Русский

№2/2019

Стр.

Название статьи, авторы, аннотация и ключевые слова

Прочность, надежность и долговечность

128-136

Комплексный анализ прочности магистральных нефтепроводов

Д. А. Неганов a

a ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, Москва, Севастопольский проспект, 47а

DOI: 10.28999/2541-9595-2019-9-2-128-136

Аннотация: Рассматривается обобщенная структура нормативного определения параметров прочности магистральных трубопроводных систем, сложившаяся в нашей стране и за рубежом в течение 60–70 лет. Основное внимание уделено магистральным трубопроводам для транспортировки нефти и нефтепродуктов. В основу расчетного анализа прочности положены два метода – по допускаемым напряжениям (принятый в зарубежной практике) и по предельным состояниям и предельным сопротивлениям (принятый в отечественной практике).
Наиболее развитым и применяемым является детерминированный расчет прочности на стадии проектирования. При этом решаются прямые основные задачи определения толщины стенки трубопровода по заданным давлениям, пропускной способности труб и выбранным трубным сталям. Этот же метод используется на стадии поверочных расчетов прочности строящихся и большинства эксплуатируемых трубопроводов. Для расчетного обоснования прочности функционирующих трубопроводов при отклонениях от проектных решений и при возникновении дефектности труб за пределами установленных норм необходимо проведение поверочных расчетов с использованием фактической статистической информации по всем расчетным параметрам. Одной из решаемых при этом задач становится назначение всех основных расчетных параметров по полученной статистической информации. В этих случаях характерно сохранение нормативных запасов прочности. Для наиболее ответственных участков трубопроводов статистический анализ прочности может оказаться недостаточным и неприемлемым. Тогда требуются вероятностные оценки прочности с использованием функций распределения эксплуатационной нагруженности и механических свойств трубных сталей по параметру времени эксплуатации. В таких ситуациях появляется возможность изменения запасов прочности для требуемых вероятностей возникновения опасных состояний.

Ключевые слова: прочность, предел прочности, предел текучести, запас прочности, предельное состояние, предельное сопротивление, детерминированный метод расчета прочности, статистический метод расчета прочности, вероятностный метод расчета прочности.

Для цитирования:
Неганов Д. А. Комплексный анализ прочности магистральных нефтепроводов // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2019. Т. 9. № 2. 128–136.

Список литературы:↓

Проектирование, строительство и эксплуатация

137-143

Численный метод идентификации гидравлической характеристики трубопровода при турбулентном потоке вязких жидкостей

Х. М. Гамзаев a

a Азербайджанский государственный университет нефти и промышленности, АZ1010, Азербайджан, Баку, проспект Азадлыг, 20

DOI: 10.28999/2541-9595-2019-9-2-137-143

Аннотация:
Предлагается математическая модель процесса нестационарного турбулентного течения несжимаемой вязкой жидкости по трубопроводу, построенная на основе полуэмпирической теории турбулентности Прандтля. В рамках этой модели поставлена задача идентификации гидравлической характеристики трубопровода. При этом предполагается, что на стенке трубопровода выполняется условие проскальзывания по закону Навье. Данная задача относится к классу обратных задач, связанных с восстановлением зависимости правых частей параболических уравнений от времени. Далее построен разностный аналог поставленной задачи и для решения полученной разностной задачи предложено специальное представление, связанное с решением двух линейных разностных задач второго порядка. В результате получена явная формула для определения приближенного значения перепада давления по длине трубопровода при каждом дискретном значении временной переменной. На основе предложенного вычислительного алгоритма были проведены численные эксперименты для модельных задач.

Ключевые слова: магистральный трубопровод, турбулентный режим, гидравлическая характеристика, полуэмпирическая теория турбулентности, нелокальное интегральное условие, обратная задача.

Для цитирования:
Гамзаев Х. М. Численный метод идентификации гидравлической характеристики трубопровода для турбулентного потока вязких жидкостей // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2019. Т. 9. № 2. С. 137–143.

