Русский

№2/2021

Стр.

Название статьи, авторы, аннотация и ключевые слова

Проектирование, строительство и эксплуатация

126-135

Экспресс-метод калибровки математической модели взаимодействия подземного трубопровода с вмещающими мерзлыми грунтами

А. Ю. Гунар a, В. З. Хилимонюк a, Л. Н. Хрусталев a, Э. А. Пелих b, А. А. Коротков b

a Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова (МГУ имени М. В. Ломоносова), 119991, Россия, Москва, ГСП-1, Ленинские горы, 1
b ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, Москва, Севастопольский проспект, 47а

DOI: 10.28999/2541-9595-2021-11-2-126-135

Аннотация: Вопрос повышения точности прогнозных расчетов при тепловом моделировании взаимодействия инженерных сооружений и вмещающих их многолетнемерзлых грунтов остается актуальным несмотря на то, что выбор программных продуктов, позволяющих проводить соответствующие расчеты, сегодня крайне велик. Точность прогнозного расчета определяется прежде всего исходными данными, закладываемыми в математическую модель. В этой связи первоочередной задачей является подбор адекватного набора исходных данных или калибровка математической модели. Авторами разработан экспресс-метод калибровки математической модели взаимодействия подземного трубопровода с многолетнемерзлым грунтом, позволяющий осуществлять калибровку, в том числе при отсутствии специальных наблюдений в системе «трубопровод – окружающая среда». В основу экспресс-метода положено решение обратной задачи Стефана методом эквивалентной температуры, сокращение количества исходных данных за счет замены многочисленных климатических параметров их интегральной характеристикой, а также использование аналитического математического аппарата модели вместо численного. Описанный в статье алгоритм может быть реализован несложной компьютерной программой, что позволит осуществлять многошаговый процесс калибровки в автоматическом режиме за считанные минуты.

Ключевые слова: многолетнемерзлые грунты, подземный трубопровод, прогнозное моделирование, система «трубопровод – грунт», задача Стефана, калибровка модели, граничные условия первого рода, граничные условия третьего рода, численно-аналитическая модель.

Для цитирования:
Экспресс-метод калибровки математической модели взаимодействия подземного трубопровода с вмещающими мерзлыми грунтами / А. Ю. Гунар [и др.] // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2021. Т. 11. № 2. С. 126–135.

Список литературы:↓

136-144

Оптимизация проектных решений при прокладке магистральных трубопроводов в условиях островной и прерывистой мерзлоты

Х. Ш. Шамилов a, Р. М. Каримов a, А. К. Гумеров a, А. Р. Валеев a, Р. Р. Ташбулатов a

a Уфимский государственный нефтяной технический университет (УГНТУ), 450062, Россия, Уфа, ул. Космонавтов, 1

DOI: 10.28999/2541-9595-2021-11-2-136-144

Аннотация: Представлены результаты численных экспериментальных исследований по оптимизации проектных решений при прокладке участков магистральных трубопроводов в условиях распространения прерывистой и островной мерзлоты. Обоснована нецелесообразность использования надземного способа прокладки трубопровода на опорах при незначительной протяженности зон многолетнемерзлых пород. В качестве альтернативы указан метод подземного закрепления участков с помощью специально разработанных анкерных опор на гибких тягах. При расчете конструкции опор учитываются особенности знакопеременных сезонных нагрузок, возникающих при различных вариантах оттаивания траншей в мерзлых породах под действием температуры окружающей среды и самого трубопровода. С целью оценки напряженно-деформированного состояния отклонившихся от проектного положения подземных участков трубопровода разработана многофакторная конечно-элементная модель, позволяющая рассчитать допустимые нагрузки и определить места опасных сечений для выбора максимального шага расстановки опор. В результате расчетов подтверждена нецелесообразность использования теплоизоляции, вес которой многократно увеличивает уровень напряженности на опасных сечениях как при всплытии, так и при провисании трубопровода в оттаившей траншее. Для трубопровода диаметром 1200 мм определены допустимые значения протяженности пролетов – максимальный шаг расстановки подземных опор. Проведены оптимизационные расчеты для различных сочетаний постоянных и переменных нагрузок, по результатам которых подтверждена возможность сокращения количества опорных конструкций путем исключения теплоизоляции, ограничения температуры монтажа и укладки упругим изгибом в направлении, обратном направлению стрелы прогнозируемого прогиба оси трубопровода.

