Прочность, надежность, долговечность |
574-585 |
Оптимизация параметров механизированного ультразвукового контроля протяженных сварных швов
Н. П. Алешин a, Н. В. Крысько a, Н. А. Щипаков a, Л. Ю. Могильнер b
a Федеральное государственное автономное учреждение «Научно-учебный центр «Сварка и контроль» при МГТУ им. Н. Э. Баумана» (ФГАУ «НУЦСК при МГТУ им. Н. Э. Баумана»), 105005, Россия, Москва, 2-я Бауманская улица, 5, стр. 1
b ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, Москва, Севастопольский проспект, 47а
DOI: 10.28999/2541-9595-2020-10-6-574-585
Аннотация: На основе проведенных исследований и анализа литературных данных об условиях диагностирования объектов магистральных трубопроводов сформулированы требования к скорости, шагу и направлению сканирования, а также к обеспечению акустического контакта и учету анизотропии проката при механизированном ультразвуковом контроле протяженных сварных швов металлоконструкций. Актуальность работы определяется большими объемами контроля сварных соединений, включая стыковые и продольные швы труб, корпусов камер пуска-приема средств очистки и диагностики, фильтров различного назначения, конструкций стенки стальных резервуаров. В статье сформулированы общие принципы выбора параметров механизированного сканирования и показана необходимость учета индикатрис рассеяния ультразвука на различных дефектах. Рассмотрены вопросы настройки параметров контроля, в том числе указано на возможность использования вертикального сверления (вертикального цилиндрического отражателя) для настройки и проверки оборудования при механизированном сканировании.
Ключевые слова: стыковые сварные швы, ультразвуковой контроль, механизированное сканирование, параметры сканирования, настройка оборудования, цилиндрическая мишень.
Для цитирования: Оптимизация параметров механизированного ультразвукового контроля протяженных сварных швов / Н. П. Алешин [и др.] // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2020. Т. 10. № 6. С. 574–585.
Список литературы:↓
[1] Алешин Н. П. Физические методы неразрушающего контроля сварных соединений. М. : Машиностроение, 2013. 574 с.
[2] Алешин Н. П., Могильнер Л. Ю., Яровой А. А. Автоматизированный неразрушающий контроль изделий и сварных соединений. М. : Заочный институт повышения квалификации ИТР Центрального правления ВНТО приборостроителей им. С. И. Вавилова, 1990. 52 с.
[3] Интроскопия и автоматизация контроля. Неразрушающий контроль / В. В. Сухоруков [и др.]. Книга 5. Под общ. ред. В. В. Сухорукова. М. : Высшая школа, 1993. 329 с.
[4] Автоматизированный сканер-дефектоскоп «Автокон-ЭМА-МГТУ» / Н. П. Алешин [и др.] // Сварка и диагностика. 2009. № 4. C. 28–31.
[5] Ручной дефектоскоп АВГУР-АРТ Р – универсальное средство для РУЗК, МУЗК и АУЗК / А. Е. Базулин [и др.] // Трансформация неразрушающего контроля и технической диагностики в эпоху цифровизации. Обеспечение безопасности общества в изменяющемся мире : сборник трудов Всероссийской конференции по неразрушающему контролю и технической диагностике «Трансформация неразрушающего контроля и технической диагностики в эпоху цифровизации. Обеспечение безопасности общества в изменяющемся мире». М. : Издательский дом «Спектр», 2020. С. 23–28.
[6] Ginzel E. Ultrasonic time of flight diffraction. Waterloo, Ontario, Canada : Eclipse Scientific, 2013. 249 р.
[7] OLYMPUS : официальный сайт. www.olympus-ims.com/ru (дата обращения: 18.02.2020).
[8] Dekra : официальный сайт. www.dekra-visatec.com/produkte/rov-und-krabbler/vt100-dar-magnetfahrwagen (дата обращения: 18.02.2020).
[9] Акустические контрольные системы : официальный сайт. https://acsys.ru/skaner-defektoskop-a2072-introscan (дата обращения: 18.02.2020).
[10] Алтес : официальный сайт. www.scaruch.ultes.info (дата обращения: 18.02.2020).
[11] Панатест : официальный сайт. www.panatest.ru (дата обращения: 18.02.2020).
[12] Влияние анизотропии упругих свойств проката на выявляемость дефектов при ультразвуковом контроле качества сварки труб большого диаметра / Н. П. Алешин [и др.] // Дефектоскопия. 1988. № 6. С. 80–86.
[13] Муравьев В. В., Зуев Л. Б., Комаров К. Л. Скорость звука и структура сталей и сплавов : монография. Новосибирск : Наука, 1996. 184 с.
[14] Растрескивание металла корпусов задвижек фонтанной арматуры газодобывающих скважин северных месторождений / Б. А. Ерехинский [и др.] // Территория Нефтегаз. 2014. № 2. С. 31–37.
[15] Неганов Д. А. Основы детерминированных нормативных методов обоснования прочности трубопроводов // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2018. Т. 8. № 6. С. 608–617.
[16] Могильнер Л. Ю., Шейнкин М. З. Анализ путей снижения дефектности магистральных трубопроводов на основе данных технического диагностирования // Управление качеством в нефтегазовом комплексе. 2009. № 1. С. 36–40.
[17] Повышение информативности процесса идентификации параметров несплошностей, выявленных при ультразвуковом контроле материалов / Н. П. Алешин [и др.] // Сварка и диагностика. 2017. № 6. С. 22–25.
[18] Применение электромагнитно-акустических толщиномеров при диагностировании металлоконструкций и механо-технологического оборудования / Л. Ю. Могильнер [и др.] // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2019. Т. 9. № 3. С. 315–325.
[19] Хургин Я. И., Яковлев В. П. Финитные функции в физике и технике. М. : Наука, 1971. 408 с.
[20] Могильнер Л. Ю., Михайлов И. И. О дискретизации сигналов при автоматизированном ультразвуковом контроле // Дефектоскопия. 1993. № 10. С. 24–28.
