Русский

№6/2019

Стр.

Название статьи, авторы, аннотация и ключевые слова

Прочность, надежность, долговечность

608-625

Методология управления качеством сложных технических систем на объектах магистрального трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов

О. В. Аралов a

a ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, Москва, Севастопольский проспект, 47а

DOI: 10.28999/2541-9595-2019-9-6-608-625

Аннотация: В статье рассмотрены основные положения теории надежности, применяемые для минимизации рисков появления отказов в системе трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. Сформированная проблема обеспечения надежности заключается в отсутствии завершенного математического аппарата, обеспечивающего взаимосвязь между организационно-техническими и научно-исследовательскими мероприятиями в процессе обслуживания оборудования и оценкой его соответствия требованиям заказчика. Установлено, что наиболее полно вопрос можно рассмотреть на примере основных фондов и организационных процедур ПАО «Транснефть». Для решения проблемы автором разработан математический аппарат, состоящий из трех методик и семи задач, результатом применения которого является прогнозирование состояния оборудования как на этапе производства, так и на этапе устойчивой эксплуатации (этап износа не рассматривался). В качестве способа взаимосвязи математического аппарата и организационно-технических мероприятий, существующих в корпоративной системе оценки соответствия ПАО «Транснефть», предложен комбинированный алгоритм использования статистической информации, устанавливающий порядок и объем работ по обслуживанию, экспертизе и испытаниям технологических единиц оборудования. В общем виде указанный математический аппарат и алгоритм его использования представляют собой единую методологию управления качеством сложных технических систем на всех интервалах жизненного цикла.

Ключевые слова: надежность оборудования, испытания продукции, управление жизненным циклом, сложные технические системы, математическое прогнозирование, трубопроводный транспорт.

Для цитирования:
Аралов О. В. Методология управления качеством сложных технических систем на объектах магистрального трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2019. Т. 9. № 6. С. 608–625.

Список литературы:↓

626-632

Анализ прочности, жесткости и плавучести понтонов для вертикальных цилиндрических резервуаров

М. Г. Каравайченко a, А. В. Васильев b, Р. И. Галимзянов b

a Уфимский государственный нефтяной технический университет (УГНТУ), 450062, Россия, Уфа, ул. Космонавтов, 1
b ЗАО «Нефтемонтаждиагностика», 450104, Россия, Уфа, Уфимское шоссе, 13а

DOI: 10.28999/2541-9595-2019-9-6-626-632

Аннотация: Предложена модель для проведения расчетов методом конечных элементов полноконтактного (блочного) понтона на жесткость и прочность. Указаны граничные условия, расчетные характеристики материалов и нагрузки (в соответствии с ГОСТ 31385-2016), использованные при построении конечно-элементной модели понтона. Приведены результаты расчетов на прочность, деформированность и плавучесть полноконтактных понтонов Пб-40-0,6; Пб-60-0,6; Пб-60-1,2. Установлено, что понтоны Пб-40-0,6 имеют достаточную прочность, но не способны нести сочетание нагрузок от собственного веса и 0,24 кПа; понтоны Пб-60-0,6 имеют достаточную прочность, плавучесть и допустимые перемещения под нагрузками, регламентированными ГОСТ 31385-2016; понтоны Пб-60-1,2 удовлетворяют нормативным требованиям по прочности, жесткости и плавучести, однако повышенная – до 1,2 мм – толщина настила приводит к увеличению массы и стоимости понтона, при этом не решает проблему коррозии. Предложено в качестве коррозионностойкого материала для настила понтона применять плакированный сплав АМг2АМ либо электропроводный полимерный композиционный материал с температурой эксплуатации –60 … +120 °С, устойчивый к углеводородным средам.

Ключевые слова: резервуар вертикальный стальной, понтон, метод конечных элементов, расчет понтона на прочность, расчет понтона на жесткость, расчет понтона на плавучесть.

Для цитирования:
Каравайченко М. Г., Васильев А. В., Галимзянов Р. И. Анализ прочности, жесткости и плавучести понтонов для вертикальных цилиндрических резервуаров // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2019. Т. 9. № 6. С. 626–632.

