Проектирование, строительство и эксплуатация |
8-16 |
Влияние реологических свойств нефти на энергоэффективность работы нефтепровода
П. В. Федоров a, М. Р. Лукманов a
a ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, Москва, Севастопольский проспект, 47а
DOI: 10.28999/2541-9595-2020-10-1-8-16
Аннотация: Изменение производительности технологических режимов и КПД магистральных насосных агрегатов, обусловленное несоответствием плановых и фактических показателей реологических свойств нефти, ведет к отклонению фактического потребления электроэнергии от расчетного. Оперативно выявить случаи таких отклонений в долгосрочной перспективе (месяц, год) позволяет формула приведения, а определить их причины – факторный анализ, который следует проводить по изменению свойств транспортируемой среды и изменению КПД насосных агрегатов, обусловленному смещением их рабочих точек. Рассмотрена роль разности геодезических отметок начала и конца технологического участка магистрального нефтепровода в определении влияния изменения свойств нефти на потребляемую электрическую мощность.
Установлено, что чем меньше длина участка и больше разность геодезических отметок, тем меньше будет доля потребляемой энергии, обусловленная изменением вязкости нефти, в общем энергопотреблении на технологическом режиме работы МН. Результаты проведенных экспериментов свидетельствуют о необходимости расширения перечня параметров при проведении факторного анализа и позволяют сделать вывод о том, что корректное установление причин отклонения фактического потребления электроэнергии от плановых показателей возможно только после выполнения гидравлических расчетов технологических режимов работы нефтепровода.
Ключевые слова: реологические свойства нефти, расход электроэнергии при перекачке, факторный анализ, энергоэффективность, магистральный насос.
Для цитирования: Федоров П. В., Лукманов М. Р. Влияние реологических свойств нефти на энергоэффективность работы нефтепровода // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2020. Т. 10. № 1. С. 8–16.
Список литературы:↓
[1] Гольянов А. И., Гольянов А. А., Кутуков С. Е. Обзор методов оценки энергоэффективности магистральных нефтепроводов // Проблемы сбора, подготовки и транспорта нефти и нефтепродуктов. 2017. № 4. С. 156–170.
[2] Валиев М. А., Кутуков С. Е., Шабанов В. А. Анализ использования электроэнергии при решении технологических задач перекачки нефти // Электронный научный журнал «Нефтегазовое дело». 2003. № 1.
[3] Кутуков С. Е., Фридлянд Я. М. Критерий энергоэффективности эксплуатации магистрального нефтепровода : материалы V Международной научно-практической конференции, посвященной 20-летию АО «КазТрансОйл». Алматы : TOO SK-Print, 2017. 42 с.
[4] Гольянов А. И., Гольянов А. А., Гриша Б. Г. О сравнительной оценке энергоэффективности нефтепроводов со вставками и путевыми подкачками / Трубопроводный транспорт – 2017 : тезисы докладов XII Международной учебно-научно-практической конференции. Уфа : Изд-во УГНТУ, 2017. С. 66–69.
[5] Сравнительная оценка эффективности «горячей» перекачки / А. И. Гольянов [и др.] // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2018. № 6. С. 642–649.
|
Ремонт трубопроводов |
17-21 |
Методика определения технологических параметров ремонта трубопровода с ненормативной кривизной
В. М. Варшицкий a, И. Б. Лебеденко a, Э. Н. Фигаров a
a ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, Москва, Севастопольский проспект, 47а
DOI: 10.28999/2541-9595-2020-10-1-17-21
Аннотация: При проведении внутритрубной диагностики магистральных трубопроводов обнаруживаются трубные секции, кривизна которых превышает нормативные значения. Для разработки проекта ремонтных работ, предусматривающих приведение участка в нормативное состояние, необходимо определить технологические параметры ремонта. Соответствующая методика известна для случаев перемещения первоначально прямолинейного трубопровода. Авторами разработана методика определения технологических параметров ремонта трубопровода с непроектной кривизной оси. Методика основана на моделировании деформирования трубопровода с начальной кривизной оси, учитывает фактические условия эксплуатации и данные внутритрубной диагностики. Приведены примеры расчетов технологических параметров ремонта и напряженно-деформированного состояния участков трубопровода с ненормативной кривизной. Результаты моделирования подтверждают возможность использования методики для оценки технологических параметров ремонта, протяженности вскрытия траншеи, величины и границ дозаглубления или подъема трубопровода, определения напряженно-деформированного состояния ремонтируемого участка в процессе выполнения и после завершения ремонтных работ.
Ключевые слова: трубопровод, ненормативный радиус изгиба, технологические параметры ремонта, расчет напряженно-деформированного состояния.
Для цитирования: Варшицкий В. М., Лебеденко И. Б., Фигаров Э. Н. Методика определения технологических параметров ремонта трубопровода с ненормативной кривизной // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2020. Т. 10. № 1. С. 17–21.
Список литературы:↓
[1] Варшицкий В. М., Фигаров Э. Н., Лебеденко И. Б. Исследование напряженного состояния трубопроводов с ненормативной кривизной оси // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2018. Т. 8. № 3. С. 273–277.
[2] Типовые расчеты при сооружении и ремонте нефтегазопроводов : учеб. пособие / Л. И. Быков [и др.]. СПб. : Недра, 2006. 824 с.
