Русский

№4/2018

Стр.

Название статьи, авторы, аннотация и ключевые слова

Прочность, надежность и долговечность

368-376

Разработка стенда для испытания обетонированных труб

Ю. А. Маянц a, Д. И. Ширяпов a, А. С. Алихашкин a

a ООО «Газпром ВНИИГАЗ», 142717, Россия, Московская область, сельское поселение Развилковское, поселок Развилка, Ленинский район, Проектируемый проезд № 5537, владение 15, строение 1

DOI: 10.28999/2541-9595-2018-8-4-368-376

Аннотация: Рассматривается создание испытательного стенда, который позволяет определить эксплуатационные свойства обетонированных труб, необходимые для расчетов при проектировании участков магистральных трубопроводов. В частности, с помощью стенда можно устанавливать упруго-прочностные параметры обетонированной трубы, например жесткость при изгибе, что особенно важно для расчета напряжений в области необетонированных кольцевых сварных соединений труб.
Рассматриваемая конструкция создана в процессе исследований, с 2010 года проводившихся ООО «Газпром ВНИИГАЗ» на испытательных площадках, организованных силами отечественных производителей обетонированных труб. Представлен обзор более ранних конструкций испытательных стендов, предназначенных для исследований изгиба труб, отмечены их особенности и недостатки. Описаны конструктивные особенности и оригинальные технические решения, примененные при проектировании испытательного стенда и обеспечившие существенное сокращение расходов на его изготовление. Дано краткое изложение методических основ обработки полученных экспериментальных данных.
Создание стенда позволило расширить понимание механизма взаимодействия частей системы «труба–бетон» и получить ценные данные по упругим свойствам обетонированных труб, которые не могут быть с достаточной достоверностью получены расчетным путем. На основе полученных результатов планируется расширение исследовательского инструментария, позволяющего определить влияние конструктивных особенностей бетонного покрытия на его эксплуатационные свойства в ходе испытаний новых видов трубной продукции, с целью последующего совершенствования нормативов, устанавливающих требования к обетонированным трубам.

Ключевые слова: балластировка трубопровода, обетонированные трубы, подводный переход, морской трубопровод, испытания на изгиб, испытательный стенд.

Для цитирования:
Маянц Ю. А., Ширяпов Д. И., Алихашкин А. С. Разработка стенда для испытания обетонированных труб // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2018. Т. 8. № 4. C. 368–376. DOI: 10.28999/2541-9595-2018-8-4-368-376.

Список литературы:↓

377-383

Особенности анализа сейсмостойкости магистральных трубопроводов

Н. А. Махутов a,b, А. О. Чернявский c,d

a ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, Москва, Севастопольский проспект, 47а
b Институт машиноведения им. А. А. Благонравова Российской академии наук (ИМАШ РАН), 101990, Россия, Москва, Малый Харитоньевский переулок, 4
c Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), 454080, Россия, Челябинск, проспект Ленина, 76
d Научно-инженерный центр «Надежность и ресурс больших систем и машин» Уральского отделения РАН, 620049, Россия, Екатеринбург, ул. Студенческая, 54а

