Русский

№2/2020

Стр.

Название статьи, авторы, аннотация и ключевые слова

Прочность, надежность, долговечность

122-126

Влияние экспандирования труб на перераспределение остаточных напряжений после формовки

Н. А. Махутов a, Д. А. Неганов a, Е. П. Студёнов a

a ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, Москва, Севастопольский проспект, 47а

DOI: 10.28999/2541-9595-2020-10-2-122-126

Аннотация: Трубы для магистральных нефте- и нефтепродуктопроводов в заводских условиях получают методами формовки и сварки. Для обеспечения цилиндрической формы и снижения остаточных напряжений, возникающих вследствие активного изгиба и последующей разгрузки, применяется технология экспандирования. Экспандирование трубы приводит к существенному изменению величин остаточных деформаций и напряжений. Цель данного исследования – определение влияния остаточных напряжений и деформаций на напряженно-деформированное состояние трубопровода при его эксплуатации и обоснование целесообразности учета этих величин в расчетных моделях, используемых для определения прочности и долговечности трубопроводов с дефектами. Приведены результаты расчетов и графики распределения напряжений и деформаций при изгибе заготовки и перераспределения данных величин в процессе экспандирования. По результатам расчетов установлено, что конечные суммарные величины остаточных напряжений и остаточных деформаций от изгиба и экспандирования являются важными составляющими напряженно-деформированного состояния эксплуатируемых трубопроводов в условиях их циклического нагружения, а также при оценке эффектов деградации пластичности материала труб. Сделан вывод о том, что данные факторы следует учитывать при выполнении поверочных расчетов длительно эксплуатируемых трубопроводов, когда их фактическое состояние по данным диагностики и анализа не отвечает современным требованиям прочности.

Ключевые слова: прочность, долговечность, остаточные напряжения, экспандирование, формовка труб, магистральный трубопровод.

Для цитирования:
Махутов Н. А., Неганов Д. А., Студёнов Е. П. Влияние экспандирования труб на перераспределение остаточных напряжений после формовки // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2020. Т. 10. № 2. С. 122–126.

Список литературы:↓

127-137

Экспериментальные исследования по изучению возможности изготовления отводов холодного гнутья с увеличенными углами изгиба

Г. В. Нестеров a, О. А. Задубровская a, Д. А. Гаврилов a, П. В. Пошибаев a

a ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, Москва, Севастопольский проспект, 47а

DOI: 10.28999/2541-9595-2020-10-2-127-137

Аннотация: Отводы холодного гнутья используются для поворота трассы магистральных трубопроводов в горизонтальной и вертикальной плоскостях и являются наиболее простыми и экономичными в производстве. Их недостаток – меньшие по сравнению с другими типами отводов углы поворота. В статье представлены результаты экспериментальной гибки отводов холодного гнутья, изготовленных из труб класса прочности К56, с увеличенными по сравнению с нормативными требованиями углами изгиба, а также результаты испытаний образцов металла деформированной и недеформированной зон экспериментальных отводов. Установлено, что отводы 720×8 мм и 1020×17 мм при углах поворота до 13 и 9,1° соответственно сохраняют удовлетворительные геометрические параметры и не склонны к образованию гофр. Изучение влияния упрочнения при холодной деформации на изменение механических свойств деформированных зон отводов показало соответствие нормативным требованиям значений временного сопротивления, предела текучести, относительного удлинения и ударной вязкости. При этом определено, что состояние поставки проката исходной трубы-заготовки влияет на уровень ударной вязкости и порог хладноломкости отводов: при испытании металла отвода из проката после высокого отпуска были выявлены более высокие значения этих параметров, чем при испытании металла отводов из проката после контролируемой прокатки. В целом экспериментальные исследования подтвердили возможность изготовления отводов холодного гнутья с увеличенными углами изгиба из труб российского производства класса прочности К56. Использование таких отводов при строительстве магистральных трубопроводов позволит снизить общее количество отводов, уменьшить объем работ и, следовательно, затраты на строительство.

Ключевые слова: отводы холодного гнутья, труба, угол изгиба, радиус изгиба, механические свойства, трубогибочный станок.