Список литературы:↓

Проектирование, строительство и эксплуатация

633-639

Стохастическая модель материального баланса для обнаружения утечек в нефтепроводе

А. М. Чионов a, А. А. Амерханов b, А. В. Кудрицкий a

a ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, Москва, Севастопольский проспект, 47а
b ПАО «Транснефть, 123112, Россия, Москва», Пресненская набережная, 4, стр. 2

DOI: 10.28999/2541-9595-2019-9-6-633-639

Аннотация: Рассмотрен базовый алгоритм параметрических систем обнаружения утечек – метод материального баланса. Основное внимание уделено вопросам практического применения: обоснованию критериев принятия решения, исключению ложных срабатываний, определению чувствительности системы обнаружения утечек. Метод материального баланса представляет собой алгоритм последовательного анализа небаланса нефти с целью выявления отклонения небаланса от нуля. Математически постановка задачи заключается в поиске момента смены вероятностных характеристик исследуемого случайного процесса. В данном случае такой характеристикой является математическое ожидание небаланса нефти. Это задача вероятностной диагностики, известная в статистике как change-point problem, или задача о «разладке» временного ряда. В основе разработанной стохастической модели поиска утечек лежит рассмотрение измеренного небаланса нефти на участке трубопровода как стационарного эргодического случайного процесса. Рассмотрена задача о «разладке» этого случайного процесса и предложен способ ее решения с инженерной точки зрения. Разработана методика определения чувствительности алгоритма обнаружения утечек в зависимости от оснащенности технологического участка средствами измерения расхода.

Ключевые слова: разладка случайной последовательности, обнаружение утечек, алгоритм принятия решений, нефтепровод, система контроля режимов, оценка достаточности оснащенности.

Для цитирования:
Чионов А. М., Амерханов А. А., Кудрицкий А. В. Стохастическая модель материального баланса для обнаружения утечек в нефтепроводе // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2019. Т. 9. № 6. C. 633–639.

Список литературы:↓

640-651

Численный метод идентификации гидравлической модели линейной части трубопровода

В. В. Жолобов a

a ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, Москва, Севастопольский проспект, 47а

DOI: 10.28999/2541-9595-2019-9-6-640-651

Аннотация: Введение. В условиях высокой оснащенности измерительными средствами и широких возможностей современной вычислительной техники существующие методики прогнозных расчетов гидравлических параметров при трубопроводной транспортировке представляются излишне приближенными. В связи с этим актуальной является адаптация наиболее точных из имеющихся в научно-технической литературе зависимостей к реальным условиям. По результатам обзора аналитических зависимостей для вычисления потерь на трение в напорных трубопроводах установлена структура зависимости, наиболее точно отражающей опытные данные И. Никурадзе, в которой коэффициент сопротивления λ описывается кусочно-непрерывными соотношениями, приведенными О. М. Айвазяном.
Методы. Осуществляется выбор структурной зависимости коэффициента гидравлического сопротивления, обладающей наиболее высокой степенью к обобщению результатов опыта, которые имеются в научно-технической литературе. Проводится идентификация свободных параметров, входящих в выбранную зависимость для коэффициента гидравлического сопротивления по данным измерения давления.
Результаты. Предложен алгоритм численного расчета, позволяющий путем многократного применения известного метода функций чувствительности и данных измерений давления на линейной части трубопровода восстанавливать значения параметров в структурной зависимости коэффициента сопротивления λ.
Обсуждение. Показана процедура получения расчетной системы обыкновенных дифференциальных уравнений, позволяющих для каждого фиксированного набора опытных данных (давление и расход) определять (или при необходимости корректировать) соответствующие ему параметры в единой структурной зависимости для коэффициента λ. Особенностью предлагаемого алгоритма является отсутствие вложенных циклов.
Выводы. Динамический контроль изменения параметров в коэффициенте λ на основе предлагаемого подхода позволяет повысить точность прогнозного расчета гидравлических параметров перекачки и получить дополнительную информацию о состоянии среды, заполняющей внутреннюю полость трубопровода.

Ключевые слова: коэффициент гидравлического сопротивления, функция чувствительности, средне-квадратичное отклонение, минимизация функционала.

Для цитирования:
Жолобов В. В. Численный метод идентификации гидравлической модели линейной части трубопровода // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2019. Т. 9. № 6. С. 640–651.