DOI: 10.28999/2541-9595-2018-8-4-377-383

Аннотация: Рассмотрены проблемы расчета напряжений в магистральных подземных трубопроводах при сейсмическом воздействии. Показано, что напряжения изгиба, возникающие в трубопроводе при прохождении сейсмической волны, невелики и не должны повлечь за собой опасные для него последствия (исключением являются участки с высокими местными напряжениями: окрестности дефектов, отводов, тройников). Значительную опасность представляют большие подвижки грунта, которые могут возникнуть в зонах тектонических разломов. В этих случаях смещения грунта могут исчисляться метрами, что должно приводить к высоким напряжениям.
Для анализа напряжений, возникающих в трубе в зоне подвижки грунта, использован метод конечных элементов, реализованный в программе LS-DYNA. Показано, что учет больших деформаций при применении формулировки Лагранжа требует исключения части элементов из модели в ходе расчета и приводит к ошибкам, идущим не в запас прочности. Комбинированный подход (подход Лагранжа для трубы, деформации которой не слишком велики, и подход Эйлера для грунта) лишен этого недостатка и предоставляет возможность анализировать последствия больших смещений грунта. Разработана полностью параметризованная модель, позволяющая при минимальных затратах труда разработчика выполнять расчеты по сравнению эффективности различных мер: изменения профиля траншеи (что особенно важно для горизонтальных смещений), свойств и толщины слоя засыпки, свойств и толщины стенки материала трубы. В качестве одного из нестандартных приемов обеспечения безопасности рассмотрено применение труб с ребрами.

Ключевые слова: трубопровод, сейсмостойкость, метод конечных элементов.

Для цитирования:
Махутов Н. А., Чернявский А. О. Особенности анализа сейсмостойкости магистральных трубопроводов // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2018. Т. 8. № 4. C. 377–383. DOI: 10.28999/2541-9595-2018-8-3-264-272.

Список литературы:↓

384-396

Оценка опасности коррозионных дефектов при помощи диаграммы оценки областей разрушения

Г. Плювинаж a, О. Буледруа b, М. Хадж-Мелиани a,b

a Лаборатория LEM3, 57078, Франция, Мец, шоссе Арс-Лакнекси, 1, CS 65820
b Университет имени Хассибы Бен Буали, 02000, Алжир, Шлеф, п/я 151, Хай Эс-Салем

DOI: 10.28999/2541-9595-2018-8-4-384-396

Аннотация: Статистическому анализу были подвергнуты 1888 коррозионных дефектов, обнаруженных при помощи внутритрубного инспекционного прибора (ВИП) на 70-километровом трубопроводе, расположенном в Алжире. Большой разброс значений наблюдался по относительной глубине дефектов a/t, при этом корреляции между глубиной и длиной дефектов обнаружено не было. Для определения необходимости проведения работ по устранению дефектов трубопровода существует два инструмента. Первый – расчет условного коэффициента ремонта (УКР) (estimated repair factor, ERF) – основан на анализе предельного состояния. Второй инструмент – построение диаграммы оценки областей разрушения (ДООР) (domain failure assessment diagram, DFAD). Он и был использован в данном исследовании для оценки степени опасности дефектов. При этом метод, построенный на принципах механики упругопластического разрушения, применялся для анализа 66,8 % коррозионных дефектов, тогда как метод, основанный на анализе предельного состояния, – 32,5 % дефектов. После того, как коррозионные дефекты были классифицированы по группам в соответствии с применяемыми методами анализа, определялись коэффициент запаса (safety factor) или вероятность разрушения каждой оценочной точки, и показатели сравнивались с критериями необходимости проведения ремонта. В данном случае условный коэффициент ремонта является более консервативным критерием, чем вероятность разрушения 10-4, или чем сила, продвигающая трещину, равная среднему значению минус 3 стандартных отклонения.

Ключевые слова: коррозионные дефекты, диаграмма оценки разрушения, условный коэффициент ремонта, анализ предельного состояния.

Для цитирования:
Плювинаж Г., Буледруа О., Хадж-Мелиани М. Оценка опасности коррозионных дефектов при помощи диаграммы оценки областей разрушения // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2018. Т. 8. № 4. С. 384–396. DOI: 10.28999/2541-9595-2018-8-4-384-396.