Ключевые слова: подземный трубопровод, островная мерзлота, сезонное оттаивание грунтов, бугор пучения, устойчивость трубопровода, напряженно-деформированное состояние, проектные решения.

Для цитирования:
Оптимизация проектных решений при прокладке магистральных трубопроводов в условиях островной и прерывистой мерзлоты / Х. Ш. Шамилов [и др.] // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2021. Т. 11. № 2. С. 136–144.

Список литературы:↓

Прочность, надежность, долговечность

145-151

Лабораторные исследования магнитно-анизотропного метода контроля напряженно-деформированного состояния трубопроводов

Л. Ю. Могильнер a, Н. Н. Скуридин a

a ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, Москва, Севастопольский проспект, 47а

DOI: 10.28999/2541-9595-2021-11-2-145-151

Аннотация: Оценка напряженно-деформированного состояния – один из важнейших этапов при определении работоспособности металлоконструкций, условий их безопасной эксплуатации и остаточного ресурса. Однако до настоящего времени отсутствуют хорошо апробированные технологии, которые позволяли бы определять данную характеристику стальных трубопроводов и корпусов оборудования при диагностировании в условиях эксплуатации. Цель статьи – анализ возможности применения для этого магнитно-анизотропного метода. Метод основан на фиксации магнитных полей рассеяния, возникающих над поверхностью ферромагнитного металла, который под влиянием внешней нагрузки становится анизотропным либо меняет параметры своей анизотропии. Проведена оценка погрешности измерений при использовании магнитно-анизотропного метода. Описаны результаты лабораторных наблюдений за изменением магнитных свойств образцов из трубной стали в упругой и упругопластической областях. Показано, что измерения свойств материала с применением магнитно-анизотропного метода можно трактовать в рамках общепринятых моделей поведения металла под нагрузкой. Указано на необходимость калибровки оборудования на трубных сталях с учетом марки и, возможно, химического состава стали, способа производства трубы, исходной анизотропии металла перед нагружением. Для фиксации перехода металла в упругопластическое состояние следует измерять параметры магнитной анизотропии металла до и после нагрузки либо при возрастании нагрузки фиксировать момент перехода каким-либо альтернативным методом.

Ключевые слова: напряженно-деформированное состояние металла, диагностика трубопроводов, магнитная анизотропия, главные механические напряжения, деформация металла, разность главных механических напряжений

Для цитирования:
Могильнер Л. Ю., Скуридин Н. Н. Лабораторные исследования магнитно-анизотропного метода контроля напряженно-деформированного состояния трубопроводов // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2021. Т. 11. № 2. С. 145–151.

Список литературы:↓

152-165

Обеспечение прочности и устойчивости стенки резервуаров при ремонте с использованием усиливающих рам жесткости

А. Н. Задумин a, Е. Г. Ильин a, М. В. Лиховцев a, А. А. Катанов a

a ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, Москва, Севастопольский проспект, 47а

