Русский

№4/2019

Стр.

Название статьи, авторы, аннотация и ключевые слова

Развитие отрасли

368-377

Научные опоры производства

Н. Н. Сухорукова a

a ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, Москва, Севастопольский проспект, 47а

В сентябре 2009 года был основан «НИИ Транснефть». Материал, посвященный юбилею, рассказывает об истории научно-исследовательского института, ключевых показателях его работы, текущих и перспективных направлениях деятельности.

Проектирование, строительство и эксплуатация

378-386

Оценка достоверности определения координаты утечки в нефтепроводе

А. М. Чионов a, А. А. Амерханов b, И. С. Симонов a, С. В. Петренко c

a ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, Москва, Севастопольский проспект, 47а
b ПАО «Транснефть», 123112, Россия, Москва, Пресненская набережная, 4, стр. 2
c Научно-технический центр трубопроводного транспорта ООО «НИИ Транснефть» (НТЦ ООО «НИИ Транснефть»), 455055, Россия, Уфа, проспект Октября, 144/3

DOI: 10.28999/2541-9595-2019-9-4-378-386

Аннотация: В целях повышения надежности разрабатываемых систем обнаружения утечек (СОУ) практикуется принцип перекрестного использования независимых алгоритмов, что требует унификации результатов работы различных алгоритмов. Реализация данного принципа осложняется тем, что приведенные в научно-технической литературе алгоритмы СОУ не содержат исчерпывающих рекомендаций по практическому применению, позволяющих адаптироваться к реальному объекту. Важный вопрос выбора количественных критериев принятия решения остается открытым.
В рамках указанной проблемы рассмотрен метод гидравлической локации обнаружения утечек. Выполнено обобщение метода на участок с несколькими нефтеперекачивающими станциями, и решена задача его адаптации на произвольный трубопровод. Разработаны универсальные критерии достоверности факта утечки. Проведена серия вычислительных экспериментов, подтвердившая адекватность разработанных критериев. Адаптированный метод гидролокации апробирован на действующем трубопроводе в составе модуля принятия решений. Разработана методика определения чувствительности алгоритма обнаружения утечек в зависимости от оснащенности технологического участка средствами измерений.

Ключевые слова: обнаружение утечек, утечка, алгоритмы принятия решений, нефтепровод, система контроля режимов, оценка достаточности оснащенности, метод гидролокации.

Для цитирования:
Оценка достоверности определения координаты утечки в нефтепроводе / А. М. Чионов [и др.] // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2019. Т. 9. № 4. C. 378–386.

Список литературы:↓

387-393

Анализ методик расчета продольной устойчивости участков магистральных трубопроводов

И. Г. Силина a, Е. А. Гильмияров b, В. А. Иванов a

a Тюменский индустриальный университет, 625000, Россия, Тюмень, ул. Володарского, 38
b ООО «НГСН-Р», 625034, Россия, Тюмень, ул. Камчатская, 194

DOI: 10.28999/2541-9595-2019-9-4-387-393

Аннотация: Рассмотрены существующие в нормативно-технической документации и технической литературе подходы к определению продольной устойчивости подземных участков магистральных трубопроводов. Осуществлен сравнительный анализ методик, применяемых для оценки продольной устойчивости, отмечены преимущества и недостатки проведения расчета в соответствии с каждой из них. Согласно описанным методикам выполнен проверочный расчет на устойчивость криволинейного участка магистрального трубопровода III категории, проложенного в необводненном грунте.
Установлено, что методика А. Б. Айнбиндера оптимальна для определения продольной устойчивости участков трубопроводов в сложных природно-климатических условиях, а именно в обводненных и сезонно оттаивающих грунтах. Методика, приведенная в СП 36.13330.2012 «Магистральные трубопроводы», наиболее подходит для расчета участков трубопроводов низких категорий, однако требуется ее актуализация. Оптимальным решением является создание объединенной методики в рамках одного нормативного документа. В то же время все рассмотренные методики требуют дополнений, позволяющих учитывать возможный выход трубопровода из зоны упругих деформаций с изменением характеристик стали и низкую несущую способность заторфованного грунта.

