Прочность, надежность, долговечность |
488-504 |
Формирование базы знаний и банков данных обоснования прочностной надежности системы трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов
Д. А. Неганов a
a ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, Москва, Севастопольский проспект, 47а
DOI: 10.28999/2541-9595-2019-9-5-488-504
Аннотация: Рассматриваются научные основы формирования и использования баз знаний и банков данных при проектировании, строительстве и функционировании систем трубопроводного транспорта. Проведен анализ системы знаний, рассмотрены основные направления формирования и фундаментальные основы базы знаний в области трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. Базы знаний включают как уже сложившуюся систему научно обоснованных предложений по структуре, категорированию, критериям, определяющим уравнениям для расчетно-экспериментального определения прочности, устойчивости, жесткости несущих элементов объектов трубопроводного транспорта, так и по развитию этих предложений в части анализа ресурса, надежности и живучести системы трубопроводного транспорта, анализа ее защищенности от кризисных и аварийных ситуаций. Банки данных рассматриваются как исходная информационная основа реализации баз знаний.
Ключевые слова: база знаний, банк данных, прочность, устойчивость, жесткость, ресурс, срок службы, надежность, живучесть, безопасность, защищенность, риск, трубопроводный транспорт, законодательство, нормативные документы.
Для цитирования: Неганов Д. А. Формирование базы знаний и банков данных обоснования прочностной надежности системы трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2019. Т. 9. № 5. C. 488–504.
Список литературы:↓
[1] Российская академия наук. 1724–1999. К 275-летию РАН. В 3-х т. М. : Наука, 1999.
[2] Большая Советская Энциклопедия. 3-е изд. Т. 1. М., 1969. 608 с.
[3] Большая Российская Энциклопедия. Том «Россия» / Отв. ред. Кравец С. Л. М. : Большая Российская энциклопедия, 2004. 1007 с.
[4] Проблемы национальной безопасности: экспертные заключения, аналитические материалы, предложения. 2008–2010. Российская академия наук (научное издание) / М. М. Бринчук [и др.]. М. : Наука, 2011. 517 с.
[5] Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Т. 1–53. М. : Знание, 1998–2017.
[6] Гражданская защита : энциклопедия в 4 т. 3-е изд., перераб. и доп.; под общ. ред. В. А. Пучкова. М. : ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2015.
[7] Напряженно-деформированные состояния ЖРД / Н. А. Махутов [и др.]; под ред. Н. А. Махутова и В. С. Рачука. М. : Наука, 2013. 646 с.
[8] Исследования напряжений и прочности ядерных реакторов : серия из 9 книг / Н. А. Махутов [и др.]. М. : Наука, 1987–2009.
[9] Сварка. Резка. Контроль : справочник в 2 т. / под общ. ред. Н. П. Алешина, Г. Г. Чернышова. М. : Машиностроение, 2004.
[10] Бородавкин П. П. Подземные магистральные трубопроводы. М. : Энержди Пресс, 2011. 480 с.
[11] Мазур И. И., Иванцов О. М. Безопасность трубопроводных систем. М. : Елима, 2004. 1104 с.
[12] Лисин Ю. В. Трубы держат давление: как научные исследования повышают безопасность трубопроводного транспорта // Трубопроводный транспорт нефти. 2015. № 8. С. 4–14.
[13] Махутов Н. А., Пермяков В. Н. Ресурс безопасной эксплуатации сосудов и трубопроводов. Новосибирск : Наука, 2005. 516 с.
[14] Орыняк И. В. Прочность трубопроводов с дефектами. Киев : Наукова Думка, 2012. 445 с.
[15] Патон Б. Е. Наука, техника, прогресс. М. : Наука, 1987. 413 с.
[16] Целостность и безопасность трубопроводных систем / С. А. Тимашев [и др.]. Екатеринбург : УрО РАН, 2013. 590 с.
[17] Стеклов О. И. Системная надежность трубопроводного транспорта. М. : Наука, 1997. 273 с.
[18] Харионовский В. В. Надежность и ресурс конструкций газопроводов. М. : Недра, 2000. 467 с.
[19] Гаврилов А. И., Грот В. В., Руденко В. Н. Структуризация данных в базах знаний при обеспеченности выбора конструкционных материалов для повышения живучести // Материалы международной конференции «Живучесть и конструкционное материаловедение». Москва, 22–24 октября 2012 года. М. : ИМАШ РАН, 2012.
[20] Научно-технические, социально-экономические и правовые аспекты надежности транспорта нефти и нефтепродуктов / С. Г. Радионова [и др.] // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2016. № 5. С. 20–31.
[21] Махутов Н. А. Прочность и безопасность: фундаментальные и прикладные исследования. Новосибирск : Наука, 2008. 528 с.
[22] Совет Безопасности Российской Федерации: 20 лет. М. : Известия, 2012. 215 с.
[23] Разрушение гидроагрегата № 1 Саяно-Шушенской ГЭС: причины и уроки. Сборник материалов в 3 т. М. : Гидроэнергетика России, 2013.
[24] Лисанов М. В., Савина А. В., Сумской С. И. Анализ риска аварий на магистральных трубопроводах при обосновании минимальных безопасных расстояний // Безопасность труда в промышленности. 2012. № 3. С. 58–63.
[25] Механика катастроф. Основы расчетов остаточного ресурса элементов оборудования по критериям механики разрушения / под общ. ред. К. В. Фролова. М. : Издательство ФЦНТП ПП «Безопасность» ; КОДАС, 2004. 70 с.
[26] Методы диагностирования технологического оборудования : сборник результатов выполненных в АО «Техдиагностика» исследований и разработок. В 2 т. / под общ. ред. А. В. Митрофанова. Оренбург, 2017.
[27] Комплексные механические испытания для расчетов прочности магистрального трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов / Ю. В. Лисин [и др.] // Заводская лаборатория. Диагностика материалов. 2018. Т. 84. № 4. С. 47–59.