[3] Феодосьев В. И. Десять лекций-бесед по сопротивлению материалов. М. : Наука, 1975. 173 с.
|
Прочность, надежность, долговечность |
22-31 |
Напряженно-деформированное состояние трубопровода под воздействием комбинированной нагрузки
А. А. Игнатик a
a Ухтинский государственный технический университет, 169300, Россия, Ухта, ул. Первомайская, 13
DOI: 10.28999/2541-9595-2020-10-1-22-31
Аннотация: Проведено теоретическое и экспериментальное исследование напряженно-деформированного состояния трубопровода, находящегося под воздействием двух видов нагрузок: 1) изгибающей силы в вертикальной плоскости; 2) совместного действия изгибающей силы в вертикальной плоскости и внутреннего давления. Эксперименты выполнены на образце трубы со следующими характеристиками: марка стали – Ст3, наружный диаметр – 114 мм, толщина стенки – 4,5 мм, длина – 0,94 м. Измерялись кольцевые и продольные деформации в разных областях стенки трубы, испытывающей изгибающую нагрузку в вертикальной плоскости. Для определения других параметров напряженно-деформированного состояния применялись теории толстостенной и тонкостенной цилиндрической оболочки, обобщенный закон Гука, формула Журавского–Власова для расчета касательных напряжений при поперечном изгибе тонкостенной трубы, использовался принцип независимости действия сил. Найдены зависимости параметров напряженно-деформированного состояния (кольцевая, продольная, радиальная деформации; кольцевое, продольное, касательное напряжения; интенсивность напряжений) стенки трубы от угловой координаты φ в разных поперечных сечениях образца трубы. Выявлено, что в рассматриваемых случаях нагружения существенное значение имеют кольцевые и касательные напряжения. Величины кольцевых и касательных напряжений следует учитывать при вычислении интенсивности напряжений, когда проводится оценка магистрального трубопровода на прочность по энергетической теории.
Ключевые слова: давление, изгибающая сила, касательное напряжение, напряженно-деформированное состояние, трубопровод.
Для цитирования: Игнатик А. А. Напряженно-деформированное состояние трубопровода под воздействием комбинированной нагрузки // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2020. Т. 10. № 1. С. 22–31.
Список литературы:↓
[1] Макаров Г. И. Математические основы мониторинга напряженно-деформированного состояния стенки трубы магистрального нефтепровода // Трубопроводный транспорт: теория и практика. 2007. № 1. С. 92–95.
[2] Феодосьев В. И. Сопротивление материалов : учеб. для вузов. 13-е изд. М. : Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2004. 592 с.
[3] Игнатик А. А. Экспериментальное и теоретическое исследование деформированного состояния дефектных зон трубопровода // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2018. Т. 8. № 2. С. 147–153.
[4] Höhler S., Brauer H. Assessment of HFI line pipe for Strain-Based Design via Full-Scale Testing. https://www.mannesmann-linepipe.com/fileadmin/footage/MEDIA/gesellschaften/smlp/Documents/Assessment_of_HFI_line_pipe_for_Strain-Based_Design_via_Full-Scale_Testing.pdf (дата обращения: 05.05.2019).
[5] Таубер Б. А. Подъемно-транспортные машины : учебник для вузов. 5-е изд., перераб. и доп. М. : Экология, 1991. 528 с.
[6] Биргер И. А., Мавлютов Р. Р. Сопротивление материалов : учебное пособие. М. : Наука, 1986. 560 с.
[7] Young W. C., Budynas R. G. Roark’s formulas for stress and strain. McGraw-Hill, 2002. 854 p.
[8] Андронов И. Н., Кузьбожев А. С., Агиней Р. В. Ресурс надземных трубопроводов. В 2-х ч. Ч. 1. Факторы, ограничивающие ресурс. Стандартные методы испытаний. Ухта : УГТУ, 2008. 272 с.
[9] Гумеров А. К., Сильвестров С. А. Совершенствование методов оценки допустимых значений радиуса упругого изгиба трубопровода // Нефтегазовое дело. 2018. Т. 16. № 4. С. 96–107.
[10] Особенности расчета продольных напряжений магистральных газопроводов на основе данных внутритрубной диагностики / Р. М. Аскаров [и др.] // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья. 2018. № 3. С. 37–44.
[11] Типовые расчеты при проектировании, строительстве и ремонте газонефтепроводов / Л. И. Быков [и др.]. СПб. : Недра, 2011. 729 с.
|
32-41 |
Применение ROC-анализа для определения требований к параметрам цифровых радиографических снимков
И. И. Михайлов a, Д. И. Галкин b, А. В. Гейт a, А. В. Временко c
a ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, Москва, Севастопольский проспект, 47а
b ЗАО «Научно-исследовательский институт интроскопии МНПО “Спектр”» (ЗАО «НИИИН МНПО “Спектр”»), 119048, Россия, Москва, ул. Усачева, 35, стр. 1
c ПАО «Транснефть», 123112, Россия, Москва, Пресненская набережная, 4, стр. 2
DOI: 10.28999/2541-9595-2020-10-1-32-41
Аннотация: Актуальным является вопрос замены пленочной технологии радиографического контроля при строительстве и ремонте нефтепроводов на цифровые технологии, основанные на использовании фосфорных пластин (компьютерная радиография) или цифровых матричных детекторов (цифровая радиография). Однако существует проблема определения требований к цифровым рентгеновским снимкам. Выбор класса качества изображений, полученных путем цифрового радиографического контроля, осуществляется по согласованию с заказчиком, тогда как требования к качественным показателям изображений на пленке закреплены в нормативных документах. Авторами проведены исследования и представлена методика, позволяющая минимизировать влияние человеческого фактора при оценке информативности рентгенографических изображений и объективно определить требования к цифровым рентгеновским изображениям, при которых использование компьютерной радиографии и цифровой радиографии может быть рекомендовано для замены пленочной технологии. Для решения задачи предложено использовать ROC-анализ, позволяющий оценивать бинарные классификации, в том числе расшифровку рентгеновских снимков по принципу «есть дефект – нет дефекта». Разработан и изготовлен тест-образец, содержащий участки с дефектами (имитаторами дефектов) и без них, что позволило применить бинарную классификацию при проведении анализа его рентгеновских изображений. Определен минимальный объем выборки независимых экспертов, достаточный для исключения влияния человеческого фактора при расшифровке снимков тест-образца. С целью сравнения пленочных и цифровых технологий получен пленочный снимок, соответствующий нормативным требованиям.
По результатам анализа этого снимка построена базовая ROC-кривая. С ней сравнили ROC-кривые, построенные по результатам расшифровки цифровых изображений с различными качественными показателями. Это позволило установить значения параметров качества, при которых информативность цифровых снимков выше, чем пленочных, и сделать выводы об условиях замены пленочной технологии на цифровую и компьютерную радиографию.
Ключевые слова: радиографический контроль, ROC-анализ, информативность контроля, цифровая радиография, компьютерная радиография, пленочная радиография, фосфорная пластина, цифровой матричный детектор.
