Стр. |
Название статьи, авторы, аннотация и ключевые слова | ||
Прочность, надежность и долговечность | |||
490-495 |
Инженерная оценка работоспособности бездефектных кольцевых стыков подземных трубопроводов на участках с ненормативной кривизной оси В. М. Варшицкий a, С. Н. Жулидов a a ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, Москва, Севастопольский проспект, 47а DOI: 10.28999/2541-9595-2018-8-5-490-495 Аннотация: Проведено расчетное исследование возможности возникновения предельного состояния по достижении разрушающей интенсивности деформаций в зоне сплавления бездефектного кольцевого стыкового шва при ненормативном изгибе магистрального трубопровода. Для оценки предельных деформаций при плоском напряженном состоянии используются коэффициент снижения предельных номинальных пластических деформаций и имеющиеся экспериментальные данные, полученные на образцах из зоны сплавления основного металла с металлом шва. Рассматривается номинальное напряженное состояние двухосного растяжения, возникающее на внутренней поверхности трубопровода в зоне максимального продольного растяжения от ненормативного изгиба оси трубопровода и максимальных растягивающих остаточных сварочных напряжений. Приводится методика оценки остаточных сварочных напряжений в кольцевом стыке трубопровода. Показывается влияние предпусковых испытаний на уровень остаточных напряжений в кольцевом стыке трубопровода. Дается оценка напряженно-деформированного состояния в зоне двухосного растяжения на внутренней поверхности трубопровода, учитывающая остаточные сварочные напряжения, ненормативный изгиб оси трубопровода, внутреннее давление и температурный перепад. Используется инженерная расчетная модель защемленного в грунте трубопровода (при отсутствии продольных и поперечных перемещений трубопровода). Исследуется влияние указанных нагрузок и воздействий на достижение предельного состояния. Результаты исследования могут быть использованы для ранжирования участков подземных трубопроводов с ненормативной кривизной оси по степени близости к предельному состоянию. Ключевые слова: магистральный трубопровод, предельное состояние, двухосное растяжение, остаточные сварочные напряжения, разрушающий радиус изгиба магистрального трубопровода, предельная пластическая деформация. Для цитирования:
| ||
Проектирование, строительство и эксплуатация | |||
496-509 |
Применение противотурбулентных присадок на «горячих» нефтепроводах В. В. Жолобов a, Г. В. Несын a, Ф. С. Зверев a, И. И. Хасбиуллин a, М. И. Валиев a a ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, Москва, Севастопольский проспект, 47аDOI: 10.28999/2541-9595-2018-8-5-496-509 Аннотация: Ключевые слова: полимерная присадка, снижение теплоотдачи, алгоритм идентификации, математическое описание, тепловая эффективность противотурбулентных присадок. Для цитирования:
| ||
510-521 |
Технические решения, реализуемые при перепрофилировании нефтепроводов в нефтепродуктопроводы С. Б. Хотничук a, Ф. В. Тимофеев b, А. А. Кузнецов b, Ю. Н. Олудина b a ПАО «Транснефть», 119180, Россия, Москва, ул. Большая Полянка, 57 DOI: 10.28999/2541-9595-2018-8-5-510-521 Аннотация: Перепрофилирование магистральных нефтепроводов в нефтепродуктопроводы является следствием увеличения в России объемов производства и транспортировки различных видов топлива. Одна из основных задач, решаемых при транспортировке светлых нефтепродуктов по МНПП, – обеспечение сохранности их качества, в том числе чистоты товарных продуктов. При прямой замене нефти на нефтепродукты методом вытеснения неизбежно образование большого количества некондиционного продукта в результате смешения потоков в зоне контакта. К загрязнению нефтепродуктов после вытеснения нефти также могут привести асфальтосмолопарафиновые отложения (АСПО) нефти в трубопроводах. Ключевые слова: нефтепроводы, показатели качества, нефтепродукты, технические решения, методика очистки. Для цитирования:
| ||
522-529 |