DOI: 10.28999/2541-9595-2021-11-2-152-165

Аннотация: Устранение дефектов металла и сварных швов стенок вертикальных цилиндрических резервуаров возможно методом вырезки и замены удаленных фрагментов ремонтными вставками с использованием рам жесткости. При этом в нормативных документах отсутствуют методики расчета таких усиливающих элементов и собственно конструкции стенки резервуара с данными элементами. С целью оценки прочности и устойчивости стенки резервуара и рамы жесткости во время проведения ремонтных работ выполнено компьютерное моделирование и проведены расчеты напряженно-деформированного состояния указанных металлоконструкций. В рамках исследования рассмотрены основные российские и зарубежные нормативные документы, регламентирующие нагрузки и методики расчета устойчивости стенки резервуара, проанализированы публикации, посвященные расчету устойчивости стенки резервуара с применением компьютерного моделирования. Приведены результаты компьютерного моделирования и расчетов на прочность и устойчивость в зависимости от снеговой и ветровой нагрузок. По итогам выполненных работ сделаны следующие выводы: 1) расчеты должны учитывать ветровую нагрузку, действующую под углом 40° к вырезаемому фрагменту; 2) допустимые размеры одной вставки не должны превышать габариты одного листа пояса резервуара; 3) не рекомендуется одновременная вырезка и замена более чем одного фрагмента; 4) при необходимости возможность одновременной вырезки проемов в двух и более местах должна определяться расчетом, учитывающим взаимное влияние количества, расположения и размеров проемов на напряженно-деформированное состояние стенки резервуара и рам жесткости.

Ключевые слова: вертикальный стальной резервуар, дефекты резервуаров, ремонт резервуаров, ремонтная вставка, расчет на прочность, расчет на устойчивость, напряженно-деформированное состояние металла, ветровые нагрузки, снеговые нагрузки.

Для цитирования:
Обеспечение прочности и устойчивости стенки резервуаров при ремонте с использованием усиливающих рам жесткости / А. Н. Задумин [и др.] // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2021. Т. 11. № 2. С. 152–165.

Список литературы:↓

166-171

Прогнозирование предельного давления трубопровода с точечным коррозионным дефектом с помощью искусственной нейронной сети

К. Т. Чин a, Т. Арумугам a, С. Каруппанан a, М. Овинис a

a 32610, Малайзия, Сери Искандар, штат Перак, Технологический университет ПЕТРОНАС

DOI: 10.28999/2541-9595-2021-11-2-166-171

Аннотация: Описываются разработка и применение искусственной нейронной сети (ИНС) для прогнозирования предельного давления трубопровода с точечным коррозионным дефектом, подверженного воздействию только внутреннего давления. Модель ИНС разработана на основе данных, полученных по результатам множественных полномасштабных испытаний на разрыв труб API 5L (класс от X42 до X100). Качество работы модели ИНС проверено в сравнении с данными для обучения, получен коэффициент детерминации R2 = 0,99. Модель дополнительно протестирована с учетом данных о предельном давлении корродированных труб API 5L X52 и X80. Установлено, что разработанная модель ИНС позволяет прогнозировать предельное давление с приемлемой погрешностью. С использованием данной модели проведена оценка влияния длины и глубины коррозионных дефектов на предельное давление. Выявлено, что глубина коррозии является более значимым фактором разрушения корродированного трубопровода.

Ключевые слова: коррозия трубопровода, предельное давление, внутреннее давление, искусственная нейронная сеть

Для цитирования:
Прогнозирование предельного давления трубопровода с точечным коррозионным дефектом с помощью искусственной нейронной сети / К. Т. Чин [и др.] // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2021. Т. 11. № 2. С. 166–171.

Список литературы:↓

Товарно-транспортные операции и метрологическое обеспечение

172-177

Оценка совместимости типов нефти при смешении для совместной транспортировки

А. А. Шматков a, Н. В. Штонда a, Ю. Н. Олудина a

a ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, Москва, Севастопольский проспект, 47а