Для цитирования: Применение ROC-анализа для определения требований к параметрам цифровых радиографических снимков / И. И. Михайлов [и др.] // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2020. Т. 10. № 1. С. 32–41.
Список литературы:↓
[1] Бархатов А. Ф. Системы цифровой радиографии для контроля качества сварных швов магистральных нефтепроводов // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2013. № 4. С. 59–63.
[2] Грудский А. Я. Цифровая революция в радиационном неразрушающем контроле: миф, отдаленное будущее или реальность // В мире НК. 2019. № 1. С. 4–8.
[3] Степанов А. В., Ложкова Д. С., Косарина Е. И. Компьютерная радиография, результаты практических исследований и возможность замены пленочных технологий // Вестник МЭИ. 2011. № 3. С. 57–62.
[4] Королюк И. П. Медицинская информатика : учебное пособие. Самара : Офорт, 2012. 244 с.
[5] Сорокин А. С. К вопросу валидации модели логистической регрессии в кредитном скоринге // Интернет-журнал «Науковедение». 2014. № 2. С. 81.
[6] Бадалян В. Г. Анализ достоверности контроля в ультразвуковой дефектометрии // Контроль. Диагностика. 2019. № 3. С. 4–13.
[7] Performance evaluation of a magnetic field measurement NDE technique using a model assisted Probability of Detection framework // NDT and E International. 2017. № 91. Р. 61–70.
[8] Davis J., Goadrich M. The relationship between precisionrecall and ROC curves / Proceeding of the 23rd International Conference on Machine Learning. Pittsburgh (PA), 2006.
[9] Гурвич А. М. Физические основы радиационного контроля и диагностики. М. : Энергоатомиздат, 1989. 168 с.
[10] Georgiou G. A. Probability of Detection (PoD) curves. Derivation, applications and limitations / Research Report 454. Jacobi Consulting Limited for the Health and Safety Executive. 2006. 42 p.
[11] Цыпин А. П., Сорокин А. С. Статистические пакеты программ в социально-экономических исследованиях // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2016. Т. 5. № 4. С. 379–384.
[12] Кремер Н. Ш. Теория вероятностей и математическая статистика : учебник. М. : ЮНИТИ, 2012. 550 с.
|
Сварка |
42-51 |
Причины сквозного повреждения сварного соединения трубопровода
Р. Ф. Мамбетов a, В. М. Кушнаренко a, Ф. Ш. Хафизов b, И. Ф. Хафизов b
a Оренбургский государственный университет, 460018, Россия, Оренбург, проспект Победы, 13
b Уфимский государственный нефтяной технический университет (УГНТУ), 450062, Россия, Уфа, ул. Космонавтов, 1
DOI: 10.28999/2541-9595-2020-10-1-42-51
Аннотация: Представлены результаты исследований трубопровода выкидной линии с целью определения причин возникновения сквозного отверстия (свища) в стыковом сварном шве. Методом серных отпечатков по Бауману проведена оценка наличия отложений сульфидов железа на внутренней поверхности труб. Методом рентгеноструктурного анализа определен фазовый состав продуктов коррозии. Выявлено, что химический состав и механические свойства металла исследуемого фрагмента трубопровода соответствуют нормативным требованиям. Значения твердости, в том числе в зонах сварного соединения, полученные по итогам испытаний, свидетельствуют о том, что металл обладает стойкостью к коррозионному растрескиванию. По результатам металлографических исследований на продольных полнотолщинных шлифах установлено, что в области имеющегося сквозного отверстия на дне коррозионной язвы сохранились остатки облицовочного слоя шва, в котором имеются множественные поры диаметром до 3 мм. Поверхность язвы покрыта слоем сульфида железа толщиной 1–3 мм. Толщина слоя сульфидов в области язвы в 10 и более раз больше, чем на остальной поверхности трубы, – свидетельство того, что коррозионные процессы здесь развивались быстрее. Сделан вывод, что причиной сквозного повреждения сварного соединения трубопровода стала язвенная коррозия, возникшая под воздействием сероводородсодержащей среды на нижней образующей в области замка шва, где имелась вогнутость корня шва. Вероятно, в области коррозионной язвы был дефект первого слоя сварного шва (утяжка, непровар, пора или др.), и ускоренная коррозия стала следствием скопления здесь сероводородсодержащей жидкости.
Ключевые слова: трубопровод, сварное соединение, коррозия, термообработка, коррозионная язва, корень шва, сероводород, структура металла, химический состав, растяжение, ударный изгиб, твердость, металлографическое исследование, микроструктура.
Для цитирования: Причины сквозного повреждения сварного соединения трубопровода / Р. Ф. Мамбетов [и др.] // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2020. Т. 10. № 1. С. 42–51.
Список литературы:↓
[1] Надежность трубопроводов, транспортирующих сероводородсодержащие нефтегазовые среды : монография / А. А. Бауэр [и др.]. Оренбург : ОренПечать, 2015. С. 48–76.
[2] Антонов В. Г., Афанасьев В. П., Рощупкин А. В. Оценка свойств материалов до и после длительной эксплуатации в сероводородсодержащих средах // Проблемы диагностирования и оценки остаточного ресурса оборудования и трубопроводов, работающих в сероводородсодержащих средах : материалы заседания НТС. М. : ИРЦ Газпром, 1998. С. 47–53.
[3] Гафаров Н. А., Гончаров А. А., Кушнаренко В. М. Коррозия и защита оборудования сероводородсодержащих нефтегазовых месторождений. М. : Недра, 1998. 437 с.
[4] Гафаров Н. А., Гончаров А. А., Кушнаренко В. М. Определение характеристик надежности и технического состояния оборудования сероводородсодержащих нефтегазовых месторождений. М. : Недра-Бизнесцентр, 2001. 239 с.
[5] Анализ отказов оборудования и трубопроводов Оренбургского нефтегазоконденсатного месторождения / Н. А. Гафаров [и др.] // Защита металлов. 2003. Т. 39. № 3. С. 328–331.
