Русский

№5/2018

Стр.

Название статьи, авторы, аннотация и ключевые слова

Прочность, надежность и долговечность

490-495

Инженерная оценка работоспособности бездефектных кольцевых стыков подземных трубопроводов на участках с ненормативной кривизной оси

В. М. Варшицкий a, С. Н. Жулидов a

a ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, Москва, Севастопольский проспект, 47а

DOI: 10.28999/2541-9595-2018-8-5-490-495

Аннотация: Проведено расчетное исследование возможности возникновения предельного состояния по достижении разрушающей интенсивности деформаций в зоне сплавления бездефектного кольцевого стыкового шва при ненормативном изгибе магистрального трубопровода. Для оценки предельных деформаций при плоском напряженном состоянии используются коэффициент снижения предельных номинальных пластических деформаций и имеющиеся экспериментальные данные, полученные на образцах из зоны сплавления основного металла с металлом шва. Рассматривается номинальное напряженное состояние двухосного растяжения, возникающее на внутренней поверхности трубопровода в зоне максимального продольного растяжения от ненормативного изгиба оси трубопровода и максимальных растягивающих остаточных сварочных напряжений. Приводится методика оценки остаточных сварочных напряжений в кольцевом стыке трубопровода. Показывается влияние предпусковых испытаний на уровень остаточных напряжений в кольцевом стыке трубопровода. Дается оценка напряженно-деформированного состояния в зоне двухосного растяжения на внутренней поверхности трубопровода, учитывающая остаточные сварочные напряжения, ненормативный изгиб оси трубопровода, внутреннее давление и температурный перепад. Используется инженерная расчетная модель защемленного в грунте трубопровода (при отсутствии продольных и поперечных перемещений трубопровода). Исследуется влияние указанных нагрузок и воздействий на достижение предельного состояния. Результаты исследования могут быть использованы для ранжирования участков подземных трубопроводов с ненормативной кривизной оси по степени близости к предельному состоянию.

Ключевые слова: магистральный трубопровод, предельное состояние, двухосное растяжение, остаточные сварочные напряжения, разрушающий радиус изгиба магистрального трубопровода, предельная пластическая деформация.

Для цитирования:
Варшицкий В. М., Жулидов С. Н. Инженерная оценка работоспособности бездефектных кольцевых стыков подземных трубопроводов на участках с ненормативной кривизной оси // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2018. Т. 8. № 5. С. 490–495.

Список литературы:↓

Проектирование, строительство и эксплуатация

496-509

Применение противотурбулентных присадок на «горячих» нефтепроводах

В. В. Жолобов a, Г. В. Несын a, Ф. С. Зверев a, И. И. Хасбиуллин a, М. И. Валиев a

a ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, Москва, Севастопольский проспект, 47а

DOI: 10.28999/2541-9595-2018-8-5-496-509

Аннотация:
Введение. Полимерные присадки, снижающие гидравлическое сопротивление, одновременно снижают и внутреннюю теплопередачу. Проведение исследований влияния противотурбулентных присадок (ПТП) на распределение среднего давления и температуры вдоль оси трубопровода при неизотермической перекачке нефти и нефтепродуктов в промышленных условиях требует значительных финансовых затрат. В связи c этим является актуальным построение математической модели, предназначенной для прогнозных расчетов энергоэффективности ПТП при «горячей» перекачке.
Методы. Выведена система термодинамически согласованных уравнений математической модели на основе балансовых законов сохранения, осреднения по сечению трубопровода и привлечения небаротропного уравнения состояния. Замыкающие соотношения выбраны исходя из имеющихся в научно-технической литературе экспериментальных данных и эмпирических зависимостей.
Результаты. Предложена процедура прогноза гидравлической и тепловой эффективности ПТП в неизотермических потоках. Для этого разработана математическая модель и алгоритм идентификации ее параметров.
Обсуждение. Сформулированы условия целесообразности применения ПТП в целях повышения энергоэффективности «горячей» перекачки и возникающие при этом краевые задачи, а также предложены критерий оптимальности и целевая функция. Изложен упрощенный подход к оценке величины потенциального энергосбережения только за счет снижения внутреннего теплопереноса ввиду применения присадки. Приведены результаты расчета, показывающие возможность десятипроцентного снижения расхода топлива на печах подогрева.
Выводы. Полимерные присадки обладают значительным потенциалом в части снижения путевых потерь тепла и повышения энергоэффективности «горячей» перекачки. Использование ПТП является эффективной альтернативой подключению резервных тепловых станций в период осенне-весенних паводков и аномального снижения зимней температуры.