[21] Giller G., Litvinov I., Mogilner L., Semin E. Development of technology ultrasonic thick measuring at dynamic mode. 16th World Conference оn Nondestructive Testing. Вооk of Abstracts. Montreal. Canada. 2004. https://www.ndt.net/article/wcndt2004/pdf/new_techniques/510_mogilner.pdf (дата обращения: 06.03.2019).
[22] Ткаченко А. А., Найда В. Л., Копылов А. П. Обеспечение надежности автоматизированного УЗК сварных труб при их производстве // В мире неразрушающего контроля. 2006. № З. С. 17–20.
[23] Detection and sizing of internal vertical and quasi-vertical planar defects. Sonotron NDT. The e-Journal of Nondestructive Testing. 2020. Issue 8. https://www.ndt.net/search/docs.php3?id=25437&content=1 (дата обращения: 08.08.2020).
[24] Настройка чувствительности ультразвукового контроля по вертикальному цилиндрическому отверстию / Н. П. Алешин [и др.] // Дефектоскопия. 1989. № 10. С. 23–29.
[25] Могильнер Л. Ю. Применение цилиндрического отражателя для настройки чувствительности при ультразвуковом контроле // Дефектоскопия. 2018. № 7. С. 27–36.
|
586-598 |
Анализ причин разрушения деталей трассового изготовления
Д. А. Неганов a, Е. П. Студёнов a, С. В. Скородумов a, О. А. Козырев a
a ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, Москва, Севастопольский проспект, 47а
DOI: 10.28999/2541-9595-2020-10-6-586-598
Аннотация: Следствием ускоренной реализации крупномасштабных проектов по строительству нефтепроводов в 1950–1970-х гг. являлась широчайшая номенклатура трубной продукции, которая включала трубные секции и большое количество соединительных деталей различного типа. Однако в описываемых условиях не всегда удавалось использовать соединительные детали заводского производства и применялись изделия, изготовленные непосредственно на месте строительства. По данным внутритрубной диагностики, около 4 % соединительных деталей, введенных в эксплуатацию с середины 1950 гг., были произведены в полевых условиях. Несмотря на то что за последние годы количество таких деталей удалось значительно сократить, отказы, связанные с их недостаточной надежностью, занимают заметную долю в общем количестве отказов в системе магистральных нефтепроводов. Цель настоящей работы – анализ типовых причин разрушения соединительных деталей на примере тройника с усиливающей накладкой. Авторами проведены структурные и фрактографические исследования дефектной конструкции. На основании информации об условиях эксплуатации и фактических характеристиках металла тройника, а также данных об очагах разрушения и характере распространения трещины выполнено компьютерное моделирование напряженно-деформированного состояния детали. По результатам металловедческих исследований и компьютерного моделирования установлено, что причиной образования сквозной трещины в сварном шве на участке соединения магистрального нефтепровода и резервной ветки стали сверхнормативные напряжения в области приварки усиливающей накладки к ответвлению, превышающие предел прочности материала патрубка тройника.
Ключевые слова: соединительные детали, анализ причин разрушения, детали незаводского изготовления, магистральный трубопровод.
Для цитирования: Анализ причин разрушения деталей трассового изготовления / Д. А. Неганов [и др.] // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2020. Т. 10. № 6. С. 586–598.
Список литературы:↓
[1] Лисин Ю. В. Исследование физико-химических свойств стали длительно эксплуатируемых трубопроводов: оценка ресурса безопасной работы // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2015. № 4. С. 18–28.
[2] Эксплуатационная долговечность нефтепроводов / В. В. Курочкин [и др.]. М. : Недра, 2001. 231 с.
[3] Шоцкий С. А. Влияние величины температурного перепада на уровень риска магистрального нефтепровода на стадии эксплуатации // Экспозиция Нефть Газ. 2020. № 2. С. 50–54.
[4] Павлова З. Х. Исследование напряженно-деформированного состояния труб магистральных нефтепроводов в условиях изменений технологического режима перекачки // Нефтегазовое дело. 2014. Т. 12. № 1. С. 91–96.
[5] Развитие мировой системы нефтепроводного транспорта / Р. Н. Бахтизин [и др.]. М. : Издательский дом Недра, 2018. 604 с.
[6] Технические требования к соединительным деталям магистральных нефтепроводов / Г. В. Нестеров [и др.] : тезисы докладов VIII Евразийской научно-практической конференции «Прочность неоднородных структур ПРОСТ-2016». М. : Изд-во НИТУ МИСиС, 2016. 228 с.
[7] Анализ причин разрушения тройников / Н. К. Ценев [и др.] // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2018. Т. 8. № 3. С. 290–299.
[8] Исследование влияния режимов термической обработки соединительных деталей трубопроводов из высокопрочных сталей на изменение прочностных характеристик / Л. А. Ефименко [и др.] // Территория Нефтегаз. 2015. № 8. С. 76–82.
[9] Анализ причин отказов оборудования и трубопроводов / В. М. Кушнаренко [и др.] // Вестник Оренбургского государственного университета. 2010. № 10. С. 153–159.
|
Проектирование, строительство и эксплуатация |
599-609 |
Применение метода математического моделирования для прогнозирования русловых деформаций на подводном переходе магистрального трубопровода
В. А. Груздев a, Г. В. Мосолов a, Е. А. Сабайда a
a ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, Москва, Севастопольский проспект, 47а
DOI: 10.28999/2541-9595-2020-10-6-599-609
Аннотация: С целью определения возможности применения метода математического моделирования для составления долгосрочных прогнозов русловых деформаций на подводных переходах магистральных трубопроводов (ППМТ) через водные преграды рассмотрена методика выполнения и анализа результатов математического моделирования русловых деформаций в зоне ППМТ через реку Кубань. В рамках работы решены следующие задачи: 1) определен формат и состав исходных данных для математического моделирования; 2) рассмотрен порядок назначения границ расчетной области модели, выполнены разбивка расчетной области на расчетную сетку, зонирование расчетной области по значению коэффициента шероховатости; 3) проведен анализ результатов моделирования водного потока без учета деформаций дна, результатов моделирования деформаций дна, определена специфика верификационных и калибровочных расчетов для построения достоверной математической модели; 4) рассмотрена возможность применения метода математического моделирования для проверки устойчивости дна в зоне ППМТ при наличии техногенной отсыпки или защитной конструкции. Установлено, что для прогнозирования русловых деформаций в зоне ППМТ применимо моделирование гидравлики потока и структуры течений, составление краткосрочных прогнозов локальных высотных переформирований дна, определение тенденций размыва и аккумуляции наносов выше и ниже по течению от защитных конструкций. Во всех указанных случаях обязательным является наличие материалов инженерно-гидрометеорологических и инженерно-геологических изысканий в объеме, достаточном для составления достоверной математической модели.