[6] Ингибиторы коррозии. Диагностика и защита от коррозии под напряжением нефтегазопромыслового оборудования : монография / Н. А. Гафаров [и др.]. М. : Химия, 2002. Т. 2. 367 с.
|
Защита от коррозии |
52-63 |
Математическое моделирование электрических полей катодной защиты магистральных трубопроводов в анизотропных средах
В. Н. Кризский a, П. Н. Александров b, А. А. Ковальский a, С. В. Викторов a
a Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета (БашГУ), 453103, Россия, Стерлитамак, пр. Ленина, 49
b Центр геоэлектромагнитных исследований – филиал Института физики Земли имени О. Ю. Шмидта Российской академии наук (ЦГЭМИ ИФЗ РАН), 108840, Россия, Москва, Троицк, а/я 30
DOI: 10.28999/2541-9595-2020-10-1-52-63
Аннотация: Применяемые в практических расчетах электрохимической защиты математические модели, использующие, как правило, однородные изотропные среды, не вполне отражают реальные вмещающие трубопровод грунты. Авторами рассмотрена задача численного исследования электрических полей катодной защиты подземного трубопровода с учетом анизотропии удельной электрической проводимости грунта.
Методом вычислительного эксперимента проведено сравнение с токораспределением для однородного полупространства, исследовано влияние коэффициентов анизотропии и азимутального угла поворота тензора удельной электрической проводимости грунта на электрические параметры катодной защиты трубопровода. Продемонстрировано, что защитный потенциал может значительно различаться на участках, близких к точкам дренажа катодных станций, и на дефектном сегменте. Сделан вывод о необходимости учета структуры среды – ее электрической анизотропи – при наличии предпосылок слоистости/трещиноватости грунта, контрастности его удельной электропроводности по латерали более чем в 2–2,5 раза.
Ключевые слова: анизотропное полупространство, катодная электрохимическая защита магистрального трубопровода, математическое моделирование электрического поля.
Для цитирования: Математическое моделирование электрических полей катодной защиты магистральных трубопроводов в анизотропных средах / В. Н. Кризский [и др.] // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2020. Т. 10. № 1. С. 52–63.
Список литературы:↓
[1] Каринский А. Д. Электромагнитное поле в моделях электрически анизотропной среды. М. : Изд-во ГЕОС, 2018. 180 с.
[2] Александров П. Н. Развитие теории геоэлектрики в анизотропных и бианизотропных средах : автореф. дис. … д-ра физ.-мат. наук. М., 1999. 38 с.
[3] Математическая модель и алгоритм расчета электрического поля катодной защиты протяженными анодами / А. М. Болотнов [и др.] // Физикохимия поверхности и защита материалов. 2008. Т. 44. № 4. С. 438–441.
[4] Моделирование электромагнитных полей систем катодной защиты магистральных трубопроводов в горизонтально-слоистых средах / В. Н. Кризский [и др.] // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2019. Т. 9. № 5. С. 558–567.
[5] Кризский В. Н., Викторов С. В., Беляева М. Б. Математическая модель электрического поля катодно-поляризуемого трубопровода в анизотропной среде : материалы VIII Международной молодежной научно-практической конференции «Математическое моделирование процессов и систем». Уфа : БашГУ, 2018. С. 22–26.
[6] Ткаченко В. Н. Расчет электрохимической защиты трубопроводных сетей от коррозии методом дискретизации // Электричество. 2007. № 12. С. 41–47.
[7] Кризский В. Н. О способе вычисления физических полей в кусочно-анизотропных средах. Часть I. Стационарные поля // Вестник Башкирского университета. 2009. Т. 14. № 3. С. 726–730.
[8] Улиг Г. Г., Реви Р. У. Коррозия и борьба с ней. Введение в коррозионную науку и технику. Ленинград : Химия, 1989. 456 с.
|
Товарно-транспортные операции и метрологическое обеспечение |
64-69 |
Анализ возможности применения метода инфракрасной спектроскопии для определения границ зоны смесеобразования нефтепродуктов
С. В. Середа a, А. Ю. Ляпин b, Е. С. Дубовой b, Ф. В. Тимофеев a, Ю. А. Вишневская a
a ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, Москва, Севастопольский проспект, 47а
b ПАО «Транснефть», 123112, Россия, Москва, Пресненская набережная, 4, стр. 2
DOI: 10.28999/2541-9595-2020-10-1-64-69
Аннотация: Проведен сравнительный анализ методов поточного анализа для определения границ зоны смесеобразования нефтепродуктов, транспортируемых методом последовательной перекачки. Установлено, что наиболее перспективным является метод инфракрасной спектроскопии (ИК-спектроскопии), основанный на поглощении, отражении и рассеивании энергии инфракрасного излучения. В настоящее время использование ИК-спектроскопии для анализа нефтепродуктов ограничивает недостаточное количество косвенных методик идентификации и определения содержания структурных фрагментов углеводородных и неуглеводородных соединений. Для оценки возможности применения ИК-спектроскопии в качестве экспресс-метода определения границ зоны смесеобразования нефтепродуктов различных марок были проведены экспериментальные исследования. Цель исследований – установление зависимости изменения ИК-спектров, снимаемых с анализируемых проб образцов, от концентрации нефтепродукта одной марки в нефтепродукте отличного углеводородного состава. Объект исследований – образцы товарного автомобильного бензина АИ-95, межсезонного дизельного топлива, авиационного керосина ТС-1 и их парные смеси в соотношении 1:1. Результаты проведенных экспериментов подтвердили высокую чувствительность метода ИК-спектроскопии для установления изменения углеводородного состава смеси нефтепродуктов в зависимости от их концентрации, что позволяет сделать принципиальный вывод о возможности его использования для контроля процесса смесеобразования нефтепродуктов, транспортируемых методом последовательной перекачки.
Ключевые слова: нефтепродукты, последовательная перекачка, смесеобразование, контроль зоны смеси, поточные анализаторы, инфракрасная спектроскопия.
Для цитирования: Анализ возможности применения метода инфракрасной спектроскопии для определения границ зоны смесеобразования нефтепродуктов / С. В. Середа [и др.] // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2020. Т. 10. № 1. С. 64–69.