Список литературы:↓

Проектирование, строительство и эксплуатация

398-406

Экспериментальные исследования эксплуатационных свойств асфальто-смолистых парафиновых отложений нефти, образующихся в магистральных нефтепроводах

Р. З. Сунагатуллин a, Р. М. Каримов b, М. Е. Дмитриев b, М. И. Байкова b

a ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, Москва, Севастопольский проспект, 47а
a Уфимский государственный нефтяной технический университет (УГНТУ), 450062, Россия, Уфа, ул. Космонавтов, 1

DOI: 10.28999/2541-9595-2018-8-4-398-406

Аннотация: Представлены результаты экспериментальных лабораторных исследований свойств асфальто-смолистых парафиновых отложений (АСПО) нефти, влияющих на эффективность и надежность перекачки. Проведен анализ отрицательных и положительных свойств отложений, включая коррозионную агрессивность АСПО по отношению к стенке нефтепровода. Выполнены измерения коэффициента теплопроводности образцов отложений нефти, отобранных с действующих магистральных нефтепроводов (МН). Для оценки влияния слоя отложений на гладкость внутренней поверхности стенки трубы проведены испытания по определению значений коэффициента шероховатости на образцах сегментов катушек. Образцы были вырезаны с участков ремонтируемых МН, внутренняя поверхность которых покрыта слоем АСПО, накопившемся и упрочненным за время длительной эксплуатации трубопроводов, периодически подвергавшихся воздействию внутритрубных очистных устройств. Результаты лабораторных исследований теплофизических свойств АСПО подтвердили сравнительно высокие теплоизоляционные свойства и сглаживающую способность слоя отложений. Испытания по оценке коррозионных свойств АСПО показали возможность снижения скорости коррозии за счет пассивной защиты образующегося на внутренней поверхности стенки трубы слоя отложений.

Ключевые слова: асфальто-смолистые парафиновые отложения нефти, нефтепровод, теплоизоляция, коррозия, внутреннее защитное покрытие, шероховатость внутренней поверхности стенки трубы, теплофизические характеристики, антикоррозионная защита, теплопередача.

Для цитирования:
Экспериментальные исследования эксплуатационных свойств асфальто-смолистых парафиновых отложений нефти, образующихся в магистральных нефтепроводах / Р. З. Сунагатуллин [и др.] // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2018. Т. 8. № 4. C. 398–406. DOI: 10.28999/2541-9595-2018-8-4-398-406.

Список литературы:↓

Товарно-транспортные операции и метрологическое обеспечение

407-411

Проблемы учета высоковязкой нефти с помощью турбинных преобразователей расхода

А. Ю. Ляпин a, Р. Р. Нурмухаметов b

a АО «Транснефть – Север», 169313, Россия, Ухта, проспект А. И. Зерюнова, 2/1
b Всероссийский научно-исследовательский институт расходометрии (ВНИИР), 420088, Россия, Казань, ул. 2-я Азинская, 7а

DOI: 10.28999/2541-9595-2018-8-4-407-411

Аннотация: При измерении количества нефти с применением турбинных преобразователей расхода (ТПР) в системе обработки информации (СОИ) традиционно используется градуировочная характеристика (ГХ) в виде постоянных коэффициентов в поддиапазоне расхода. Это не всегда в достаточно полной мере способствует стабильности метрологических характеристик ТПР при изменении вязкости нефти, плотности, температуры и т. д. Кроме вышеуказанной ГХ в СОИ возможно применение ГХ в виде кусочно-линейной аппроксимации, полинома второй степени зависимости коэффициента преобразования от расхода либо кусочно-параболической аппроксимации зависимости коэффициента преобразования от отношения f/ν. Статья посвящена анализу возможности применения в СОИ ГХ в виде кусочно-параболической аппроксимации для ТПР в условиях изменения вязкости нефти. Установлено, что ГХ в виде кусочно-параболической аппроксимации в диапазоне вязкости от 28 до 68 сСт без переградуировки ТПР позволяет получить более стабильные метрологические характеристики ТПР в межповерочном интервале. Данное решение, не требующее значительных финансовых и временных затрат, выглядит предпочтительнее перехода на преобразователи массового расхода, проведения внеочередных поверок или изменения описания типа системы измерения количества и показателей качества нефти.

