Русский

№6/2020

Стр.

Название статьи, авторы, аннотация и ключевые слова

Прочность, надежность, долговечность

574-585

Оптимизация параметров механизированного ультразвукового контроля протяженных сварных швов

Н. П. Алешин a, Н. В. Крысько a, Н. А. Щипаков a, Л. Ю. Могильнер b

a Федеральное государственное автономное учреждение «Научно-учебный центр «Сварка и контроль» при МГТУ им. Н. Э. Баумана» (ФГАУ «НУЦСК при МГТУ им. Н. Э. Баумана»), 105005, Россия, Москва, 2-я Бауманская улица, 5, стр. 1
b ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, Москва, Севастопольский проспект, 47а

DOI: 10.28999/2541-9595-2020-10-6-574-585

Аннотация: На основе проведенных исследований и анализа литературных данных об условиях диагностирования объектов магистральных трубопроводов сформулированы требования к скорости, шагу и направлению сканирования, а также к обеспечению акустического контакта и учету анизотропии проката при механизированном ультразвуковом контроле протяженных сварных швов металлоконструкций. Актуальность работы определяется большими объемами контроля сварных соединений, включая стыковые и продольные швы труб, корпусов камер пуска-приема средств очистки и диагностики, фильтров различного назначения, конструкций стенки стальных резервуаров. В статье сформулированы общие принципы выбора параметров механизированного сканирования и показана необходимость учета индикатрис рассеяния ультразвука на различных дефектах. Рассмотрены вопросы настройки параметров контроля, в том числе указано на возможность использования вертикального сверления (вертикального цилиндрического отражателя) для настройки и проверки оборудования при механизированном сканировании.

Ключевые слова: стыковые сварные швы, ультразвуковой контроль, механизированное сканирование, параметры сканирования, настройка оборудования, цилиндрическая мишень.

Для цитирования:
Оптимизация параметров механизированного ультразвукового контроля протяженных сварных швов / Н. П. Алешин [и др.] // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2020. Т. 10. № 6. С. 574–585.

Список литературы:↓

586-598

Анализ причин разрушения деталей трассового изготовления

Д. А. Неганов a, Е. П. Студёнов a, С. В. Скородумов a, О. А. Козырев a

a ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, Москва, Севастопольский проспект, 47а

DOI: 10.28999/2541-9595-2020-10-6-586-598

Аннотация: Следствием ускоренной реализации крупномасштабных проектов по строительству нефтепроводов в 1950–1970-х гг. являлась широчайшая номенклатура трубной продукции, которая включала трубные секции и большое количество соединительных деталей различного типа. Однако в описываемых условиях не всегда удавалось использовать соединительные детали заводского производства и применялись изделия, изготовленные непосредственно на месте строительства. По данным внутритрубной диагностики, около 4 % соединительных деталей, введенных в эксплуатацию с середины 1950 гг., были произведены в полевых условиях. Несмотря на то что за последние годы количество таких деталей удалось значительно сократить, отказы, связанные с их недостаточной надежностью, занимают заметную долю в общем количестве отказов в системе магистральных нефтепроводов. Цель настоящей работы – анализ типовых причин разрушения соединительных деталей на примере тройника с усиливающей накладкой. Авторами проведены структурные и фрактографические исследования дефектной конструкции. На основании информации об условиях эксплуатации и фактических характеристиках металла тройника, а также данных об очагах разрушения и характере распространения трещины выполнено компьютерное моделирование напряженно-деформированного состояния детали. По результатам металловедческих исследований и компьютерного моделирования установлено, что причиной образования сквозной трещины в сварном шве на участке соединения магистрального нефтепровода и резервной ветки стали сверхнормативные напряжения в области приварки усиливающей накладки к ответвлению, превышающие предел прочности материала патрубка тройника.

Ключевые слова: соединительные детали, анализ причин разрушения, детали незаводского изготовления, магистральный трубопровод.

Для цитирования:
Анализ причин разрушения деталей трассового изготовления / Д. А. Неганов [и др.] // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2020. Т. 10. № 6. С. 586–598.