Для цитирования:
Экспериментальные исследования по изучению возможности изготовления отводов холодного гнутья с увеличенными углами изгиба / Г. В. Нестеров [и др.] // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2020. Т. 10. № 2. С. 127–137.

Список литературы:↓

138-147

Определение минимального шага измерений пространственного положения трубопровода при оценке напряженно-деформированного состояния с поверхности грунта

Р. В. Агиней a, Р. Р. Исламов b, Э. А. Мамедова c, А. А. Фирстов d, В. А. Середёнок e

a Ухтинский государственный технический университет, 169300, Россия, Ухта, ул. Первомайская, 13
b АО «Транснефть–Север», 169300, Россия, Ухта, проспект А. И. Зерюнова, 2/1
c ООО «Газпром проектирование», Нижегородский филиал, 603005, Россия, Нижний Новгород, ул. Алексеевская, 26
d Санкт-Петербургский горный университет, 199106, Россия, Санкт-Петербург, Васильевский остров, 21 линия, 2
e ПАО «Газпром», 117997, Россия, Москва, ул. Наметкина, 16, ГСП-7

DOI: 10.28999/2541-9595-2020-10-2-138-147

Аннотация: Существующие методики определения радиуса изгиба оси подземных магистральных трубопроводов с поверхности грунта имеют недостатки, связанные с отсутствием исследований влияния на результаты расчетов шага измерений глубины залегания трубопровода и погрешности оборудования. Цель настоящего исследования – определение минимального шага измерений пространственного положения трубопровода трассопоисковым оборудованием при оценке напряженно-деформированного состояния с поверхности грунта. Предполагается, что изгиб в сечении трубопровода имеется только в одной плоскости. Он рассматривается как совокупность трех точек оси, которые можно соединить частью окружности.
Предложены выражения для нахождения действительных значений радиусов изгиба для двух граничных случаев. Получены зависимости абсолютной разности максимальных изгибных напряжений от шага измерений при различных значениях абсолютной погрешности оборудования для трубопровода диаметром 1400 мм. Установлено, что для обеспечения погрешности абсолютной разности максимальных изгибных напряжений не более 50 МПа минимальный шаг измерений должен составлять от 20 до 60 м (он варьируется в зависимости от погрешности трассопоискового оборудования). На языке программирования MatLab был написан программный код, позволяющий построить трехмерный график зависимости абсолютной разности максимальных изгибных напряжений от шага измерений при различных значениях абсолютной погрешности оборудования. Установлено, что радиус изгиба трубопровода не влияет на значение минимального шага измерений пространственного положения трубопровода.

Ключевые слова: подземный трубопровод, напряженно-деформированное состояние, поперечный изгиб, радиус изгиба, пространственное положение трубопровода, трассопоисковое оборудование.

Для цитирования:
Определение минимального шага измерений пространственного положения трубопровода при оценке напряженно-деформированного состояния с поверхности грунта / Р. В. Агиней [и др.] // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2020. Т. 10. № 2. С. 138–147.

Список литературы:↓

Проектирование, строительство и эксплуатация

148-156

Построение феноменологической теории турбулентности в жидкости с малыми противотурбулентными присадками

Н. Н. Голунов a, М. В. Лурье a

a Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И. М. Губкина, 119991, Россия, Москва, Ленинский проспект, 65

DOI: 10.28999/2541-9595-2020-10-2-148-156

Аннотация: Рассматривается вопрос о построении феноменологической теории турбулентности в жидкостях, обработанных малой противотурбулентной присадкой. Выдвигается тезис о том, что для практических нужд актуальна именно феноменологическая теория, поскольку она определяет параметры рассматриваемого явления в условиях отсутствия детального знания механизмов действия присадок. Различные присадки по-разному воздействуют на сдвиговую турбулентность в трубах и каналах и, соответственно, по-разному изменяют интегральные характеристики турбулентного течения. Одни присадки оказывают влияние только на узкие пристеночные области течения, не изменяя при этом турбулентную вязкость в ядре потока, другие действуют во всем объеме течения и существенно изменяют турбулентную вязкость. Присадки первого типа формируют турбулентное течение посредством изменения краевых условий в известных моделях без изменения коэффициентов модели. Присадки второго типа изменяют как краевые условия, так и коэффициенты самой модели. Показано, что модифицированная теория (модель) сдвиговой турбулентности Кармана в равной степени пригодна для описания турбулентного течения жидкости с присадками как первого, так и второго типа. Следующее из этой модели универсальное уравнение сопротивления с экспериментально определенными коэффициентами переноса позволяет рассчитывать коэффициент гидравлического сопротивления в зависимости от свойств используемой противотурбулентной присадки.