Ключевые слова: магистральный трубопровод, продольная устойчивость трубопровода, расчетные зависимости.

Для цитирования:
Силина И. Г., Гильмияров Е. А., Иванов В. А. Анализ методик расчета продольной устойчивости участков магистральных трубопроводов // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2019. Т. 9. № 4. C. 387–393.

Список литературы:↓

394-401

Анализ режима работы нефтяного резервуара большого объема

Н. Н. Горбань a, Г. Г. Васильев b, И. А. Леонович b

a АО «Каспийский трубопроводный консорциум», 115093, Россия, Москва, ул. Павловская, 7, стр. 1
b Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И. М. Губкина, 119991, Россия, Москва, Ленинский проспект, 65

DOI: 10.28999/2541-9595-2019-9-4-394-401

Аннотация: В рамках анализа потери устойчивости цилиндрической формы резервуара или определения геометрических несовершенств конструкции российские и зарубежные расчетные методики сосредоточены на оценке локальной геометрии. Однако для нетиповых объектов, в частности резервуаров большого объема со сложным режимом нагружения, таких оценочных методов недостаточно. На данных конструкциях могут реализовываться механизмы разрушения, исключенные для более простых объектов.
Для исследования возможных режимов работы нетиповых объектов авторами проанализирована нормативно-методическая документация в области эксплуатации вертикальных стальных резервуаров и рассмотрены комплексные подходы к обоснованию малоцикловой прочности. Приведен пример анализа режима работы резервуара объемом 100 000 м3 из состава резервуарного парка морского терминала Каспийского трубопроводного консорциума. Показано, что геометрические дефекты могут приводить к реализации механизма малоциклового разрушения, соответственно это следует учитывать при оценке напряженно-деформированного состояния конструкции. Предложен алгоритм оценки малоцикловой прочности резервуаров большого объема с применением технологии наземного лазерного сканирования.

Ключевые слова: резервуар вертикальный стальной, морской терминал, напряженно-деформированное состояние, малоцикловая усталость, режим нагружения.

Для цитирования:
Горбань Н. Н., Васильев Г. Г., Леонович И. А. Анализ режима работы нефтяного резервуара большого объема // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2019. Т. 9. № 4. C. 394–401.

Список литературы:↓

402-407

Подход к оценке эффективности ингибиторов парафиноотложения

Е. С. Дубовой a, Н. Н. Хафизов b, А. А. Кузнецов b

a ПАО «Транснефть», 123112, Россия, Москва, Пресненская набережная, 4, стр. 2
b ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, Москва, Севастопольский проспект, 47а

DOI: 10.28999/2541-9595-2019-9-4-402-407

Аннотация: Отмечены достоинства и недостатки основных методов удаления асфальтосмолопарафиновых отложений (АСПО), и установлено, что наиболее эффективным методом предотвращения или замедления образования АСПО является дозированное введение ингибиторов парафиноотложения в нефтяной поток. Описана процедура подбора эффективных ингибиторов для исследуемых участков нефтепровода в лабораторных условиях. Анализ режимных и временных параметров методик проведения испытаний, применяемых производителями химических реагентов, позволил установить, что контролируемые параметры значительно отличаются друг от друга, а выбранные условия испытаний не соответствуют эксплуатационным и не позволяют моделировать процессы образования АСПО. Для моделирования реальных условий транспортировки нефти на исследуемых участках магистрального нефтепровода с учетом ее физико-химических свойств, периода и условий применения ингибиторов разработана типовая методика испытаний. По результатам оценки эффективности действия ингибиторов определена целесообразность разработки системы контроля их качества и предложены основные направления развития данной системы.

Ключевые слова: нефть, ингибитор парафиноотложения, асфальтосмолопарафиновые отложения, методы очистки трубопровода, оценка эффективности ингибитора, лабораторные исследования.

Для цитирования:
Дубовой Е. С., Хафизов Н. Н., Кузнецов А. А. Подход к оценке эффективности ингибиторов парафиноотложения // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2019. Т. 9. № 4. С. 402–407.