Список литературы:↓

Проектирование, строительство и эксплуатация

599-609

Применение метода математического моделирования для прогнозирования русловых деформаций на подводном переходе магистрального трубопровода

В. А. Груздев a, Г. В. Мосолов a, Е. А. Сабайда a

a ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, Москва, Севастопольский проспект, 47а

DOI: 10.28999/2541-9595-2020-10-6-599-609

Аннотация: С целью определения возможности применения метода математического моделирования для составления долгосрочных прогнозов русловых деформаций на подводных переходах магистральных трубопроводов (ППМТ) через водные преграды рассмотрена методика выполнения и анализа результатов математического моделирования русловых деформаций в зоне ППМТ через реку Кубань. В рамках работы решены следующие задачи: 1) определен формат и состав исходных данных для математического моделирования; 2) рассмотрен порядок назначения границ расчетной области модели, выполнены разбивка расчетной области на расчетную сетку, зонирование расчетной области по значению коэффициента шероховатости; 3) проведен анализ результатов моделирования водного потока без учета деформаций дна, результатов моделирования деформаций дна, определена специфика верификационных и калибровочных расчетов для построения достоверной математической модели; 4) рассмотрена возможность применения метода математического моделирования для проверки устойчивости дна в зоне ППМТ при наличии техногенной отсыпки или защитной конструкции. Установлено, что для прогнозирования русловых деформаций в зоне ППМТ применимо моделирование гидравлики потока и структуры течений, составление краткосрочных прогнозов локальных высотных переформирований дна, определение тенденций размыва и аккумуляции наносов выше и ниже по течению от защитных конструкций. Во всех указанных случаях обязательным является наличие материалов инженерно-гидрометеорологических и инженерно-геологических изысканий в объеме, достаточном для составления достоверной математической модели.

Ключевые слова: подводный переход, математическое моделирование, гидроузел, гидравлический уклон, гидродинамическое воздействие, русловые деформации, магистральный трубопровод.

Для цитирования:
Груздев В. А., Мосолов Г. В., Сабайда Е. А. Применение метода математического моделирования для прогнозирования русловых деформаций на подводном переходе магистрального трубопровода // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2020. Т. 10. № 6. С. 599–609.

Список литературы:↓

610-619

Исследование причин образования асфальтосмолопарафиновых отложений товарной нефти в условиях эксплуатации магистральных нефтепроводов

Р. З. Сунагатуллин a, Р. М. Каримов b, Р. Р. Ташбулатов b, Б. Н. Мастобаев b

a ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, Москва, Севастопольский проспект, 47а
b Уфимский государственный нефтяной технический университет (УГНТУ), 450062, Россия, Уфа, ул. Космонавтов, 1

DOI: 10.28999/2541-9595-2020-10-6-610-619

Аннотация: Представлены результаты исследований основных причин и наиболее существенных факторов интенсификации парафиноотложений в магистральных нефтепроводах. Проведен комплексный анализ состава и свойств товарных нефтей и их отложений, по которым восстановлены фазовые диаграммы равновесия нефтяных дисперсных систем на примере товарных нефтей башкирских месторождений. По данным диаграмм фазового состояния построена кривая насыщения нефти парафинами, анализ которой подтверждает, что существующие термобарические условия при эксплуатации магистральных нефтепроводов не позволяют транспортировать нефть без рисков парафинизации. Отмечено особое влияние величины температурного градиента в пристенной зоне и дисбаланса соотношения высокомолекулярных компонентов нефти в товарных партиях, формируемых в процессе совместной перекачки, на интенсивность парафинизации осложненных отложениями участков нефтепроводов, что подтверждено статистическими данными по периодичности очистки внутренней полости труб. Полученные таким образом закономерности предложено использовать в качестве экспресс-метода прогнозирования осложнений, связанных с интенсивной парафинизацией магистральных нефтепроводов. С целью экспресс-оценки рисков парафинизации участков магистральных нефтепроводов вводится показатель, характеризующий соотношение содержания твердых парафинов к общему содержанию смол и асфальтенов нефти, названный критерием нестабильности товарной партии нефти.

Ключевые слова: асфальтосмолопарафиновые отложения, нефть, магистральный нефтепровод, термобарические условия, фазовая диаграмма, температурный градиент, периодичность очистки, критерий нестабильности.

Для цитирования:
Исследование причин образования асфальтосмолопарафиновых отложений товарной нефти в условиях эксплуатации магистральных нефтепроводов / Р. З. Сунагатуллин [и др.] // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2020. Т. 10. № 6. С. 610–619.