Ключевые слова: вязкость, градуировочная характеристика, погрешность, турбинные преобразователи расхода, кусочно-параболическая аппроксимация.

Для цитирования:
Ляпин А. Ю., Нурмухаметов Р. Р. Проблемы учета высоковязкой нефти с помощью турбинных преобразователей расхода // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2017. Т. 8. № 4. С. 407–411. DOI: 10.28999/2541-9595-2018-8-4-407-411.

Список литературы:↓

Ремонт трубопроводов

412-419

Современные методы ремонта изоляционного покрытия трубопроводов подземной прокладки в полевых условиях

П. О. Ревин a, А. В. Макаренко a, А. А. Губенков a

a ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, Москва, Севастопольский проспект, 47а

DOI: 10.28999/2541-9595-2018-8-4-412-419

Аннотация: Представлены результаты анализа и испытаний современных материалов и технологий их нанесения при проведении работ по ремонту изоляционного покрытия трубопроводов подземной прокладки в полевых условиях. В ходе натурных испытаний были выполнены следующие виды работ: нанесение жидкого термореактивного покрытия Protegol UR-Coating 32-62 производства ЗАО «Протекор» посредством картриджной технологии; нанесение ленточного битумно-полимерного покрытия «РАМ» производства АО «Делан» вручную и с использованием ремонтно-изоляционной машины типа «беличье колесо»; нанесение покрытия на основе вязкоупругого материала Wrapid Bond совместного производства АО «Делан» и Cаnusa вручную и при помощи ремонтно-изоляционной машины типа «беличье колесо».
Антикоррозионные покрытия наносились при отрицательных температурах воздуха на трубопровод подземной прокладки диаметром 820 мм, расположенный в заболоченной и обводненной местности. В статье отражены основные этапы нанесения материалов и результаты приемо-сдаточных испытаний, проведенных после отверждения покрытий на основе выбранных материалов. Представлен сравнительный анализ основных показателей испытанных материалов и технологий их нанесения.

Ключевые слова: ремонт изоляционного покрытия, трубопровод подземной прокладки, полевые условия, термореактивное покрытие, картриджная технология, рулонно-армированная мастика, вязкоупругий материал, антикоррозионная защита.

Для цитирования:
Ревин П. О., Макаренко А. В., Губенков А. А. Современные методы ремонта изоляционного покрытия трубопроводов подземной прокладки в полевых условиях // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2018. Т. 8. № 4. С. 412–419. DOI: 10.28999/2541-9595-2018-8-4-412-419.

Список литературы:↓

Сварка

420-425

Особенности контроля качества сварных соединений велдолетов

Н. Г. Гончаров a, И. И. Михайлов a, А. А. Юшин a

a ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, Москва, Севастопольский проспект, 47а

DOI: 10.28999/2541-9595-2018-8-4-420-425

Аннотация: В настоящее время широкое применение при строительстве, реконструкции и ремонте трубопроводов имеют сварные соединения велдолетов с трубой, являющиеся альтернативой прямым врезкам. Соединения «велдолет – труба» используются в качестве узлов нового типа и устанавливаются на остановленных трубопроводах и трубопроводах под давлением. Основной проблемой получения качественного сварного соединения является высокий уровень тепловложения при сварке, что приводит к снижению прочностных, пластических и вязкостных свойств металла трубы на линии сплавления и в зоне термического влияния.
В статье рассматриваются особенности контроля качества сварных соединений «велдолет – труба». В частности, большие размеры сварных швов осложняют проведение рентгенографического контроля и накладывают ограничения на его выполнение. Визуальный и измерительный контроль (ВИК), а также контроль проникающими веществами (ПВК) являются недостаточными. Авторами предложены схемы контроля с применением фазированных антенных решеток, которые позволяют обеспечить необходимое качество.
Отмечены основные факторы, влияющие на контролепригодность сварных соединений «велдолет – труба», указаны недостатки методов ВИК и ПВК, дано описание способа и схем ультразвукового контроля (УЗК) с применением фазированных решеток, раскрыты преимущества предлагаемых схем УЗК, отмечены свойства металла сварного соединения, позволяющие применить новые нормы отбраковки при проведении УЗК сварного соединения. Также анализируются действующие на территории Российской Федерации нормативные документы, регламентирующие контроль качества сварных соединений «велдолет–труба», изложены режимы неразрушающего контроля, предложены критерии настройки и браковки сварного шва.