Ключевые слова: полимерная присадка, снижение теплоотдачи, алгоритм идентификации, математическое описание, тепловая эффективность противотурбулентных присадок.

Для цитирования:
Применение противотурбулентных присадок на «горячих» нефтепроводах / В. В. Жолобов [и др.] // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2018. Т. 8. № 5. С. 496–509.

Список литературы:↓

510-521

Технические решения, реализуемые при перепрофилировании нефтепроводов в нефтепродуктопроводы

С. Б. Хотничук a, Ф. В. Тимофеев b, А. А. Кузнецов b, Ю. Н. Олудина b

a ПАО «Транснефть», 119180, Россия, Москва, ул. Большая Полянка, 57
b ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, Москва, Севастопольский проспект, 47а

DOI: 10.28999/2541-9595-2018-8-5-510-521

Аннотация: Перепрофилирование магистральных нефтепроводов в нефтепродуктопроводы является следствием увеличения в России объемов производства и транспортировки различных видов топлива. Одна из основных задач, решаемых при транспортировке светлых нефтепродуктов по МНПП, – обеспечение сохранности их качества, в том числе чистоты товарных продуктов. При прямой замене нефти на нефтепродукты методом вытеснения неизбежно образование большого количества некондиционного продукта в результате смешения потоков в зоне контакта. К загрязнению нефтепродуктов после вытеснения нефти также могут привести асфальтосмолопарафиновые отложения (АСПО) нефти в трубопроводах.
В результате анализа возможных изменений качества нефтепродуктов определены направления изменения уровня их эксплуатационных свойств и спрогнозировано влияние на надежность и безотказность работы техники. Рассмотрены наиболее эффективные методы удаления АСПО, предложены варианты технических решений, обеспечивающих очистку линейной части нефтепроводов и технологических трубопроводов нефтеперекачивающих станций от АСПО с применением специально подобранных химических реагентов. Разработан порядок выполнения работ по оценке качества подготовки трубопроводов к транспортировке нефтепродуктов. Предложен подход к прогнозированию возможного объема некондиционного продукта, образующегося в результате контакта товарного нефтепродукта с находящимися в полости трубопровода продуктами очистки и остатками химических реагентов. Указано, что согласно опыту проведенных работ по перепрофилированию нефтепроводов максимальный объем некондиции может достигать 15 % общего объема транспортируемого продукта.

Ключевые слова: нефтепроводы, показатели качества, нефтепродукты, технические решения, методика очистки.

Для цитирования:
Технические решения, реализуемые при перепрофилировании нефтепроводов в нефтепродуктопроводы / С. Б. Хотничук [и др.] // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2018. Т. 8. № 5. С. 510–521.

Список литературы:↓

522-529

Аспекты проектирования соединений, опор и П-образных компенсаторов для трубопроводов из композитных материалов

Д. Павлоу a

a Университет Ставангера, 4036, Ставангер, Норвегия, ул. Кьеля Архольма, 41

DOI: 10.28999/2541-9595-2018-8-5-522-529

Аннотация: Для проектирования соединений, опор и П-образных компенсаторов трубопроводов из углеродистой стали на данный момент существует достаточный набор методов и стандартов. В то же время наблюдается недостаток норм проектирования трубопроводов из усиленных волокнами композитных материалов, так как последние еще не нашли широкого применения в трубопроводном строительстве. Целью настоящей работы является предоставление теоретического инструментария для определения размеров соединений, опор и П-образных компенсаторов для трубопроводов из композиционных материалов. Полученные формулы основаны на классической теории расслоения. Во избежание сложных уравнений, неудобных для практического использования, применены обоснованные предположения. Приведены численные результаты и практические рекомендации по проектированию.