Список литературы:↓

Экономика и управление

620-635

Методы оценки экономической эффективности НИОКР и особенности их применения

П. Ю. Сериков a, К. А. Сиволоцкий a, А. А. Балакирев a

a ПАО «Транснефть», 123112, Россия, Москва, Пресненская набережная, 4, стр. 2

DOI: 10.28999/2541-9595-2020-10-6-620-635

Аннотация: Оценка экономической эффективности научно-исследовательских, технологических и опытно-конструкторских работ (НИОКР) имеет особую важность для обеспечения технологического развития и повышения финансовых и операционных показателей компаний. Вместе с тем методы оценки экономической эффективности НИОКР недостаточно полно и подробно освещены в публикациях, единой концепции оценки эффективности научных разработок до сих пор не выработано. Причина данной научно-практической проблемы состоит в том, что научные разработки осуществляются в условиях повышенного риска и неопределенности, зачастую направлены на решение стратегических, долгосрочных задач, что не позволяет на начальном этапе достоверно оценить конечный эффект от нововведений. Цель статьи – формирование подхода к выбору метода оценки НИОКР на основе разработанных авторами критериев применимости. В ходе исследования проведен обзор существующих методов оценки эффективности, выявлены их преимущества и недостатки, проанализирована целесообразность использования конкретного метода оценки в зависимости от специфики научной разработки. Рассмотрены методы оценки экономической эффективности НИОКР (дисконтированных денежных потоков, Монте-Карло, реальных опционов, дерева решений, освобождения от роялти), а также применяемые в них способы определения ставок дисконтирования. Представлены примеры альтернативных методов оценки эффективности НИОКР, используемых в основном на ранних стадиях НИОКР (система баллов и интегральные показатели эффективности). Теоретическим результатом работы является обзор методов оценки экономической эффективности НИОКР и обобщение информации. Практический результат – описание подхода к выбору оптимального метода оценки экономической эффективности НИОКР и возможность его реализации.

Ключевые слова: НИОКР, научно-исследовательская работа, опытно-конструкторская работа, технологическая работа, экономическая эффективность, экономический эффект, методы оценки экономической эффективности, трубопроводный транспорт нефти.

Для цитирования:
Сериков П. Ю., Сиволоцкий К. А., Балакирев А. А. Методы оценки экономической эффективности НИОКР и особенности их применения // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2020. Т. 10. № 6. С. 620–635.

Список литературы:↓

636-641

Управление компетентностью персонала лабораторий с применением ЛИМС

К. С. Вараксин a, А. С. Макаров b, А. Ю. Ляпин a

a ПАО «Транснефть», 123112, Россия, Москва, Пресненская набережная, 4, стр. 2
b ООО «Транснефть-Технологии», 125252, Россия, Москва, 3-я Песчаная ул., 2А

DOI: 10.28999/2541-9595-2020-10-6-636-641

Аннотация: Обновленная редакция стандарта ISO/IEC 17025 внесла существенные изменения в структуру, терминологию, требования к ресурсам, процессам, системе менеджмента качества испытательных и калибровочных лабораторий. Были установлены новые требования к организации деятельности лабораторий – процессный подход и риск-ориентированное мышление, что предусматривает сокращение части предписывающих требований и введение требований, основанных на анализе выполнения действий. В соответствии с ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 лаборатория должна уполномочить персонал на выполнение конкретной лабораторной деятельности, а также гарантировать его компетентность. В настоящей статье рассматривается организация системы управления компетентностью персонала лабораторий организаций системы «Транснефть» с применением лабораторной информационной менеджмент-системы (ЛИМС). Описана модель реализации процесса. Установлено, что система проверки компетентности позволяет регулярно контролировать навыки и знания работников лаборатории как по элементам системы менеджмента качества, так и по применяемым методикам измерений (испытаний). Матрица ответственности персонала, реализованная в ЛИМС, регулирует полномочия и функционал работников, обеспечивая допуск сотрудников к выполнению работ в соответствии с их компетентностью. Реализованные в ЛИМС функции позволили автоматизировать управление компетентностью работников лаборатории согласно требованиям ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 и иных нормативных документов.