Ключевые слова: трубопровод, турбулентное течение, гидравлическое сопротивление, противотурбулентная присадка, феноменологическая теория турбулентности, турбулентная вязкость, константа Кармана, универсальное уравнение, шероховатость.

Для цитирования:
Голунов Н. Н., Лурье М. В. Построение феноменологической теории турбулентности в жидкости с малыми противотурбулентными присадками // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2020. Т. 10. № 2. С. 148–156.

Список литературы:↓

157-163

Исследование причин снижения эффективности депрессорной присадки при перекачке парафинистых нефтей

А. Ю. Ляпин a, В. О. Некучаев b, С. К. Овчинников c, d, М. М. Михеев d

a ПАО «Транснефть», 123112, Россия, Москва, Пресненская набережная, 4, стр. 2
b Ухтинский государственный технический университет, 169300, Россия, Ухта, ул. Первомайская, 13
c ООО «Транснефть Надзор», 119180, Россия, Москва, ул. Большая Полянка, 57
d АО «Транснефть–Север», 169313, Россия, Ухта, проспект А. И. Зерюнова, 2/1

DOI: 10.28999/2541-9595-2020-10-2-157-163

Аннотация: Целью исследований является выяснение причин снижения эффективности действия депрессорной присадки по мере течения нефти по нефтепроводу. Объекты исследований: поступающая в нефтепровод Уса – Ухта смесь парафинистых нефтей, обработанная и необработанная присадкой ДПН-1, а также ее смесь с высокозастывающей нефтью, подкачиваемой с ПСП «Чикшино». Для достижения поставленной цели были проведены: мониторинг реологических характеристик нефти на ГНПС «Уса», НПС «Чикшино» и «Ухта-1»; лабораторные исследования реологических свойств модельных смесей, составленных с учетом объемов сдачи нефтей нефтедобывающими компаниями; мониторинг реологических свойств точечных проб нефтей по мере течения по нефтепроводу. Установлено, что главным фактором снижения эффективности действия присадки ДПН-1 на смесь парафинистых нефтей является подкачка высокозастывающей нефти с ПСП «Чикшино», доля которой в общем объеме перекачки составляет 10 %.

Ключевые слова: противотурбулентная присадка, температура застывания нефти, высокопарафинистая нефть, парафин, горячая перекачка, вязкость нефти, реология нефти.

Для цитирования:
Исследование причин снижения эффективности депрессорной присадки при перекачке парафинистых нефтей / А. Ю. Ляпин [и др.] // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2020. Т. 10. № 2. С. 157–163.

Список литературы:↓

164-172

Применение комплекса методов неразрушающего контроля для диагностирования фундаментов насосных агрегатов

Л. Ю. Могильнер a, О. А. Придеин a, Е. Ю. Сергеевцев a

a ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, Москва, Севастопольский проспект, 47а