Ключевые слова: трубопроводы, композитные материалы, соединения, опоры, П-образные компенсаторы.

Для цитирования:
Павлоу Д. Аспекты проектирования соединений, опор и П-образных компенсаторов для трубопроводов из композитных материалов // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2018. Т. 8. № 5. С. 522–529.

Список литературы:↓

Товарно-транспортные операции и метрологическое обеспечение

532-539

Узловая реологическая задача смешения нефтей для оптимального распределения грузопотоков в разветвленной сети нефтепроводов

Р. Р. Ташбулатов a, Р. М. Каримов b, А. Р. Валеев a, Б. Н. Мастобаев b

a Уфимский государственный нефтяной технический университет (УГНТУ), 450062, Россия, Уфа, ул. Космонавтов, 1

DOI: 10.28999/2541-9595-2018-8-5-532-539

Аннотация: Предлагается новый подход к оптимизации распределения грузопотоков нефти в разветвленной системе магистральных нефтепроводов для экономии электроэнергии за счет управляемого смешения транспортируемых нефтей в узловых точках сети – на нефтеперекачивающих станциях с резервуарными парками. Проведен анализ точности существующих методов расчета вязкости смеси, на его основании получены модифицированные уравнения бинарных нефтяных смесей. Обоснована необходимость использования координат симплексного пространства при многокомпонентном смешении. Разработан алгоритм расчета вязкости смесей, позволяющий оптимизировать затраты при совместной перекачке нефтей с различными реологическими свойствами. Точность представленных моделей подтверждается рассчитанными значениями критерия минимума функционала среднего риска. Рассмотрен практический пример решения частной узловой реологической задачи оптимального распределения грузопотоков нефти в наиболее простой конфигурации трубопроводной сети. Получен экономический эффект, выражающийся в сэкономленном количестве электроэнергии.

Ключевые слова: нефть, нефтяная смесь, смешение, реология, вязкость, многокомпонентная смесь, симплексные координаты, совместная перекачка, энергоэффективность, магистральный нефтепровод, разветвленная сеть, моделирование.

Благодарности
Исследования выполнены при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований в рамках научного проекта № 18-38-00081 мол_а.

Для цитирования:
Узловая реологическая задача смешения нефтей для оптимального распределения грузопотоков в разветвленной сети нефтепроводов / Р. Р. Ташбулатов [и др.] // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2018. Т. 8. № 5. С. 532–539.

Список литературы:↓

540-546

О подходе к оценке эффективности работы пунктов смешения нефти

Е. С. Дубовой a, А. А. Шматков a, Н. В. Штонда a, А. Ю. Ляпин b

a ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, Москва, Севастопольский проспект, 47а
b АО «Транснефть – Север», 169313, Россия, Ухта, проспект А. И. Зерюнова, 2/1

DOI: 10.28999/2541-9595-2018-8-5-540-546

Аннотация: Нефть, поступающая в систему магистральных нефтепроводов (МН) ПАО «Транснефть», относится к различным классам и типам, которые существенно отличаются друг от друга по показателям качества. Введение в эксплуатацию новых месторождений, неодинаковый темп приема нефти и смешение потоков с разными качественными характеристиками приводят к тому, что в системе МН наблюдаются колебания показателей качества нефти, что соответствующим образом сказывается на стабильности качества сырья, поступающего на конечные пункты сдачи. Задача по формированию смеси нефти стабильного качества в системе МН – технологически сложный процесс, зависящий от многих взаимосвязанных факторов. Ее комплексным решением является технология смешения нефти, применяемая на специальных пунктах. Эффективная работа пунктов смешения обеспечивает заданные значения показателей качества нефти и их стабильность при максимальном использовании запаса качества нефти.
Представленный подход позволяет оценить эффективность смешения нефти при помощи коэффициента эффективности смешения, который характеризует степень снижения (сглаживания) колебаний значений массы несбалансированной серы в нефтяном потоке за счет дозированного смешения нефти различного качества. При этом учитываются такие факторы, как технологическое оснащение пунктов смешения, количество входящих потоков, равномерность и стабильность значений массовой доли серы во входящих потоках и др. По результатам оценки эффективности смешения может быть определена необходимость внедрения автоматизированных систем смешения, позволяющих осуществлять оперативный контроль качества нефти и обеспечивающих сглаживание значительных колебаний массовой доли серы в смеси.