Ключевые слова: подводный переход, математическое моделирование, гидроузел, гидравлический уклон, гидродинамическое воздействие, русловые деформации, магистральный трубопровод.
Для цитирования: Груздев В. А., Мосолов Г. В., Сабайда Е. А. Применение метода математического моделирования для прогнозирования русловых деформаций на подводном переходе магистрального трубопровода // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2020. Т. 10. № 6. С. 599–609.
Список литературы:↓
[1] Клавен А. Б., Копалиани З. Д. Экспериментальные исследования и гидравлическое моделирование речных потоков и руслового процесса. СПб. : Нестор-История, 2011. 543 с.
[2] Лятхер В. М., Прудовский А. М. Гидравлическое моделирование. М. : Энергоатомиздат, 1984. 392 с.
[3] Клавен А. Б., Копалиани 3. Д. Методы гидравлического моделирования руслового процесса // Труды ВНИИГМИ-МЦД. Вып. 2. Обнинск, 1980. 58 с.
[4] Барышников Н. Б., Попов И. В. Динамика русловых потоков и русловые процессы. Л. : Гидрометеоиздат, 1988. 454 с.
[5] Кондратьев Н. Е., Попов И. В., Снищенко Б. Ф. Основы гидроморфологической теории руслового процесса. Л. : Гидрометеоиздат, 1982. 272 c.
[6] Попов И. В. Деформации речных русел и гидротехническое строительство. Л. : Гидрометеоиздат, 1965. 328 с.
|
610-619 |
Исследование причин образования асфальтосмолопарафиновых отложений товарной нефти в условиях эксплуатации магистральных нефтепроводов
Р. З. Сунагатуллин a, Р. М. Каримов b, Р. Р. Ташбулатов b, Б. Н. Мастобаев b
a ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, Москва, Севастопольский проспект, 47а
b Уфимский государственный нефтяной технический университет (УГНТУ), 450062, Россия, Уфа, ул. Космонавтов, 1
DOI: 10.28999/2541-9595-2020-10-6-610-619
Аннотация: Представлены результаты исследований основных причин и наиболее существенных факторов интенсификации парафиноотложений в магистральных нефтепроводах. Проведен комплексный анализ состава и свойств товарных нефтей и их отложений, по которым восстановлены фазовые диаграммы равновесия нефтяных дисперсных систем на примере товарных нефтей башкирских месторождений. По данным диаграмм фазового состояния построена кривая насыщения нефти парафинами, анализ которой подтверждает, что существующие термобарические условия при эксплуатации магистральных нефтепроводов не позволяют транспортировать нефть без рисков парафинизации. Отмечено особое влияние величины температурного градиента в пристенной зоне и дисбаланса соотношения высокомолекулярных компонентов нефти в товарных партиях, формируемых в процессе совместной перекачки, на интенсивность парафинизации осложненных отложениями участков нефтепроводов, что подтверждено статистическими данными по периодичности очистки внутренней полости труб. Полученные таким образом закономерности предложено использовать в качестве экспресс-метода прогнозирования осложнений, связанных с интенсивной парафинизацией магистральных нефтепроводов. С целью экспресс-оценки рисков парафинизации участков магистральных нефтепроводов вводится показатель, характеризующий соотношение содержания твердых парафинов к общему содержанию смол и асфальтенов нефти, названный критерием нестабильности товарной партии нефти.
Ключевые слова: асфальтосмолопарафиновые отложения, нефть, магистральный нефтепровод, термобарические условия, фазовая диаграмма, температурный градиент, периодичность очистки, критерий нестабильности.
Для цитирования: Исследование причин образования асфальтосмолопарафиновых отложений товарной нефти в условиях эксплуатации магистральных нефтепроводов / Р. З. Сунагатуллин [и др.] // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2020. Т. 10. № 6. С. 610–619.
Список литературы:↓
[1] Арменский Е. А., Новоселов В. Ф., Тугунов П. И. Изучение тепловых явлений и динамики отложения парафина в нефтепроводах // Нефть и газ. 1969. № 10. С. 77–80.
[2] Возняк М. П., Хизгилов И. Х., Возняк Л. В. Изменение толщины парафиновых отложений по длине трубопровода и во времени // Разведка и разработка нефтяных и газовых месторождений. Республиканский межведомственный научно-технический сборник. 1975. Вып. 12. С. 113–116.
[3] Колесник И. С., Лукашевич И. П., Сусанина О. Г. Влияние температуры на процесс парафинизации // Нефть и газ. 1971. № 2. С. 85–88.
[4] Ляпин А. Ю., Астахов А. В., Михалев Ю. Л. Исследование температуры кристаллизации парафинов с целью уменьшения образования асфальтосмолопарафиновых отложений // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2017. Т. 7. № 6. С. 28–35.
[5] Численное моделирование теплогидравлической эффективности пристенного слоя отложений нефти / Р. З. Сунагатуллин [и др.] // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2019. Т. 9. № 2. С. 158–162.
[6] Экспериментальные исследования эксплуатационных свойств асфальто-смолистых парафиновых отложений нефти, образующихся в магистральных нефтепроводах / Р. З. Сунагатуллин [и др.] // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2018. Т. 8. № 4. С. 398–406.
[7] Колесник И. С., Лукашевич И. П., Сусанина О. Г. Исследование прилипаемости парафиновых отложений к стальной поверхности // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья. 1972. № 5. С. 17–20.