[28] Доклады Правительству Российской Федерации. Об итогах реализации Программы фундаментальных исследований государственных академий наук. М. : РАН, 2013. 2031 с.; 2014. 1059 с.
|
506-511 |
Приведенная цикличность нагружения резервуара
В. М. Варшицкий a, А. А. Белкин a, О. А. Козырев a
a ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, Москва, Севастопольский проспект, 47а
DOI: 10.28999/2541-9595-2019-9-5-506-511
Аннотация: Получены соотношения для определения приведенной годовой цикличности нагружения резервуара по известному тренду уровня взлива, построенному по данным системы диспетчерского контроля управления (СДКУ). При приведении нерегулярного (с переменной амплитудой) нагружения к эквивалентному по циклической повреждаемости регулярному приведенному (с постоянной амплитудой) нагружению в качестве метода схематизации реального процесса нагружения используются метод «дождя» и правило линейного суммирования повреждений. Получена зависимость приведенной годовой цикличности нагружения от высоты расположения дефекта на стенке резервуара. Методология определения приведенной годовой цикличности нагружения резервуара по известному тренду уровня взлива, построенному на основе данных СДКУ, разработана впервые. Она применяется для расчетов на долговечность элементов конструкции резервуара по критерию малоцикловой усталости и для определения предельных сроков эксплуатации резервуара с развивающимися дефектами.
Ключевые слова: резервуар, стенка резервуара, дефект, уровень взлива, цикличность, метод «дождя», схематизация.
Для цитирования: Варшицкий В. М., Белкин А. А., Козырев О. А. Приведенная цикличность нагружения резервуара // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2019. Т. 9. № 5. С. 506–511.
Список литературы:↓
[1] Горбань Н. Н., Васильев Г. Г., Леонович И. А. Анализ существующих подходов к моделированию циклического нагружения стенки резервуара, расположенного на морском терминале // Нефтяное хозяйство. 2019. № 3. С. 110–113.
[2] Лихман В. В., Копысицкая Л. Н., Муратов В. М. Прочность сварных резервуаров с несовершенствами формы при малоцикловом нагружении // Проблемы прочности. 1995. № 11–12. С. 130–136.
[3] Барвинко А. Ю. Оценка остаточного ресурса сварных соединений вертикальной стенки резервуаров после 20–25 лет эксплуатации // Автоматическая сварка. 2009. № 5. С. 42–45.
[4] Варшицкий В. М., Ефимов А. Е., Козырев О. А. Оценка напряжений в днище резервуара по результатам измерения высотного положения точек днища // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2019. Т. 9. № 1. С. 62–66.
[5] Глянько М. А. Оценка технического состояния и расчет напряженно-деформированного состояния стенки резервуара // Технические науки – от теории к практике. 2015. № 10. С. 143–149.
|
512-521 |
Исследование зависимости сдвига частоты бриллюэновского рассеяния в оптическом сенсоре от механических напряжений
Р. В. Агиней a, Р. Р. Исламов b, А. А. Годунов c
a Ухтинский государственный технический университет, 169300, Россия, Ухта, ул. Первомайская, 13
b АО «Транснефть – Север», 169300, Россия, Ухта, проспект А. И. Зерюнова, 2/1
c ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород», 603950, Россия, Нижний Новгород, ул. Звездинка, 11
DOI: 10.28999/2541-9595-2019-9-5-512-521
Аннотация: Одним из наиболее информативных средств контроля напряженно-деформированного состояния протяженных участков подземных трубопроводов являются системы мониторинга на базе волоконно-оптических датчиков (сенсоров) деформации. Принцип дистанционной оценки деформаций оптоволоконного сенсора основан на эффекте Мандельштама–Бриллюэна. Для определения практической возможности работы оптоволоконной системы оценки деформации металла трубопроводов при воздействии изгибающей нагрузки и внутреннего давления среды необходимо установить характеристики зависимости сдвига бриллюэновской частоты от деформаций, характерных для реального трубопровода.
В статье приведены результаты экспериментального исследования изменения частоты рассеяния оптического сигнала в волоконно-оптических сенсорах для различных шагов и точек нагружения стенда, моделирующего плосконапряженное состояние стенок труб под воздействием изгиба и внутреннего давления среды. Рассчитаны напряжения в стенке стенда для каждого шага нагружения в часовых областях установки волоконно-оптических сенсоров. Определена связь между величиной изменения частоты рассеяния оптического сигнала и механическими напряжениями, действующими в нагруженной модели.
Получена регрессионная модель, описывающая взаимосвязь между продольными напряжениями и смещением частоты бриллюэновского сигнала оптических сенсоров.
Ключевые слова: трубопровод, напряженно-деформированное состояние, деформации, внутреннее давление, поперечный изгиб, бриллюэновское рассеяние, волоконно-оптические сенсоры.
Для цитирования: Агиней Р. В., Исламов Р. Р., Годунов А. А. Исследование зависимости сдвига частоты бриллюэновского рассеяния в оптическом сенсоре от механических напряжений // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2019. Т. 9. № 5. C. 512–521.
Список литературы:↓
[1] Исламов Р. Р., Фридлянд Я. М., Агиней Р. В. Ретроспективный анализ причин отказов магистральных нефтегазопроводов, работающих в осложненных инженерно-геологических условиях // Оборудование и технологии для нефтегазового комплекса. 2017. № 6. С. 80–87.
[2] Girgin S., Krausmann E. Analysis of pipeline accidents induces by natural hazards: Final report // Technical Reports. January 2014.
[3] Campedel M. Analysis of major industrial accidents triggered by natural events reported in the principal available chemical accident databases. JRC Scientific and Technical Report. Luxembourg : Office for Official Publications of the European Communities, 2008. 34 p.
[4] Моделирование напряженного состояния подземного газопровода в условиях нестабильности его положения / М. В. Чучкалов [и др.] // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья. 2016. № 2. С. 41–44.
[5] Ларионов В. И., Новиков П. А., Гумеров А. К. Анализ напряженно-деформированного состояния трубопровода на участках с карстами // Вестник МГТУ им. Н. Э. Баумана. Серия: Машиностроение. 2012. № 3. С. 60–67.
[6] Напряженно-деформированное состояние газопровода, приводящее к аварийному разрушению / Ю. В. Александров [и др.] // Защита окружающей среды в нефтегазовом комплексе. 2009. № 7. С. 42–45.