Список литературы:↓

144-150

Влияние асфальтено-смолистых веществ на эффективность противотурбулентной присадки

И. И. Хасбиуллин a, М. И. Валиев a, М. В. Суховей a, М. М. Гареев b

a ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, Москва, Севастопольский проспект, 47а
b Уфимский государственный нефтяной технический университет (УГНТУ), 450062, Россия, Уфа, ул. Космонавтов, 1

DOI: 10.28999/2541-9595-2019-9-2-144-150

Аннотация: Большинство нефтяных месторождений России постепенно вступает в позднюю стадию разработки, поэтому в магистральных нефтепроводах с каждым годом все более значительную долю составляют тяжелые нефти с повышенным содержанием полярных и высокомолекулярных компонентов, представленных в основном асфальтено-смолистыми веществами. Такие компоненты нефти, как и высокоплавкие нефтяные парафины, негативно влияют на эффективность противотурбулентной присадки. В статье приведены условия проведения экспериментов по исследованию эффективности противотурбулентной присадки в зависимости от общего содержания асфальтено-смолистых веществ; методика формирования модельных нефтесмесей с различным содержанием асфальтено-смолистых веществ; экспериментальные данные о влиянии содержания тяжелых компонентов нефти на эффективность присадки. Обсуждение полученных данных и зависимостей позволило установить критические значения содержания отдельно асфальтенов и смол в составе нефти, выше которых применение присадки становится малоэффективным (когда снижение гидродинамического сопротивления составляет не более 20 %).

Ключевые слова: нефть, асфальтены, смолы, тяжелые компоненты, эффективность, противотурбулентная присадка, гидродинамическая установка.

Для цитирования:
Влияние асфальтено-смолистых веществ на эффективность противотурбулентной присадки / И. И. Хасбиуллин [и др.] // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2019. Т. 9. № 2. С. 144–150.

Список литературы:↓

151-155

Выбор параметров велдолетов на основе компьютерного моделирования

А. В. Временко a, Н. Г. Гончаров b, П. А. Пономарев b, О. И. Колесников b

a ПАО «Транснефть», 123112, Россия, Москва, Пресненская набережная, д. 4, стр. 2
b ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, Москва, Севастопольский проспект, 47а

DOI: 10.28999/2541-9595-2019-9-2-151-155

Аннотация: Опыт эксплуатации трубопроводных систем показывает, что наиболее слабым звеном зачастую оказываются соединительные элементы, в первую очередь тройники. Одной из разновидностей тройника является велдолет (толстостенный патрубок). Как правило, велдолеты применяют для присоединения дополнительного ответвления к существующему трубопроводу. С целью обеспечения необходимой прочности и долговечности конструкции требуется определить оптимальную форму, рассчитать параметры велдолета и сварных швов.
В статье рассмотрены общие закономерности деформирования тройниковых соединений с применением компьютерного моделирования. Тавровое сварное соединение велдолета с трубопроводом создает дополнительную концентрацию напряжений, которая накладывается на концентрацию мембранных и изгибных напряжений на участке трубы, ослабленном отверстием. На основе расчета методом конечных элементов установлены наиболее опасные точки сварного соединения велдолета с трубой. Определена зависимость между напряжениями в этих точках и размерами велдолета. Выработаны рекомендации по изменению конструкции велдолета с целью повышения прочности и долговечности тройникового соединения. Проведены натурные испытания велдолетов с измененной конструкцией.

Ключевые слова: велдолет, сварка, сварное соединение, тройниковые соединения, труба, механические свойства, концентрация напряжений.

Для цитирования:
Выбор параметров велдолетов на основе компьютерного моделирования / А. В. Временко [и др.] // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2019. Т. 9. № 2. С. 151–155.