Список литературы:↓
[1] Короленок А. М., Лурье М. В., Тимофеев Ф. В. Расширение ассортимента светлых нефтепродуктов, транспортируемых по трубопроводам методом последовательной перекачки // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2012. № 4. С. 40–43.
[2] Аралов О. В., Саванин А. С. Методология совершенствования национальных и межгосударственных стандартов в области измерений количества нефти и нефтепродуктов и контроля качества нефти и нефтепродуктов // Фундаментальные и прикладные проблемы техники и технологии. 2017. № 1. С. 127–132.
[3] Серикова И. П., Калашникова С. В. Сравнить несравнимое // Трубопроводный транспорт нефти. 2012. № 9. С. 14–17.
[4] Лурье М. В. Теоретические основы трубопроводного транспорта нефти, нефтепродуктов и газа. М. : Недра, 2017. 478 с.
[5] Дубовой Е. С., Середа С. В., Хафизов Н. Н. Экспериментальная оценка физико-химических свойств смесей автомобильных бензинов и дизельных топлив, образующихся при их последовательной перекачке, и анализ поточных средств контроля их качества // Технологии нефти и газа. 2018. № 6. С. 52–57.
[6] Лурье М. В., Тимофеев Ф. В., Середа С. В. Раскладка смеси при последовательной перекачке нефтепродуктов // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2017. Т. 7. № 2. С. 42–47.
[7] Вишневская Ю. А., Аберкова А. С. Повышение эффективности системы управления качеством нефтепродуктов с использованием поточных анализаторов // Трубопроводный транспорт углеводородов : материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Омск : Изд-во ОГТУ, 2018. С. 51–59.
[8] Контроль чистоты нефтепродуктов при транспортировке по магистральным нефтепродуктопроводам / Р. Р. Купкенов [и др.] // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2019. Т. 9. № 3. С. 342–352.
[9] Экспресс-анализ состава и физико-химических свойств нефтяных систем методом БИК-спектроскопии / Р. З. Сафиева [и др.] // Наука и технология в промышленности. 2011. № 3. С. 101–104.
[10] Barsamian A. Get the most out of your NIR analyzers. Hydrocarbon Processing. 2001. Vol. 80. №. 1. P. 69–72.
[11] On-line NIR analysis and advanced control improve gasoline blending / А. Espinosa [et al.] // Oil and Gas Journal. 1994. Vol. 92(42).
[12] Near-infrared spectroscopic prediction of chemical composition of a series of petrochemical process streams for aromatics production / M. V. Reboucas [et al.] // Vibrational Spectroscopy. 2010. №. 52. P. 97–102.
[13] Chung H., Choi H.-J., Ku M.-S. Rapid identification of petroleum products by near-infrared spectroscopy // Bulletin of the Korean Chemical Society. 1999. Vol. 20. №. 9. P. 1021–1025.
[14] Аносов А. А., Ефитов Г. Л., Зусман С. Д. Опыт использования ИК-спектрометрии для измерения свойств бензинов на НПЗ // Автоматизация в промышленности. 2012. № 7. С. 41–47.
[15] Тарасевич Б. Н. Основы ИК-спектроскопии с преобразованием Фурье. М. : Изд-во МГУ, 2012. 22 с.
[16] Сафиева Р. З., Кошелев В. Н., Иванова Л. В. ИК-спектрометрия в анализе нефти и нефтепродуктов // Вестник Башкирского университета. 2008. Т. 13. № 4. С. 869–874.
[17] Большаков Г. Ф. Инфракрасные спектры аренов. Новосибирск : Наука, 1989. 184 с.
[18] Сафиева Р. З., Иванова И. В. Ближняя инфракрасная спектроскопия в практике мониторинга качества товарных и сырьевых потоков станции смешения бензинов // Труды РГУ нефти и газа имени И. М. Губкина. 2014. № 2. С. 67–82.
|
Экология |
70-83 |
Анализ потенциала использования отработанных нефтепродуктов на собственные нужды в организациях системы «Транснефть»
А. В. Николаева a, В. А. Кожевников a, В. А. Черных a
b ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, Москва, Севастопольский проспект, 47а
DOI: 10.28999/2541-9595-2020-10-1-70-83
Аннотация: В процессе производственной деятельности при транспортировке нефти и нефтепродуктов образуются тысячи тонн нефтяных отходов различного генезиса и консистенции. Часть из них представляет энергетическую ценность и может быть использована на собственные нужды организаций системы «Транснефть». В статье представлена структура формирования нефтяных отходов различного происхождения в организациях системы «Транснефть». Дана количественная оценка потенциала их использования в виде отработанных нефтепродуктов. Раскрыты результаты исследований состава и свойств отработанных нефтепродуктов, представлены результаты натурных испытаний. Исследования показали, что способы использования отработанных нефтепродуктов в организациях системы «Транснефть» ограничены.
Основными являются регенерация отработанных масел для продления их жизненного цикла и сжигание отработанных нефтепродуктов в качестве котельно-печного топлива. Причем при сжигании отработанных нефтепродуктов как топлива достигается наибольший экономический и экологический эффект. Указанные способы использования отработанных нефтепродуктов позволят снизить объемы образования отходов и затраты на их утилизацию.
Ключевые слова: утилизация нефтяных отходов, обезвреживание нефтяных отходов, отработанные нефтепродукты, сжигание топлива, экология, энергоэффективность.
Для цитирования: Николаева А. В., Кожевников В. А., Черных В. А. Анализ потенциала использования отработанных нефтепродуктов на собственные нужды в организациях системы «Транснефть» // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2020. Т. 10. № 1. С. 70–83.
Список литературы:↓
[1] О приеме и поставке нефти и нефтепродуктов в систему ПАО «Транснефть» : официальный сайт ПАО «Транснефть». https://www.transneft.ru/newsPress/view/id/25943 (дата обращения: 01.05.2019).
[2] Захаров С. В., Кожевников В. А. Анализ потенциала использования отработанных масел для нужд теплоснабжения, с примерами. М. : ВНИПИэнергопром, 2008. 29 с. (дата обращения: 01.05.2019).