[8] Тронов В. П. Теоретическая оценка влияния физических свойств поверхностей качества обработки и других факторов на интенсивность отложений парафина. В кн. : Вопросы геологии, разработки, бурения скважин и добычи нефти. Бугульма : ТатНИИ, 1962. Вып. 4. С. 400–412.
[9] Тронов В. П. О механизме влияния природы поверхностей на их запарафинивание// Вопросы бурения скважин, добычи нефти и экономики. 1968. № 11. С. 191–200.
[10] Евдокимов И. Н., Елисеев Н. Ю., Аллахвердиева Д. Т. Влияние универсальных молекулярных механизмов изменения эксплуатационных свойств нефтяных систем // Отчет о научно-исследовательской работе. М. : РГУ нефти и газа имени И. М. Губкина, 2002. 79 с.
[11] Каримов Р. М., Мастобаев Б. Н. Реологические особенности западноказахстанской нефтяной смеси // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья. 2011. № 2. С. 3–7.
[12] Каримов Р. М., Мастобаев Б. Н. Совместный транспорт высоковязких и высокозастывающих нефтей Западного Казахстана по нефтепроводу Узень–Атырау–Самара // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья. 2012. № 1. С. 3–6.
[13] Совместное использование термических и химических методов воздействия при транспортировке высоковязких и застывающих нефтей / П. А. Ревель-Муроз [и др.] // SOCAR Proceedings. 2017. № 2. С. 49–55.
[14] Ревель-Муроз П. А., Бахтизин Р. Н., Каримов Р. М., Мастобаев Б. Н. Совместная перекачка тяжелых и высокопарафинистых нефтей в смеси // SOCAR Proceedings. 2018. № 2. С. 65–70.
[15] Сунагатуллин Р. З., Каримов Р. М., Мастобаев Б. Н. Влияние температурного градиента на границе раздела «поток – стенка» на интенсивность парафиноотложений // Тезисы докладов XIV Международной учебно-научно-практической конференции «Трубопроводный транспорт – 2019». Уфа : Изд-во УГНТУ, 2019. С. 132–133.
|
Экономика и управление |
620-635 |
Методы оценки экономической эффективности НИОКР и особенности их применения
П. Ю. Сериков a, К. А. Сиволоцкий a, А. А. Балакирев a
a ПАО «Транснефть», 123112, Россия, Москва, Пресненская набережная, 4, стр. 2
DOI: 10.28999/2541-9595-2020-10-6-620-635
Аннотация: Оценка экономической эффективности научно-исследовательских, технологических и опытно-конструкторских работ (НИОКР) имеет особую важность для обеспечения технологического развития и повышения финансовых и операционных показателей компаний. Вместе с тем методы оценки экономической эффективности НИОКР недостаточно полно и подробно освещены в публикациях, единой концепции оценки эффективности научных разработок до сих пор не выработано. Причина данной научно-практической проблемы состоит в том, что научные разработки осуществляются в условиях повышенного риска и неопределенности, зачастую направлены на решение стратегических, долгосрочных задач, что не позволяет на начальном этапе достоверно оценить конечный эффект от нововведений. Цель статьи – формирование подхода к выбору метода оценки НИОКР на основе разработанных авторами критериев применимости. В ходе исследования проведен обзор существующих методов оценки эффективности, выявлены их преимущества и недостатки, проанализирована целесообразность использования конкретного метода оценки в зависимости от специфики научной разработки. Рассмотрены методы оценки экономической эффективности НИОКР (дисконтированных денежных потоков, Монте-Карло, реальных опционов, дерева решений, освобождения от роялти), а также применяемые в них способы определения ставок дисконтирования. Представлены примеры альтернативных методов оценки эффективности НИОКР, используемых в основном на ранних стадиях НИОКР (система баллов и интегральные показатели эффективности). Теоретическим результатом работы является обзор методов оценки экономической эффективности НИОКР и обобщение информации. Практический результат – описание подхода к выбору оптимального метода оценки экономической эффективности НИОКР и возможность его реализации.
Ключевые слова: НИОКР, научно-исследовательская работа, опытно-конструкторская работа, технологическая работа, экономическая эффективность, экономический эффект, методы оценки экономической эффективности, трубопроводный транспорт нефти.
Для цитирования: Сериков П. Ю., Сиволоцкий К. А., Балакирев А. А. Методы оценки экономической эффективности НИОКР и особенности их применения // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2020. Т. 10. № 6. С. 620–635.
Список литературы:↓
[1] Ewens M., Peters R. H., Wang S. Acquisition prices and the measurement of intangible capital. 2019. 70 p.
[2] Ross A. Taxation and pricing of intangibles. 2019. 86 p.
[3] Carlsson C., Fuller R., Majlender P. A fuzzy real options model for R&D project evaluation. 10 p.
[4] Iazzolino G., Migliano G., Guarnaccia N. The QuIC: quantitative intellectual capital-based methodology for firm valuation. 2019. 13 p.
[5] Celiktas M. Real options in defense R&D: a decision tree analysis approach for options to defer, abandon, and expand. 2016. P. 53.
[6] Jinfa L., Biting L. Evaluation method of R&D investment value of intelligent manufacturing enterprise based on growth option. 2016. 7 p.
[7] Boer F. P. Risk-adjusted valuation of R&D projects. 2003. 21 p.
[8] Kang M., Kim S., Cho M.-K. The Effect of R&D and the control-ownership wedge on firm value: evidence from Korean Chaebol firms. 2019. 20 p.
[9] Иванова Н., Савченко Н. Как оценить эффективность НИОКР // Экономика и жизнь. 2019. № 8.
[10] Инновации и НИОКР: планирование и эффективность / П. А. Ревель-Муроз [и др.] // Трубопроводный транспорт нефти. 2016. № 6. С. 16–19.
[11] Сиволоцкий К. А., Зайцев С. Ф. Основные методы оценки экономической эффективности инвестиционных проектов // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2013. № 3. С. 40–45.
[12] Брейли Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов. М. : Олимп-Бизнес, 2009. 456 с.
[13] Valuation methods. www.venturevaluation.com (дата обращения: 02.07.2019).