Список литературы:↓

158-162

Численное моделирование теплогидравлической эффективности пристенного слоя отложений нефти

Р. З. Сунагатуллин a, Р. М. Каримов b, Р. Р. Ташбулатов b, Б. Н. Мастобаев b

a ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, Москва, Севастопольский проспект, 47а
b Уфимский государственный нефтяной технический университет (УГНТУ), 450062, Россия, Уфа, ул. Космонавтов, 1

DOI: 10.28999/2541-9595-2019-9-2-158-162

Аннотация: Представлены результаты численных исследований эффективности слоя пристенных отложений нефти, образующегося на внутренней поверхности магистральных нефтепроводов. Математически доказана возможность снижения гидравлического сопротивления и повышения пропускной способности трубопроводов за счет теплоизоляционных и сглаживающих свойств слоя асфальтосмолопарафиновых отложений. В ходе численных экспериментов доказана эффективность пристенного слоя отложений различной толщины как на изотермических, так и на «горячих» нефтепроводах. Эффект получен за счет уменьшения шероховатости внутренней поверхности труб и повышения температуры потока. Последнее на неизотермических участках горячей перекачки ведет к снижению средней вязкости перекачиваемой нефти. В случае изотермической перекачки эффективность слоя отложений имеет место только в развитых турбулентных режимах. На нефтепроводах большого диаметра эффективность слоя отложений сохраняется даже при его значительной толщине, несмотря на сильное снижение внутреннего диаметра.

Ключевые слова: асфальтосмолопарафиновые отложения, нефтепровод, шероховатость поверхности, гидравлическое сопротивление, теплогидравлический режим, вязкость.

Для цитирования:
Численное моделирование теплогидравлической эффективности пристенного слоя отложений нефти / Р. З. Сунагатуллин [и др.] // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2019. Т. 9. № 2. С. 158–162.

Список литературы:↓

164-173

Организационно-технические мероприятия по использованию криогелей для повышения несущей способности грунтов при строительстве и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта

Л. К. Алтунина a, П. В. Бурков b,d, В. П. Бурков b, В. Ю. Дудников c, Г. Г. Осадчая c

a Институт химии нефти Сибирского отделения Российской академии наук (ИХН СО РАН), 634055, Россия, Томск, проспект Академический, 4
b Томский политехнический университет (ТПУ), 634050, Россия, Томск, проспект Ленина, 30
с Ухтинский государственный технический университет (УГТУ), 169300, Россия, Ухта, ул. Первомайская, 13
d Томский государственный архитектурно-строительный университет (ТГАСУ), 634003, Россия, Томск, площадь Соляная, 2

DOI: 10.28999/2541-9595-2019-9-2-164-173

Аннотация: Обозначены пути повышения эксплуатационной надежности магистральных трубопроводов в криолитозоне посредством увеличения несущей способности грунтов за счет применения технологии и технических средств управления их физико-химическими свойствами. Пример анализа мерзлотно-грунтовых условий северо-восточной части России доказывает, что проблема укрепления грунтов основания возникает практически повсеместно и требует поиска решения для широкого набора грунтов и диапазона температур. В связи с этим вопрос повышения эксплуатационной надежности магистральных трубопроводов, расположенных в криолитозоне, в частности, путем управления физико-химическими свойствами грунтов, является актуальной темой исследований как с научной, так и с практической точки зрения. Использование новых методов получения композиционных материалов на основе криогелей с регулируемыми физико-химическими свойствами позволит решить важные технические задачи в условиях многолетнемерзлых грунтов.
Предлагаемые авторами организационно-технические мероприятия включают в себя экспериментальные исследования криогелей с целью эффективного закрепления грунтов и разработку требований к закреплению грунтов с помощью криогелей при строительстве и эксплуатации объектов в криолитозоне.

Ключевые слова: многолетнемерзлый грунт, геокриологическая подзона, криолитозона, магистральный трубопровод, напряженно-деформированное состояние, криогель, криотропные полимерные композиции с регулируемыми гидрофобными свойствами.

Для цитирования:
Организационно-технические мероприятия по использованию криогелей для повышения несущей способности грунтов при строительстве и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта / Л. К. Алтунина [и др.] // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2019. Т. 9. № 2. С. 164–173.