[7] Исламов Р. Р., Агиней Р. В., Исупова Е. В. Анализ средств и методов мониторинга напряженного состояния подземных магистральных нефтегазопроводов, работающих в сложных инженерно-геологических условиях // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья. 2017. № 6. С. 31–40.
[8] Ситнов Н. Ю. Задачи и методы мониторинга ВОЛП : материалы Российской научно-технической конференции «Информатика и проблемы телекоммуникаций» / под ред. Г. В. Катунина. Новосибирск, 2007. Т. 2. С. 91–92.
[9] Исследование напряженно-деформированного состояния труб магистрального трубопровода с помощью волоконно-оптических датчиков деформации / Ф. А. Егоров [и др.] // Территория Нефтегаз. 2011. № 10. С. 26–29.
[10] Волоконно-оптические технологии, устройства, датчики и системы / Ю. В. Гуляев [и др.] // Фотон-экспресс. 2005. № 6. С. 114–127.
[11] Листвин А. В., Листвин В. Н. Рефлектометрия оптических волокон. М. : ЛЕСАРарт, 2005. 208 с.
[12] Беспрозванных В. Г., Первадчук В. П. Нелинейные эффекты в волоконной оптике : учеб. пособие. Пермь : Изд-во Пермского национального исследовательского политехнического университета, 2011. 228 с.
[13] Агравал Г. Применение нелинейной волоконной оптики : учеб. пособие / под науч. ред. И. Ю. Денисюка. СПб. : Лань, 2011. 592 с.
[14] Определение продольных механических напряжений в трубопроводе на основании данных волоконно-оптических датчиков деформации / Р. Р. Исламов [и др.] // Оборудование и технологии для нефтегазового комплекса. 2016. № 5. С. 45–50.
[15] Coherent probe-pump-based Brillouin sensor for centimeter-crack detection / L. Zou [et al.] // Optics Letters. 2005. Vol. 30. Issue 4. P. 370–372.
[16] Gong Y. D. Guideline for the design of a fiber optic distributed temperature and strain sensor // Optics Communications. 2007. Vol. 272. Issue 1. P. 227–237.
[17] Исламов Р. Р., Агиней Р. В. Стендовые испытания волоконно-оптического метода оценки напряженно-деформированного состояния трубопроводов // Трубопроводный транспорт: теория и практика. 2017. № 4. С. 39–42.
[18] Феодосьев В. И. Сопротивление материалов : учебник для машиностроительных вузов. 5-е изд. М. : Машиностроение, 1970. 544 с.
[19] Камерштейн А. Г., Рождественский В. В., Pyчимский М. H. Расчет трубопроводов на прочность : справочная книга. 2-е изд., перераб. и дополн. М. : Недра, 1969. 442 p.
[20] Вентцель Е. С., Овчаров Л. А. Теория случайных процессов и ее инженерные приложения : учеб. пособие для вузов. 2-е изд., стер. М. : Высшая школа, 2000. 480 с.
[21] Анализ данных и процессов: учеб. пособие / А. А. Барсегян [и др.]. 3-е изд., перераб. и доп. СПб. : БХВ-Петербург, 2009. 512 с.
[22] Дюран Б., Оделл П. Кластерный анализ / пер. с англ. Е. З. Демиденко ; под ред. А. Я. Боярского. М. : Статистика, 1977. 128 с.
[23] Кобзарь А. И. Прикладная математическая статистика. Для инженеров и научных работников. М. : Физматлит, 2006. 816 с.
|
Проектирование, строительство и эксплуатация |
522-529 |
Влияние конструкции и компоновки бурового инструмента на процесс строительства подводных переходов методом наклонно-направленного бурения
Р. А. Капаев a, З. З. Шарафутдинов b
a ПАО «Транснефть», 123112, Россия, Москва, Пресненская набережная, 4, стр. 2
b ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, Москва, Севастопольский проспект, 47а
DOI: 10.28999/2541-9595-2019-9-5-522-529
Аннотация: Определены причины технологических осложнений и аварийных инцидентов, сопровождавшихся разрушением расширителей, сломом бурильных труб, а также проблемами при протаскивании трубопровода в скважину. Установлено, что слом бурильных труб, как правило, вызван их абразивным износом и усталостным разрушением металла вследствие отсутствия контроля отработки труб, неэффективной работы породоразрушающего инструмента. Разрушение расширителей происходит при несоответствии их конструкции и вооружения условиям бурения, прочности и пластичности грунтов. Среди причин отклонений траектории скважины от проектного положения выделены: несоответствие компоновки бурильной колонны геологическим условиям (наличие крупнообломочных включений и валунов, карстовых полостей и пропластков твердых пород) и погрешности пилотирования, обусловленные недостаточной точностью слежения и управления траекторией скважины. Осложнения при протаскивании трубопровода в скважину возникают при прохождении склонных к обрушению грунтов, в основном гравелисто-галечниковых (иногда с включениями валунов), и крупнообломочных материалов на криволинейных участках скважины. Сделан вывод, что технологические осложнения и связанные с ними аварийные ситуации при строительстве подводных переходов методом наклонно-направленного бурения обусловлены ошибками проектных и подрядных организаций на этапе разработки и реализации проектных решений.
Ключевые слова: буровая установка, бурильная колонна, буровое долото, буровая скважина, буровой раствор, водная преграда, компоновка бурильной колонны, магистральный трубопровод, пилотная скважина, подводный переход, наклонно-направленное бурение.
Для цитирования: Капаев Р. А., Шарафутдинов З. З. Влияние конструкции и компоновки бурового инструмента на процесс строительства подводных переходов методом наклонно-направленного бурения // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2019. Т. 9. № 5. С. 522–529.
Список литературы:↓
[1] Строительство переходов магистральных трубопроводов через естественные и искусственные препятствия / З. З. Шарафутдинов [и др.]. Новосибирск : Наука, 2013. 339 с.
[2] Сальников А. В., Зорин В. П., Агиней Р. В. Методы строительства подводных переходов газонефтепроводов на реках Печорского бассейна : учеб. пособие. Ухта : УГТУ, 2008. 108 с.