Ключевые слова: велдолет, сварка, сварное соединение, тройниковое соединение, труба, дефектоскоп, фазированная решетка, контроль качества, ультразвуковой контроль.

Для цитирования:
Гончаров Н. Г., Михайлов И. И., Юшин А. А. Особенности контроля качества сварных соединений велдолетов // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2018. Т. 8. № 4. С. 420–425. DOI: 10.28999/2541-9595-2018-8-4-420-425.

Список литературы:↓

Техническое регулирование (стандартизация, оценка соответствия)

426-435

Автоматизированный контроль процессов оценки соответствия продукции, применяемой в ПАО «Транснефть»

О. В. Аралов a, И. В. Буянов a, С. И. Вьюнов a, А. А. Рублев a

a ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, Москва, Севастопольский проспект, 47а

DOI: 10.28999/2541-9595-2018-8-4-426-435

Аннотация: Рассматривается качественно новая автоматизированная система управления процессами оценки соответствия основных видов продукции (АСУ ОВП). Система позволяет координировать действия подразделений, участвующих в данных процессах, оптимизировать порядок рассмотрения документации и в целом процедуры оценки соответствия продукции относительно традиционного (неавтоматизированного) процесса оценки. Разработанная с помощью современных средств программирования и автоматизации АСУ ОВП является клиент-серверным приложением, в котором обрабатываются массивы информации, необходимой для управления процессами оценки соответствия основных видов продукции. База данных АСУ ОВП насчитывает десятки связанных таблиц, в которые вносятся десятки тысяч записей. Здесь они хранятся, обновляются, АСУ ОВП одновременно поддерживает актуальность данных и обеспечивает комфортную работу подключенных клиентов. Одним из значительных преимуществ программного обеспечения (ПО) является то, что оно разработано собственными силами ООО «НИИ Транснефть» и ПАО «Транснефть». Следовательно, отсутствует необходимость в дополнительном сопровождении сторонними организациями и финансовых затратах на оплату их услуг. Рассмотренные этапы проектирования ПО могут быть использованы для самостоятельной разработки программ структурными подразделениями организаций системы «Транснефть».

Ключевые слова: система оценки соответствия, реестр основных видов продукции, реестр ОВП, экспертиза технической документации, инспекция производства, испытания продукции, автоматизация процессов, информационная система.

Для цитирования:
Автоматизированный контроль процессов оценки соответствия продукции, применяемой в ПАО «Транснефть» / О. В. Аралов [и др.] // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2018. Т. 8. № 4. C. 426–435. DOI: 10.28999/2541-9595-2018-8-4-426-435.

Список литературы:↓

Защита от коррозии

437-443

Повышение свойств алюминиевых протекторных анодов с помощью нанопорошковых модификаторов

И. Т. Панов a, В. К. Манолов b, А. Н. Черепанов c

a Технический университет – София. Филиал в Пловдиве, 4000, Болгария, Пловдив, ул. Цанко Дюстабанов, 25
b Институт металловедения, сооружений и технологий имени академика А. Балевского с центром гидроаэродинамики Болгарской академии наук, 1574, Болгария, София, бульвар Шипченски проход, 67
c Институт теоретической и прикладной механики имени С. А. Христиановича Сибирского отделения Российской академии наук, 630090, Россия, Новосибирск, ул. Институтская, 4/1