Список литературы:↓

Прочность, надежность и долговечность

408-416

Предельное состояние трубопровода с кольцевым дефектом

В. М. Варшицкий a, О. А. Козырев a, А. А. Богач a

a ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, Москва, Севастопольский проспект, 47а

DOI: 10.28999/2541-9595-2019-9-4-408-416

Аннотация: Определены условия пластического разрушения трубопровода с кольцевым дефектом при комбинированном нагружении изгибающим моментом, продольным усилием и внутренним давлением. Для проведения анализа несущей способности трубопровода при комбинированном нагружении получена простая аналитическая зависимость предельного изгибающего момента от внутреннего давления и осевого усилия. Проведено сравнение результатов аналитических расчетов с результатами численного моделирования несущей способности трубопровода с кольцевым дефектом методом конечных элементов. Установлено удовлетворительное соответствие результатов расчетов. Показана возможность применения полученного соотношения при построении диаграммы трещиностойкости для оценки прочности трубопровода с кольцевым трещиноподобным дефектом.
На основе диаграммы трещиностойкости проанализирована прочность кольцевых стыков с дефектами при различных сочетаниях геометрических параметров дефектов, механических свойств металла стыков и эксплуатационных нагрузок и воздействий. Разработанная методология позволяет проводить анализ прочности трубопроводов с кольцевыми дефектами для всех сочетаний указанных параметров, встречающихся при эксплуатации и ремонте. Результаты могут использоваться для ранжирования участков подземных трубопроводов с технологическими дефектами кольцевых стыков по степени близости к предельному состоянию в зависимости от геометрических параметров дефектов, механических свойств металла стыков и эксплуатационных нагрузок и воздействий.

Ключевые слова: трубопровод, кольцевой стык, пластическое разрушение, дефект, расчет на прочность, несущая способность, расчет методом конечных элементов.

Для цитирования:
Варшицкий В. М., Козырев О. А., Богач А. А. Предельное состояние трубопровода с кольцевым дефектом // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2019. Т. 9. № 4. C. 408–416.

Список литературы:↓

Экономика и управление

417-433

Интеграция тарифных систем оплаты труда с уровнями национальной (отраслевой) рамки квалификаций

Е. В. Щурова a, И. В. Лямкин a

a ПАО «Транснефть», 123112, Россия, Москва, Пресненская набережная, 4, стр. 2

DOI: 10.28999/2541-9595-2019-9-4-417-433

Аннотация: Рассматривается ряд проблемных вопросов, связанных с переходом на профессиональные стандарты в компаниях и учреждениях, где система организации и оплаты труда персонала, а также штатные расписания основаны на традиционной системе квалификационных требований, содержащейся в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих (ЕТКС) и Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС).
Ключевой вопрос – это отсутствие механизма соответствия тарифных разрядов оплаты труда, квалификационных категорий и прочих элементов ЕТКС и ЕКС профессиональным стандартам и описанию уровней квалификации. Учитывая процедуру отмены ЕТКС, начавшуюся в апреле 2018 года, необходима разработка экономико-математической модели для комплексного решения данной проблемы. А именно: установление механизма тождественности между тарифными разрядами оплаты труда и системой уровней квалификации в профессиональных стандартах.
Такой механизм разработан авторами и представлен в статье. Практическая ценность от применения предложенной методики заключается не только в сохранении преемственности с системами тарификации отдельных работ (функций), выполняемых по традиционным технологическим схемам, но и в получении реального механизма для установления разряда по новым видам работ (процессам, операциям) независимо от наличия квалификационных справочников и/или профессиональных стандартов.

Ключевые слова: профессиональный стандарт, национальная рамка квалификаций, тарифная система, уровни квалификации, ценообразование работ, факторы сложности труда, дескрипторы квалификаций, метод анализа иерархий, многокритериальное ранжирование, матрица парных сравнений, весовой вектор, балльная шкала, оцифровка дескрипторов, интегральная оценка, тарифно-квалификационная карта.