[3] Харитонов В. А., Бахарева Н. В. Организация и технология строительства трубопроводов методом горизонтально-направленного бурения : монография / под. ред. В. А. Харитонова. М. : Изд-во АСВ, 2011. 344 с.
[4] Шарафутдинов З. З., Комаров А. И., Голофаст С. Л. Расширение пилотной скважины в строительстве подводных переходов трубопроводов // Трубопроводный транспорт: теория и практика. 2016. № 5. С. 28–36.
[5] Варламов Н. В., Шарафутдинов З. З. Строительство переходов магистральных трубопроводов. Выбор технологии расширения // Oil & Gas Journal Russia. 2011. № 10. С. 92–96.
[6] Owowa R. O., Ossia C. V., Akhigbemidu C. O. Analyses of pipelines for deep horizontal directional drilling installation // American Journal of Mechanical Engineering. 2016. Vol. 4. No. 4. P. 153–162.
[7] Сапсай А. Н., Шарафутдинов З. З., Урманчеев С. Ф. Работоспособность бурильной колонны при строительстве подводных переходов трубопроводов методом наклонно-направленного бурения // Нефтяное хозяйство. 2018. № 5. С. 88–92.
[8] Геомеханическое моделирование условий строительства подводных переходов магистральных нефтепроводов / Д. Р. Вафин [и др.] // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2016. № 4. С. 54–64.
|
Ремонт трубопроводов |
530-537 |
Определение допустимой величины перекрытия живого сечения водотока при ремонте участков трубопроводов с ненормативной глубиной залегания
В. А. Груздев a, А. Ю. Устинов b, Е. А. Сабайда a
a ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, Москва, Севастопольский проспект, 47а
b АО «Транснефть–Подводсервис», 603152, Россия, Нижний Новгород, ул. Ларина, 19а
DOI: 10.28999/2541-9595-2019-9-5-530-537
Аннотация: Рассмотрен вопрос о новом подходе к ремонту участков с ненормативной глубиной залегания на подводных переходах магистральных трубопроводов, предусматривающем установление различных значений допустимой степени перекрытия живого сечения водотока для разных типов водных объектов. В статье приведены методы расчетного определения длины водоворотной зоны за искусственным препятствием и зоны подпора перед искусственным препятствием, рассмотрены факторы ледового воздействия, а также ограничивающие факторы, не позволяющие проводить ремонт перехода с частичным перекрытием живого сечения водотока. Сделан вывод, что при отсутствии ограничений допустимая степень перекрытия живого сечения для некоторых водных объектов может устанавливаться на уровне более 10 %, при этом основным критерием для ее оценки является пропускная способность русла реки, от которой зависят степень затопления/подтопления местности и гидродинамическая нагрузка на ложе водотока.
Ключевые слова: подводный переход, ненормативная глубина залегания, живое сечение водотока, водная преграда, защитная конструкция, гидротехническое сооружение, магистральный трубопровод.
Для цитирования: Груздев В. А., Устинов А. Ю., Сабайда Е. А. Определение допустимой величины перекрытия живого сечения водотока при ремонте участков трубопроводов с ненормативной глубиной залегания // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2019. Т. 9. № 5. C. 530–537.
Список литературы:↓
[1] Гидротехнические сооружения : учеб. пособие / А. Г. Беспалов [и др.]. М. : КНОРУС ; Астрахань : ИД «Астраханский университет», 2016. 94 с.
[2] Барышников Н. Б. Антропогенное воздействие на русловые процессы. Л. : Изд-во ЛГМИ, 1990. 140 с.
[3] Попов И. В. Деформации речных русел и гидротехническое строительство. Л. : Гидрометеорологическое издательство, 1965. 328 с.
[4] Румянцев И. С. Исследование кинематической структуры потоков и переформирований дна на участках подводных переходов дюкерного типа : дисс. … канд. техн. наук. М., 1970.
[5] Владимиров А. М. Гидрологические расчеты. Л. : Гидрометеоиздат, 1990. 368 с.
[6] Справочник по гидравлическим расчетам. Под ред. П. Г. Киселева. Изд. 4-е, перераб. и доп. М. : Энергия, 1972. 320 с.
[7] Гришанин К. В., Дегтярев В. В., Селезнев В. М. Водные пути. М. : Транспорт, 1986. 400 с.
[8] Гидравлические расчеты водосбросных гидротехнических сооружений : справочное пособие / Д. Д. Лаппо [и др.]. М. : Энергоатомиздат, 1988. 624 с.
[9] Румянцев И. С., Мацея В. Ф. Гидротехнические сооружения. Москва : Агропромиздат, 1988. 432 с.
[10] Штеренлихт Д. В. Гидравлика. М. : Энергоатомиздат, 1984. 640 с.
|
538-544 |
Устранение дефектов трубопроводов с помощью стальных герметизирующих чопов
Н. Г. Гончаров a, А. А. Юшин a, О. И. Колесников a, А. В. Судник a
a ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, Москва, Севастопольский проспект, 47а
DOI: 10.28999/2541-9595-2019-9-5-538-544
Аннотация: Герметизирующие чопы (чопики) применяются для устранения сквозных дефектов (свищей) на стенках труб эксплуатируемых трубопроводов. При их использовании в качестве ремонтных конструкций значительно сокращаются сроки проведения ремонтных работ, сохраняется пропускная способность трубопровода, снижается расход топлива в результате уменьшения объемов работы автотранспорта и механизмов, отсутствует необходимость разработки сплошных траншей большой протяженности.
В статье рассматриваются отдельные вопросы ремонта участков трубопроводов с дефектом с помощью стальных герметизирующих чопов. Представлены конструкции и схемы установки чопов, технологии сварки. Приведены результаты испытаний ремонтных конструкций на статическую прочность. В качестве натурных образцов использовались трубы класса прочности К56 длиной 7 м, диаметром 720 и 1020 мм, с толщиной стенки 8, 12 и 17 мм. К испытуемым трубам приваривались штуцеры для заливки и слива воды, с двух сторон труб устанавливались заглушки, сверлились отверстия диметром 8, 15, 20, 40 мм и приваривались чопы. Трубы заполняли водой и нагружали статическим давлением до максимального значения. Критериями оценки результатов испытаний являлись герметичность сварной конструкции в зоне приварки чопов, а в случае разрушения образца – зона, в которой произошло разрушение, и величина испытательного давления, приведшего к разрушению. По результатам испытаний все образцы выдержали тестовые нагрузки.