Ключевые слова: компетентность персонала, управление компетентностью, лабораторная система, ЛИМС, лабораторная деятельность, матрица ответственности, проверка знаний.

Для цитирования:
Вараксин К. С., Макаров А. С., Ляпин А. Ю. Управление компетентностью персонала лабораторий с применением ЛИМС // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2020. Т. 10. № 6. С. 636–641.

Список литературы:↓

642-653

Построение системы прослеживаемости в сетях АЗС и нефтебаз

А. А. Безродный a, b, В. Цзинь c, Р. Р. Юнушев c, А. М. Короленок c

a ИООО «ЛУКОЙЛ Белоруссия», 220004, Республика Беларусь, Минск, ул. Немига, 36
b Белорусский государственный университет, 220030, Республика Беларусь, Минск, проспект Независимости, 4
c Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И. М. Губкина, 119991, Россия, Москва, Ленинский проспект, 65

DOI: 10.28999/2541-9595-2020-10-6-642-653

Аннотация: В настоящее время во многих отраслях хозяйствования создаются системы прослеживаемости, предназначенные для описания истории, местонахождения и применения продукции на различных этапах жизненного цикла. В связи с высокой размерностью и значительной территориальной распределенностью сетей нефтебаз и автозаправочных станций организация для них подобных систем требует создания компонентов электронной сенсорики. Примером реализации подобной технологии является автоматизированная система гарантированной доставки нефтепродуктов, актуальная для сохранения количества и качества моторных топлив при их транспортировке автоцистернами от НПЗ до потребителей. Эффективному решению задачи обеспечения качества нефтепродуктов также способствует применение многофункциональных спектрометрических анализаторов, которые обеспечивают должную оперативность и полноту испытаний, повышают степень автоматизации управления и даже могут получать и анализировать образцы «в потоке» клиентов и поставок или самих нефтепродуктов. Цель настоящей работы – анализ систем прослеживаемости, а также рассмотрение моделей структур и алгоритмов управления, позволяющих формировать и оптимизировать подобные системы для сферы нефтепродуктообеспечения.

Ключевые слова: управление сетями АЗС, сети автозаправочных станций, нефтепродуктообеспечение, многотопливная АЗС, система обеспечения топливом, контроль качества нефтепродуктов.

Для цитирования:
Построение системы прослеживаемости в сетях АЗС и нефтебаз / А. А. Безродный [и др.] // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2020. Т. 10. № 6. С. 642–653.

Список литературы:↓

Пожарная и промышленная безопасность

654-662

Совершенствование законодательства в области разработки и утверждения планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на объектах магистральных трубопроводов

А. В. Захарченко a, А. Э. Гончар a, Р. Ю. Шестаков a, П. В. Пугачева a

a ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, Москва, Севастопольский проспект, 47а

DOI: 10.28999/2541-9595-2020-10-6-654-662

Аннотация: Порядок действий в случаях угрозы или возникновения аварии, связанной с разливом нефти (нефтепродуктов) на объектах нефтепроводного транспорта, определен в соответствующих планах по предупреждению и ликвидации разливов нефти (нефтепродуктов) – ПЛРН. Цель статьи – анализ требований законодательства в области разработки и утверждения ПЛРН. Отмечена специфика разработки ПЛРН на объектах магистральных трубопроводов в России, представлен опыт США по борьбе с разливами нефти и нефтепродуктов. Рассмотрены проблемные вопросы при разработке и утверждении ПЛРН, актуальные для отечественной системы магистрального нефтепроводного транспорта. Установлено, что принятый в июле 2020 года Федеральный закон № 207-ФЗ принципиально изменил устаревший и требовавший пересмотра подход к согласованию и утверждению ПЛРН. При этом необходима дальнейшая работа по созданию нормативной базы, устанавливающей требования к ПЛРН, а также совершенствование ПЛРН с учетом современных методов прогнозирования аварий, выявления аварийных ситуаций, риск-ориентированных подходов к планированию мероприятий по локализации и ликвидации аварий, специфики эксплуатирующих организаций.

Ключевые слова: ликвидация разливов нефти, чрезвычайная ситуация техногенного характера, порыв трубопровода, прокол трубопровода, разгерметизация резервуара, промышленная безопасность опасных производственных объектов.