Ключевые слова: пункты смешения нефти, оценка эффективности смешения, показатели качества нефти, содержание серы, грузопотоки нефти.

Для цитирования:
О подходе к оценке эффективности работы пунктов смешения нефти / Е. С. Дубовой [и др.] // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2018. Т. 8. № 5. С. 540–546.

Список литературы:↓

Автоматика, телемеханика и связь

548-557

Анализ влияния характеристик измерительного оборудования на работу параметрических методов обнаружения утечек

Р. З. Сунагатуллин a, С. А. Коршунов a, Ю. В. Дацов a

a ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, Москва, Севастопольский проспект, 47а

DOI: 10.28999/2541-9595-2018-8-5-548-557

Аннотация: Проанализировано влияние характеристик измерительного оборудования на работу методов обнаружения утечек при использовании данных системы диспетчерского контроля и управления (СДКУ). Значительное количество технологических участков (ТУ) магистральных трубопроводов (МТ), эксплуатируемых в настоящее время в России, не имеет специализированных контроллеров для системы обнаружения утечек (СОУ) и скоростных каналов передачи данных, поэтому для идентификации утечек используется информация, имеющаяся в СДКУ. Это существенно ограничивает возможности СОУ по выявлению минимальной величины утечки и влияет на характеристики системы в целом. Моделирование режимов работы МТ с помощью различных программных комплексов даже с учетом временных задержек поступления исходных данных со средств измерений приводит к получению идеализированных результатов расчетов и, следовательно, далеких от реальных условий эксплуатации МТ характеристик работы методов СОУ. Анализ данных, поступающих в СДКУ с различных ТУ, предоставил возможность изучить характер шумовых колебаний, всегда присутствующих на эксплуатируемых МТ, проанализировать работу методов обнаружения утечек с учетом различного шумового уровня, в том числе при условиях, ухудшающих работу СОУ, и в итоге определить величину минимального расхода при утечке и сформировать оптимальные комбинации способов ее идентификации. Проверочные расчеты, выполненные с использованием ретроспективных данных, позволили установить зависимость количества ложных срабатываний от степени чувствительности методов обнаружения утечек.

Ключевые слова: обнаружение утечек, параметрические методы, эксплуатация трубопроводов, магистральные нефтепроводы.

Для цитирования:
Сунагатуллин Р. З., Коршунов С. А., Дацов Ю. В. Анализ влияния характеристик измерительного оборудования на работу параметрических методов обнаружения утечек // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2018. Т. 8. № 5. С. 548–557.

Список литературы:↓

Материалы и оборудование

558-565

Экспериментальный стенд для проведения многофакторных исследований характеристик агентов снижения гидравлического сопротивления нефти и нефтепродуктов

М. И. Валиев a, Ф. С. Зверев a, А. В. Авдей a

a ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, Москва, Севастопольский проспект, 47а

DOI: 10.28999/2541-9595-2018-8-5-558-565

Аннотация: Для исследования агентов снижения гидравлического сопротивления (АСГС), в том числе противотурбулентных присадок, применяется специальное лабораторное и стендовое оборудование. В ООО «НИИ Транснефть» разработан собственный экспериментальный стенд для проведения многофакторных исследований характеристик агентов снижения гидравлического сопротивления нефти и нефтепродуктов при транспортировке по трубопроводу. Экспериментальный стенд позволяет оценивать влияние различных факторов на работу АСГС, осуществлять испытания АСГС совместно с другими химическими реагентами, определять эффективность АСГС на различных нефтях и нефтепродуктах, проводить исследования по деградации (деструкции) и растворению полимерных АСГС, оценивать эффективность и применимость новых марок присадок, поверхностно-активных веществ (ПАВ), других химических продуктов и методов для снижения гидравлического сопротивления нефти и нефтепродуктов.
В настоящей статье рассмотрены функциональные возможности разработанного экспериментального стенда, приведены краткие характеристики и состав стенда, проанализированы его возможности при проведении исследований, приведены порядок испытаний и получаемые результаты.