DOI: 10.28999/2541-9595-2021-11-2-172-177

Аннотация: Транспортировка по системе магистральных трубопроводов нефтей различного состава, существенно различающихся по своим свойствам и показателям качества, возможна при определенном усреднении качества нефти в грузопотоках путем применения технологии смешения. При этом может возникнуть проблема несовместимости нефтей, проявляющаяся в виде аномального изменения показателей качества и физико-химических свойств нефти или интенсивного выпадения твердых отложений. В научной литературе встречается большое количество работ, посвященных изучению данной проблемы, однако комплексный подход к оценке совместимости нефтей при транспортировке по разветвленной системе магистральных нефтепроводов до сих пор отсутствовал. Авторами настоящей статьи предложен подход, в основе которого – оценка совместимости нефтей при смешении по критериям плотности, вязкости и коллоидной стабильности. Реализация подхода проиллюстрирована на примере пункта смешения, где формируется смесь из двух различных по качеству нефтей. По результатам анализа установлено, что оценка совместимости нефтей с учетом разработанных критериев позволяет сделать вывод о целесообразности смешения конкретных типов нефтей либо об их оптимальных соотношениях при смешении, исключив тем самым негативное влияние явления несовместимости на процесс транспортировки различных типов нефтей.

Ключевые слова: качество нефти, свойства нефти, совместимость нефтей, смешение нефтей, показатели качества нефти, вязкость нефти, коллоидная стабильность.

Для цитирования:
Шматков А. А., Штонда Н. В., Олудина Ю. Н. Оценка совместимости типов нефти при смешении для совместной транспортировки // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2021. Т. 11. № 2. С. 172–177.

Список литературы:↓

178-182

Оценка влияния изменения свойств нефти на точность измерений при использовании турбинных преобразователей расхода типа MVTM

А. Н. Теплых a, П. С. Гуляев b

a АО «Транснефть – Диаскан», 140501, Россия, Луховицы, Московская область, ул. Куйбышева, 7
b ООО «Транснефть – Балтика», 195009, Россия, Санкт-Петербург, Арсенальная набережная, 11, лит. А

DOI: 10.28999/2541-9595-2021-11-2-178-182

Аннотация: Одной из основных погрешностей турбинных расходомеров является изменение коэффициента преобразования, который зависит от множества факторов. Авторами проведены экспериментальные исследования с целью установления влияния вязкости и температуры нефти на изменение коэффициента преобразования турбинных преобразователей расхода (ТПР) типа MVTM. В рамках работы выполнен анализ составляющих погрешности, рассмотрен вопрос статистической обработки результатов измерений методами теории вероятности и математической статистики. По результатам исследований с использованием трех расходомеров установлено изменение коэффициента преобразования в диапазоне от 0,2 до 0,3 %. Подтверждено, что изменение температуры и вязкости нефти оказывает существенное влияние на точность измерений, проводимых с помощью ТПР типа MVTM. Результаты работы могут быть применены с целью совершенствования методов измерения массы нефти при учетных операциях с использованием СИКН в части создания новых алгоритмов коррекции величины коэффициента преобразования для стабилизации метрологических характеристик ТПР в межповерочном интервале и, как следствие, минимизации финансовых и временных затрат на проведение внеочередных поверок.

Ключевые слова: турбинный преобразователь расхода, свойства нефти, СИКН, учетные операции, точность измерений.

Для цитирования:
Теплых А. Н., Гуляев П. С. Оценка влияния изменения свойств нефти на точность измерений при использовании турбинных преобразователей расхода типа MVTM // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2021. Т. 11. № 2. С. 178–182.

Список литературы:↓

183-189

Численное моделирование проточной части безвального совмещенного насоса-электродвигателя

Е. Ф. Денисов a, С. Г. Бажайкин b, Е. А. Тигулев b,c, М. З. Ямилев b,c

a ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, Москва, Севастопольский проспект, 47а
b Научно-технический центр трубопроводного транспорта ООО «НИИ Транснефть» (НТЦ ООО «НИИ Транснефть»), 450055, Россия, Уфа, проспект Октября, 144/3
c Уфимский государственный нефтяной технический университет, 450062, Россия, Уфа, ул. Космонавтов, 1