Для цитирования:
Щурова Е. В., Лямкин И. В. Интеграция тарифных систем оплаты труда с уровнями национальной (отраслевой) рамки квалификаций // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2019. Т. 9. № 4. С. 417–433.

Список литературы:↓

Материалы и оборудование

434-439

Перспективные направления развития ультразвуковых внутритрубных диагностических приборов

Д. Ю. Глинкин a, А. В. Межуев a, М. И. Юдин a

a АО «Транснефть – Диаскан», 140501, Россия, Московская область, Луховицы, ул. Куйбышева, 7

DOI: 10.28999/2541-9595-2019-9-4-434-439

Аннотация: На основе анализа различных источников определены направления развития ультразвуковых внутритрубных диагностических приборов с целью повышения их способности к выявлению дефектов, которые могут привести к аварийным ситуациям на трубопроводах. Выявлена потребность в повышении разрешающей способности измерительной системы в окружном и осевом направлениях, необходимость применения современных средств обработки сигналов ультразвуковых датчиков, а также совершенствования носителей датчиков для обеспечения их прилегания к поверхности трубы в местах ее деформации и оптимального расположения относительно объекта контроля. Реализация этих решений позволит обнаруживать и измерять дефекты типа рисок, потерь металла, расслоений, в том числе расположенных на вмятинах и гофрах.
Приведены результаты внедрения модернизированного дефектоскопа четвертого поколения производства АО «Транснефть–Диаскан», оснащенного адаптивным носителем, на полозах которого на подвижных подвесах установлены планки с датчиками. Успешные испытания модернизированных приборов подтвердили правильность и эффективность принятых конструкторских решений.

Ключевые слова: внутритрубный ультразвуковой дефектоскоп, разрешающая способность измерительной системы, измерение толщины стенки, иммерсионный слой, диагностика.

Для цитирования:
Глинкин Д. Ю., Межуев А. В., Юдин М. И. Перспективные направления развития ультразвуковых внутритрубных диагностических приборов // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2019. Т. 9. № 4. С. 434–439.

Список литературы:↓

440-443

Проницаемость полимерных материалов для технических средств хранения нефтепродуктов

Ю. Н. Рыбаков a, А. В. Дедов a, С. В. Ларионов b

a 25 ГосНИИ химмотологии Минобороны России, 121467, Россия, Москва, ул. Молодогвардейская, 10
b Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И. М. Губкина, 119991, Россия, Москва, Ленинский проспект, 65

DOI: 10.28999/2541-9595-2019-9-4-440-443

Аннотация: По сравнению с металлическими емкостями для хранения топлива полимерные резервуары имеют меньшую массу и небольшой объем в незаполненном состоянии, что упрощает их транспортировку и развертывание. Недостатком полимерных резервуаров являются технологические потери топлива при хранении – следствие относительно высокой проницаемости полимерных материалов. Авторами исследована проницаемость различных топлив через полимерные пленки и многослойные материалы на их основе, которые используются при производстве эластичных резервуаров для хранения нефтепродуктов. Установлено, что минимальная разность показателей параметров растворимости полиэтилена высокого/низкого давления и топлив определяет высокую растворимость топлив в оболочке резервуара. Большая разность параметров растворимости полиамида, полиэтилентерефтала и топлив обеспечивает относительно низкую растворимость топлив в этих полимерах. Выявлена зависимость проницаемости топлив в пленках на основе смеси полиэтилена различных марок. Эффективность применения многослойных материалов определяется комбинацией состава полимерных пленок, марки бензина и его температуры. Найдена оптимальная комбинация пленок для получения многослойных материалов с минимальной проницаемостью бензина. Минимальную проницаемость имеют пленки на основе полиамида.

Ключевые слова: эластичные резервуары, топливо, полимерные пленки, проницаемость полимеров, нефтепродукты.

Для цитирования:
Рыбаков Ю. Н., Дедов А. В., Ларионов С. В. Проницаемость полимерных материалов для технических средств хранения нефтепродуктов // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2019. Т. 9. № 4. C. 440–443.