Аспекты проектирования соединений, опор и П-образных компенсаторов для трубопроводов из композитных материалов Д. Павлоу a a Университет Ставангера, 4036, Ставангер, Норвегия, ул. Кьеля Архольма, 41DOI: 10.28999/2541-9595-2018-8-5-522-529 Аннотация: Для проектирования соединений, опор и П-образных компенсаторов трубопроводов из углеродистой стали на данный момент существует достаточный набор методов и стандартов. В то же время наблюдается недостаток норм проектирования трубопроводов из усиленных волокнами композитных материалов, так как последние еще не нашли широкого применения в трубопроводном строительстве. Целью настоящей работы является предоставление теоретического инструментария для определения размеров соединений, опор и П-образных компенсаторов для трубопроводов из композиционных материалов. Полученные формулы основаны на классической теории расслоения. Во избежание сложных уравнений, неудобных для практического использования, применены обоснованные предположения. Приведены численные результаты и практические рекомендации по проектированию. Ключевые слова: трубопроводы, композитные материалы, соединения, опоры, П-образные компенсаторы. Для цитирования:
| ||
Товарно-транспортные операции и метрологическое обеспечение | |||
532-539 |
Узловая реологическая задача смешения нефтей для оптимального распределения грузопотоков в разветвленной сети нефтепроводов Р. Р. Ташбулатов a, Р. М. Каримов b, А. Р. Валеев a, Б. Н. Мастобаев b a Уфимский государственный нефтяной технический университет (УГНТУ), 450062, Россия, Уфа, ул. Космонавтов, 1DOI: 10.28999/2541-9595-2018-8-5-532-539 Аннотация: Предлагается новый подход к оптимизации распределения грузопотоков нефти в разветвленной системе магистральных нефтепроводов для экономии электроэнергии за счет управляемого смешения транспортируемых нефтей в узловых точках сети – на нефтеперекачивающих станциях с резервуарными парками. Проведен анализ точности существующих методов расчета вязкости смеси, на его основании получены модифицированные уравнения бинарных нефтяных смесей. Обоснована необходимость использования координат симплексного пространства при многокомпонентном смешении. Разработан алгоритм расчета вязкости смесей, позволяющий оптимизировать затраты при совместной перекачке нефтей с различными реологическими свойствами. Точность представленных моделей подтверждается рассчитанными значениями критерия минимума функционала среднего риска. Рассмотрен практический пример решения частной узловой реологической задачи оптимального распределения грузопотоков нефти в наиболее простой конфигурации трубопроводной сети. Получен экономический эффект, выражающийся в сэкономленном количестве электроэнергии. Ключевые слова: нефть, нефтяная смесь, смешение, реология, вязкость, многокомпонентная смесь, симплексные координаты, совместная перекачка, энергоэффективность, магистральный нефтепровод, разветвленная сеть, моделирование. БлагодарностиИсследования выполнены при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований в рамках научного проекта № 18-38-00081 мол_а. Для цитирования:
| ||
540-546 |
О подходе к оценке эффективности работы пунктов смешения нефти Е. С. Дубовой a, А. А. Шматков a, Н. В. Штонда a, А. Ю. Ляпин b a ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, Москва, Севастопольский проспект, 47а DOI: 10.28999/2541-9595-2018-8-5-540-546 Аннотация: Нефть, поступающая в систему магистральных нефтепроводов (МН) ПАО «Транснефть», относится к различным классам и типам, которые существенно отличаются друг от друга по показателям качества. Введение в эксплуатацию новых месторождений, неодинаковый темп приема нефти и смешение потоков с разными качественными характеристиками приводят к тому, что в системе МН наблюдаются колебания показателей качества нефти, что соответствующим образом сказывается на стабильности качества сырья, поступающего на конечные пункты сдачи. Задача по формированию смеси нефти стабильного качества в системе МН – технологически сложный процесс, зависящий от многих взаимосвязанных факторов. Ее комплексным решением является технология смешения нефти, применяемая на специальных пунктах. Эффективная работа пунктов смешения обеспечивает заданные значения показателей качества нефти и их стабильность при максимальном использовании запаса качества нефти. Ключевые слова: пункты смешения нефти, оценка эффективности смешения, показатели качества нефти, содержание серы, грузопотоки нефти. Для цитирования:
| ||
Автоматика, телемеханика и связь | |||
548-557 |