DOI: 10.28999/2541-9595-2021-11-2-183-189

Аннотация: Одним из значимых принципов для обеспечения гидравлической эффективности проточной части безвального совмещенного насоса-электродвигателя, а также технологичности производства рабочих колес с подобной проточной частью является применение при ее проектировании линейчатых поверхностей. С использованием линейчатых поверхностей построена цифровая модель проточной части, для нее определен эффективный диапазон основных геометрических параметров. На основе принципов построения линейчатых поверхностей и задания критериев гидравлической эффективности разработаны граничные условия, позволяющие проводить натурные испытания на более поздних этапах создания безвального насосного агрегата. С учетом вариативности отдельных геометрических параметров проточной части проведена оценка их влияния на гидравлические характеристики проточной части. Комбинации гидравлических параметров цифровой модели, обеспечивающие максимальную эффективность безвального насосного агрегата, позволяют наиболее точно создавать опытные образцы для натурных испытаний.

Ключевые слова: безвальный насос, снижение гидравлических потерь, гидравлическая эффективность, гидравлические характеристики, проточная часть, инженерный анализ, геометрическая модель.

Для цитирования:
Численное моделирование проточной части безвального совмещенного насоса-электродвигателя / Е. Ф. Денисов [и др.] // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2021. Т. 11. № 2. С. 183–189.

Список литературы:↓

Энергетика и электрооборудование

190-197

Оптимизация режимов работы магистрального нефтепровода по критерию минимальных затрат на оплату электрической энергии

М. В. Лурье а, Е. О. Штанько a

a Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И. М. Губкина (РГУ нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина), 119991, Россия, Москва, Ленинский проспект, 65

DOI: 10.28999/2541-9595-2021-11-2-190-197

Аннотация: Рассматривается вопрос о выборе оптимального плана эксплуатации технологического участка магистрального нефтепровода при различных производительностях. В качестве критерия оптимальности принимается минимум суммарных денежных затрат на оплату потребляемой электрической энергии. При изменении планов поставок нефти приходится решать вопрос, является ли новый вводимый режим оптимальным, какова будет величина требуемой дополнительной или неизрасходованной электроэнергии, какие поправки требуется вносить в заявку на электроэнергию. В этой связи определение корректного способа вычисления и сравнения энергопотребления при планировании режимов работы магистрального нефтепровода для разных, изменяющихся планов перекачки является актуальной и важной задачей. Предлагается двухэтапный алгоритм определения оптимального графика работы технологического участка нефтепровода путем решения задачи линейного программирования, сформулированной таким образом, чтобы учесть все особенности расчета стоимости потребленной электрической энергии. Приводится пример расчета с использованием предлагаемого алгоритма.

Ключевые слова: магистральный нефтепровод, режимы перекачки, оптимизация режима перекачки нефти, затраты электроэнергии, энергоэффективность, сетевая мощность, линейное программирование.

Для цитирования:
Лурье М. В., Штанько Е. О. Оптимизация режимов работы магистрального нефтепровода по критерию минимальных затрат на оплату электрической энергии // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2021. Т. 11. № 2. С. 190–197.

Список литературы:↓

198-202

Совершенствование методики оценки надежности тепловых сетей объектов магистральных трубопроводов

М. Н. Ильина a, Д. В. Ларюшкин a

a АО «Связьтранснефть», 117420, Россия, Москва, ул. Наметкина, 12, стр. 1

DOI: 10.28999/2541-9595-2021-11-2-198-202

Аннотация: Источником информации о техническом состоянии трубопроводов тепловых сетей объектов магистральных нефтепроводов ПАО «Транснефть» являются результаты их обслуживания и ремонта, технического освидетельствования, гидравлических испытаний и т. д. На основании этих данных проводятся расчеты показателей надежности, по итогам анализа которых осуществляется планирование дальнейшего технического обслуживания и ремонта. Однако при оценке надежности систем теплоснабжения необходимо учитывать не только срок эксплуатации и величину амортизационного износа, но и реальное состояние в конкретных условиях функционирования. Учесть многообразие факторов, которые влияют на работоспособность трубопроводов системы теплоснабжения, и тем самым повысить точность расчетов при оценке их остаточного ресурса позволяет применение кластерного анализа в дополнение к используемой методике оценки надежности тепловых сетей. В рамках настоящей работы оценка надежности объектов АО «Связьтранснефть» с применением кластерного анализа проведена на примере равнозначных участков тепловых сетей двух узлов связи, расположенных в Краснодарском крае и Республике Саха (Якутия).