DOI: 10.28999/2541-9595-2020-10-2-164-172

Аннотация: Техническое перевооружение нефтеперекачивающих станций часто предполагает изменение мощности и массы насосного оборудования. В этой связи важно оценить целесообразность замены фундаментов насосных агрегатов и, в том числе, возможность дальнейшего использования уже существующих объектов, так как затраты на замену фундаментов могут превышать расходы на адаптацию имеющихся конструкций под новое оборудование. Авторами разработана технология обследования фундаментов насосных агрегатов с целью определения возможности повышения нагрузки при замене оборудования. Ранее такое обследование не проводилось. В статье представлен состав рекомендуемых диагностических работ, описаны специфика и ограничения применяемых методов, приведены некоторые результаты обследований более 100 фундаментов насосов. Средний возраст объектов выборки составил 44,9 года. В результате геодезических измерений установлено, что крен и осадка фундаментов фактически не изменились за прошедшие десятилетия и соответствуют современным нормативным требованиям, а результаты инженерно-геологических изысканий подтвердили отсутствие серьезной опасности пространственных смещений. Определено, что при проведении диагностики необходимо контролировать наличие гидроизоляции фундамента, состояние защитного слоя бетона, прочность бетона и твердость металла арматуры, соответствие расположения стержней арматуры требованиям проектной и/или нормативно-технической документации. Необходимо убедиться в отсутствии недопустимых коррозионных повреждений металлических конструкций, а также в соответствии конструкции крепления и размеров анкерных болтов требованиям проектной и/или нормативно-технической документации. Приведены данные по выявляемости дефектов различного типа с учетом срока и условий эксплуатации фундаментов.

Ключевые слова: техническая диагностика, обследование, дефект, фундамент насосного агрегата, нефтеперекачивающая станция.

Для цитирования:
Могильнер Л. Ю., Придеин О. А., Сергеевцев Е. Ю. Применение комплекса методов неразрушающего контроля для диагностирования фундаментов насосных агрегатов // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2020. Т. 10. № 2. С. 164–172.

Список литературы:↓

Материалы и оборудование

173-185

Применение криогелей для решения задач рационального природопользования и эксплуатации объектов магистральных трубопроводов в условиях Арктики

Л. К. Алтунина a, В. П. Бурков b, П. В. Бурков b, c, В. Ю. Дудников d, Г. Г. Осадчая d, В. С. Овсянникова a, М. С. Фуфаева a

a Институт химии нефти Сибирского отделения Российской академии наук (ИХН СО РАН), 634055, Россия, Томск, Академический проспект, 4
b Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ), 634050, Россия, Томск, проспект Ленина, 30
c Томский государственный архитектурно-строительный университет (ТГАСУ), 634003, Россия, Томск, площадь Соляная, 2
d Ухтинский государственный технический университет (УГТУ), 169300, Россия, Ухта, ул. Первомайская, 13

DOI: 10.28999/2541-9595-2020-10-2-173-185

Аннотация: В условиях Арктической зоны Российской Федерации представляется перспективной методика криоструктурирования почвы – укрепления почвенных горизонтов с использованием композиционных материалов на основе криогеля без выемки неустойчивых грунтов. Экспериментально установлено, что механические и теплоизоляционные свойства криогелей делают целесообразным их применение для укрепления и теплоизоляции грунта, а структура позволяет формирователь устойчивый растительный покров. Полевые эксперименты подтвердили эффективность криоструктурирования для укрепления почвенного слоя и стимулирующее влияние криогеля на микрофлору почвы. Описан опыт применения криотропных композиций в нефтегазовом комплексе. Отмечено, что криогели могут быть использованы для укрепления нестабильных грунтовых оснований объектов магистральных трубопроводов, а также для скрепления грунта (например, на откосах). Кроме того, целесообразно их применение в качестве средства инженерной защиты от неравномерной осадки основания траншеи и предотвращения ее расползания: криогель нагнетается в грунт основания дна траншеи, в результате формируется опорная система в виде пространственной решетки. Криотропный материал образуется после первого цикла замораживания и оттаивания, и с каждым циклом его прочность и упругость увеличиваются. Рассмотрены перспективы применения криогелей в различных инженерно-геологических условиях и с учетом результатов ландшафтно-территориального анализа. Сделан вывод, что использование композиционных материалов на основе криогеля является перспективным инновационным научным направлением, расширяющим технологические возможности по освоению и использованию пространств и ресурсов Арктики.

Ключевые слова: стратегия развития Арктики, криогель, криоструктурирование почвы, землеустройство, многолетнемерзлый грунт, криолитозона.

Для цитирования:
Применение криогелей для решения задач рационального природопользования и эксплуатации объектов магистральных трубопроводов в условиях Арктики / Л. К. Алтунина [и др.] // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2020. Т. 10. № 2. С. 173–185.