Ключевые слова: гидродинамический стенд, противотурбулентная присадка, гидравлическая эффективность.

Для цитирования:
Валиев М. И., Зверев Ф. С., Авдей А. В. Экспериментальный стенд для проведения многофакторных исследований характеристик агентов снижения гидравлического сопротивления нефти и нефтепродуктов // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2018. Т. 8. № 5. С. 558–565.

Список литературы:↓

566-571

Разработка задвижки с плоскопараллельным затвором

Д. А. Дворников a, М. Н. Казанцев b, И. А. Флегентов b, Р. М. Гиниятов b

a ПАО «Транснефть», 119180, Россия, Москва, ул. Большая Полянка, 57
b ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, Москва, Севастопольский проспект, 47а

DOI: 10.28999/2541-9595-2018-8-5-566-571

Аннотация: ПАО «Транснефть» была поставлена задача ООО «НИИ Транснефть» по созданию в рамках опытно-конструкторской работы (ОКР) трубопроводную арматуру для вантузов трубопроводов, имеющую улучшенные характеристики, в том числе минимальные габариты и массу. При определении требований к разрабатываемой арматуре были учтены особенности эксплуатации вантузов трубопроводов. Кроме того, новая разработка должна была отвечать общим требованиям, предъявляемым к арматуре, эксплуатируемой на объектах транспорта нефти и нефтепродуктов. В ходе анализа конструкций задвижек отечественного и иностранного производства и расчетов выяснилось, что всем необходимым требованиям отвечает конструкция задвижек с плоскопараллельным узлом затвора. В рамках выполнения ОКР «Разработка задвижки с плоскопараллельным затвором» были найдены оптимальные конструкционные решения, учитывающие фактические условия последующей эксплуатации данного типа арматуры. В частности, с целью получения минимальных массогабаритных характеристик применяются штампованные, кованые корпусные детали и стяжное присоединение к трубопроводу. Разработана конструкторская документация на типоразмерный ряд задвижек с плоскопараллельным затвором, а также изготовлен опытный образец задвижки DN 200, PN 12,5 МПа и успешно проведены его предварительные и приемочные испытания.

Ключевые слова: арматура трубопроводная, задвижка, задвижка компактная, узел затвора, запирающий элемент, вантуз трубопровода, трубопровод, колодец для подземного укрытия вантузов.

Для цитирования:
Разработка задвижки с плоскопараллельным затвором / Д. А. Дворников [и др.] // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2018. Т. 8. № 5. С. 566–571.

Список литературы:↓

Защита от коррозии

572-578

Применение композитных материалов для защиты портовых сооружений от коррозии и механических повреждений

А. В. Макаренко a, С. В. Мамонов a, И. О. Осина a

a ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, Москва, Севастопольский проспект, 47а

DOI: 10.28999/2541-9595-2018-8-5-572-578

Аннотация: В настоящее время для строительства свайного основания и шпунтовых стенок гидротехнических сооружений используются сталь и железобетон. Между тем коррозионная активность морской воды и атмосферы приводит к повышению скорости коррозии стали, тем самым вызывая необходимость в защите металлоконструкций гидротехнических сооружений различными методами. Альтернативой стальным и железобетонным сваям и шпунтовым стенкам гидротехнических сооружений могут быть сваи и шпунт из композитных материалов. В частности, в последние двадцать лет композитные сваи нашли широкое применение как при строительстве новых, так и при ремонте существующих причалов. Также рассматривается использование композитной арматуры, приводится ее сравнение с арматурой из стали. Вместе с тем отмечается отсутствие в российских и международных стандартах требований к гидротехническим сооружениям, выполненным из композитных материалов.

Ключевые слова: антикоррозионная защита, композитные материалы, причальные сооружения, зона переменного погружения, свая.

Для цитирования:
Макаренко А. В., Мамонов С. В., Осина И. О. Применение композитных материалов для защиты портовых сооружений от коррозии и механических повреждений // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2018. Т. 8. № 5. С. 572–578.