Ключевые слова: герметизирующий чоп, стальной чопик, сварной шов, дефект, магистральный трубопровод, сварка, труба, ремонтные конструкции.
Для цитирования: Устранение дефектов трубопроводов с помощью стальных герметизирующих чопов / Н. Г. Гончаров [и др.] // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2019. Т. 9. № 5. C. 538–544.
Список литературы:↓
[1] Ремонт линейной части магистральных нефтепроводов с помощью разрезных тройников / Н. Г. Гончаров [и др.] // Трубопроводный транспорт: теория и практика. 2010. № 4. С. 28–30.
[2] Работоспособность сварных муфт для ремонта дефектов трубопроводов под давлением / А. Г. Мазель [и др.] // Строительство трубопроводов. 1996. № 1. C. 16–22.
[3] Сварные муфты для ремонта трубопроводов / А. Г. Мазель [и др.] // Газовая промышленность. 1996. № 9–10. C. 55–57.
[4] Гончаров Н. Г., Юшин А. А., Судник А. В. Разработка ремонтных конструкций для выборочного ремонта трубопроводов // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2017. Т. 7. № 4. С. 54–61.
[5] Использование ремонтных конструкций для выборочного ремонта трубопроводов / Д. А. Неганов [и др.] // Нефтяное хозяйство. 2018. № 7. С. 120–123.
[6] Шафиков Р. Р. Экспериментальное обоснование ремонта магистральных трубопроводов с использованием сварочных технологий без остановки перекачки газа // Территория Нефтегаз. 2009. № 4. С. 48–51.
[7] Шафиков Р. Р. Ремонт магистральных газопроводов с использованием сварочных и родственных технологий без остановки перекачки газа // Территория Нефтегаз. 2009. № 6. С. 80–83.
[8] Технология ремонта дефектов трубопроводов с помощью стальных «чопов» / Н. Г. Гончаров [и др.] // Трубопроводный транспорт [теория и практика]. 2010. № 5. С. 58–59.
[9] Разработка конструкций чопов для ремонта магистральных нефтепроводов на основе компьютерного моделирования / А. С. Куркин [и др.] // Сварка и диагностика. 2011. № 1. С. 45–50.
[10] Аварийно-восстановительный ремонт магистральных нефтепроводов / А. Г. Гумеров [и др.]. М. : Недра, 1998. 272 с.
[11] Восстановление работоспособности труб нефтепроводов / A. Г. Гумеров [и др.]. Уфа : Башкирское книжное издательство, 1992. 240 с.
[12] Дефектность труб нефтепроводов и методы их ремонта / А. Г. Гумеров [и др.]. М. : Недра, 1998. 252 с.
[13] Промысловые трубопроводы и оборудование: учеб. пособие / Ф. М. Мустафин [и др.]. М. : Недра, 2004. 662 c.
[14] Типовые расчеты при сооружении и ремонте нефтегазопроводов : учеб. пособие / Л. И. Быков [и др.]. СПб. : Недра, 2006. 824 с.
[15] Левин И. Я. Справочник конструктора точных приборов. М. : Оборонгиз, 1953. 616 с.
|
Экология |
545-549 |
Повышение достоверности измерения толщины нефтяной пленки на морской поверхности путем двухволнового двухдиапазонного метода
Р. А. Эминов a, Н. З. Мурсалов b, А. Ф. Ахмедов c
a Азербайджанский государственный университет нефти и промышленности, Азербайджанская Республика, АZ1010, Баку, проспект Азадлыг, 20
b Азербайджанский научно-исследовательский институт водных проблем, Азербайджанская Республика, AZ1012, Баку, Московский проспект, 69а
c Научно-исследовательский институт аэрокосмической информатики (НИИ аэрокосмической информатики), Азербайджанская Республика, AZ1106, Баку, проспект Азадлыг, 159
DOI: 10.28999/2541-9595-2019-9-5-545-549
Аннотация: Представлен метод определения толщины нефтяной пленки на морской поверхности, основанный на совместном использовании рамановской и флуоресцентной спектроскопии. Суть последней заключается в индуцировании в нефтяной пленке светового сигнала, спектр которого охватывает определенный диапазон длин волн. Однако ввиду низкой мощности флуоресцентных сигналов, индуцированных лазерным лучом, измерительная информация не обладает достаточным уровнем достоверности. Описанный в статье метод предполагает использование двух длин волн, соответствующих длинам волн рамановского излучения и центральной длине волны области флуоресцентного излучения, а также двойное использование динамического диапазона измеряемого суммарного сигнала на двух длинах волн. Определен закон парафазного изменения величин сигналов флуоресцентного излучения и рамановского рассеяния при их лазерном индуцировании в зависимости от толщины нефтяной пленки. Проведено модельное исследование, дано математическое обоснование и составлен алгоритм технической реализации метода.
Ключевые слова: нефтяная пленка, лазерное индуцирование, спектр, рассеяние, флуоресценция.
Для цитирования: Эминов Р. А., Мурсалов Н. З., Ахмедов А. Ф. Повышение достоверности измерения толщины нефтяной пленки на морской поверхности путем двухволнового двухдиапазонного метода // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2019. Т. 9. № 5. C. 545–549.
Список литературы:↓
[1] Radlinski A. P. Detection of oil slicks on sea: how to use hyperspectral and multispectral sensors. Geoscience Australia. Professional Opinion. 2004. No. 7. 20 p. https://www.researchgate.net/publication/235923780_Detection_of_oil_slicks_on_ sea_How_to_use_hyperspectral_and_multispectral_sensors.
