Русский

№4/2020

Стр.

Название статьи, авторы, аннотация и ключевые слова

Проектирование, строительство и эксплуатация

342-351

3D-ГИС для сопровождения работ по геотехническому мониторингу объектов магистральных трубопроводов

Е. М. Макарычева a, Т. И. Кузнецов a, С. А. Половков a, А. И. Барышев a, Е. А. Покровская a

a ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, Москва, Севастопольский проспект, 47а

DOI: 10.28999/2541-9595-2020-10-4-342-351

Аннотация: На основе 3D-ГИС осуществляется информационное обеспечение работ, связанных с большим объемом данных, поступающих из разных источников и имеющих различную пространственную привязку. Представлены результаты разработки специализированной 3D-ГИС как инструмента для структурирования, хранения, воспроизведения, обработки и анализа данных по геотехническому мониторингу объектов магистральных трубопроводов. Авторами предложено решение проблемы сложности обработки больших объемов данных путем создания единой среды территориально распределенной информации посредством геопортала и реализации на базе геопортала сервисов по автоматизированной обработке и анализу информации, а также расчетных алгоритмов. Приводится описание структуры и функциональных возможностей разработанной 3D-ГИС. Раскрыты методы получения и обработки 3D-данных, проведен их анализ. Представлены результаты количественной оценки изменений природной среды, планово-высотного положения и геометрии объектов по данным нескольких циклов обследований методами наземного и воздушного лазерного сканирования. Выделены преимущества 3D-ГИС при решении задач геотехнического мониторинга, а также возможности применения 3D-моделей для решения других производственных и научно-исследовательских задач.

Ключевые слова: геотехнический мониторинг, геоинформационная система, ГИС, 3D-визуализация, геопортал, big data, магистральный трубопровод.

Для цитирования:
3D-ГИС для сопровождения работ по геотехническому мониторингу объектов магистральных трубопроводов / Е. М. Макарычева [и др.] // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2020. Т. 10. № 4. С. 342–351.

Список литературы:↓

352-363

Долгосрочное прогнозирование стоковых характеристик методом математического моделирования гидрологических процессов

Т. Л. Рыкова a, Д. Ю. Казаков a

a АО «Транснефть – Подводсервис», 603152, Россия, Нижний Новгород, ул. Ларина, 19a

DOI: 10.28999/2541-9595-2020-10-4-352-363

Аннотация: В последние десятилетия зафиксированы климатические аномалии, порождающие долгосрочные изменения в гидрометеорологическом режиме и системе взаимодействия водной массы с подстилающей поверхностью – в частности, на русловых и пойменных участках рек, являющихся местом пролегания подводных переходов магистральных трубопроводов. В настоящее время при проектировании, строительстве и эксплуатации подводных переходов эти изменения не учитываются. В статье рассмотрено влияние долгосрочных изменений гидрометеорологической обстановки на стоковые характеристики участка реки Обь, расположенного вблизи створа подводного перехода магистрального трубопровода. Определено, что оптимальным для получения прогноза стоковых характеристик является метод Российского государственного гидрометеорологического университета. С помощью соответствующей математической модели проведена оценка изменения гидрометеорологического режима на участке р. Обь – с. Александровское, установлено нарушение его стационарности в 1979–1980 гг. Определены основные стокоформирующие факторы – количество осадков и температурный режим. Апробация модели формирования стока показала, что максимальная сходимость прогнозных и фактических величин наблюдается при использовании прогнозов с учетом дополнительного параметра. Для прогноза стоковых характеристик на 2011–2040 гг. в качестве исходных данных использовались климатические сценарии – репрезентативные траектории концентраций, согласно которым в указанный временной период ожидается рост температуры и количества осадков. Полученные результаты свидетельствуют о тенденции увеличения водности и перераспределении стока во времени, что, в свою очередь, станет катализатором интенсивности процессов русловой и пойменной деформации. Сделан вывод о необходимости закрепления использования прогноза стоковых характеристик в нормативных документах с целью повышения эффективности мероприятий по обеспечению безопасной эксплуатации подводных переходов магистральных трубопроводов, а также точности расчетов при проектировании и строительстве данных объектов.

Ключевые слова: стоковые характеристики, подводный переход, гидрометеорологические изменения, климатические риски, математическая модель формирования стока, прогноз гидрологических характеристик, магистральный трубопровод.