Ключевые слова: тепловая сеть, надежность тепловых сетей, износ тепловых сетей, ремонт тепловых сетей, кластерный анализ

Для цитирования:
Ильина М. Н., Ларюшкин Д. В. Совершенствование методики оценки надежности тепловых сетей объектов магистральных трубопроводов // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2021. Т. 11. № 2. С. 198–202.

Список литературы:↓

Техническое регулирование

203-213

Национальный стандарт на боны морские тяжелые: опыт разработки и основные требования

Г. В. Зябкин a, С. А. Половков b, А. Э. Гончар b, В. Н. Слепнев b

a ПАО «Транснефть», 123112, Россия, Москва, Пресненская набережная, 4, стр. 2
b ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, Москва, Севастопольский проспект, 47а

DOI: 10.28999/2541-9595-2021-11-2-203-213

Аннотация: Основными средствами локализации нефтяных разливов в акваториях являются боновые заграждения. Несмотря на их повсеместное использование, в течение долгого времени отсутствовал национальный стандарт, регламентирующий требования к данному виду оборудования. Соответствующий стандарт – ГОСТ Р 58190-2018 – был введен в действие 1 апреля 2019 года. Основой для его создания стал нормативный документ ПАО «Транснефть», доработанный с учетом анализа зарубежного опыта нормирования требований к боновым заграждениям, опыта эксплуатации бонов морских тяжелых, состояния рынка данного вида оборудования, используемых материалов и технологий производства. ГОСТ Р 58190-2018 впервые определил боны морские тяжелые как отдельный класс боновых заграждений, установил и закрепил на национальном уровне требования к ним, что надо расценивать как важный шаг в обеспечении качества данного вида оборудования. В настоящей статье авторы, принимавшие участие в разработке стандарта, представляют анализ итогов разработки и рассматривают возникшие в связи с этим проблемные вопросы. Сформулированы рекомендации с целью повышения качества деятельности в области технического регулирования. Сделан вывод о целесообразности рассмотрения вопроса о создании в перспективе национального стандарта, определяющего основные типы боновых заграждений, требования к ним, рекомендации по применению. Опыт разработки ГОСТ Р 58190-2018 может быть распространен на другие виды оборудования и использован при разработке других национальных стандартов.

Ключевые слова: боновое заграждение, разлив нефти, разлив нефтепродуктов, ликвидация разливов нефти, локализация разливов нефти, национальный стандарт

Для цитирования:
Национальный стандарт на боны морские тяжелые: опыт разработки и основные требования / Г. В. Зябкин [и др.] // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2021. Т. 11. № 2. С. 203–213.

Список литературы:↓

Автоматика, телемеханика и связь

214-223

Применение паттернов при автоматизации процессов оценки соответствия продукции

О. В. Аралов a, И. В. Буянов a, С. И. Вьюнов a, А. А. Рублев a

a ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, Москва, Севастопольский проспект, 47а