DOI: 10.28999/2541-9595-2018-8-4-437-443

Аннотация: Проведены экспериментальные исследования влияния специально подготовленных наноразмерных тугоплавких порошков на структуру и электрохимические характеристики алюминиевого сплава, применяемого для изготовления протекторных анодов. Исследования выполнены на алюминиевом сплаве AlZn4 системы Al-Zn с использованием антипассивирующих добавок Cd, In. В качестве наномодификаторов (НМ) применялись нанопорошки нитрида алюминия (AlN) и наноалмаза (НА). Для повышения смачиваемости порошки плакировались металлами: порошок AlN плакировался алюминием в планетарной мельнице в соотношении 1:3 и дополнительно диспергировался ультразвуком – дозировка составляла 0,05 % по массе в расчете на AlN. Порошок НА плакировался серебром в соотношении 1:0,1 с помощью электрохимического покрытия, дозировка составляла 0,1 % по массе в расчете на НА. Измерение электрохимического потенциала при анодной поляризации образцов проводилось в различных электролитах – морской, питьевой и дистиллированной воде в диапазоне температур 20–90 °С. Установлено, что модифицирование сплава AlZn4 нанопорошками нитрида алюминия и алмаза приводит к измельчению структуры сплава в 1,5–2 раза, увеличению значения электроотрицательного потенциала металла, прочности рабочего анода и снижению газоусадочной пористости. Применение наномодифицирующих добавок приводит к исчезновению микротрещин, которые часто обнаруживаются в протекторах, получаемых литьем. Результаты исследований имеют реальное практическое значение для повышения эффективности защиты от коррозии магистральных трубопроводов, металлических подземных емкостей, резервуаров для хранения холодной и горячей воды.

Ключевые слова: протекторный анод, коррозия, отрицательный потенциал, электрохимическая защита, наномодифицирование, нанопорошки.

Благодарности
Исследования проводились при поддержке проекта Болгарского национального научного фонда в соответствии с контрактом № ДН07/20 от 15.12.2016.

Для цитирования:
Панов И. Т., Манолов В. К., Черепанов А. Н. Повышение свойств алюминиевых протекторных анодов с помощью нанопорошковых модификаторов // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2018. Т. 8. № 4. С. 437–443. DOI: 10.28999/2541-9595-2018-8-4-437-443.

Список литературы:↓

444-455

Биокоррозия как фактор в процессе разрушения подземных трубопроводов

Л. П. Худякова a

a Научно-технический центр трубопроводного транспорта ООО «НИИ Транснефть» (НТЦ ООО «НИИ Транснефть»), 450055, Россия, Уфа, проспект Октября, 144/3

DOI: 10.28999/2541-9595-2018-8-4-444-455

Аннотация: Рассматриваются вопросы биокоррозии, протекающей на трубопроводах подземной прокладки в результате жизнедеятельности населяющих почву микроорганизмов (бактерий и мицелиальных грибов). Объектами разрушающего действия микроорганизмов могут являться как сам металл, так и защитные покрытия трубопроводов. Среди микроорганизмов, начинающих или ускоряющих коррозионные процессы в условиях подземной среды, наиболее опасны сульфатвосстанавливающие бактерии (СВБ), железобактерии и тионовые бактерии (ТБ). Постоянным компонентом микробиоценоза почв независимо от их типов являются аэробные бактерии (АБ). В почвенном сообществе СВБ и ТБ получают несомненную выгоду от соседства с АБ, вступая с ними в жесткие, сложные трофические взаимосвязи.
Проведенные лабораторные исследования проб почвогрунтов, изоляции и соскобов с поверхности труб под отслоившейся изоляцией показали: физико-химический состав и характеристики исследованных грунтов, включающие в себя водородный показатель, окислительно-восстановительный потенциал, влажность, содержание гумуса, ионов хлора, гидрокарбонат-ионов, железа общего, сульфатов, демонстрируют, что состав исследованных проб благоприятен для роста и развития микроорганизмов. Микробиологические исследования позволили установить широкое распространение микроорганизмов вдоль трасс трубопроводов. СВБ обнаружены в 90 % исследованных проб, их численность колеблется от единиц до 7∙106 кл./г (кл./см2). Во всех пробах почвогрунтов, образцах изоляции и соскобного материала выявлены мицелиальные грибы. Численность микроскопических грибов, колеблющаяся от 150 до 21714 кл./г, свидетельствует о том, что прежде всего они представляют опасность для трубных изоляционных материалов.
В результате проведенных исследований сделан вывод о биозараженности в зоне прокладки магистральных нефтепродуктопроводов (МНПП). При соответствующих условиях это может стать решающим фактором в коррозионном разрушении подземных трубопроводов.