Для цитирования:
Рыкова Т. Л., Казаков Д. Ю. Долгосрочное прогнозирование стоковых характеристик методом математического моделирования гидрологических процессов // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2020. Т. 10. № 4. С. 352–363.

Список литературы:↓

Прочность, надежность, долговечность

364-371

Разработка математической модели определения оптимального шага измерений при проведении съемки глубины заложения подземного трубопровода с поверхности грунта

Р. В. Агиней a, Р. Р. Исламов b, А. А. Фирстов c, Э. А. Мамедова d, Ж. Ю. Капачинских c

a Ухтинский государственный технический университет, 169300, Россия, Ухта, ул. Первомайская, 13
b АО «Транснефть–Север», 169300, Россия, Ухта, проспект А. И. Зерюнова, 2/1
c Санкт-Петербургский горный университет, 199106, Россия, Санкт-Петербург, Васильевский остров, 21-я линия, 2
d ООО «Газпром проектирование», Нижегородский филиал, 603005, Россия, Нижний Новгород, ул. Алексеевская, 26

DOI: 10.28999/2541-9595-2020-10-4-364-371

Аннотация: Существующие методы определения изгибных напряжений участка подземного трубопровода по данным съемки глубины заложения оси трубопровода с поверхности грунта отличаются большой погрешностью между реальными и расчетными значениями. Цель настоящего исследования – совершенствование данной методики определения изгибных напряжений с учетом конструктивных особенностей трубопровода и используемого трассопоискового оборудования. Предложены математические модели, позволяющие по заданному значению максимальной погрешности при определении изгибных напряжений для конкретного трубопровода подобрать оптимальный шаг измерений перед проведением съемки, что позволит нивелировать возникающую погрешность. Приведены пояснения по выбору максимального шага исследования исходя из прочностных характеристик трубопровода. Представлен расчет, подтверждающий адекватность разработанных математических моделей и возможность их применения на практике.

Ключевые слова: подземный трубопровод, напряженно-деформированное состояние, деформации, изгибные напряжения, радиус изгиба, пространственное положение трубопровода, трассопоисковое оборудование.

Для цитирования:
Разработка математической модели определения оптимального шага измерений при проведении съемки глубины заложения подземного трубопровода с поверхности грунта / Р. В. Агиней [и др.] // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2020. Т. 10. № 4. С. 364–371.

Список литературы:↓

372-378

Определение и прогнозирование напряженно-деформированного состояния трубопровода с учетом грунтовых изменений в процессе эксплуатации

А. К. Гумеров a, Р. М. Каримов a, Р. М. Аскаров a, Х. Ш. Шамилов a

a Уфимский государственный нефтяной технический университет (УГНТУ), 450062, Россия, Уфа, ул. Космонавтов, 1

DOI: 10.28999/2541-9595-2020-10-4-372-378

Аннотация: Цель исследования – разработка математического аппарата и методики расчета напряженно-деформированного состояния участка трубопровода, проложенного в сложных инженерно-геологических условиях, с учетом всех планово-высотных изменений и воздействий в различные моменты эксплуатации, а также в ходе ремонта и по его окончании. Математический аппарат основан на дифференциальных уравнениях, отражающих равновесное состояние трубопровода с учетом особенностей участков (конфигурации, размера, начального напряженного состояния, действующих сил, температурных условий, взаимодействия с грунтом, опорами, трубоукладчиками). Уравнения равновесия составлены в криволинейной системе координат – в той же, что используется при проведении внутритрубной диагностики. По результатам решения определяются все компоненты напряжений в каждой точке как по длине трубопровода, так и по окружности любого сечения. Одновременно устанавливаются поперечные и продольные силы, изгибающие моменты, перерезывающие силы, смещения трубопровода, реакция грунта на смещения. В качестве примера приводится решение задачи о напряженно-деформированном участка трубопровода с использованием разработанного математического аппарата. В процессе расчета определяются места, где нижняя образующая трубы не касается грунта, и места, где реакция опоры становится выше заданного предела. Проведен сравнительный анализ, выбран оптимальный метод ремонта участка.

Ключевые слова: напряженно-деформированное состояние, поперечные силы, продольные силы, изгибающий момент, непроектный радиус изгиба, смещение трубопровода.