[14] Cox J. C., Ross S. A. The valuation of options for alternative stochastic processes. 1976. 22 p.
[15] Василевский А., Гавриш Ю., Карачун И. Стохастические методы оценки справедливой стоимости фондовых опционов: BSM и CRR. https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/18395/1/vas_gav.pdf (дата обращения: 02.07.2019).
[16] Козырев А. Н. Оценка интеллектуальной собственности. М. : Экспертное Бюро-М, 1997. 280 с.
[17] Razgaitis R. Valuation and dealmaking of technology-based intellectual property: principles, methods, and tools. Hoboken, New Jersey : John Wiley & Songs, Inc. 2009.
[18] Smith G. V., Parr R. L. Valuation of intellectual property and intangible assets. N. Y. : John Wiley & Sons, Inc. 2000.
[19] Parr R. L., Smith G. V. Intellectual property: valuation, exploitation and infringement damages. Cumulative Supplement. Hoboken, New Jersey : John Wiley & Sons, Inc. 2009.
[20] Ruhnka J. C., Young J. E. Some hypotheses about risk in venture capital investing // Journal of Business Venturing. 1991. № 6. P. 126.
[21] Wetzel W. Informal risk capital in New England / In Karl H. Vesper (Ed.). Frontiers of Entrepreneurship Research. Wellesley, MA : Babson College. 1981. P. 217–245.
[22] Plummer J. L. QED Report on venture capital financial analysis. Palo Alto, CA : QED Research Inc., 1987.
[23] Scherlis D. R., Sahlman W. A. A method for valuing highrisk, long term investments: the venture capital method. Boston : HBS Publishing, 1987.
[24] Шарп У., Александер Г., Бейли Д. Инвестиции. М. : Инфра-М, 2009. 698 с.
[25] Fama E. F., French K. R. Multifactor explanations of asset pricing anomalies // Journal of Finance. 1996. Vol. 51. Issue 1. P. 55–84.
[26] Carhart M. M. On persistence in mutual fund performance // Journal of Finance. 1997. Vol. 52. Issue 1. P. 57–82.
[27] Gordon M. J., Shapiro E. Capital equipment analysis: the required rate of profit // Management Science. 1956. Vol. 3. № 1. P. 102–110.
[28] Сериков П. Ю., Сиволоцкий К. А., Местников А. А. Об определении ставки дисконтирования при оценке экономической эффективности инвестиционных проектов // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2018. Т. 8. № 2. С. 206–217.
[29] Дамодаран А. Betas by Sector, as of January 2015. http://pages.stern.nyu.edu/~adamodar/New_Home_Page/datafile/Betas.html (дата обращения: 02.07.2019).
|
636-641 |
Управление компетентностью персонала лабораторий с применением ЛИМС
К. С. Вараксин a, А. С. Макаров b, А. Ю. Ляпин a
a ПАО «Транснефть», 123112, Россия, Москва, Пресненская набережная, 4, стр. 2
b ООО «Транснефть-Технологии», 125252, Россия, Москва, 3-я Песчаная ул., 2А
DOI: 10.28999/2541-9595-2020-10-6-636-641
Аннотация: Обновленная редакция стандарта ISO/IEC 17025 внесла существенные изменения в структуру, терминологию, требования к ресурсам, процессам, системе менеджмента качества испытательных и калибровочных лабораторий. Были установлены новые требования к организации деятельности лабораторий – процессный подход и риск-ориентированное мышление, что предусматривает сокращение части предписывающих требований и введение требований, основанных на анализе выполнения действий. В соответствии с ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 лаборатория должна уполномочить персонал на выполнение конкретной лабораторной деятельности, а также гарантировать его компетентность. В настоящей статье рассматривается организация системы управления компетентностью персонала лабораторий организаций системы «Транснефть» с применением лабораторной информационной менеджмент-системы (ЛИМС). Описана модель реализации процесса. Установлено, что система проверки компетентности позволяет регулярно контролировать навыки и знания работников лаборатории как по элементам системы менеджмента качества, так и по применяемым методикам измерений (испытаний). Матрица ответственности персонала, реализованная в ЛИМС, регулирует полномочия и функционал работников, обеспечивая допуск сотрудников к выполнению работ в соответствии с их компетентностью. Реализованные в ЛИМС функции позволили автоматизировать управление компетентностью работников лаборатории согласно требованиям ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 и иных нормативных документов.
Ключевые слова: компетентность персонала, управление компетентностью, лабораторная система, ЛИМС, лабораторная деятельность, матрица ответственности, проверка знаний.
Для цитирования: Вараксин К. С., Макаров А. С., Ляпин А. Ю. Управление компетентностью персонала лабораторий с применением ЛИМС // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2020. Т. 10. № 6. С. 636–641.
Список литературы:↓
[1] Болдырев И. В. ИСО/МЭК 17025:2017. Практические рекомендации по применению // Современная лабораторная практика. 2018. № 3. С. 2–28.
[2] Новый стандарт – новая концепция? Риск-ориентированный подход к организации работы лаборатории в новой версии международного стандарта ISO / IEC 17025:2017 // Аналитика. 2018. № 5. С. 404–407.
[3] Фалкин Д. В. Участники аккредитации и ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 // Контроль качества продукции. 2019. № 9. С. 46–50.
[4] Скрыпник Н. В. Глобальный вызов – цифровизация // Стандарты и качество. 2020. № 7. С. 8–13.
[5] О цифровой трансформации национальной системы аккредитации на конференции «ИКТ в госсекторе: темпы цифровизации растут» : официальный сайт Федеральной службы по аккредитации. https://fsa.gov.ru/press-center/news/11104/ (дата обращения: 28.09.2020).