Список литературы:↓

Материалы и оборудование

174-180

Опытное применение пеностекольного щебня при строительстве объектов магистральных трубопроводов в сложных геокриологических условиях

Г. В. Мосолов a, В. А. Кумаллагов a

a ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, Москва, Севастопольский проспект, 47а

DOI: 10.28999/2541-9595-2019-9-2-174-180

Аннотация: Защита земляного полотна дорог от воздействия сил морозного пучения, снижение теплопотерь и массы строительных конструкций, уменьшение ореола оттаивания в многолетнемерзлых грунтах являются актуальными задачами при строительстве и эксплуатации объектов и инфраструктуры магистральных трубопроводов. За рубежом в качестве теплоизолирующего слоя широко применяется пеностекло, однако в России опыт использования данного материала ограничивается опытно-экспериментальным строительством, и до недавних пор исследования его свойств не проводились. В рамках данной работы были выполнены лабораторные и натурные испытания пеностекольного щебня для оценки возможности его применения в качестве подсыпки основания.
Задачами лабораторных испытаний являлись: определение максимальной степени уплотнения пеностекольного щебня, его прочности на сжатие при различных степенях уплотнения, водопоглощения и теплопроводности в сухом состоянии и в условиях обводнения.
В ходе натурных испытаний проводилось уплотнение опытной площадки катками массой 10 и 20 т, были определены фактические коэффициенты уплотнения пеностекольного щебня в зависимости от толщины слоя и проходов катка, осуществлены штамповые испытания щебня.
По результатам испытаний установлены критерии определения максимальной плотности для пеностекольного щебня, оптимальные параметры уплотнения и соответствующие им характеристики материала для его использования в качестве подсыпки основания. Определены рекомендуемые технологические параметры уплотнения щебня для катков различной массы.

Ключевые слова: пеностекольный щебень, пеностекло, сыпучее пеностекло, теплоизоляционный материал, многолетнемерзлые грунты, магистральный трубопровод.

Для цитирования:
Мосолов Г. В., Кумаллагов В. А. Опытное применение пеностекольного щебня при строительстве объектов магистральных трубопроводов в сложных геокриологических условиях // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2019. Т. 9. № 2. С. 174–180.

Список литературы:↓

Товарно-транспортные операции и метрологическое обеспечение

182-190

Особенности изменения правил аддитивности вязкости и плотности смеси разнородных нефтей тимано-печорской нефтегазоносной провинции

А. Ю. Ляпин a, В. О. Некучаев b, М. М. Михеев c, А. А. Соколов b

a ПАО «Транснефть», 123112, Россия, Москва, Пресненская набережная, д. 4, стр. 2
b Ухтинский государственный технический университет (УГТУ), 169300, Россия, Ухта, ул. Первомайская, 13
c АО «Транснефть – Север», 169313, Россия, Ухта, проспект А. И. Зерюнова, 2/1