Для цитирования:
Определение и прогнозирование напряженно-деформированного состояния трубопровода с учетом грунтовых изменений в процессе эксплуатации / А. К. Гумеров [и др.] // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2020. Т. 10. № 4. С. 372–378.

Список литературы:↓

Ремонт трубопроводов

379-385

Ремонт наплавкой при дефектах металла трубы и сварных соединений

Н. Г. Гончаров a, А. А. Юшин a, О. И. Колесников a, П. А. Пономарев a

a ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, Москва, Севастопольский проспект, 47а

DOI: 10.28999/2541-9595-2020-10-4-379-385

Аннотация: Ремонт наплавкой является одной из наиболее простых и наименее затратных ремонтных технологий. Он относится к методам как постоянного, так и временного ремонта. Эффект от его применения заключается в снижении трудозатрат и сокращении сроков ремонтных работ при сохранении их качества на уровне нормативных требований. С помощью наплавки может быть устранено значительное количество дефектов коррозионного и механического происхождения глубиной до 70 % толщины стенки трубы. При этом актуальной является задача совершенствования данной технологии. Цель настоящего исследования – разработка технологии эффективного и безопасного ремонта наплавкой при дефектах в виде локальных коррозионных поражений металла трубы и дефектах сварных соединений типов «неполное заполнение кромки», «подрез», «поры», «кратеры», «шлаковые включения». Для достижения данной цели решены следующие задачи: исследование термических циклов при сварочной наплавке, исследование режимов сварочной наплавки, разработка технологии многопроходного ремонта, определение допустимых параметров дефектов, выявление оптимальных методов контроля качества отремонтированных локальных зон. Проведены испытания натурных образцов труб и кольцевых стыков труб с имитацией поверхностных дефектов после ремонта наплавкой. По результатам испытаний разрушений металла и зон сварных соединений не выявлено. Ремонт наплавкой позволяет восстанавливать несущую способность трубопровода до проектного уровня. Данная технология может использоваться при проведении работ как на остановленном, так и на действующем трубопроводе.

Ключевые слова: ремонт наплавкой, сварной шов, дефект, магистральный трубопровод, сварной стык, сварка, труба.

Для цитирования:
Ремонт наплавкой при дефектах металла трубы и сварных соединений / Н. Г. Гончаров [и др.] // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2020. Т. 10. № 4. C. 379–385.

Список литературы:↓

Товарно-транспортные операции и метрологическое обеспечение

386-393

Методические подходы к моделированию условий образования технологических потерь нефти и нефтепродуктов при испарениях из резервуаров

К. Е. Лесных a, А. А. Коршак b, Н. Н. Хафизов c, А. А. Кузнецов c

a ПАО «Транснефть», 123112, Россия, Москва, Пресненская набережная, 4, стр. 2
b Научно-технический центр трубопроводного транспорта ООО «НИИ Транснефть» (НТЦ ООО «НИИ Транснефть»), 450055, Россия, Уфа, проспект Октября, 144/3
c ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, Москва, Севастопольский проспект, 47а

DOI: 10.28999/2541-9595-2020-10-4-386-393

Аннотация: Рассмотрены условия образования технологических потерь нефти и нефтепродуктов при транспортировке по магистральным трубопроводам и установлено, что основными источниками указанных потерь являются большие и малые дыхания резервуаров. Величина технологических потерь от испарений из резервуаров зависит от большого количества факторов, в частности: температуры хранения, скорости закачки/откачки, высоты взлива резервуара, физико-химических свойств транспортируемой жидкости, оборачиваемости резервуаров. До настоящего времени не выработан единый подход к порядку определения качественного и количественного состава технологических потерь от испарения углеводородов при хранении, что приводит к разногласиям при оценке фактических потерь энергоносителей. На основе анализа установлено, что наилучшим для определения фактических безвозвратных потерь углеводородов является расчетный метод. Его применение предполагает использование математических зависимостей, описывающих динамику испарения нефти и нефтепродуктов в реальных условиях. Для получения таких зависимостей предлагается разработка и внедрение установки, позволяющей моделировать процесс испарения из резервуаров в различных условиях и получать данные экспериментальных исследований с учетом сочетания многообразия факторов, оказывающие влияние на величину технологических потерь.

Ключевые слова: технологические потери, резервуар, большие дыхания резервуаров, малые дыхания резервуаров, потери от дыханий резервуаров, нефть, нефтепродукты.