Список литературы:↓

Защита от коррозии

444-451

Оценка модели для прогнозирования максимальной скорости точечной коррозии в сероводородной среде

Т. Виллетт a, А. Трайдиа а, С. Папавинасам b, А. М. Эль-Шерик a

a «Сауди Арамко», п/я 5000, 31311, Дахран, Саудовская Аравия
b CorrMagnet Consulting Inc., ул. Кастлмор, 6, K2G6K8, Оттава, Онтарио, Канада

DOI: 10.28999/2541-9595-2019-9-4-444-451

Аннотация: Ранее разработанная эмпирическая модель скорости внутренней точечной (питтинговой) коррозии была рассмотрена с целью прогнозирования максимальной скорости точечной коррозии на нефтепроводах Саудовской Аравии, транспортирующих высокосернистую нефть. Установлено, что значения, спрогнозированные исходной моделью, не соответствуют измерениям в условиях эксплуатации. Несмотря на то что исходная модель не отразила реальную скорость точечной коррозии, она правильно отранжировала трубопроводы по мере ее возрастания. В качестве факторов расхождения значений спрогнозированной и фактической скоростей были определены доступность ингибирования и наличие эрозионной коррозии. Исходная эмпирическая модель была модифицирована путем введения двух поправочных коэффициентов, которые были получены методом численной оптимизации. Их введение значительно сблизило прогнозные значения и полевые измерения.

Ключевые слова: питтинговая коррозия, точечная коррозия, скорость коррозии, эмпирическая модель, высокосернистая нефть, ингибитор коррозии, эрозионная коррозия.

Информация о финансировании
Авторы выражают признательность компании Saudi Aramco за финансирование настоящей работы и разрешение на ее публикацию.

Для цитирования:
Оценка модели для прогнозирования максимальной скорости точечной коррозии в сероводородной среде / Т. Виллетт [и др.] // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2019. Т. 9. № 4. C. 444–451.

Список литературы:↓

Товарно-транспортные операции и метрологическое обеспечение

452-457

Нормирование потерь нефтепродуктов в системе обеспечения аэропорта авиационным топливом

С. Г. Бажайкин a, Р. Р. Мухаметзянов a, А. В. Степанюгин a

a Научно-технический центр трубопроводного транспорта ООО «НИИ Транснефть» (НТЦ ООО «НИИ Транснефть»), 455055, Россия, Уфа, проспект Октября, 144/3

DOI: 10.28999/2541-9595-2019-9-4-452-457

Аннотация: Рассмотрены виды и установлены источники возникновения дополнительных потерь топлива на объектах топливообеспечения аэропортов, не учитываемые нормативами технологических потерь. Определены и классифицированы ненормированные потери: 1) потери из расходных резервуаров при отпуске горюче-смазочных материалов со складов топливозаправочных комплексов; 2) потери при наливе топлива в топливозаправщики; 3) потери в виде микропроливов при отсоединении сливо-наливных устройств после завершения операций слива/налива; 4) потери при дренировании и промывке топливом резервуаров, гидрантной системы, средств заправки и складской инфраструктуры; 5) потери при отборе проб, замере плотности (температуры) в процессе контроля качества топлива; 6) потери при замене фильтров; 7) потери при проведении технического обслуживания и ремонта.
Приведены аналитические зависимости для определения величины топливных потерь при «обратном выдохе» резервуара, наливе в топливозаправщики, микропроливах, дренировании авиатопливом различных систем, сооружений и оборудования. Рассмотрена возможность и целесообразность применения результатов исследований на объектах магистрального транспорта нефти и нефтепродуктов.

Ключевые слова: авиатопливообеспечение, топливозаправочный комплекс, дополнительные технологические потери, паровоздушная смесь, нефтепродукты.

Для цитирования:
Бажайкин С. Г., Мухаметзянов Р. Р., Степанюгин А. В. Нормирование потерь нефтепродуктов в системе обеспечения аэропорта авиационным топливом // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2019. Т. 9. № 4. C. 452–457.