Анализ влияния характеристик измерительного оборудования на работу параметрических методов обнаружения утечек Р. З. Сунагатуллин a, С. А. Коршунов a, Ю. В. Дацов a a ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, Москва, Севастопольский проспект, 47а DOI: 10.28999/2541-9595-2018-8-5-548-557 Аннотация: Проанализировано влияние характеристик измерительного оборудования на работу методов обнаружения утечек при использовании данных системы диспетчерского контроля и управления (СДКУ). Значительное количество технологических участков (ТУ) магистральных трубопроводов (МТ), эксплуатируемых в настоящее время в России, не имеет специализированных контроллеров для системы обнаружения утечек (СОУ) и скоростных каналов передачи данных, поэтому для идентификации утечек используется информация, имеющаяся в СДКУ. Это существенно ограничивает возможности СОУ по выявлению минимальной величины утечки и влияет на характеристики системы в целом. Моделирование режимов работы МТ с помощью различных программных комплексов даже с учетом временных задержек поступления исходных данных со средств измерений приводит к получению идеализированных результатов расчетов и, следовательно, далеких от реальных условий эксплуатации МТ характеристик работы методов СОУ. Анализ данных, поступающих в СДКУ с различных ТУ, предоставил возможность изучить характер шумовых колебаний, всегда присутствующих на эксплуатируемых МТ, проанализировать работу методов обнаружения утечек с учетом различного шумового уровня, в том числе при условиях, ухудшающих работу СОУ, и в итоге определить величину минимального расхода при утечке и сформировать оптимальные комбинации способов ее идентификации. Проверочные расчеты, выполненные с использованием ретроспективных данных, позволили установить зависимость количества ложных срабатываний от степени чувствительности методов обнаружения утечек. Ключевые слова: обнаружение утечек, параметрические методы, эксплуатация трубопроводов, магистральные нефтепроводы. Для цитирования:
| ||
Материалы и оборудование | |||
558-565 |
Экспериментальный стенд для проведения многофакторных исследований характеристик агентов снижения гидравлического сопротивления нефти и нефтепродуктов М. И. Валиев a, Ф. С. Зверев a, А. В. Авдей a a ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, Москва, Севастопольский проспект, 47а DOI: 10.28999/2541-9595-2018-8-5-558-565 Аннотация: Для исследования агентов снижения гидравлического сопротивления (АСГС), в том числе противотурбулентных присадок, применяется специальное лабораторное и стендовое оборудование. В ООО «НИИ Транснефть» разработан собственный экспериментальный стенд для проведения многофакторных исследований характеристик агентов снижения гидравлического сопротивления нефти и нефтепродуктов при транспортировке по трубопроводу. Экспериментальный стенд позволяет оценивать влияние различных факторов на работу АСГС, осуществлять испытания АСГС совместно с другими химическими реагентами, определять эффективность АСГС на различных нефтях и нефтепродуктах, проводить исследования по деградации (деструкции) и растворению полимерных АСГС, оценивать эффективность и применимость новых марок присадок, поверхностно-активных веществ (ПАВ), других химических продуктов и методов для снижения гидравлического сопротивления нефти и нефтепродуктов. Для цитирования:
| ||
566-571 |
Разработка задвижки с плоскопараллельным затвором Д. А. Дворников a, М. Н. Казанцев b, И. А. Флегентов b, Р. М. Гиниятов b a ПАО «Транснефть», 119180, Россия, Москва, ул. Большая Полянка, 57b ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, Москва, Севастопольский проспект, 47а DOI: 10.28999/2541-9595-2018-8-5-566-571 Аннотация: ПАО «Транснефть» была поставлена задача ООО «НИИ Транснефть» по созданию в рамках опытно-конструкторской работы (ОКР) трубопроводную арматуру для вантузов трубопроводов, имеющую улучшенные характеристики, в том числе минимальные габариты и массу. При определении требований к разрабатываемой арматуре были учтены особенности эксплуатации вантузов трубопроводов. Кроме того, новая разработка должна была отвечать общим требованиям, предъявляемым к арматуре, эксплуатируемой на объектах транспорта нефти и нефтепродуктов. В ходе анализа конструкций задвижек отечественного и иностранного производства и расчетов выяснилось, что всем необходимым требованиям отвечает конструкция задвижек с плоскопараллельным узлом затвора. В рамках выполнения ОКР «Разработка задвижки с плоскопараллельным затвором» были найдены оптимальные конструкционные решения, учитывающие фактические условия последующей эксплуатации данного типа арматуры. В частности, с целью получения минимальных массогабаритных характеристик применяются штампованные, кованые корпусные детали и стяжное присоединение к трубопроводу. Разработана конструкторская документация на типоразмерный ряд задвижек с плоскопараллельным затвором, а также изготовлен опытный образец задвижки DN 200, PN 12,5 МПа и успешно проведены его предварительные и приемочные испытания. Ключевые слова: арматура трубопроводная, задвижка, задвижка компактная, узел затвора, запирающий элемент, вантуз трубопровода, трубопровод, колодец для подземного укрытия вантузов.Для цитирования:
| ||
Защита от коррозии | |||
572-578 |
Применение композитных материалов для защиты портовых сооружений от коррозии и механических повреждений А. В. Макаренко a, С. В. Мамонов a, И. О. Осина a a ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, Москва, Севастопольский проспект, 47а DOI: 10.28999/2541-9595-2018-8-5-572-578 Аннотация: В настоящее время для строительства свайного основания и шпунтовых стенок гидротехнических сооружений используются сталь и железобетон. Между тем коррозионная активность морской воды и атмосферы приводит к повышению скорости коррозии стали, тем самым вызывая необходимость в защите металлоконструкций гидротехнических сооружений различными методами. Альтернативой стальным и железобетонным сваям и шпунтовым стенкам гидротехнических сооружений могут быть сваи и шпунт из композитных материалов. В частности, в последние двадцать лет композитные сваи нашли широкое применение как при строительстве новых, так и при ремонте существующих причалов. Также рассматривается использование композитной арматуры, приводится ее сравнение с арматурой из стали. Вместе с тем отмечается отсутствие в российских и международных стандартах требований к гидротехническим сооружениям, выполненным из композитных материалов. Ключевые слова: антикоррозионная защита, композитные материалы, причальные сооружения, зона переменного погружения, свая.Для цитирования:
| ||
Экология | |||
580-590 |
Комплексная технология локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в условиях шуги и битого льда в акваториях морских портов А. В. Николаева a, М. А. Трошин a, И. Р. Айсматуллин a, А. Н. Радченко a a ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, Москва, Севастопольский проспект, 47аDOI: 10.28999/2541-9595-2018-8-5-580-590 Аннотация: Представлено решение проблемы локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (ЛРН) в условиях шуги и битого льда в акваториях морских портов. Рассмотрены различные факторы (сплоченность льда, глубина акватории в районе причальных сооружений, объем и местоположение разлива, направление и скорость течения и ветра), оказывающие влияние на выбор метода ЛРН и на его эффективность. Описана технология, объединяющая различные методы ЛРН для возможных условий, возникающих в зимний период в акваториях морских портов, и позволяющая эффективно осуществлять связанные с ЛРН работы. Предложенные решения, являющиеся составной частью разработанной комплексной технологии ЛРН, успешно опробованы на компьютерных моделях с использованием специализированных программных комплексов, а также в натурных условиях согласно Программе испытаний технологических решений по ЛРН в условиях шуги и битого льда в районе размещения причальных сооружений. Ключевые слова: разлив нефти и нефтепродуктов, локализация и ликвидация разливов нефти, акватория морских портов, сплоченность льда, шуга, битый лед, боновые заграждения, устройство для отвода шуги, нефтесборное оборудование. БлагодарностиАвторы статьи выражают благодарность руководителям и сотрудникам ООО «Транснефть–Порт Приморск» и ООО «Приморский Торговый Порт» за оказанное содействие в организации и проведении натурных испытаний разработанного метода. Для цитирования:
| ||
Развитие отрасли | |||
592-599 |
Независимая оценка квалификации: участники системы, инструменты оценки и этапы их разработки А. Н. Ченцов a, И. С. Симарова a, Ю. В. Алексеевичева a, Р. С. Близнецов a a ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, Москва, Севастопольский проспект, 47аDOI: 10.28999/2541-9595-2018-8-5-592-599 Аннотация: С 2006 года в России осуществляется процесс разработки и применения профессиональных стандартов, устанавливающих требования к профессиональной квалификации работников. Продолжением данного процесса является формирование системы независимой оценки квалификации. В частности, 1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон «О независимой оценке квалификации», который определил участников системы независимой оценки квалификации и их функции, а также основные положения внедряемой системы. В настоящее время активно идут процессы, направленные на формирование системы независимой оценки квалификации: создаются советы по профессиональным квалификациям и центры оценки квалификаций, разрабатываются профессиональные стандарты и комплекты оценочных средств. Для цитирования:
|