DOI: 10.28999/2541-9595-2021-11-2-214-223

Аннотация: Автоматизированная система управления процессами оценки соответствия основных видов продукции (АСУ ОВП), используемой в системе нефтепроводного транспорта, создана с целью оптимизации оперативных процессов в указанной области. Она позволяет повысить координацию деятельности подразделений, участвующих в оценке соответствия, усовершенствовать порядок рассмотрения технической и эксплуатационной документации, реализовать функции управления и координации при проведении экспертизы, испытаний и инспекционного контроля. При этом постоянное совершенствование процессов оценки соответствия требует незамедлительного отражения возникающих изменений в АСУ ОВП. Авторами представлен опыт применения паттернов проектирования баз данных и клиентского приложения АСУ ОВП. Базы данных АСУ ОВП насчитывают сотни таблиц, в которые вносятся и в которых обновляются десятки тысяч записей в месяц. В качестве среды разработки для АСУ ОВП была выбрана Visual Studio.NET. Основной язык программирования – C#, сочетающий лучшие характеристики императивной и декларативной парадигм программирования. Совмещение разных парадигм повлияло на классическое представление паттернов, вследствие чего в статье приводятся примеры реализации паттернов с учетом современных технологий. Рассмотренные паттерны способствуют повышению эффективности разработки и качества функционирования информационных систем, используемых для автоматизации процессов оценки соответствия продукции. Оптимизированная под конкретные бизнес-процессы информационная система с правильной архитектурой позволит без труда вносить изменения в ходе проведения оценки соответствия и будет оставаться полезной на протяжении длительного времени.

Ключевые слова: оценка соответствия, реестр основных видов продукции, автоматизация процессов оценки, паттерны проектирования, информационная система.

Для цитирования:
Применение паттернов при автоматизации процессов оценки соответствия продукции / О. В. Аралов [и др.] // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2021. Т. 11. № 2. С. 214–223.

Список литературы:↓

Дискуссия

224-236

Современные представления о естественных монополиях и их тарифном регулировании. Часть 2. Государственное регулирование

П. Ю. Сериков a, Н. В. Гончарова a, И. П. Серикова a

a ПАО «Транснефть», 123112, Россия, Москва, Пресненская набережная, 4, стр. 2

DOI: 10.28999/2541-9595-2021-11-2-224-236

Аннотация: В продолжение исследования теории и практики государственного регулирования естественных монополий критически проанализирован ряд неценовых и ценовых методов регулирования. Рассмотрен опыт ценового (тарифного) регулирования сферы трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов в России и США. Отмечено, что для регулирования тарифов нефтепроводных компаний в США используется комбинированный метод долгосрочной индексации, при этом пересмотр рабочего индекса осуществляется каждые пять лет. В нашей стране с целью регулирования отрасли магистрального нефтепроводного транспорта регламентировано применение значительного ряда методов, однако фактически используется только один из них – индексирование. При этом возникает множество вопросов, связанных с выбором тарифной базы, собственно индекса, а также с установленным периодом регулирования. Авторы отмечают, что в качестве базового оптимально использовать индекс цен производителей промышленной продукции. Указывается, что регулирование тарифов на услуги естественных монополий (в частности, нефтепроводного транспорта) в привязке к индексу потребительских цен возможно лишь в течение ограниченного периода времени и при условии действия гибких правил изменения формулы цены, иначе не исключено формирование структурных и социально-экономических диспропорций за счет искажения соотношения цен в различных секторах экономики. Ключевыми условиями для решения проблем государственного регулирования естественно-монопольных компаний следует считать обновление Федерального закона «О естественных монополиях» № 147-ФЗ и продолжение работы над проектом закона «Об основах государственного регулирования цен (тарифов)», в том числе в части законодательного закрепления методов регулирования при обязательном учете отраслевой и видовой специфики регулируемых компаний и сочетании общих и специфических подходов к регулированию.

Ключевые слова: естественная монополия, характеристики и функции естественных монополий, государственное регулирование экономики, отрасль, рынок, нефтепроводный транспорт, инфраструктурная сеть, идентификация естественных монополий.

Для цитирования:
Сериков П. Ю., Гончарова Н. В., Серикова И. П. Современные представления о естественных монополиях и их тарифном регулировании. Часть 2. Государственное регулирование // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2021. Т. 11. № 2. С. 224–236.

Список литературы:↓