Список литературы:↓

652-659

Устойчивые к деструкции агенты снижения гидродинамического сопротивления углеводородных жидкостей

Г. В. Несын a, М. И. Валиев a, М. М. Гареев b

a ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, Москва, Севастопольский проспект, 47а
b Уфимский государственный нефтяной технический университет (УГНТУ), 450062, Россия, Уфа, ул. Космонавтов, 1

DOI: 10.28999/2541-9595-2019-9-6-652-659

Аннотация: Рассматриваются агенты снижения гидродинамического сопротивления, способные восстанавливать активную структуру после воздействия критических сдвиговых напряжений при прохождении нефти через магистральный насос. В этих условиях происходит разрыв ковалентных связей, и классические полимерные присадки вследствие деструкции макромолекул необратимо теряют способность к снижению сопротивления. В то же время линейные мицеллы поверхностно-активных веществ и супрамолекулы, где мономерные единицы связаны между собой слабыми взаимодействиями (ван-дер-ваальсовыми, кулоновскими, водородными связями), способны восстанавливать свою активную форму после снятия критических сдвиговых напряжений: происходит самосборка агентов снижения сопротивления.
Самовосстановление мицелл в нефти протекает медленно, иногда в течение суток и более, что можно объяснить тем, что в ее состав входят соединения различной полярности, которые сами могут участвовать во взаимодействиях с мономерными единицами, препятствуя их упорядоченному построению. Более перспективны в этом плане линейные супрамолекулы, где мономерные единицы соединены более прочными комплементарными связями, то есть имеют пространственное соответствие. Такие мономеры чаще всего соединяются по типу «голова к хвосту». Могут существовать гибридные структуры, где короткие полимерные отрезки соединены друг с другом комплементарными мостиками, образуя структуру типа «лестница». И те и другие способны обратимо восстанавливать структуру после разрушения.
Присадки, способные к самосборке, могут сохранять эффективность по всей длине трубопровода, восстанавливая свою структуру после каждой насосной станции.

Ключевые слова: деструкция макромолекул, критические сдвиговые напряжения, нитевидные мицеллы, самосборка, супрамолекулы, комплементарные мономеры, водородные связи, ван-дер-ваальсовы взаимодействия, кулоновские взаимодействия.

Для цитирования:
Несын Г. В., Валиев М. И., Гареев М. М. Устойчивые к деструкции агенты снижения гидродинамического сопротивления углеводородных жидкостей // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2019. Т. 9. № 6. С. 652–659.

Список литературы:↓

660-665

Комплексный метод определения площади живого сечения сквозного повреждения подводного трубопровода в футляре

Э. И. Гусейнли a, Р. А. Эминов b, А. Э. Ибрагимова b

a Азербайджанский научно-исследовательский институт водных проблем, AZ1012, Азербайджанская Республика, Баку, Московский проспект, 69а

b Азербайджанский государственный университет нефти и промышленности, АZ1010, Азербайджанская Республика, Баку, проспект Азадлыг, 20

DOI: 10.28999/2541-9595-2019-9-6-660-665

Аннотация: Переходы через водные преграды являются наиболее уязвимыми участками магистральных трубопроводов. Проложенные под водой трубы подвергаются повышенному динамическому воздействию донных течений, донных наносов, искусственных грунтов балластных отсыпок, агрессивному воздействию водной среды. Диагностика трубопровода, проложенного в футляре, традиционными методами неразрушающего контроля осложняется тем, что материал, из которого сделана защитная конструкция, ослабляет зондирующие волны и сигналы с места повреждения стенки трубы. Авторами предложен комплексный подход, при котором основные показатели для вычисления площади сквозного дефекта определяются с помощью разных методов: 1) расстояние до точки появления повреждения – с помощью пьезоэлементов, размещенных с определенным шагом на межтрубном пространстве; 2) давление в точке повреждения – классическими методами расчета с учетом результатов измерения давления в трубе при известном объеме утечек. Получена формула для вычисления площади живого сечения сквозного повреждения стенки трубопровода, проложенного в футляре.

Ключевые слова: трубопровод, сквозное повреждение, пьезоэлемент, трубопровод в футляре, давление, межтрубное пространство, подводный переход.

Для цитирования:
Гусейнли Э. И., Эминов Р. А., Ибрагимова А. Э. Комплексный метод определения площади живого сечения сквозного повреждения подводного трубопровода в футляре // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2019. Т. 9. № 6. C. 660–665.