[2] Lu Y., Tian Q., Wang X., Zheng G., Li X. Determining oil slick thickness using hyperspectral remote sensing in the Bohai Sea of China. International Journal of Digital Earth. 2012;6(1):1–18.
[3] Clark R. N., Swayze G. A., Leifer I., et al. A method for quantitative mapping of thick oil spills using imaging spectroscopy. Open-File Report 2010-1167. Reston, Virginia: U.S. Geological Survey; 2010. 51 p. https://pubs.usgs.gov/of/2010/1167/
[4] Ramstad A. The use of colour as a guide to oil film thickness; Phase 1 – Laboratory experiments. SINTEF report. Project No. 661044. Trondheim (Norway), 1998. 25 p. https://www.bonnagreement.org/site/assets/files/3953/final-labrep.pdf.
[5] Lewis A. The development and use of the Bonn Agreement oil appearance code (BAOAC). Proceedings of the Interspıll Conference 2009. http://www.interspill.org/previousevents/2009/14-May/pdf/1100_lewis.pdf.
[6] Drozdowska V., Lisin A., Babichenko S. M. Natural water fluorescence characteristics based on lidar investigations of a surface water layer polluted by an oil film; the Baltic cruise – May 2000. Oceanologia. 2002;44(3):339–354.
[7] Rostampour V., Lynch M. J. Quantitative techniques to discriminate petroleum oils using LED-induced fluorescence. WIT Transactions on Ecology and the Environment. 2006. Vol. 95.
[8] Karpicz R., Dementjev A., Kuprionis Z., Pakalnis S., Weastphal R., Reuter R., Gulbinas V. Oil spill fluorosensing lidar for inclined onshore or shipboard operation. Applied Optics. 2006;45(25):6620–6625.
[9] Tompkins H. G., Hilfiker J. N. Spectroscopic Ellipsometry: Practical Application to Thin Film Characterization. Series: Materials Characterization and Analysis Collection. New York: Momentum Press; 2016. 194 p.
[10] Hidrovo C. H., Hart D. P. Emission reabsorption laser induced fluorescence (ERLIF) film thickness measurement. Measurement Science and Technology. 2001;12(4):467–477.
|
550-557 |
Влияние эксплуатационных факторов на работу адсорбционных установок рекуперации паров нефти
А. А. Коршак a, Н. А. Выходцева b, М. Т. Гайсин c, Ан. А. Коршак a, В. В. Пшенин d
a Научно-технический центр трубопроводного транспорта ООО «НИИ Транснефть» (НТЦ ООО «НИИ Транснефть»), 450055, Россия, Уфа, проспект Октября, 144/3
b ООО «Транснефть – Порт Козьмино», 692941, Россия, Находка, ул. Нижне-Набережная, 78
c ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, Москва, Севастопольский проспект, 47а
d Санкт-Петербургский горный университет, 199106, Россия, Санкт-Петербург, Васильевский остров, 21-я линия, 2
DOI: 10.28999/2541-9595-2019-9-5-550-557
Аннотация: Рассматривается вопрос минимизации выбросов паров нефти при наполнении танкеров на нефтеналивных терминалах. Задача очистки газовоздушной смеси в данном случае может быть решена путем использования герметизированного налива в совокупности с установками рекуперации паров (УРП). Объектом исследования являлась УРП адсорбционного типа на нефтеналивном терминале спецморнефтепорта Козьмино. В результате мониторинга технологических процессов и хроматографических анализов получены экспериментальные данные: 1) о гидравлическом сопротивлении различных элементов УРП; 2) о суммарной концентрации углеводородов в газовоздушной смеси на входе в УРП и выходе из нее при различных условиях налива; 3) о суммарной концентрации углеводородов в десорбированных парах на входе в абсорбер и выходе из него при различных расходах орошения; 4) о достигаемой глубине вакуумирования адсорберов при работе вакуум-насосов. Выявлено, что наиболее значимыми факторами, влияющими на эффективность работы УРП, являются: 1) количество одновременно работающих групп адсорберов; 2) продолжительность адсорбции; 3) глубина и продолжительность вакуумирования адсорберов во время десорбции, предшествующей адсорбции; 4) температурные условия протекания абсорбции. Определен оптимальный режим работы адсорберов УРП.
Ключевые слова: установка рекуперации паров, адсорбция, абсорбер, вакуумирование, степень улавливания паров нефти, испарение углеводородов, экологическая безопасность.
Для цитирования: Влияние эксплуатационных факторов на работу адсорбционных установок рекуперации паров нефти / А. А. Коршак [и др.] // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2019. Т. 9. № 5. C. 550–557.
Список литературы:↓
[1] Волкодаева М. В., Киселев А. В. О развитии системы экологического мониторинга качества атмосферного воздуха // Записки Горного института. 2017. Т. 227. С. 589–596.
[2] Нурман А. Д., Осипов Э. В. Снижение потерь легких углеводородов в резервуарных парках // Вестник технологического университета. 2015. Т. 18. № 9. С. 157–159.
[3] Борьба с потерями нефти и нефтепродуктов при их транспортировке и хранении / Ф. Ф. Абузова [и др.]. М. : Недра, 1981. 248 с.
[4] Коршак А. А. Современные средства сокращения потерь бензина от испарения. Уфа : ДизайнПолиграфСервис, 2001. 143 с.
[5] Дашдиев А. Р. Снижение испарения нефти и нефтепродуктов из резервуаров с помощью адсорбционных нанослоев // SOCAR Proceedings. 2010. № 1. С. 55–58.
[6] Перспективные методы сокращения потерь нефтепродуктов от испарения в резервуарах / В. В. Герасимов [и др.] // Серия «Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья». М. : ЦНИИТЭнефтехим. 1990. Вып. 5. 52 с.
[7] Гадельшин Р. З., Гадельшина А. Р. Влияние эксплуатационных факторов на работоспособность периферийных уплотнений плавающих покрытий резервуаров // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2013. № 3. С. 80–85.
[8] Дидковский О. В. Уплотняющие затворы понтонов и плавающих крыш резервуаров для нефти и нефтепродуктов // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2015. № 1. С. 60–67.