Для цитирования:
Совершенствование законодательства в области разработки и утверждения планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на объектах магистральных трубопроводов / А. В. Захарченко [и др.] // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2020. Т. 10. № 6. С. 654–662.

Список литературы:↓

663-673

Методика оценки риска при прогнозировании последствий аварий на объектах трубопроводного транспорта

В. Н. Слепнев а, А. Ф. Максименко b, Е. В. Глебова b, А. Т. Волохина b

a ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, Москва, Севастопольский проспект, 47а
b Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И. М. Губкина, 119991, Россия, Москва, Ленинский проспект, 65

DOI: 10.28999/2541-9595-2020-10-6-663-673

Аннотация: Выбор методики оценки риска – один из основных этапов эффективной организации процессов по предупреждению, локализации и ликвидации последствий аварий на объектах магистрального трубопроводного транспорта. Авторами проанализированы тематические публикации и нормативные документы, регулирующие процедуры оценки риска и прогнозирования последствий возможных аварий, определены основные проблемы в этой области. Разработана методика оценки риска аварий на объектах магистральных трубопроводов, основой которой является метод экспертных оценок. Методика предусматривает определение основных критериев для оценки вероятности возникновения и развития аварии и оценки тяжести ее последствий, экспертную оценку значимости критериев, их ранжировку, построение рейтинга опасных участков трубопровода. Применение методики позволяет уточнить перечень объектов, для которых необходимо первоочередное прогнозирование последствий аварий, и тем самым оптимизировать распределение ресурсов и в целом повысить эффективность планирования при определении сил и специальных технических средств, необходимых для локализации и ликвидации аварийных ситуаций и их последствий. Применение метода экспертных оценок позволяет учесть специфику конкретных предприятий, их технические и технологические особенности, что повышает точность прогнозирования.

Ключевые слова: локализация аварии, ликвидация последствий аварии, опасный производственный объект, промышленная безопасность, разлив нефти, риск аварий, методика оценки риска, система менеджмента качества.

Для цитирования:
Методика оценки риска при прогнозировании последствий аварий на объектах трубопроводного транспорта / В. Н. Слепнев [и др.] // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2020. Т. 10. № 6. С. 663–673.

Список литературы:↓

Экология

674-680

Электрохимическая очистка грунтов с различной концентрацией нефтяных загрязнений при использовании единого источника электрического напряжения

Н. С. Шулаев a, В. В. Пряничникова a, Р. Р. Кадыров a, И. В. Овсянникова a, Н. А. Быковский a, Р. М. Даминева a

a Филиал Уфимского государственного нефтяного технического университета в г. Стерлитамаке (филиал УГНТУ в г. Стерлитамаке), 453118, Россия, Стерлитамак, проспект Октября, 2

DOI: 10.28999/2541-9595-2020-10-6-674-680

Аннотация: Важнейшей научно-практической задачей в области экологической безопасности эксплуатации трубопроводов является разработка и совершенствование методов очистки и восстановления нефтезагрязненных почв. Одним из эффективных и экономически целесообразных методов является электрохимическая очистка, не требующая использования дорогостоящих химических реагентов и экскавации грунта. Однако при этом требуется учитывать неравномерность загрязнения различных участков грунта. В статье рассматриваются особенности организации и технического оснащения электрохимической очистки неравномерно загрязненных почв при использовании одного источника электрической энергии, предложен метод расчета конструктивных параметров соответствующей установки. Эффективная очистка неравномерно загрязненного грунта при использовании заданного напряжения возможна за счет применения разноразмерных электродов. Для каждого вида грунта необходимая для очистки величина пропускаемого электрического заряда определяется концентрацией загрязнителя. Размещение катодов и анодов параллельными батареями и соединение их индивидуальными шинами является действенным и энергосберегающим решением, поскольку в межэлектродном пространстве создается электрическое поле, близкое к однородному, что позволяет снижать межэлектродное сопротивление среды.

Ключевые слова: нефтезагрязненный грунт, концентрация нефтепродуктов, электрический заряд, электрохимическая очистка, восстановление почв

Для цитирования:
Электрохимическая очистка грунтов с различной концентрацией нефтяных загрязнений при использовании единого источника электрического напряжения / Н. С. Шулаев [и др.] // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2020. Т. 10. № 6. С. 674–680.

Список литературы:↓