Список литературы:↓

Защита от коррозии

186-193

Методика определения поляризационного потенциала при проведении коррозионных обследований подземных трубопроводов

А. А. Болотовa

a Научно-технический центр трубопроводного транспорта ООО «НИИ Транснефть» (НТЦ ООО «НИИ Транснефть»), 450055, Россия, Уфа, проспект Октября, 144/3

DOI: 10.28999/2541-9595-2020-10-2-186-193

Аннотация: Условием эффективности катодной защиты подземных трубопроводов являются значения поляризационных потенциалов металла, превышающие или равные величине, при которой скорость коррозии составляет не более 0,01 мм/год. Диапазон значений поляризационных потенциалов, соответствующих эффективной защите от коррозии, был установлен опытным путем в результате большого количества натурных экспериментов в различных условиях эксплуатации трубопроводов. Он составляет от –0,65 до –1,15 В относительно медно-сульфатного электрода сравнения (м.с.э). При проведении коррозионных обследований подземных трубопроводов отмечаются случаи, когда величины поляризационных потенциалов, полученные в результате измерений с помощью приборов, предназначенных для этой цели, значительно превышают максимально допустимые значения, регламентированные нормативными документами. Автором предлагается оригинальная методика определения поляризационного потенциала, основанная на анализе зависимостей потенциала вспомогательного электрода от времени после прерывания тока поляризации. Значения поляризационных потенциалов, полученные с помощью этой методики, находятся в стандартном диапазоне. Методика может быть рекомендована для опытного применения при коррозионных обследованиях подземных трубопроводов в различных условиях эксплуатации с целью подтверждения соответствия полученных результатов условию эффективности катодной защиты.

Ключевые слова: подземный трубопровод, коррозионные обследования, электрохимическая защита, поляризационный потенциал, двойной электрический слой, вспомогательный электрод.

Для цитирования:
Болотов А. А. Методика определения поляризационного потенциала при проведении коррозионных обследований подземных трубопроводов // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2020. Т. 10. № 2. С. 186–193.

Список литературы:↓

Энергетика и электрооборудование

194-201

Использование ветродизельной электростанции как основного источника электроснабжения нефтеперекачивающей станции

Т. Г. Шмаков a

a Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И. М. Губкина, 119991, Россия, Москва, Ленинский проспект, 65

DOI: 10.28999/2541-9595-2020-10-2-194-201

Аннотация: Для электрификации объектов в районах децентрализованного энергоснабжения, как правило, сооружают автономную дизельную электростанцию. Ее функционирование предполагает использование дизельного топлива в основном для запуска агрегата, остальное время дизель-генераторные установки работают на очищенной нефти. Для уменьшения расхода топлива (подготовленной нефти), снижения нагрузки на дизель-генераторы предложено использовать в качестве основного источника электроэнергии для нефтеперекачивающих станций, расположенных в регионах с высоким ветроэнергетическим потенциалом, автономную гибридную энергосистему – ветродизельную электростанцию, в которой реализована параллельная схема работы ветроэлектростанции и дизельной электростанции. Приведена схема функционирования ветродизельной электростанции. Описан оптимальный алгоритм расчета распределения мощности между разномощными дизель-генераторными установками для случая, когда нет возможности разместить установки одной мощности в машинном зале станции. Алгоритм основан на решении системы уравнений методом множителей Лагранжа. Приведен практический пример приложения алгоритма.

Ключевые слова: электроснабжение, нефтеперекачивающая станция, дизельная электростанция, ветроэлектростанция, ветродизельная электростанция, метод множителей Лагранжа.

Для цитирования:
Шмаков Т. Г. Использование ветродизельной электростанции как основного источника электроснабжения нефтеперекачивающей станции // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2020. Т. 10. № 2. С. 194–201.