Для цитирования:
Методические подходы к моделированию условий образования технологических потерь нефти и нефтепродуктов при испарениях из резервуаров / К. Е. Лесных [и др.] // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2020. Т. 10. № 4. С. 386–393.

Список литературы:↓

Энергетика и электрооборудование

394-404

Автономный комплекс теплоэнергетического оборудования нового поколения

П. А. Ревель-Муроз a, П. В. Росляков b, Ю. В. Проскурин a, И. Л. Ионкин b, А. Ф. Копысов a, Б. Г. Гриша c

a ПАО «Транснефть», 123112, Россия, Москва, Пресненская набережная, 4, стр. 2
b Национальный исследовательский университет «Московский энергетический институт» (НИУ «МЭИ»), 111250, Россия, Москва, ул. Красноказарменная, 14
c ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, Москва, Севастопольский проспект, 47а

DOI: 10.28999/2541-9595-2020-10-4-394-404

Аннотация: Представлены результаты комплексной научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы, которая обеспечила внедрение инновационных энергоэффективных и экологичных технологий, направленных на повышение надежности и экономической эффективности теплоснабжения промышленных объектов и населенных пунктов в районах, испытывающих дефицит традиционных энергетических топлив. Решены актуальные научные задачи, выполнены исследования, на основании которых предложены и апробированы новые конструкции комбинированного малоэмиссионного горелочного устройства ступенчато-стадийного сжигания газообразных и жидких топлив и жаротрубных котлов с повышенным КПД (не менее 94 %). Результаты экспериментальных исследований на заводских стендах и на объектах эксплуатации в рабочем диапазоне нагрузки от 40 до 100 % от номинальной подтвердили КПД котла более 94 %: это на 4–6 % выше существующих показателей при сжигании сырой нефти и мазута и на 2–4 % выше, чем при сжигании природного газа. Защиту котла от низкотемпературной сернистой коррозии обеспечивает компактный выносной экономайзер. Разработанное оборудование позволяет снизить выбросы оксидов азота в атмосферу на 25–30 % по сравнению с нормативными уровнями и на 10–15 % по сравнению с лучшими зарубежными аналогами. Котлы и горелки поставляются на объекты в готовом виде в составе компактных блочно-модульных котельных, что существенно сокращает сроки их ввода в эксплуатацию.

Ключевые слова: жаротрубный котел, малоэмиссионное горелочное устройство, выносной экономайзер, сырая нефть, природный газ, оксиды азота, блочно-модульная котельная.

Для цитирования:
Автономный комплекс теплоэнергетического оборудования нового поколения / П. А. Ревель-Муроз [и др.] // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2020. Т. 10. № 4. С. 394–404.

Список литературы:↓

405-411

Разработка типоразмерного ряда неполнооборотных электроприводов

Д. А. Дворниковa, В. И. Вороновb, И. А. Флегентов b, Р. М. Гиниятов b

a ПАО «Транснефть», 123112, Россия, Москва, Пресненская набережная, 4, стр. 2
b ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, Москва, Севастопольский проспект, 47а

DOI: 10.28999/2541-9595-2020-10-4-405-411

Аннотация: Перед специалистами ООО «НИИ Транснефть» и АО «ТОМЗЭЛ» была поставлена задача по разработке типоразмерного ряда неполнооборотных электроприводов с электронным блоком управления, применяемых для управления кранами шаровыми запорно-регулирующими, для организации их серийного выпуска на российском предприятии. При определении требований к разрабатываемой арматуре были учтены особенности эксплуатации неполнооборотных электроприводов зарубежного производства. Новые разработки должны были соответствовать общим техническим требованиям, требованиям безопасности и эргономики, предъявляемым к электроприводам, эксплуатируемым на объектах нефте- и нефтепроводного транспорта. При подготовке технических решений проведен анализ тематических публикаций, международной и российской нормативной документации, технических характеристик отечественных и импортных приводов, существующих решений по схемам компоновки электроприводов блоками электронного управления. В рамках выполнения ОКР найдены оптимальные конструкционные решения, учитывающие фактические условия эксплуатации оборудования, разработана конструкторская документация на типоразмерный ряд неполнооборотных электроприводов, изготовлены опытные образцы, успешно проведены их предварительные и приемочные испытания.