Список литературы:↓

Экология

580-590

Комплексная технология локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в условиях шуги и битого льда в акваториях морских портов

А. В. Николаева a, М. А. Трошин a, И. Р. Айсматуллин a, А. Н. Радченко a

a ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, Москва, Севастопольский проспект, 47а

DOI: 10.28999/2541-9595-2018-8-5-580-590

Аннотация: Представлено решение проблемы локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (ЛРН) в условиях шуги и битого льда в акваториях морских портов. Рассмотрены различные факторы (сплоченность льда, глубина акватории в районе причальных сооружений, объем и местоположение разлива, направление и скорость течения и ветра), оказывающие влияние на выбор метода ЛРН и на его эффективность. Описана технология, объединяющая различные методы ЛРН для возможных условий, возникающих в зимний период в акваториях морских портов, и позволяющая эффективно осуществлять связанные с ЛРН работы. Предложенные решения, являющиеся составной частью разработанной комплексной технологии ЛРН, успешно опробованы на компьютерных моделях с использованием специализированных программных комплексов, а также в натурных условиях согласно Программе испытаний технологических решений по ЛРН в условиях шуги и битого льда в районе размещения причальных сооружений.

Ключевые слова: разлив нефти и нефтепродуктов, локализация и ликвидация разливов нефти, акватория морских портов, сплоченность льда, шуга, битый лед, боновые заграждения, устройство для отвода шуги, нефтесборное оборудование.

Благодарности
Авторы статьи выражают благодарность руководителям и сотрудникам ООО «Транснефть–Порт Приморск» и ООО «Приморский Торговый Порт» за оказанное содействие в организации и проведении натурных испытаний разработанного метода.

Для цитирования:
Комплексная технология локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в условиях шуги и битого льда в акваториях морских портов / А. В. Николаева [и др.] // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2018. Т. 8. № 5. С. 580–590.

Список литературы:↓

Развитие отрасли

592-599

Независимая оценка квалификации: участники системы, инструменты оценки и этапы их разработки

А. Н. Ченцов a, И. С. Симарова a, Ю. В. Алексеевичева a, Р. С. Близнецов a

a ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, Москва, Севастопольский проспект, 47а

DOI: 10.28999/2541-9595-2018-8-5-592-599

Аннотация: С 2006 года в России осуществляется процесс разработки и применения профессиональных стандартов, устанавливающих требования к профессиональной квалификации работников. Продолжением данного процесса является формирование системы независимой оценки квалификации. В частности, 1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон «О независимой оценке квалификации», который определил участников системы независимой оценки квалификации и их функции, а также основные положения внедряемой системы. В настоящее время активно идут процессы, направленные на формирование системы независимой оценки квалификации: создаются советы по профессиональным квалификациям и центры оценки квалификаций, разрабатываются профессиональные стандарты и комплекты оценочных средств.
ПАО «Транснефть» и ООО «НИИ Транснефть» принимают непосредственное участие в формировании системы независимой оценки квалификации работников нефтегазового комплекса: являются членами Совета по профессиональным квалификациям в нефтегазовом комплексе, осуществляют разработку профессиональных стандартов (Министерством труда России утверждено 8 профессиональных стандартов в области добычи, переработки, транспортировки нефти и газа, разработанных специалистами ООО «НИИ Транснефть», 4 из которых разработаны совместно с ПАО «Транснефть»), планируют организацию Центра оценки квалификации и создание комплектов оценочных средств.
В статье определены уровни формируемой системы независимой оценки квалификации и их функции, приведен общий порядок проведения процедуры оценки квалификации. Структурно представлено содержание комплектов оценочных средств, обозначены этапы их разработки и утверждения.

Ключевые слова: независимая оценка квалификации, комплект оценочных средств, профессиональная квалификация, совет по профессиональным квалификациям, центр оценки квалификаций, профессиональный стандарт, профессиональный экзамен.

Для цитирования:
Независимая оценка квалификации: участники системы, инструменты оценки и этапы их разработки / А. Н. Ченцов [и др.] // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2018. Т. 8. № 5. С. 592–599.

Список литературы:↓

ПАО «Транснефть»
Научно-исследовательский институт транспорта нефти и нефтепродуктов Транснефть