Список литературы:↓

666-674

Развитие технологии полевых измерений геометрических параметров сооружений башенного типа

Л. Ю. Могильнер a, Е. Ю. Сергеевцев a, Р. Р. Ахмадуллин a, Р. А. Бадретдинов a

a ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, Москва, Севастопольский проспект, 47а

DOI: 10.28999/2541-9595-2019-9-6-666-674

Аннотация: Представлены усовершенствованные методики полевых измерений геометрических параметров сооружений башенного типа в условиях эксплуатации объектов магистральных нефте- и нефтепродуктопроводов. Отмечено, что контроль отклонений от вертикали и кренов башен осложнен тем, что в зависимости от конструкции опоры ось сооружения либо недоступна для наблюдения (у опор с кольцевым круглым сечением), либо должна быть построена по результатам обмера видимых элементов конструкции решетчатых опор. Для этих условий описаны методические приемы, позволяющие определять положение оси ствола сооружения по косвенным измерениям. Для магистральных трубопроводов характерно применение сооружений башенного типа высотой 20–90 м. Для этих высот приведены результаты оценки оптимального расстояния между контролируемой опорой башни и измерительным прибором. Определен порядок измерения высоты молниеприемников и расстояния между молниеотводами и защищаемыми объектами. Разработанные подходы позволяют проводить измерение высотных отметок с погрешностью не более 0,1 м и контроль отклонений от вертикали с погрешностью не более 0,001 от номинального значения высоты контролируемого уровня. Изложенные рекомендации могут использоваться при обследовании сооружений башенного и мачтового типа на объектах трубопроводного транспорта любого назначения.

Ключевые слова: сооружения башенного типа, геометрические параметры, точность измерений, методика измерений.

Для цитирования:
Развитие технологии полевых измерений геометрических параметров сооружений башенного типа / Л. Ю. Могильнер [и др.] // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2019. Т. 9. № 6. С. 666–674.

Список литературы:↓

Сварка

675-681

Применение автоматических установок для сварки трубопроводов обвязки насосных агрегатов

A. A. Братусь a, А. А. Юшин b, А. В. Судник b, Н. Г. Гончаров b

a ПАО «Транснефть», 123112, Россия, Москва, Пресненская набережная, 4, стр. 2
b ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, Москва, Севастопольский проспект, 47а

DOI: 10.28999/2541-9595-2019-9-6-675-681

Аннотация: Рассмотрены вопросы применения автоматических и роботизированных установок для сварки технологических трубопроводов обвязки насосных агрегатов диаметром от 27 до 89 мм из сталей аустенитного класса. Обобщен отечественный и зарубежный опыт сварки труб малого диаметра с помощью автоматических установок в заводских условиях. Отмечена эффективность применения автоматических систем, по сравнению с технологией ручной дуговой сварки, в части снижения дефектов сварных соединений, повышения стабильности и повторяемости результатов сварки, уменьшения влияния человеческого фактора. Рассмотрены варианты оптимизации элементов трубопроводной обвязки, и даны рекомендации по целесообразности их применения. Установлено, что сокращения количества сварных соединений технологических трубопроводов обвязки насосов можно достичь путем оптимизации номенклатуры свариваемых элементов (тройников, труб и т. д.), а также укрупнением элементов трубопроводной обвязки, что позволит изготавливать их на трубогибочном оборудовании. Данные мероприятия позволяют уменьшить количество сварных соединений на 14 %. Внедрение автоматических установок позволит повысить качество сварных соединений, снизить объемы работ за счет оптимизации свариваемых конструкций, сократить длительность производственного цикла, затраты трудовых и энергетических ресурсов. Согласно проведенным исследованиям установлена целесообразность применения для сварки трубопроводов обвязки насосных агрегатов из труб малого диаметра сварочных автоматов с вращателем, орбитальных сварочных головок открытого и закрытого типов.

Ключевые слова: сварной шов, магистральный трубопровод, сварка, сварной стык, насосный агрегат, трубопровод обвязки, автоматическая установка для сварки, роботизированная установка для сварки.

Для цитирования:
Применение автоматических установок для сварки трубопроводов обвязки насосных агрегатов / А. А. Братусь [и др.] // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2019. Т. 9. № 6. C. 675–681.