DOI: 10.28999/2541-9595-2019-9-2-182-190

Аннотация: По магистральным нефтепроводам Уса–Ухта и Ухта–Ярославль перекачивается смесь нефтей месторождений северной части Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции. Нефти этих месторождений относятся к различным типам и обладают существенно отличающимися реологическими и физико-химическими свойствами. Цель данной работы: исследовать нарушение правил аддитивности вязкости, плотности, коэффициента светопоглощения при смешивании легких и тяжелых высоковязких нефтей.
В качестве исследуемой смеси № 1 выбрана смесь легкой нефти с установки подготовки нефти «Уса Легкая нефть» и тяжелой нефти c установки подготовки нефти «Уса Тяжелая нефть». В качестве смеси № 2 выбрана смесь нефти на входе НПС «Ухта-1» и тяжелой нефти Ярегского месторождения.
В результате выявлено, что плотность смеси № 1 достаточно хорошо подчиняется правилам аддитивности, но в определенном диапазоне концентраций тяжелой нефти экспериментальные данные могут на 3–5 % превышать рассчитанные. Экспериментальные значения коэффициента светопоглощения в видимой области для исследованных смесей могут превышать рассчитанные по закону аддитивности на 10–15 %. Выявлены сильные отклонения вязкости смеси № 2 от вязкости, рассчитанной по стандартной формуле аддитивности Вальтера: вычисленные значения в 2–2,5 раза превосходят измеренные. С ростом температуры эта разница снижается. Смесь № 1 также демонстрирует отклонения от правила аддитивности, но заметно меньшие по величине: при тех же условиях и концентрациях тяжелой нефти измеренная вязкость смеси № 1 на 5–20 % меньше вычисленной по формуле Вальтера.
Методами регрессионного анализа модернизована формула Вальтера и рассчитаны коэффициенты детерминации, подтверждающие достоверность преобразованных формул для определения вязкости смесей № 1 и № 2 по соответствующим правилам аддитивности двойного логарифма вязкости, но с другими константами. Результаты проведенных лабораторных исследований могут быть использованы при теплогидравлических расчетах режимов перекачки смесей неоднородных нефтей по магистральным нефтепроводам, эксплуатируемым АО «Транснефть–Север», а также для изучения возможностей повышения энергоэффективности транспортировки совместной перекачки нефтей от различных грузоотправителей за счет оптимального распределения грузопотоков.

Ключевые слова: плотность, вязкость, высоковязкие нефти, коэффициент светопоглощения, смесь легких и тяжелых нефтей, нарушение правил аддитивности, формула Вальтера.

Для цитирования:
Особенности изменения правил аддитивности вязкости и плотности смеси разнородных нефтей Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции / А. Ю. Ляпин [и др.] // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2019. Т. 9. № 2. С. 182–190.

Список литературы:↓

191-199

Перспективы применения волоконно-оптических датчиков физических величин в качестве средств измерения в системах обнаружения утечек

Д. В. Бондарь a, С. А. Коршунов a, Ю. В. Дацов a

a ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, Москва, Севастопольский проспект, 47а

DOI: 10.28999/2541-9595-2019-9-2-191-199

Аннотация: Проанализированы перспективы применения волоконно-оптических датчиков в качестве средств измерения физических величин в системах обнаружения утечек. Традиционные методы и средства, используемые для измерения технически важных параметров технологических объектов, таких как давление, температура и вибрация, имеют ряд ограничений, касающихся возможности организации процесса измерения в условиях электромагнитных помех, во взрыво- и пожароопасной среде, а также при большом удалении датчиков от измерительного оборудования. На сегодня электронные датчики практически полностью исчерпали свой ресурс повышения чувствительности, точности и надежности измерений. Между тем активное развитие фотонных технологий позволяет рассматривать возможность использования волоконно-оптических датчиков и систем на их основе с целью проведения высокоточных измерений в сложных условиях и на больших расстояниях от средств оцифровки. Применение волоконо-оптических датчиков в составе систем обнаружения утечек обладает большим потенциалом в плане улучшения количественных и качественных показателей измерений.

Ключевые слова: обнаружение утечек, волоконно-оптический датчик, эксплуатация трубопроводов, магистральный нефтепровод.

Для цитирования:
Бондарь Д. В., Коршунов С. А., Дацов Ю. В. Перспективы применения волоконно-оптических датчиков физических величин в качестве средств измерения в системах обнаружения утечек // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2019. Т. 9. № 2. С. 191–199.