[9] Новоселов В. Ф., Коршак А. А., Блинов И. Г. Применение систем улавливания легких фракций для борьбы с потерями углеводородов из резервуаров // Серия «Транспорт и хранение нефти». М. : ВНИИОЭНГ. 1989. Вып. 7. 40 с.
[10] Коршак А. А. Ресурсо- и энергосбережение при транспортировке и хранении углеводородов: учебник. Ростов-на-Дону : Феникс, 2016. 411 с.
[11] Сунагатуллин Р. З., Коршак А. А., Зябкин Г. В. Современное состояние рекуперации паров при операциях с нефтью и нефтепродуктами // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2017. Т. 7. № 5. С. 111–119.
[12] К определению коэффициентов превышения объема выходящей из резервуара паровоздушной смеси над объемом закачанной нефти / Бронштейн И. С. [и др.] // Технология перекачки нефти, предотвращение потерь, автоматизированная система управления нефтепроводным транспортом : Сб. науч. тр. ВНИИСПТнефть. 1985. С. 75–79.
[13] Коршак А. А., Бусыгин Г. Н., Галяутдинов А. Б. О расходах через дыхательную арматуру резервуаров при «больших дыханиях» // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья. 1995. № 7. С. 11–12.
[14] Пшенин В. В., Гайсин М. Т. Моделирование газодинамических процессов при наливе танкеров // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). 2017. № S28. С. 3–12.
[15] Грицев Н. Д. Углеадсорбционный способ получения бензина из газа. М.–Л. : Гостоптехиздат, 1950. 86 с.
|
Защита от коррозии |
558-567 |
Моделирование электромагнитных полей систем катодной защиты трубопроводов в горизонтально-слоистых средах
В. Н. Кризский a, П. Н. Александров b, А. А. Ковальский a, С. В. Викторов a
a Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета (БашГУ), Россия, 453103, Стерлитамак, проспект Ленина, 49
b Центр геоэлектромагнитных исследований – филиал Института физики Земли имени О. Ю. Шмидта Российской академии наук (ЦГЭМИ ИФЗ РАН), Россия, 108840, Троицк, а/я 30
DOI: 10.28999/2541-9595-2019-9-5-558-567
Аннотация: Расчеты систем катодной защиты магистрального трубопровода регламентированы действующими нормативами, исходя из условия однородности и постоянства удельной электрической проводимости среды вмещающего магистраль полупространства. Современные математические модели таких систем также используют усредненное значение удельной электропроводности почвы, не вполне отражающее реальные характеристики грунта, в который уложен трубопровод. Авторами представлена методика, учитывающая толщину и удельную электропроводность слоев вертикально-неоднородной, горизонтально-слоистой среды (наиболее соответствующий практике случай). Методом вычислительного эксперимента показана значимость учета влияния структуры и удельного электрического сопротивления слоев среды на защитный потенциал тока в системе катодной защиты подземного магистрального трубопровода, исследована чувствительность магнитного поля в зависимости от сопротивления изоляции дефектного участка трубопровода и высоты измерений.
Ключевые слова: кусочно-однородное пространство, горизонтально-слоистое пространство, катодная защита, магистральный трубопровод, математическое моделирование, электромагнитное поле.
Информация о финансировании Работа выполнена в рамках государственного задания Башкирскому государственному университету (проект № 1.5753.2017/8.9).
Для цитирования: Моделирование электромагнитных полей систем катодной защиты трубопроводов в горизонтально-слоистых средах / В. Н. Кризский [и др.] // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2019. Т. 9. № 5. С. 558–567.
Список литературы:↓
[1] Тихонов А. Н., Арсенин В. Я. Методы решения некорректных задач. 2-е изд., испр. М. : Наука, Главная редакция физико-математической литературы, 1986. 288 с.
[2] Кризский В. Н., Викторов С. В., Беляева М. Б. Математическое моделирование геоэлектрических полей в кусочно-однородных квазитрехмерных средах. Стерлитамак : Стерлитамакский филиал БашГУ, 2015. 103 с.
[3] Ткаченко В. Н. Расчет электрохимической защиты трубопроводных сетей от коррозии методом дискретизации // Электричество. 2007. № 12. С. 41–47.
[4] Математическая модель и алгоритм расчета электрического поля катодной защиты протяженными анодами / А. М. Болотнов [и др.] // Физикохимия поверхности и защита материалов. 2008. Т. 44. № 4. С. 438–441.
[5] Филатов В. А., Хогоев Е. А. Расчет поля точечного источника постоянного электрического тока в слоистой среде. Новосибирск, 1987. 13 с.
[6] Ландау Л. Д., Лифшиц Е. М. Теоретическая физика : в 10 т. Т. 2. Теория поля : учеб. пособие для вузов. 7-е изд., исправленное. М. : Наука, 1988. 512 с.
|
Энергетика и электрооборудование |
568-575 |
Применение метода контроля частичных разрядов в изоляции статоров высоковольтных электрических машин
С. В. Павленко a, В. А. Котов a, С. С. Голубев a
a ООО «ТранснефтьЭлектросетьСервис» (ООО «ТЭС»), 443082, Россия, Самара, ул. Речная, 27
DOI: 10.28999/2541-9595-2019-9-5-568-575
Аннотация: Многие процессы в электрической изоляции вызваны особенностями ее структуры – проявлением поляризации и перераспределением электрического поля. Различия в диэлектрических свойствах (диэлектрической проницаемости) изоляции обуславливают перераспределение электрического поля и образование участков изоляции с повышенной напряженностью электрического поля. В процессе эксплуатации происходит ухудшение свойств изоляции и ее разрушение под воздействием электрического поля, температуры, увлажнения, вибрации и т. д. В 2018 году ООО «ТЭС» выполнялись работы по диагностике высоковольтных электродвигателей магистральных насосных агрегатов производства Siemens AG мощностью 6300 и 8000 кВт на объектах ООО «Транснефть–Дальний Восток» методом контроля частичных разрядов в изоляции статоров высоковольтных машин. В статье затронуты вопросы выбора диагностического оборудования, а также диапазона частот регистрации частичных разрядов. Определены области локализации дефектов изоляции обмотки статора электрической машины. Представлены результаты апробации методики испытаний изоляции обмотки электродвигателя посредством измерения частичных разрядов.