Список литературы:↓

Энергетика и электрооборудование

683-691

Повышение энергоэффективности работы трубопровода, оборудованного частотно-регулируемым приводом, в условиях неполной загрузки

П. А. Ревель-Муроз a, Г. Н. Матвеев b, Л. М. Беккер b, К. Ю. Штукатуров b

a ПАО «Транснефть», Пресненская набережная, 4, 123112, Россия, Москва, стр. 2
b АО «Институт по проектированию магистральных трубопроводов» (АО «Гипротрубопровод»), 119334, Москва, Россия, ул. Вавилова, 24, корп. 1

DOI: 10.28999/2541-9595-2019-9-6-683-691

Аннотация: Рассматривается возможность уменьшения энергозатрат при работе магистрального трубопровода в условиях неполной загрузки путем включения дополнительных насосных агрегатов со снижением частоты оборотов роторов при помощи частотно-регулируемого привода. При этих условиях рабочая точка насосов (подача, напор) приближается к номинальной подаче, что увеличивает КПД насосов и приводит к уменьшению потребляемой мощности и электроэнергии на перекачку. В статье приведены сравнительные расчеты режимов работы участка магистрального трубопровода с заданной производительностью перекачки 35 млн т/год (60 % от проектной загрузки) при включении одного, двух и трех магистральных насосов (МНА), оборудованных частотно-регулируемым приводом. Расчет мощности, потребляемой на перекачку, выполнен с учетом зависимости КПД частотно-регулируемого привода и КПД электродвигателя от нагрузки и частоты вращения электродвигателя. По результатам расчетов определена величина экономии электроэнергии при включении в работу дополнительных насосных агрегатов. Установлено, что при включении второго МНА экономия электроэнергии на перекачку составила 3,7 % по сравнению с режимом при одном работающем насосе. Однако при включении третьего насоса данный показатель составляет 1,9 % – уменьшение объясняется снижением КПД электродвигателя и КПД частотно-регулируемого привода в условиях неполной загрузки.

Ключевые слова: повышение энергоэффективности, магистральный трубопровод, частотно-регулируемый привод, снижение энергозатрат, магистральный насосный агрегат, нефтеперекачивающая станция.

Для цитирования:
Повышение энергоэффективности работы трубопровода, оборудованного частотно-регулируемым приводом, в условиях неполной загрузки / П. А. Ревель-Муроз [и др.] // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2019. Т. 9. № 6. С. 683–691.

Список литературы:↓

692-699

Результаты испытаний натяжных зажимов, применяемых на вдольтрассовых воздушных линиях электропередачи

А. А. Немцев a, А. В. Ефимов b, Г. В. Мосолов b

a ПАО «Транснефть», Пресненская набережная, 4, 123112, Россия, Москва, стр. 2

b ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, Москва, Севастопольский проспект, 47а

DOI: 10.28999/2541-9595-2019-9-6-692-699

Аннотация: Анализ причин нарушений работоспособности воздушных линий электропередачи показывает, что натяжные зажимы (в составе линейной арматуры) являются одними из наиболее надежных элементов, а основную проблему представляют различные разрушения проводов. Представлены результаты сравнительных испытаний натяжных зажимов следующих типов: болтовой зажим НБ-2-6, заклинивающийся зажим НЗ-2-7, клиновой зажим НК-1-1, спиральный зажим НС-15,2-02.
Испытания механическими воздействиями образцов зажимов НБ-2-6, НЗ-2-7 и НС-15,2-02 проводились по следующим критериям: проверка условий монтажа, проверка затягиванием болтовых соединений (при наличии), механические испытания на прочность заделки провода в зажиме, механические испытания на прочность зажимов, механические испытания на прочность при воздействии эоловой вибрации. При проверке прочности заделки провода в образце НЗ-2-7 было зафиксировано проскальзывание и разрушение верхнего повива провода при достижении нагрузки, равной 62 % от нормативного значения. При проверке устойчивости к воздействию эоловой вибрации в образце болтового зажима НБ-2-6 зафиксировано разрушение верхнего повива провода при значении 3·107 циклов колебаний (при нормативном значении 108 циклов). Остальные образцы зажимов успешно прошли механические испытания. Для оценки влияния ферромагнитных свойств материала на потери энергии при перемагничивании зажима были рассмотрены зажимы НБ-2-6, НЗ-2-7, НС-15,2-02, а также клиновой зажим НК-1-1. Установлено, что потери энергии на перемагничивание спирального зажима НС-15,2-02 более чем вдвое превышают аналогичный показатель для зажима НЗ-2-7 и почти втрое – для зажима НБ-2-6, при этом сопоставимы с потерями энергии при перемагничивании зажима НК-1-1.
Даны рекомендации для снижения рисков нарушения работоспособности воздушных линий электропередачи с учетом использования различных типов натяжных зажимов.