Список литературы:↓

200-206

Исследование потерь на трение и соотношения объемного содержания фаз при перекачке тяжелой нефти по трубопроводу с водяной смазкой

С. Рушд a, А. Рахман b

a Университет короля Фейсала, 31982, Саудовская Аравия, Аль-Ахса, а/я 400
b Техасский университет A&M в Катаре, 23874, Катар, Доха, университетский городок

DOI: 10.28999/2541-9595-2019-9-2-200-206

Аннотация: Создание кольцевого (коаксиального) режима потока (Core Annular Flow, CAF) – экономически эффективный и экологичный способ перекачки тяжелой нефти и битума. Технология CAF подразумевает, что центральный поток тяжелой нефти в трубопроводе окружается водяной оболочкой, образующей на стенках трубы сплошной слой. Расход энергии в данном случае на порядок ниже, чем при потоке, состоящем исключительно из тяжелой нефти. Одним из основных препятствий для широкомасштабного внедрения данной технологии является отсутствие надежной модели потерь напора на трение. В настоящей работе проверяется и анализируется метод моделирования на основе гидродинамического расчета величины потерь напора при применении технологии CAF. Еще одним актуальным вопросом в области гидравлики CAF является моделирование объемного содержания фаз, которое ограничивается объемной долей in situ. Cуществующие модели не учитывают параметры процесса, например массовый расход, вязкость и плотность. В данной работе представлен новый подход к моделированию, учитывающий реальную физику объемного содержания фаз.

Ключевые слова: кольцевой (коаксиальный) режим потока, потеря напора, CFD-модель, объемное содержание фаз, трубопроводный транспорт.

Для цитирования:
Рушд С., Рахман А. Исследование потерь на трение и соотношения объемного содержания фаз при перекачке тяжелой нефти по трубопроводу с водяной смазкой // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2019. Т. 9. № 2. С. 200–206.

Список литературы:↓

Пожарная и промышленная безопасность. Охрана труда

208-217

Повышение уровня промышленной безопасности при проведении огневых и газоопасных работ с применением системы постоянного контроля концентрации паров углеводородов нефти и нефтепродуктов

А. К. Зайцев a, С. А. Половков b, В. В. Криулин b, И. Р. Айсматуллин b, А. А. Гонопольский b

a ПАО «Транснефть», 123112, Россия, Москва, Пресненская набережная, д. 4, стр. 2
b ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, Москва, Севастопольский проспект, 47а

DOI: 10.28999/2541-9595-2019-9-2-208-217

Аннотация: Статья посвящена проблеме контроля и своевременного обнаружения повышенных концентраций паров углеводородов нефти и нефтепродуктов при проведении ремонтных работ на опасных производственных объектах топливно-энергетического комплекса. Исследование технических характеристик газоаналитических систем отечественного и зарубежного производства показало, что на российском рынке отсутствуют системы, в полной мере удовлетворяющие требованиям нормативных документов ПАО «Транснефть» – учитывающие не только различные условия при проведении ремонтных работ, но и широкую географию расположения объектов. Несоответствия определяются следующими параметрами: перечнем идентифицируемых веществ, диапазоном измерений, степенью защиты системы от внешних воздействий, температурой эксплуатации, скоростью обнаружения повышенных концентраций, опцией отключения невзрывозащищенного оборудования и пр. По результатам исследования была разработана уникальная система постоянного контроля концентрации паров углеводородов нефти и нефтепродуктов, обеспечивающая высокий уровень промышленной безопасности на опасных производственных объектах топливно-энергетического комплекса.
Система предназначена для определения концентрации паров углеводородов нефти и нефтепродуктов в месте проведения огневых и газоопасных работ. При превышении концентрации пороговых значений подаются предупреждающие световые и звуковые сигналы и происходит автоматическое отключение расположенного в рабочей зоне невзрывозащищенного электрооборудования. Система не имеет аналогов в России и за рубежом.

Ключевые слова: система контроля концентрации паров углеводородов, пары углеводородов, топливно-энергетический комплекс, опасный производственный объект, нефть, нефтепродукты, передвижной газоанализатор, индивидуальный газоанализатор, фотоионизационный принцип, магистральный трубопровод, огневые и газоопасные работы.

Для цитирования:
Повышение уровня промышленной безопасности при проведении огневых и газоопасных работ с применением системы постоянного контроля концентрации паров углеводородов нефти и нефтепродуктов / А. К. Зайцев [и др.] // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2018. Т. 9. № 2. С. 208–217.