[3] Разъяснения Минприроды России по разграничению понятий «продукция» и «отходы» / Официальный сайт Росприроднадзора. http://25.rpn.gov.ru/node/27550 (дата обращения: 01.05.2019).
[4] Росляков П. В., Проскурин Ю. В., Кожевников В. А. Моделирование процесса горения нефти с подмесом подтоварной воды в жаротрубных котлах // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2017. № 2. С. 94–101.
[5] Половков С. А. Обеспечение промышленной безопасности, охраны труда и экологии в организациях системы «Транснефть» // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2016. № 2. С. 28–31.
[6] Meyer R. F., Attanasi E. D., Freeman P. A. Heavy oil and natural bitumen resources in geological basins of the world. U. S. Geological Survey Open-File Report. 2007. 36 p. https://pubs.usgs.gov/of/2007/1084/OF2007-1084v1.pdf (дата обращения: 10.06.2019).
[7] Re-refined oil performance and TxDOT used oil collection procedure / J. C. Jones [et al.]. Texas, 1995. 127 p. https://library.ctr.utexas.edu/digitized/texasarchive/phase1/1355-1.pdf (дата обращения: 10.06.2019).
[8] Определение инспектируемых параметров дизельного топлива методом газовой хроматографии / С. В. Черепица [и др.] // Химия и технология топлив и масел. 2003. № 6. С. 45–48.
[9] Справочник наилучших доступных технологий по обращению с отходами. Министерство природных ресурсов России. М. : Деловые Медиа, 2011. 21 с.
[10] Рябов В. Д. Химия нефти и газа. М. : Форум, 2009. 336 с.
[11] Хроматографическое определение полициклических ароматических углеводородов в нефтешламах / Р. М. Хатмуллина [и др.] // Журнал аналитической химии. 2012. Т. 67. № 3. С. 251–257.
[12] Определение полициклических ароматических углеводородов в почвах с использованием газовой хроматографии – масс-спектрометрии / В. Д. Филимонов [и др.] // Аналитика и контроль. 2015. № 4. С. 310–315.
[13] Алексеенко А. В., Алексеенко В. А. Химические элементы в геохимических системах. Кларки почв селитебных ландшафтов. Ростов-на-Дону : Изд-во ЮФУ, 2013. 388 с.
[14] Vermont used oil analysis and waste oil furnace emissions study. Prepared by: Vermont Agency of Natural Resources, Department of Environmental Conservation, Air Pollution Control Division and Hazardous Materials Management Division. https://www3.epa.gov/ttn/catc/dir1/w_oilacr.pdf (дата обращения: 10.06.2019).
[15] Collins M., Schiebel K., Dyke P. Life Cycle Assessment of Used Oil Management. London : American Petroleum Institute, 2017. 187 p. https://www.api.org/~/media/Files/Certification/Engine-Oil-Diesel/Publications/LCA-of-Used-Oil-Mgmt-ERM-10012017.pdf (дата обращения: 05.05.2019).
[16] Pelitli V., Doğan Ö., Köroğlu H. J. Waste oil management: analyses of waste oils from vehicle crankcases and gearboxes // Global Journal of Environmental Science and Management. 2017. № 3. P. 11–20.
[17] Durrani H. A. Energy management by recycling of vehicle waste oil in Pakistan // International Journal of Scientific Engineering and Technology. 2013. Vol. 2. №. 9. P. 928–931.
[18] Basic oil heat class approved by: National Oilheat Research Alliance (NORA). http://www.ncoilheat.org/files/7314/4380/6883/NORAoilclassBuildingCode2013.pdf (дата обращения: 25.05.2019).
[19] Идентификация и прогнозирование результативности применения наилучших доступных технологий обезвреживания нефтесодержащих отходов / А. В. Николаева [и др.] // Экологический вестник России. 2017. № 2. С. 18–22.
|
Экономика и управление |
84-95 |
Стоимость жизненного цикла как основа транспортного обеспечения ПАО «Транснефть»
А. М. Ефремов a, З. И. Садриев a, В. В. Никитин a, И. В. Калинин a, В. С. Власов a
a ПАО «Транснефть», Пресненская набережная, 4, 123112, Россия, Москва, стр. 2
DOI: 10.28999/2541-9595-2020-10-1-84-95
Аннотация: Моделирование стоимости жизненного цикла – это качественно новый подход к комплексной оптимизации инвестиционных и эксплуатационных расходов, впервые примененный в ПАО «Транснефть» для обеспечения производственных объектов транспортными средствами и специальной техникой. Исторически сложилось так, что вопросы периодичности обновления парка и выбора производителей техники решаются на основании нормативов, разработанных еще до 1990-х гг., профессионального опыта экспертов и заявляемых производителем технических характеристик. Но такой подход во многом устарел и не позволяет получить объективный результат в современных реалиях развития машиностроения. Внедрение информационных технологий в области мониторинга транспортных средств и специальной техники позволяет аккумулировать первичные данные по эксплуатации каждой единицы техники, что дает возможность качественного усовершенствования системы принятия решений по оптимизации эксплуатационных затрат. ПАО «Транснефть» разработана методика расчета и анализа среднегодовой стоимости жизненного цикла транспортных средств и специальной техники, описывающая порядок и методы использования первичных данных для расчета стоимости жизненного цикла с целью определения оптимального срока использования и сравнения техники разных производителей. Разработаны алгоритмы моделирования, относящиеся к области Big data, позволяющие получить долгосрочный (до 30 лет) прогноз эксплуатационных затрат с использованием большого объема реальных данных, аккумулируемых в течение короткого промежутка времени (3–5 лет). Для расчета среднегодовой стоимости жизненного цикла к денежным потокам совокупных расходов применяется коэффициент эквивалентного годового аннуитета, что позволяет сравнить эффективность эксплуатации техники в течение разных промежутков времени и определить оптимальный срок ее использования, а также дает возможность провести сравнение различных моделей техники. Расчет и анализ среднегодовой стоимости жизненного цикла позволяет перейти на качественно новый уровень стратегических решений при обеспечении транспортом – при помощи моделирования стохастических процессов эксплуатационных затрат получить математически обоснованные ответы на ключевые вопросы в данной области производства: какую технику выбирать и когда менять технику на новую?