Список литературы:↓

Автоматика, телемеханика и связь

458-466

Организация процесса мониторинга уязвимостей программного обеспечения и оборудования АСУТП

Т. В. Хозяинова a, И. А. Шечев a, Д. А. Кобзев b, З. С. Бенгарт a, Э. Г. Кутлубаева a

a Центр промышленной автоматизации – филиал АО «Транснефть – Верхняя Волга», 603950, Россия, Нижний Новгород, Комсомольское шоссе, 4а
b ПАО «Транснефть», 123112, Россия, Москва, Пресненская набережная, д. 4, стр. 2

DOI: 10.28999/2541-9595-2019-9-4-458-466

Аннотация: Современные автоматизированные системы управления технологическим процессом (АСУТП) – это сложные многокомпонентные системы в составе распределенных сетевых инфраструктур. Кибератаки на них способны вызвать масштабные экологические, социальные и экономические последствия. Рассмотрен подход к организации мониторинга уязвимостей программного обеспечения и оборудования АСУТП для объектов организаций системы «Транснефть». Выработанный процесс позволяет: 1) установить состав данных, необходимый для квалифицированного описания уязвимости и принятия решения о способе реагирования на нее; 2) определить способы получения достоверных данных об эксплуатируемом программном обеспечении; 3) сформировать сбалансированный набор источников данных об уязвимостях, позволяющий своевременно получать наиболее полные данные об уязвимостях и осуществлять отслеживание изменений их характеристик; 4) сформулировать правила определения актуальной уязвимости на основании значений ее характеристик, соотнесенных с моделью угроз. При реализации процесса мониторинга была разработана информационная система, позволяющая осуществлять учет уязвимостей и отслеживать изменения их характеристик, формировать сводную отчетность, сопровождать процесс создания технических сервисных бюллетеней информационной безопасности.

Ключевые слова: автоматизированные системы управления технологическим процессом, программное обеспечение, кибератака, уязвимость, информационная система.

Для цитирования:
Организация процесса мониторинга уязвимостей программного обеспечения и оборудования АСУТП / Т. В. Хозяинова [и др.] // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2019. Т. 9. № 4. C. 458–466.

Список литературы:↓

Техническое регулирование (стандартизация, оценка соответствия)

468-477

Обзор опыта работы организаций США по оценке соответствия продукции

О. В. Аралов a, В. И. Салыгин b, И. В. Буянов a, И. А. Гулиев b, С. И. Вьюнов a, В. Ю. Тузов a

a ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, Москва, Севастопольский проспект, 47а
b Международный институт энергетической политики и дипломатии МГИМО МИД России, 119454, Россия, Москва, проспект Вернадского, 76

DOI: 10.28999/2541-9595-2019-9-4-468-477

Аннотация: Рассмотрены системы оценки соответствия продукции, применяемые в США. Несмотря на наличие международных стандартов в области оценки соответствия продукции, которые действуют на территории США, данным системам присущи особенности, характерные лишь для этой страны. При важной роли государства в системе оценки соответствия в США особое значение имеют негосударственные и некоммерческие организации, обеспечивающие конкуренцию и разнообразие в этой сфере деятельности. В настоящей статье рассказывается о ключевых организациях США, которые проводят оценку соответствия продукции, а также аккредитацию компаний по оценке соответствия продукции, разрабатывают технические стандарты и нормативные документы, а именно: Американский институт национальных стандартов (ANSI), Национальный институт стандартов и технологий (NIST), Американский институт нефти (API), Американское общество инженеров-механиков (ASME). Приведены схемы и структура этих органов.
Также рассмотрена работа компаний – потребителей продукции, по взаимодействию с контрагентами – производителями и поставщиками данной продукции, в том числе с использованием ведущих электронных площадок, таких как ISNetworld и NCMS.

Ключевые слова: система оценки соответствия, система сертификации, реестр основных видов продукции, экспертиза технической документации.

Для цитирования:
Обзор опыта работы организаций США по оценке соответствия продукции / О. В. Аралов [и др.] // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2019. Т. 9. № 4. С. 468–477.

Список литературы:↓