Список литературы:↓

Экономика и управление

218-226

Системный причинно-следственный подход к построению структур и управлению в сетях автозаправочных станций

А. А. Безродный a, Р. Р. Юнушев b, А. М. Короленок b

a ПАО «ЛУКОЙЛ», 101000, Россия, Москва, Сретенский бульвар, 11
b Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И. М. Губкина, 119991, Россия, Москва, Ленинский проспект, 65

DOI: 10.28999/2541-9595-2019-9-2-218-226

Аннотация: Для современных сложных человеко-машинных систем применение целого ряда известных моделей и методов их совершенствования затруднено в связи с большим числом контуров управления, взаимодействующих объектов, процессов, событий и явлений, что не позволяет адекватно описывать предмет исследования или требует избыточного объема ресурсов, который, как правило, недоступен, или же получение этих ресурсов экономически нецелесообразно. Для решения данной проблемы необходим учет «внутреннего языка» систем на основе общих закономерностей развития. Одним из вариантов является использование подхода, учитывающего причинно-следственные связи между компонентами системы, то есть основания и условия их возникновения, а также результат взаимодействия и его влияние на среду функционирования. В статье рассматривается системный причинно-следственный подход к повышению эффективности сложных систем на примере сетей автозаправочных станций как территориально распределенных иерархических объектов высокой размерности, задачи оптимизации которых являются многокритериальными и в общей постановке традиционными методами решаются лишь в упрощенных случаях. Представлены результаты реализации данного подхода.

Ключевые слова: системный анализ, управление, причинно-следственные связи, эффективность, сети АЗС, нефтепродуктообеспечение.

Для цитирования:
Безродный А. А., Юнушев Р. Р., Короленок А. М. Системный причинно-следственный подход к построению структур и управлению в сетях автозаправочных станций // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2019. Т. 9. № 2. С. 218–226.

Список литературы:↓

227-231

Формирование высокоэффективных комплексов машин с помощью показателей надежности технологических ресурсов

И. В. Гладков a

a Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И. М. Губкина, 119991, Россия, Москва, Ленинский проспект, 65

DOI: 10.28999/2541-9595-2019-9-2-227-231

Аннотация: При строительстве и ремонте объектов нефтегазовой отрасли используется многочисленная техника. Поддержание ее в работоспособном состоянии является необходимым условием выполнения работ в установленные сроки и с определенной стоимостью. Максимальный коэффициент готовности (коэффициент использования) комплексов машин позволяют обеспечить системы технического обслуживания. Формирование оптимальной системы обслуживания требует определения такого числа машин, при котором затраты на эксплуатацию обслуживающей и обслуживаемой систем будут минимальными.
С помощью методов имитационного моделирования рассмотрены вероятности нахождения комплекса машин во всех возможных состояниях с учетом отказов и резервирования техники. Построена математическая модель функционирования комплекса машин в виде системы обыкновенных дифференциальных уравнений на основе размеченного графа состояний и мнемонического правила. Показатели надежности, выраженные в виде среднего времени между отказами, среднего времени восстановления и коэффициента готовности для различных комплексов машин позволяют обоснованно формировать высокоэффективные комплексы машин для строительства и ремонта нефтегазовых объектов.

Ключевые слова: комплекс машин, технологические ресурсы, техническое обслуживание, надежность, вероятность состояния, трубопровод.

Для цитирования:
Гладков И. В. Формирование высокоэффективных комплексов машин с помощью показателей надежности технологических ресурсов // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2019. Т. 9. № 2. С. 227–231.

Список литературы:↓

Развитие отрасли

232-237

Закон научного предвидения

Н. Н. Сухорукова a

a ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, Москва, Севастопольский проспект, 47а

Аннотация: В материале, приуроченном к открытию Международного года периодической таблицы химических элементов, представлена история ее создания, показано особое место в ней нефтетранспортной отрасли.