Ключевые слова: транспортные средства, автотранспорт, тяжелая техника, жизненный цикл, большие данные, оптимизация, теория вероятностей, теория надежности, частотный анализ.
Для цитирования: Стоимость жизненного цикла как основа транспортного обеспечения ПАО «Транснефть» / А. М. Ефремов [и др.] // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2020. Т. 10. № 1. С. 84–95.
Список литературы:↓
[1] MIL-HDBK-259. Military Handbook. Life Cycle Cost in Navy Acquisitions, Global Engineering Documents, 1983.
[2] Jackson D. W., Ostrom L. L. Life cycle costing in industrial purchasing // Journal of Purchasing and Materials Management. 1980. Vol. 16. № 4. P. 8–12.
[3] Ellram L. M. Total cost of ownership: Elements and implementation // International Journal of Purchasing and Materials Management. 1993. Vol. 29. № 4. P. 3–10.
[4] UNIFE, Guideline for Life Cycle Cost. Vol. 1. Terms & Definitions for Rolling Stock, 1997.
[5] UNIFE, Guideline for Life Cycle Cost. Vol. 2. Terms & Definitions for Total Railway Systems, 2001.
[6] Ладыченко А. О., Сухов А. В. О перспективах перехода железнодорожной отрасли на формирование цены продукции с учетом показателей стоимости жизненного цикла // Вестник Института проблем естественных монополий: Техника железных дорог. 2010. № 3. С. 33–34.
[7] Бабел М., Шкода М., Коссов Е. Е. Анализ стоимости жизненного цикла (LCC) при оценке эффективности подвижного состава // Вестник научно-исследовательского института железнодорожного транспорта. 2013. № 6. С. 55–60.
[8] Развитие новых подходов в управлении стоимостью полного жизненного цикла изделий наукоемкой продукции / И. Н. Синицын [и др.] : сборник трудов XV Международной научно-технической конференции «Кибернетика и высокие технологии XXI века». Воронеж, 13–14 мая 2014 г. Воронеж : НПФ «Саквоее», 2014. С. 531–542.
[9] Ермакова А. В. Стоимость жизненного цикла и расходы на эксплуатацию // Сборник докладов III Всероссийской практической конференции-семинара «Корпоративные закупки–2015: практика применения Федерального закона № 223-ФЗ». Москва, 3–4 марта 2015 г. М. : Институт государственных и регламентированных закупок, конкурентной политики и антикоррупционных технологий, 2015. С. 30–39.
[10] Корн Г., Корн Т. Справочник по математике для научных работников и инженеров. М. : Наука, 1974. 831 с.
[11] Адигеев М. Г. Введение в теорию сложности: Методические указания для студентов механико-математического факультета. Ростов-на-Дону : Ростовский государственный университет, 2004. 35 с.
[12] Вапник В. Н. Восстановление зависимостей по эмпирическим данным. М. : Наука, 1979. 448 с.
[13] Фестер Э., Ринц Б. Методы корреляционного и регрессионного анализа. Руководство для экономистов. М. : Финансы и статистика, 1983. 304 с.
[14] Заенцев И. В. Нейронные сети: основные модели : учеб. пособие. Воронеж : Воронежский государственный университет, 1999. 76 с.
[15] Kowalczyk A. Support vector machines succinctly. Syncfusion Inc., Morrisville, USA. 114 p.
[16] Гмурман В. Е. Теория вероятностей и математическая статистика. 10-е изд. М. : Высшая школа, 2004. 479 с.
[17] Джонсон Н., Лион Ф. Статистика и планирование эксперимента в технике и науке. Методы обработки данных / пер. с англ. под ред. Э. К. Лецкого. М. : Мир, 1980. 611 с.
[18] Колмогоров А. Н. Теория вероятностей и математическая статистика : сб. статей. М. : Наука, 1986. 535 с.
[19] Гнеденко Б. В., Беляев Ю. К., Соловьев А. Д. Математические методы в теории надежности. М. : Наука, 1965. 524 с.
[20] Солодовников В. В., Плотников В. Н., Яковлев А. В. Основы теории и элементы систем автоматического регулирования : учеб. пособие для вузов. М. : Машиностроение, 1985. 536 с.
[21] Воронцов К. В. Машинное обучение (курс лекций). http://www.machinelearning.ru/wiki/index.php?title=%D0%9C%D0%BE (дата обращения: 24.03.2019).
[22] Яшин С. Н., Трифонов Ю. В., Кошелев Е. В. Сравнение методов цепного повтора и эквивалентных аннуитетов для оценки технологических инноваций компании // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2018. № 1. С. 33–42.
[23] Zulauf С. Olympic moving average and potential price protection. Farmdoc daily. 2012. Vol. 2. P. 103.
[24] Дядик В. Ф., Байдали С. А., Криницын Н. С. Теория автоматического управления : учеб. пособие. Томск : Издательство Томского политехнического университета, 2011. 197 с.
|
96-105 |
Системный анализ и построение структур эффективного управления сетями АЗС
А. А. Безродный a, Р. Р. Юнушев b, А. М. Короленок b
a ПАО «ЛУКОЙЛ», 101000, Россия, Москва, Сретенский бульвар, 11
b Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И. М. Губкина, 119991, Россия, Москва, Ленинский проспект, 65
DOI: 10.28999/2541-9595-2020-10-1-96-105
Аннотация: Сети автозаправочных станций как вид систем нефтепродуктообеспечения необходимы для функционирования и развития АЗС, так как отдельные объекты такого типа в большинстве случаев экономически неэффективны. Для совершенствования сетей АЗС целесообразно с помощью известного теоретико-множественного подхода создавать и применять модели информационных, организационно-технических, неактивных (инфра-) систем, а также систем принятия решений и управления. Эти модели позволяют описать функционирование и развитие исследуемых объектов в условиях дружественной, конкурентной и безразличной (неопределенной) среды. В статье представлены модели структур указанных систем для сетей АЗС, рассмотрены методы синтеза (по процессам, объектам и периодам времени) оптимальных по заданным критериям вариантов структур и их особенности, приведены некоторые результаты.