Ключевые слова: техническое диагностирование энергетического оборудования, высоковольтный электродвигатель, метод регистрации частичных разрядов, обмотка статора электродвигателя, контроль состояния изоляции электродвигателя, амплитудно-фазовая диаграмма распределения импульсов частичных разрядов.
Для цитирования: Павленко С. В., Котов В. А., Голубев С. С. Применение метода контроля частичных разрядов в изоляции статоров высоковольтных электрических машин // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2019. Т. 9. № 5. C. 568–575.
Список литературы:↓
[1] Вдовико В. П. Частичные разряды в диагностировании высоковольтного оборудования. Новосибирск : Наука, 2007. 156 с.
[2] Русов В. А. Измерение частичных разрядов в изоляции высоковольтного оборудования. Екатеринбург : УрГУПС, 2011. 368 с.
[3] Голубцов С. А., Литаш Б. С. Инновационные решения для измерения частичных разрядов // Электроэнергия. Передача и распределение. 2018. № 2. С. 108–112.
[4] О чем говорят сигналы частичных разрядов / С. В. Живодерников [и др.] // Методы и средства контроля изоляции высоковольтного оборудования : материалы 16-й ежегодной конференции компании «Димрус» [электронный диск]. Пермь, 12–14 февраля 2019 г.
[5] Smit J. J., Gulski E., Wester F. J. Economical and technical aspects of advanced PD diagnostics to support condition based maintenance of HV assets. Transmission and Distribution Conference and Exhibition, Asia Pacific. IEEE/PES, 2002. Vol. 2. P. 1110–1115.
[6] Gulski E. Digital analysis of partial discharges. IEEE Transactions on Dielectrics and Electrical Insulation. 1995. Vol. 2. No. 5. P. 822–837.
[7] Montanari G. C. Diagnostics of electrical systems: expectations and answers. Paper of the 9th IEEE Int. Conference on Solid Dielectrics. Winchester, UK, July 8–13, 2007.
|
Экономика и управление |
576-596 |
Цифровые технологии в системе профессиональных квалификаций: компетентностно-ориентированный подход
И. В. Лямкин a
a ПАО «Транснефть», 123112, Россия, Москва, Пресненская набережная, 4, стр. 2
DOI: 10.28999/2541-9595-2019-9-5-576-596
Аннотация: В статье рассматривается актуальная тема разрыва между системой профессиональных квалификаций и системой профессионального образования и обучения. Исследуются вопросы, требующие единого подхода к решению проблем, связанных с увеличивающимся разрывом между требованиями производства (бизнес-технологий) к профессиональным компетенциям персонала и теми знаниями и умениями, которые приобретаются в системе профессионального образования (с учетом перехода к цифровой экономике). Приводится ряд проектно-методических разработок и аналитических подходов в области интеграции системы профессиональных квалификаций и образовательных стандартов с применением цифровых технологий, основанных на принципах математического конструирования, логического моделирования и дискретного преобразования информации. На основе дискретного подхода к формированию онтологии (дерева) знаний и умений по результатам проведенных исследований разработана математическая модель матрицы компетенций, интегрируемая с образовательными (учебными) дисциплинами посредством внедрения цифровых тарификаторов.
Ключевые слова: национальная система квалификаций, профессиональный стандарт, цифровая экономика, смысловой алгоритм, математическая конструкция, двоичный код, пространственная метрика, многомерный гиперкуб, профессиональная компетенция, образовательный стандарт, дескрипторы компетенций, таксонометрия (тарификация) образования, онтология (дерево) знаний, цифровая (дискретная) модель компетенций, индуктивность многомерных связей.
Для цитирования: Лямкин И. В. Цифровые технологии в системе профессиональных квалификаций: компетентностно-ориентированный подход // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2019. Т. 9. № 5. С. 576–596.
Список литературы:↓
[1] Щурова Е. В., Лямкин И. В. Интеграция тарифных систем оплаты труда с уровнями национальной (отраслевой) рамки квалификаций // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2019. Т. 9. № 4. С. 417–433.
[2] Рубанов В. А. Умное управление: от аналоговых бизнес-процессов к смысловым алгоритмам : лекция-семинар. INTELTEQ. URL: http://www.intelteq.com/seminar/ (дата обращения: 10.02.2019).
[3] Кодирование числовых, текстовых и графических данных. Компьютерные сети г. Котово : сайт Котовского промышленно-экономического техникума. URL: http://kpet-ks.ru (дата обращения: 05.03.2019).
[4] Скворцов В. А. Примеры метрических пространств. 2-е изд., стер. М. : Изд-во Московского центра непрерывного математического образования, 2012. 28 с.
[5] Гальперин Г. А. Многомерный куб. М. : Изд-во Московского центра непрерывного математического образования, 2015. 80 с.
[6] Галимзянов Х. М., Попов Е. А., Сторожева Ю. А. Формирование и оценка компетенций в процессе освоения образовательных программ ФГОС ВО : научно-методическое пособие. Астрахань : Изд-во Астраханского ГМУ, 2017. 74 с.
[7] Хуторской А. В. Технология конструирования компетентностного обучения // Вестник Института образования человека. 2011. № 2. URL: https://eidos-institute.ru/journal/2011/200/ (дата обращения: 26.02.2019).
[8] Татур Ю. Г. Как повысить объективность измерения и оценки результатов образования // Высшее образование в России. 2010. № 5. С. 22–31.
[9] Садулаева Б. С., Мустафинова А. А. Разработка дескрипторов уровней развитости гностического, функционального и методологического компонентов результатов обучения математической информатике будущих бакалавров информатики // Современные проблемы науки и образования : электронный научный журнал. 2016. № 6. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25991 (дата обращения: 26.02.2019).
[10] Саати Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий / пер. с англ. Р. Г. Вачнадзе. М. : Радио и связь, 1993. 278 с.
[11] Цынгуев Б. Т. Задача формирования команды на основе онтологической модели компетенций // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Физика. Математика. Техника. Технология. 2014. № 3. С. 110–116.
|