Ключевые слова: биокоррозия, почвогрунты, подземные трубопроводы, удельное электросопротивление, окислительно-восстановительный потенциал, сульфатвосстанавливающие бактерии, тионовые бактерии, железобактерии, аэробы, мицелиальные грибы, изоляционное покрытие, лабораторные исследования, питательная среда, микробиоценоз, коррозионная активность грунта.

Для цитирования:
Худякова Л. П. Биокоррозия как фактор в процессе разрушения подземных трубопроводов // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2018. Т. 8. № 4. C. 444–455. DOI: 10.28999/2541-9595-2018-8-4-444–455.

Список литературы:↓

Пожарная и промышленная безопасность

456-467

Основные принципы построения системы менеджмента качества процессов предупреждения, локализации и ликвидации последствий аварий на объектах трубопроводного транспорта

В. Н. Слепнев a, А. Ф. Максименко b

a ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, Москва, Севастопольский проспект, 47а
b Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И. М. Губкина, 119991, Россия, Москва, Ленинский проспект, 65

DOI: 10.28999/2541-9595-2018-8-4-456-467

Аннотация: В статье рассмотрены вопросы повышения промышленной безопасности опасных производственных объектов магистрального трубопровода для транспортировки нефти и нефтепродуктов, осуществляемого путем внедрения в систему менеджмента качества (СМК) эксплуатирующей организации группы процессов (ГП) предупреждения, локализации и ликвидации последствий аварий (ПЛЛПА). Отражены основные проблемы, существующие в исследуемой области, проанализированы подходы российских и зарубежных специалистов к их решению. Предложены процессные модели первого и второго уровней, построенные на основных принципах стандартов серии ISO 9000, обозначены основные требования, предъявляемые к исследуемым процессам заинтересованными сторонами. Подробно описаны процессы, связанные с предупреждением аварий. Представлена модель ГП «Локализация и ликвидация последствий аварий» (дальнейшее описание модели будет дано авторами в будущих публикациях). В статье выделены наиболее важные, требующие дальнейшей проработки задачи и вопросы, которые можно расценивать как дорожную карту внедрения принципов СМК при планировании и реализации процессов ПЛЛПА. Применение предложенных моделей позволит организации, эксплуатирующей магистральный трубопровод, повысить результативность планирования, распределения ресурсов и реализации рассматриваемых процессов.

Ключевые слова: локализация аварии, ликвидация последствий аварии, магистральный трубопровод, моделирование, опасный производственный объект, промышленная безопасность, процессный подход, разлив нефти/нефтепродуктов, риск, система менеджмента качества.

Благодарности
Авторы выражают благодарность за ценные консультации и советы: в области СМК – сектору разработки и сопровождения системы управления качеством ООО «НИИ Транснефть» в лице заведующего сектором А. А. Котельникова и ведущего научного сотрудника А. А. Мороза; в области процессов ПЛЛПА – лаборатории разработки планов ликвидации разливов нефти ООО «НИИ Транснефть» в лице заведующего лабораторией А. Э. Гончара и ведущего научного сотрудника В. В. Карсакова.