Ключевые слова: воздушная линия электропередачи, линейная арматура воздушных линий электропередачи, натяжной зажим, крепление провода, испытания линейной арматуры воздушных линий электропередачи.

Для цитирования:
Немцев А. А., Ефимов А. В., Мосолов Г. В. Результаты испытаний натяжных зажимов, применяемых на вдольтрассовых воздушных линиях электропередачи // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2019. Т. 9. № 6. C. 692–699.

Список литературы:↓

Экология

700-708

Концептуальное исследование задач разработки метода ликвидации разливов нефти в ледовых морях с помощью тонкодисперсных твердых частиц

А. В. Сальников a, М. А. Трошин b, А. В. Николаева b

a Ухтинский государственный технический университет, 169300, Россия, Ухта, ул. Первомайская, 13

b ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, Москва, Севастопольский проспект, 47а

DOI: 10.28999/2541-9595-2019-9-6-700-708

Аннотация: Одним из перспективных направлений в развитии экологичных методов ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в ледовых морях на сегодняшний день является применение диспергентов на основе тонкодисперсных твердых частиц, позволяющих создать устойчивую эмульсию Пикеринга для диспергирования разлитого пятна в толщу воды с последующей ускоренной биодеградацией. Развитие данного метода сдерживается отсутствием научно обоснованных требований к рецептуре таких диспергентов, оценке их эффективности, а также к технологии проведения работ по ликвидации аварийного разлива, особенно в условиях низких температур и при наличии льда. Авторами статьи на основе анализа мирового опыта по применению тонкодисперсных твердых частиц и теории стабилизации эмульсий Пикеринга предложена трехуровневая схема концептуальной проработки целей при разработке метода ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов в ледовых морях, содержащая общую, уточненную и детализированную концепции. При детализации концепции в работе сформулированы проблемные задачи как для разработки рецептуры диспергентов на основе тонкодисперсных твердых частиц, так и для разработки технологии применения таких диспергентов в условиях ледовых морей.

Ключевые слова: ликвидация разлива нефти, ледовые моря, нефтеминеральная агрегация, тонкодисперсные твердые частицы, диспергенты, эмульсия Пикеринга.

Для цитирования:
Сальников А. В., Трошин М. А., Николаева А. В. Концептуальное исследование задач разработки метода ликвидации разливов нефти в ледовых морях с помощью тонкодисперсных твердых частиц // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2019. Т. 9. № 6. С. 700–708.

Список литературы:↓

Экономика и управление

700-708

Совершенствование структур систем управления автозаправочными станциями

А. А. Безродный a, В. Цзинь b, А. М. Короленок b

a ПАО «ЛУКОЙЛ», 101000, Россия, Москва, Сретенский бульвар, 11

b Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И. М. Губкина, 119991, Россия, Москва, Ленинский проспект, 65

DOI: 10.28999/2541-9595-2019-9-6-710-717

Аннотация: Автозаправочные станции являются основным элементом системы снабжения топливом конечных потребителей, в связи с чем повышение эффективности их функционирования является актуальной задачей. Исследуемые объекты представляют собой пример сложных человеко-машинных систем, нуждающихся в формализации процессов и объектов, моделировании функционирования и поиске наилучших или оптимальных (при строгой постановке) структур. Данную задачу позволяет решить известное теоретико-множественное представление, развитое на данную предметную область. Управление АЗС представляется в виде реализации функций по сбору и обработке информации, подготовке, принятию и контролю исполнения решений для процессов приема, хранения, отпуска и учета нефтепродуктов, а также сопутствующих товаров на тактических, оперативных и стратегических временных интервалах. В структуре типичного показателя эффективности К выделяется последний компонент, который считается зависящим от оперативности представления достоверной информации, надежности и безопасности функционирования системы и качества подготовки персонала. Для поиска систем, наилучших по указанному критерию, строится совокупность всех возможных структур, исключаются случаи, не имеющие смысла, экономической целесообразности или заданной степени автоматизации, и путем направленного перебора ищутся варианты с экстремальным (максимальным) значением К. Рассматриваются вопросы совершенствования управления автозаправочными станциями, и обсуждаются полученные результаты.

Ключевые слова: управление, эффективность, сложная система, многотопливная АЗС, нефтепродуктообеспечение, системы обеспечения топливом.

Для цитирования:
Безродный А. А., Цзинь В., Короленок А. М. Совершенствование структур систем управления автозаправочными станциями // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2019. Т. 9. № 6. С. 710–717.

Список литературы:↓