Список литературы:↓

Экология

202-209

Методика прогнозирования степени улавливания паров углеводородов при абсорбции

А. А. Коршак a, А. В. Николаева b, А. С. Нагаткина c, М. Т. Гайсин b, Ан. А. Коршак a, В. В. Пшенин d

a Научно-технический центр трубопроводного транспорта ООО «НИИ Транснефть» (НТЦ ООО «НИИ Транснефть»), 450055, Россия, Уфа, проспект Октября, 144/3
b ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, Москва, Севастопольский проспект, 47а
c AО «Транснефть–Приволга», 443020, Россия, Самара, ул. Ленинская, 100
d Санкт-Петербургский горный университет, 199106, Россия, Санкт-Петербург, Васильевский остров, 21-я линия, 2

DOI: 10.28999/2541-9595-2020-10-2-202-209

Аннотация: За годы практического применения абсорбции разработаны различные методы расчета абсорберов. В их числе – расчет процессов массопереноса, основанный на использовании т. н. коэффициента массопередачи β, показывающего, какая масса целевого вещества переходит из газовой фазы в жидкую через единицу площади поверхности за единицу времени. Для определения β используют эмпирические зависимости, справедливые для конкретного типа абсорбера и заданных условий эксплуатации. Но эти расчеты относительно сложны и применимы не для любой конструкции абсорбера. Расчеты фазовых переходов с использованием констант фазового равновесия не зависят от конструктивных особенностей аппарата, в котором происходит массообмен. Однако до настоящего времени теория фазовых равновесий использовалась для расчетов разделения многокомпонентной смеси в отсутствии воздуха, а значит, не могла быть применена для прогнозирования фазовых переходов при контакте газовоздушной смеси с жидким поглотителем. На основе теории фазовых переходов авторами разработана упрощенная методика прогнозирования степени улавливания паров нефти при абсорбции. Методика успешно апробирована при расчетах эффективности работы струйно-абсорбционной установки рекуперации паров нефти. Выполнено моделирование работы установки в случае замены абсорбента. Показано, что замена используемой в качестве рабочей жидкости легкоиспаряющейся нефти на нефть с меньшим давлением насыщенных паров позволит существенно повысить степень улавливания паров углеводородов.

Ключевые слова: установка рекуперации паров, абсорбция, абсорбент, теория фазовых равновесий, константа фазовых равновесий, давление насыщенных паров.

Для цитирования:
Методика прогнозирования степени улавливания паров углеводородов при абсорбции / А. А. Коршак [и др.] // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2020. Т. 10. № 2. С. 202–209.

Список литературы:↓

Пожарная и промышленная безопасность

210-218

Система мер по снижению рисков и уменьшению опасностей бедствий в целях повышения экономической безопасности

В. А. Пучков a

b ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ПАО «ОАК»), 115054, Россия, Москва, ул. Большая Пионерская, 1

DOI: 10.28999/2541-9595-2020-10-2-210-218

Аннотация: Актуальность исследований с целью совершенствования системы мер по снижению рисков и уменьшению опасностей бедствий для повышения экономической безопасности обусловлена многообразием и усилением влияния угроз различного характера в современных социально-экономических условиях. В настоящее время требуется постоянный анализ и актуальный прогноз для своевременной корректировки, а в ряде случаев разработки новых направлений оценки рисков в целях обеспечения реализации национальных проектов и государственных программ в условиях начавшейся рецессии мировой экономики. По итогам настоящего исследования предлагается система мер по снижению рисков и уменьшению опасностей чрезвычайных ситуаций, пожаров, техногенных аварий и других бедствий, а также по совершенствованию экономических механизмов деятельности крупных компаний, субъектов экономической деятельности и территорий в целом в области повышения безопасности жизнедеятельности. Уточняется понятие безопасности жизнедеятельности – дается его всеобъемлющая формулировка. Рассматриваются причины возникновения опасностей и угроз техногенного, природного, пожарного, биолого-социального и иного характера. На базе теории многомерных наблюдений описывается состояние поля угроз, в том числе дается системный многофакторный анализ источников опасностей. Предлагается система экономических мер, направленных на снижение количества и минимизацию последствий бедствий, позволяющих оптимизировать распределение финансовых, материально-технических и других ресурсов в области обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Ключевые слова: оценка рисков, безопасность жизнедеятельности, многофакторный анализ, источники опасности, поле угроз, экономическая безопасность.

Для цитирования:
Пучков В. А. Система мер по снижению рисков и уменьшению опасностей бедствий в целях повышения экономической безопасности // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2020. Т. 10. № 2. С. 210–218.

Список литературы:↓