Для цитирования:
Слепнев В. Н., Максименко А. Ф. Основные принципы построения системы менеджмента качества процессов предупреждения, локализации и ликвидации последствий аварий на объектах трубопроводного транспорта // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2018. Т. 8. № 4. С. 456–467. DOI: 10.28999/2541-9595-2018-8-4-456-467.

Список литературы:↓

Энергетика и электрооборудование

469-479

Прогноз развития методов и средств управления энергетическими системами России

В. В. Орешков a, А. В. Николайчук a, А. П. Шевченко a, А. Д. Салищев a, М. В. Гнусков b, А. Ф. Приходько c, Р. Р. Сахапов d, Д. М. Хабибуллин e, Е. А. Михайлов f, П. О. Кропотин g, А. В. Васин h, В. С. Чайкин i, Е. Н. Рогошкин j, Д. Ю. Воронин k, С. А. Лысенко l

a ООО «Транснефтьэнерго», 119021, Россия, Москва, ул. Тимура Фрунзе, 24
b ООО «Транснефть – Дальний Восток», 680020, Россия, Хабаровск, ул. Запарина, 1
c АО «Черномортранснефть», 353911, Россия, Новороссийск, Шесхарис
d АО «Транснефть – Прикамье», 420081, Россия, Казань, ул. П. Лумумбы, 20, корп. 1
e АО «Гипротрубопровод», филиал «Уфагипротрубопровод», 450096, Россия, Уфа, ул. Рязанская, 3,
f АО «Транснефть – Урал», 450077, Россия, Уфа, ул. Крупской, 10
g АО «Транснефть – Западная Сибирь», 644033, Россия, Омск, ул. Красный путь, 111, корп. 1
h ООО «Транснефть – Восток», 665734, Россия, Иркутская область, Братск, ул. Олимпийская, 14, ж. р. Энергетик
i ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, Москва, Севастопольский проспект, 47а
j АО «Транснефть – Север», 169313, Россия, Ухта, проспект А. И. Зерюнова, 2/1
k ООО «Транснефть – Балтика», 195009, Россия, Санкт-Петербург, Арсенальная набережная, 11, лит. А
l ООО «Транснефть – Приволга», 443020, Россия, Самара, ул. Ленинская, 100

DOI: 10.28999/2541-9595-2018-8-4-469-479

Аннотация: Обозначены основные тренды развития рынка электроэнергии: децентрализация и интеллектуализация, развитие малой генерации и оптимизация использования электрической энергии. Особое внимание уделено ключевым технологиям и направлениям в области управления энергетическими системами, определяющим развитие объектов возобновляемых источников энергии (ВИЭ) и малой генерации, таким как умные сети, кибербезопасность, усовершенствование автоматизированных информационно-измерительных систем и технологий передачи сигнала, обновление стандарта Международной электротехнической комиссии 61850 (IEC 61850), внедрение новых быстродействующих первичных устройств и распределенной генерации. Проанализированы глобальные и региональные вызовы в области развития методов и средств управления энергетическими системами, их влияние на социально-экономическую сферу. Рассмотрены возможности внедрения ВИЭ на рынке электроэнергетики, замены традиционных источников и последствия этих шагов для топливно-энергетического комплекса (ТЭК) России.

Ключевые слова: возобновляемые источники энергии (ВИЭ), умные сети, электроэнергия, хранение электроэнергии, кибербезопасность, управление энергетическими системами, децентрализация, энергосистема.

Благодарности
Авторы выражают признательность руководству ПАО «Транснефть» в лице вице-президента компании П. А. Ревель-Муроза, а также Фонду образовательных проектов «Надежная смена» за оказанную поддержку при написании данной статьи.

Для цитирования:
Прогноз развития методов и средств управления энергетическими системами России / В. В. Орешков [и др.] // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2018. Т. 8. № 4. C. 469–479. DOI: 10.28999/2541-9595-2018-8-4-469-479.

Список литературы:↓

ПАО «Транснефть»
Научно-исследовательский институт транспорта нефти и нефтепродуктов Транснефть