Ключевые слова: электропривод неполнооборотный, кран шаровый запорно-регулирующий, электронный блок управления, блок контроля положения, редуктор, преобразователь частоты.

Для цитирования:
Разработка типоразмерного ряда неполнооборотных электроприводов / Д. А. Дворников [и др.] // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2020. Т. 10. № 4. С. 405–411.

Список литературы:↓

Экология

412-426

Анализ эффективности постадийной очистки производственно-дождевых сточных вод при эксплуатации объектов магистральных нефте- и нефтепродуктопроводов

А. В. Николаева a, Н. А. Житова a, П. А. Агафонов a, С. А. Половков a, Л. А. Норина b, М. А. Трошин a

a ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, Москва, Севастопольский проспект, 47а
b ПАО «Транснефть», 123112, Россия, Москва, Пресненская набережная, 4, стр. 2

DOI: 10.28999/2541-9595-2020-10-4-412-426

Аннотация: Очистка производственно-дождевых сточных вод при эксплуатации объектов магистральных нефте- и нефтепродуктопроводов – сложный технологический процесс, предусматривающий водоочистку от растворенных и эмульгированных нефтепродуктов, нефти, взвешенных веществ и других загрязняющих компонентов. В организациях системы «Транснефть» реализована высокоэффективная технология очистки нефтесодержащих сточных вод, которая позволяет обеспечить снижение уровня загрязняющих веществ до нормативных значений. Для оценки эффективности работы очистных сооружений организован производственный эколого-аналитический контроль, осуществляемый на всех стадиях очистки и обеззараживания сточных вод (после каждого блока оборудования). С целью оптимизации проведения указанной процедуры разработана специализированная программа, позволяющая осуществлять оперативный анализ результатов контроля, а также сравнительный анализ данных (значений концентраций загрязняющих веществ и эффективности очистки) на каждой стадии технологического процесса. По результатам измерений рассчитываются средние показатели концентрации загрязняющих веществ на всех стадиях очистки за период наблюдений. По этим показателям строятся графики их соответствия нормативным требованиям, сравнения с типовой схемой, и на основании полученных данных делается вывод об эффективности работы очистных сооружений за выбранный период наблюдений и по итогам работы за год.

Ключевые слова: очистные сооружения, производственно-дождевые сточные воды, коагулянт, флокулянт, отстойник, флотатор, эффективность очистки, производственный эколого-аналитический контроль.

Для цитирования:
Анализ эффективности постадийной очистки производственно-дождевых сточных вод при эксплуатации объектов магистральных нефте- и нефтепродуктопроводов / А. В. Николаева [и др.] // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2020. Т. 10. № 4. С. 412–426.

Список литературы:↓

427-431

Формирование дополнительного показателя для оценки вязкости деградированной нефти при разливе на морской поверхности

Р. Ш. Маммадли a, Р. А. Эминов b, Х. Г. Асадов a

a Национальное аэрокосмическое агентство, AZ1115, Азербайджанская Республика, Баку, ул. Сулеймана Сани Ахундова, 1
b Азербайджанский государственный университет нефти и промышленности, АZ1010, Азербайджанская Республика, Баку, проспект Азадлыг, 20

DOI: 10.28999/2541-9595-2020-10-4-427-431

Аннотация: Рассмотрена актуальность и возможность введения дополнительного информационного признака при исследовании вязкости деградированной нефти. Представлена методика формирования данного признака – логарифмического показателя относительной вязкости (γ). Показано, что при определенной динамике взаимных изменений фракционных долей Fem и Fev введенный показатель достигает минимума. Приведен пример использования предложенного показателя при оценке уровня загрязнения надводного слоя атмосферы парами легких фракций при разливе нефти. Так, минимум γ свидетельствует о совместном протекании процессов испарения и эмульгирования, в случае отсутствия минимума γ имеет место только процесс испарения. При минимуме γ на основании результатов ранее проведенных исследований можно сделать качественный вывод о высокой степени загрязнения приводного слоя атмосферы. Для количественной оценки такого загрязнения можно использовать данные, полученные предварительно при проведении аналогичных исследований для конкретного типа нефти.

Ключевые слова: вязкость нефти, деградация нефти, эмульгирование, разлив нефти, оценка загрязнения при разливе нефти.