[6] Blokdyk G. Laboratory information management system LIMS: A complete guide // CreateSpace Independent Publishing Platform. 2018. P. 134.
|
642-653 |
Построение системы прослеживаемости в сетях АЗС и нефтебаз
А. А. Безродный a, b, В. Цзинь c, Р. Р. Юнушев c, А. М. Короленок c
a ИООО «ЛУКОЙЛ Белоруссия», 220004, Республика Беларусь, Минск, ул. Немига, 36
b Белорусский государственный университет, 220030, Республика Беларусь, Минск, проспект Независимости, 4
c Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И. М. Губкина, 119991, Россия, Москва, Ленинский проспект, 65
DOI: 10.28999/2541-9595-2020-10-6-642-653
Аннотация: В настоящее время во многих отраслях хозяйствования создаются системы прослеживаемости, предназначенные для описания истории, местонахождения и применения продукции на различных этапах жизненного цикла. В связи с высокой размерностью и значительной территориальной распределенностью сетей нефтебаз и автозаправочных станций организация для них подобных систем требует создания компонентов электронной сенсорики. Примером реализации подобной технологии является автоматизированная система гарантированной доставки нефтепродуктов, актуальная для сохранения количества и качества моторных топлив при их транспортировке автоцистернами от НПЗ до потребителей. Эффективному решению задачи обеспечения качества нефтепродуктов также способствует применение многофункциональных спектрометрических анализаторов, которые обеспечивают должную оперативность и полноту испытаний, повышают степень автоматизации управления и даже могут получать и анализировать образцы «в потоке» клиентов и поставок или самих нефтепродуктов. Цель настоящей работы – анализ систем прослеживаемости, а также рассмотрение моделей структур и алгоритмов управления, позволяющих формировать и оптимизировать подобные системы для сферы нефтепродуктообеспечения.
Ключевые слова: управление сетями АЗС, сети автозаправочных станций, нефтепродуктообеспечение, многотопливная АЗС, система обеспечения топливом, контроль качества нефтепродуктов.
Для цитирования: Построение системы прослеживаемости в сетях АЗС и нефтебаз / А. А. Безродный [и др.] // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2020. Т. 10. № 6. С. 642–653.
Список литературы:↓
[1] Безродный А. А., Юнушев Р. Р., Короленок А. М. Системный причинно-следственный подход к построению структур и управлению в сетях автозаправочных станций // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2019. Т. 9. № 2. С. 218–226.
[2] Резчиков А. Ф. Структуры автоматизированных систем управления энергетикой промышленных предприятий: в 2 т. Саратов : Изд-во Саратовского университета, 1983.
[3] Цвиркун А. Д. Основы синтеза сложных систем. М. : Наука, 1975. 432 с.
[4] Безродный А. А., Цзинь В., Короленок А. М. Целеполагание, устойчивость и построение структур систем нефтепродуктообеспечения // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2019. Т. 9. № 1. С. 99–105.
[5] Безродный А. А., Цзинь В., Короленок А. М. Совершенствование структур систем управления автозаправочными станциями // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2019. Т. 9. № 6. С. 710–717.
[6] Безродный А. А. Системный причинно-следственный подход к управлению предприятиями НПО. Саарбрюккен : LAP LAMBERT Academic Publishing, 2017. 328 c.
[7] Безродный А. А., Юнушев Р. Р., Короленок А. М. Системный анализ и построение структур эффективного управления сетями АЗС // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2020. Т. 10. № 1. С. 96–105.
|
Пожарная и промышленная безопасность |
654-662 |
Совершенствование законодательства в области разработки и утверждения планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на объектах магистральных трубопроводов
А. В. Захарченко a, А. Э. Гончар a, Р. Ю. Шестаков a, П. В. Пугачева a
a ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, Москва, Севастопольский проспект, 47а
DOI: 10.28999/2541-9595-2020-10-6-654-662
Аннотация: Порядок действий в случаях угрозы или возникновения аварии, связанной с разливом нефти (нефтепродуктов) на объектах нефтепроводного транспорта, определен в соответствующих планах по предупреждению и ликвидации разливов нефти (нефтепродуктов) – ПЛРН. Цель статьи – анализ требований законодательства в области разработки и утверждения ПЛРН. Отмечена специфика разработки ПЛРН на объектах магистральных трубопроводов в России, представлен опыт США по борьбе с разливами нефти и нефтепродуктов. Рассмотрены проблемные вопросы при разработке и утверждении ПЛРН, актуальные для отечественной системы магистрального нефтепроводного транспорта. Установлено, что принятый в июле 2020 года Федеральный закон № 207-ФЗ принципиально изменил устаревший и требовавший пересмотра подход к согласованию и утверждению ПЛРН. При этом необходима дальнейшая работа по созданию нормативной базы, устанавливающей требования к ПЛРН, а также совершенствование ПЛРН с учетом современных методов прогнозирования аварий, выявления аварийных ситуаций, риск-ориентированных подходов к планированию мероприятий по локализации и ликвидации аварий, специфики эксплуатирующих организаций.
Ключевые слова: ликвидация разливов нефти, чрезвычайная ситуация техногенного характера, порыв трубопровода, прокол трубопровода, разгерметизация резервуара, промышленная безопасность опасных производственных объектов.
Для цитирования: Совершенствование законодательства в области разработки и утверждения планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на объектах магистральных трубопроводов / А. В. Захарченко [и др.] // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2020. Т. 10. № 6. С. 654–662.
Список литературы:↓
[1] Половков С. А. Обеспечение промышленной безопасности, охраны труда и экологии в организациях системы «Транснефть» // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2016. № 2. С. 28–31.
[2] Методические основы обеспечения промышленной безопасности объектов ТЭК на примере трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов / С. Г. Радионова [и др.] // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2016. № 5. С. 72–77.
[3] Годовой отчет ПАО «Транснефть» за 2018 год. https:// www.transneft.ru/u/section_file/40031/2019.06.30_go_2018.pdf (дата обращения: 02.05.2020).
[4] Fingas M. Oil spill science and technology. Houston : Gulf Professional Publishing, 2010. 1192 p.
[5] Ugwuoke O. S., Oduoza C. F. Framework for assessment of oil spill site remediation options in developing countries a life cycle perspective // Procedia Manufacturing. 2019. Vol. 38. P. 272–281.
[6] Воробьев Ю. Л., Акимов В. А., Соколов Ю. И. Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов. М. : Ин-октаво, 2005. 368 с.