Ключевые слова: системный анализ, управление, эффективность, сети АЗС, нефтепродуктообеспечение.
Для цитирования: Безродный А. А., Юнушев Р. Р., Короленок А. М. Системный анализ и построение структур эффективного управления сетями АЗС // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2020. Т. 10. № 1. С. 96–105.
Список литературы:↓
[1] Dyke K. V. Fundamentals of Petroleum. Austin (Texas) : Petroleum Extension Service, 1997. 360 p.
[2] Ресурсосберегающий сервис нефтепродуктообеспечения / Е. И. Зоря [и др.]. М. : ФГУП Изд-во «Нефть и газ» РГУ нефти и газа имени И. М. Губкина, 2004. 448 с.
[3] Безродный А. А. Системный причинно-следственный подход к управлению предприятиями НПО. Саарбрюккен : LAP LAMBERT Academic Publishing, 2017. 328 c.
[4] Цвиркун А. Д. Основы синтеза сложных систем. М. : Наука, 1975. 432 с.
[5] Резчиков А. Ф. Структуры автоматизированных систем управления энергетикой промышленных предприятий: в 2 т. Саратов : Издательство Саратовского университета, 1983.
[6] Системный анализ и принятие решений : словарь-справочник / под ред. В. Н. Волковой, В. Н. Козлова. М. : Высшая школа, 2004. 616 с.
|
Пожарная и промышленная безопасность |
106-114 |
Автоматизация работы штаба по ликвидации чрезвычайной ситуации на объектах магистрального трубопровода
В. В. Степанов a, Э. А. Исаев b, Д. И. Ставицкий a
a ООО «Транснефть – Дальний Восток», 680020, Россия, Хабаровск, ул. Запарина, 1
b ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, Москва, Севастопольский проспект, 47а
DOI: 10.28999/2541-9595-2020-10-1-106-114
Аннотация: От эффективности действий персонала при локализации и ликвидации аварии на объекте магистрального трубопровода напрямую зависит масштаб ее последствий. В рамках данной работы авторами проведен анализ командно-штабных учений по подготовке к действиям в случае разлива нефти и нефтепродуктов персонала предприятий системы «Транснефть». Были выявлены недостатки в организации работы штабов по ликвидации чрезвычайной ситуации и причины, негативно влияющие на качество работы персонала. Отчасти недостатки удалось устранить путем разработки и внедрения в деятельность штабов табелей донесений о чрезвычайной ситуации. Однако многие процессы по-прежнему оставались крайне зависимыми от человеческого фактора, что провоцировало ошибки, возникновение и распространение в ходе проведения ликвидационных мероприятий недостоверной и противоречивой информации.
С целью минимизировать действие человеческого фактора при организации работы штабов по ликвидации чрезвычайной ситуации была разработана соответствующая автоматизированная информационная система. В статье представлена ее модель, описан алгоритм действия и функционал. Система была внедрена в промышленную эксплуатацию ООО «Транснефть–Дальний Восток» и показала высокую эффективность в части качества отработки документов, оптимизации временных затрат на их заполнение и отправку, организации сбора информации и контроля действий по устранению аварийной ситуации. Применение разработанной информационной системы позволило значительно снизить количество замечаний по организации работы штаба по ликвидации чрезвычайной ситуации. Система не имеет аналогов в России, может использоваться в условиях реальной аварии и для отработки действий персонала в учебно-тренировочном режиме.
Ключевые слова: автоматизированная система, штаб по ликвидации чрезвычайной ситуации, локализация и ликвидация аварий, опасный производственный объект, авария на магистральном трубопроводе.
Для цитирования: Степанов В. В., Исаев Э. А., Ставицкий Д. И. Автоматизация работы штаба по ликвидации чрезвычайной ситуации на объектах магистрального трубопровода // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2020. Т. 10. № 1. С. 106–114.
Список литературы:↓
[1] Хайруллина Л. Б. Обеспечение безопасности нефтегазового оборудования с использованием комбинированной диагностики : дисс. … канд. техн. наук. Уфа : УГНТУ, 2018. 152 с.
[2] Гуськов М. А. Обеспечение безопасности объектов магистрального транспорта газа в чрезвычайных ситуациях на основе повышения готовности оперативного персонала к действиям по локализации аварий : дисс. … канд. техн. наук. М. : РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина, 2015. 155 с.
[3] Волохина А. Т. Обеспечение промышленной безопасности магистральных газопроводов на основе оценки и совершенствования профессионально важных качеств рабочих основных профессий : дисс. … канд. техн. наук. М. : Институт проблем транспорта энергоресурсов, 2009. 200 с.
[4] Глебова Е. В., Волохина А. Т., Гуськов М. А. Снижение масштабов последствий аварий на объектах магистрального транспорта газа // Безопасность жизнедеятельности. 2015. № 5. С. 35–39.
[5] Волохина А. Т. Обеспечение промышленной безопасности на предприятиях магистрального трубопроводного транспорта газа на основе компетентного подхода к персоналу // Электронный научный журнал Нефтегазовое дело. 2017. № 5. С. 67–91.
[6] Слепнев В. Н., Максименко А. Ф. Основные принципы построения системы менеджмента качества процессов предупреждения, локализации и ликвидации последствий аварий на объектах трубопроводного транспорта // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2018. Т. 8. № 4. С. 456–468.
[7] Слепнев В. Н., Максименко А. Ф. Организация системы менеджмента качества процессов предупреждения, локализации и ликвидации аварий на объектах трубопроводного транспорта // Нефтяное хозяйство. 2019. № 2. С. 106–111.
[8] Радионова С. Г., Половков С. А., Слепнев В. Н. Оценка возможности применения современных методов раннего обнаружения и мониторинга аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на водных объектах // Нефтяное хозяйство. 2017. № 6. С. 124–128.
[9] Pryakhin V. V., Selifanov S. E., Safiullin A. A., Safiullina A. L. Improvement of the plan of events for the elimination of oil spilling at the oil pipeline // Proceeding of the 12th International Academic Conference «Applied and Fundamental Studies». St. Louis : Publishing House Science and Innovation Center, Ltd., 2017. P. 162–171.
|