Для цитирования:
Маммадли Р. Ш., Эминов Р. А., Асадов Х. Г. Формирование дополнительного показателя для оценки вязкости деградированной нефти при разливе на морской поверхности // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2020. Т. 10. № 4. С. 427–431.

Список литературы:↓

Техническое регулирование (стандартизация, оценка соответствия)

432-439

Обзор опыта работы организаций по оценке соответствия продукции в Канаде

О. В. Аралов a, И. В. Буянов a, С. И. Вьюнов a, В. Ю. Тузов a

a ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, Москва, Севастопольский проспект, 47а

DOI: 10.28999/2541-9595-2020-10-4-432-439

Аннотация: Обзор международной практики работы организаций по оценке соответствия и аккредитации позволяет изучить современные тенденции в этой области и использовать передовой опыт для совершенствования российской системы оценки соответствия продукции, применяемой в системе магистрального трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. Цель настоящей статьи – обзор современного опыта работы организаций по оценке соответствия и аккредитации в Канаде. Проанализированы особенности национальной системы оценки соответствия. Отмечено, что она носит централизованный характер, при этом исключительные полномочия по аккредитации имеет федеральная некоммерческая организация – Совет по стандартизации Канады, обладающий значительным авторитетом в стране и признанный за рубежом. Рассмотрены структура и особенности работы ведущих организаций системы оценки соответствия Канады: Совета по стандартизации, Канадской ассоциации по стандартизации, компаний Underwriters Laboratories of Canada и QPS. Сделан вывод о том, что в Канаде создана единая государственная система оценки соответствия, базирующаяся как на международных, так и на национальных стандартах, а также на документах сертифицирующих организаций. Широкое распространение в стране добровольной сертификации подтверждает эффективность данной системы.

Ключевые слова: система оценки соответствия, сертификация в системе нефтепроводного транспорта, экспертиза технической документации, добровольная сертификация, система оценки соответствия в Канаде, Совет по стандартизации Канады, Канадская ассоциация по стандартизации.

Для цитирования:
Обзор опыта работы организаций по оценке соответствия продукции в Канаде / О. В. Аралов [и др.] // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2020. Т. 10. № 4. С. 432–439.

Список литературы:↓

Пожарная и промышленная безопасность

440-452

Определение параметров эффективности пенообразователей для подслойного тушения бензинов, содержащих водорастворимые горючие жидкости

Д. В. Калачинский a, Д. А. Иванченко a

a ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, Москва, Севастопольский проспект, 47а

DOI: 10.28999/2541-9595-2020-10-4-440-452

Аннотация: При пожарах в резервуарах со стационарной крышей (за исключением резервуаров с маслами и мазутами) допускается применять подслойное тушение пеной низкой кратности. Такой способ пожаротушения хорошо изучен в отношении горючих жидкостей, не имеющих в составе водорастворимых (полярных) компонентов. Применяется пена на основе фторсодержащих пенообразователей, создающих на поверхности горючей жидкости пленку, которая препятствует испарению горючих паров и способствует растеканию пены. Однако введение в горючую жидкость водорастворимых (полярных) компонентов (они содержатся, например, в автомобильном бензине) может привести к снижению пленкообразования и интенсификации разрушения пены. В рамках научно-исследовательской работы были проведены экспериментальные исследования по определению возможности подслойного тушения бензинов в резервуарах с применением фторсинтетических пленкообразующих пенообразователей типа AFFF. Серия испытаний подтвердила возможность подслойного тушения спиртосодержащей горючей жидкости в резервуаре при нормативной интенсивности подачи раствора пенообразователя со специально доработанной в ходе исследования рецептурой. Установлены перечень и значения, а также сформулированы методики определения параметров, влияющих на огнетушащую эффективность пенообразователей, предназначенных для подслойного тушения нефти и нефтепродуктов (в том числе бензинов) в резервуарах.

Ключевые слова: пожар в резервуаре, подслойное пожаротушение, тушение нефти и нефтепродуктов, тушение бензина, установка пожаротушения, AFFF, пенообразователь.

Для цитирования:
Калачинский Д. В., Иванченко Д. А. Определение параметров эффективности пенообразователей для подслойного тушения бензинов, содержащих водорастворимые горючие жидкости // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2020. Т. 10. № 4. С. 440–452.

Список литературы:↓