[7] Корнеев А. В., Абалкина И. Л. Американский опыт борьбы с загрязнением нефтью и нефтепродуктами. http:// webcenter.ru/~akorneev/papers/rep-2301.html (дата обращения: 02.05.2020).
[8] Корнеев А. В., Абалкина И. Л. Законы о чистой воде: как в США удалось сократить аварийные утечки нефти и нефтепродуктов более чем в десять раз // Нефть России. 2003. № 8. С. 82–85.
[9] Morgan J. D. The Oil Pollution Act of 1990 // Fordham Environmental Law Review. 2011. Vol. 6. No. 1. Article 5. 27 p.
[10] Regulating oil and gas facility stormwater discharge: an assessment of surface impoundments, spills, and permit compliance / A. Khadeeja [et al.] // Environmental Science & Policy. 2017. Vol. 76. P. 139–145.
[11] Разработка предложений по защите территорий от разливов нефти, нефтепродуктов на основе моделирования разливов при возможных авариях на объектах трубопроводного транспорта / Р. Ю. Шестаков [и др.] // Молодежь и современные информационные технологии. Сборник трудов XV Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Томск, 2018. С. 217–218.
[12] Оценка риска возникновения повреждений трубопроводов, расположенных в Арктической зоне Российской Федерации. Моделирование разлива с учетом рельефа местности. Разработка мероприятий по защите территорий Арктики с обоснованием экономической эффективности их применения / Я. М. Фридлянд [и др.] // Сборник работ лауреатов Международного конкурса научных, научно-технических и инновационных разработок, направленных на развитие и освоение Арктики и континентального шельфа 2016. С. 42–44.
|
663-673 |
Методика оценки риска при прогнозировании последствий аварий на объектах трубопроводного транспорта
В. Н. Слепнев а, А. Ф. Максименко b, Е. В. Глебова b, А. Т. Волохина b
a ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, Москва, Севастопольский проспект, 47а
b Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И. М. Губкина, 119991, Россия, Москва, Ленинский проспект, 65
DOI: 10.28999/2541-9595-2020-10-6-663-673
Аннотация: Выбор методики оценки риска – один из основных этапов эффективной организации процессов по предупреждению, локализации и ликвидации последствий аварий на объектах магистрального трубопроводного транспорта. Авторами проанализированы тематические публикации и нормативные документы, регулирующие процедуры оценки риска и прогнозирования последствий возможных аварий, определены основные проблемы в этой области. Разработана методика оценки риска аварий на объектах магистральных трубопроводов, основой которой является метод экспертных оценок. Методика предусматривает определение основных критериев для оценки вероятности возникновения и развития аварии и оценки тяжести ее последствий, экспертную оценку значимости критериев, их ранжировку, построение рейтинга опасных участков трубопровода. Применение методики позволяет уточнить перечень объектов, для которых необходимо первоочередное прогнозирование последствий аварий, и тем самым оптимизировать распределение ресурсов и в целом повысить эффективность планирования при определении сил и специальных технических средств, необходимых для локализации и ликвидации аварийных ситуаций и их последствий. Применение метода экспертных оценок позволяет учесть специфику конкретных предприятий, их технические и технологические особенности, что повышает точность прогнозирования.
Ключевые слова: локализация аварии, ликвидация последствий аварии, опасный производственный объект, промышленная безопасность, разлив нефти, риск аварий, методика оценки риска, система менеджмента качества.
Для цитирования: Методика оценки риска при прогнозировании последствий аварий на объектах трубопроводного транспорта / В. Н. Слепнев [и др.] // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2020. Т. 10. № 6. С. 663–673.
Список литературы:↓
[1] Слепнев В. Н., Максименко А. Ф. Основные принципы построения системы менеджмента качества процессов предупреждения, локализации и ликвидации последствий аварий на объектах трубопроводного транспорта // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2018. Т. 8. № 4. С. 456–468.
[2] Слепнев В. Н., Максименко А. Ф. Организация системы менеджмента качества процессов предупреждения, локализации и ликвидации аварий на объектах трубопроводного транспорта // Нефтяное хозяйство. 2019. № 2. С. 106–111.
[3] Характерные ошибки анализа риска аварий при декларировании промышленной безопасности / А. И. Гражданкин [и др.] // Безопасность труда в промышленности. 2004. № 10. С. 6–12.
[4] Марухленко С. Л., Дегтярев С. В. Системный анализ в решении задач анализа риска негативного воздействия техногенных аварий // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Управление, вычислительная техника, информатика. Медицинское приборостроение. 2012. № 2–2. С. 33–37.
[5] Смогунов В. В., Вершинин Н. Н., Авдонина Л. А. Системный и синергетический подход к анализу риска // Труды международного симпозиума «Надежность и качество». 2009. Т. 1. С. 65–67.
[6] Федосов А. В., Маннанова Г. Р., Шипилова Ю. А. Анализ опасностей, оценка риска аварий на опасных производственных объектах и рекомендации по выбору методов анализа риска // Электронный научный журнал «Нефтегазовое дело». 2016. № 3. С. 322–336.
[7] Зарубежный опыт использования риск-ориентированного подхода при эксплуатации технических устройств на нефтегазовых объектах / Х. Суарез [и др.] // Безопасность труда в промышленности. 2015. № 8. С. 24–30.
[8] Сравнение результатов расчетов потенциального риска при авариях на магистральных газопроводах, выполненных с помощью программного комплекса Phast Risk и по методике ОАО «Газпром» / Е. Н. Желтиков [и др.] // Безопасность труда в промышленности. 2012. № 5. С. 69–73.
[9] Райфа Г. Анализ решений. М. : Наука, 1977. 407 с.
[10] Бестужев-Лада И. В. Рабочая книга по прогнозированию. М. : Мысль, 1982. 430 c.
[11] Мушик Э., Мюллер П. Методы принятия технических решений. М. : Мир, 1990. 208 c.
[12] Орлов А. И. Организационно-экономическое моделирование : учебник: в 3 ч. М. : Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2009. Ч. 2: Экспертные оценки. 2011. 486 с.
[13] Орлов А. И. Устойчивость в социально-экономических моделях. М. : Наука, 1979. 296 с.
[14] Оценка риска возникновения повреждений трубопроводов, расположенных в Арктической зоне Российской Федерации. Моделирование разлива и определение возможного объема нефти с учетом рельефа местности / С. А. Половков [и др.] // Территория Нефтегаз. 2016. № 12. С. 88–93.
[15] Системный подход к защите Арктики от последствий аварий на магистральных трубопроводах / И. Р. Айсматуллин [и др.] // Деловой журнал Neftegaz.ru. 2018. № 5. С. 66–72.
|
Экология |
674-680 |
Электрохимическая очистка грунтов с различной концентрацией нефтяных загрязнений при использовании единого источника электрического напряжения
Н. С. Шулаев a, В. В. Пряничникова a, Р. Р. Кадыров a, И. В. Овсянникова a, Н. А. Быковский a, Р. М. Даминева a
a Филиал Уфимского государственного нефтяного технического университета в г. Стерлитамаке (филиал УГНТУ в г. Стерлитамаке), 453118, Россия, Стерлитамак, проспект Октября, 2
DOI: 10.28999/2541-9595-2020-10-6-674-680
Аннотация: Важнейшей научно-практической задачей в области экологической безопасности эксплуатации трубопроводов является разработка и совершенствование методов очистки и восстановления нефтезагрязненных почв. Одним из эффективных и экономически целесообразных методов является электрохимическая очистка, не требующая использования дорогостоящих химических реагентов и экскавации грунта. Однако при этом требуется учитывать неравномерность загрязнения различных участков грунта. В статье рассматриваются особенности организации и технического оснащения электрохимической очистки неравномерно загрязненных почв при использовании одного источника электрической энергии, предложен метод расчета конструктивных параметров соответствующей установки. Эффективная очистка неравномерно загрязненного грунта при использовании заданного напряжения возможна за счет применения разноразмерных электродов. Для каждого вида грунта необходимая для очистки величина пропускаемого электрического заряда определяется концентрацией загрязнителя. Размещение катодов и анодов параллельными батареями и соединение их индивидуальными шинами является действенным и энергосберегающим решением, поскольку в межэлектродном пространстве создается электрическое поле, близкое к однородному, что позволяет снижать межэлектродное сопротивление среды.
Ключевые слова: нефтезагрязненный грунт, концентрация нефтепродуктов, электрический заряд, электрохимическая очистка, восстановление почв
Для цитирования: Электрохимическая очистка грунтов с различной концентрацией нефтяных загрязнений при использовании единого источника электрического напряжения / Н. С. Шулаев [и др.] // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2020. Т. 10. № 6. С. 674–680.
Список литературы:↓
[1] Electrodialytic process applied for phosphorus recovery and organic contaminants remediation from sewage sludge / P. Guedes [et al.] // Electrokinetic remediation (EREM2014) : 13th International symposium on Electrokinetic remediation. Book of abstracts. Malaga. 2014. P. 101–102.
[2] Korolev V. A., Romanyukha O. V., Abyzova A. M. Electrokinetic remediation of oil-contaminated soils // Journal of Environmental Science and Health. Part A: Toxic/Hazardous Substances and Environmental Engineering. 2008. Vol. 43. No. 8. P. 876–880.
[3] Cauwenberghe L. V. Electrokinetics. Technology overview report // Ground-Water Remediation Technologies Analysis Center. Pittsburgh, 1997. 17 p.
[4] Ferrarese E., Andreottola G. Application of electrochemical techniques for the remediation of soils contaminated with organic pollutants // Proceedings of the Annual International Conference on Soils, Sediments, Water and Energy. 2010. Vol. 13. Article 26.
[5] Изучение влияния материала электродов на эффективность электрохимической очистки отходов – нефтезагрязненных почв / В. В. Пряничникова [и др.] // Булатовские чтения: материалы IV Международной научно-практической конференции в 7 т.: сборник статей Т. 5: Химическая технология и экология в нефтяной и газовой промышленности. Краснодар : Издательский Дом – Юг, 2020. С. 235–237.
[6] Особенности электрохимической очистки различных типов почв от нефтепродуктов / В. В. Пряничникова [и др.] // Бутлеровские сообщения. 2018. Т. 53. № 3. С. 124–129.
[7] Shulaev N. S., Pryanichnikova V. V., Damineva R. M. Changes of characteristics of soil contaminated by oil products during electrochemical cleaning // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. 2020. Vol. 459. Issue 2. P. 1–5.
[8] Phytotoxic properties of electrically-cleaned oil-contaminated soils (the use of Lepidium sativum L. biotest) / N. S. Shulaev [et al.] // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering 862 (2020) 062021.
[9] Воздействие электрического тока на почвы, загрязненные нефтепродуктами / Н. С. Шулаев [и др.] // Бутлеровские сообщения. 2020. Т. 61. № 2. C. 132–138.
[10] Оценка изменения фитотоксичных свойств нефтезагрязненных почв по показателям всхожести и длины проростков Lepidium sativum L. после электрохимической очистки / Н. С. Шулаев [и др.] // Самарский научный вестник. 2019. Т. 8. № 4. С. 103–107.
[11] Влияние электрообработки на химический состав нефтезагрязненных грунтов / В. В. Пряничникова [и др.] // Электронный научный журнал «Нефтегазовое дело». 2019. № 6. С. 101–113.
[12] Изучение устойчивости тростника обыкновенного к загрязнению почв попутно-добываемыми водами и нефтью / Н. С. Шулаев [и др.] // Химия. Экология. Урбанистика : материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). Пермь : Издательство ПНИПУ, 2020. С. 251–257.
[13] Особенности реализации электрохимического метода восстановления нефтезагрязненных почв / Н. С. Шулаев [и др.] // Приоритетные направления развития науки и технологий : доклады XXVI Международной научно-практической конференции. Тула : Инновационные технологии, 2019. C. 17–19.
[14] Использование кресс-салата для определения фитотоксичности почв после электрохимической очистки / В. В. Пряничникова [и др.] // Современные технологии: достижения и инновации : Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Стерлитамак : Нефтегазовое дело, 2019. С. 77–78.
|