Русский

№2/2018

Стр.

Название статьи, авторы, аннотация и ключевые слова

Развитие отрасли

128-129

Технологии мирового уровня

12–14 марта в Берлине прошла выставка-конференция по трубопроводным технологиям Pipeline Technology Conference (PTC-2018), в работе которой приняли участие представители ПАО «Транснефть», ООО «НИИ Транснефть» и АО «Транснефть – Диаскан». Выставочный стенд компании был отмечен специальным сертификатом организаторов мероприятия. Дискуссии, состоявшиеся по итогам выступлений специалистов ООО «НИИ Транснефть», подтвердили современный научно-технический уровень представленных институтом разработок и вызвали заинтересованность ведущих зарубежных компаний в их практическом применении.

Проектирование, строительство и эксплуатация

130-141

Определение осадки и крена фундамента резервуара для нефти и нефтепродуктов при проектировании

Г. В. Мосолов a, И. Л. Димов a

a ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, г. Москва, Севастопольский проспект, 47а

DOI: 10.28999/2541-9595-2018-8-2-130-141

Аннотация: Представлены рекомендации по проведению численных расчетов оснований фундаментов резервуаров по деформациям согласно требованиям действующей нормативной документации. Расчеты по деформациям и обработка результатов расчетов выполнены на базе программного комплекса Plaxis и показаны на примере крупного стального вертикального резервуара для нефти, имеющего объем 30 тыс. м3. Проведено сравнение прогнозных значений осадки и крена фундамента резервуара и показателей, полученных по данным наблюдений, пояснены причины отклонений. Сделаны выводы о необходимости выполнения расчетов оснований фундаментов резервуаров по деформациям численными методами, а также о целесообразности обработки результатов таких расчетов в соответствии с методикой, представленной в статье.

Ключевые слова: резервуар, фундамент, расчеты по деформациям, осадка резервуара, крен, инженерно-геологические изыскания.

Для цитирования:
Мосолов Г. В., Димов И. Л. Определение осадки и крена фундамента резервуара для нефти и нефтепродуктов при проектировании // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2018. Т. 8. № 2. С. 130–141. DOI: 10.28999/2541-9595-2018-8-2-130-141.

Список литературы:↓

142-146

Прогнозирование кинетики потерь топлива при хранении в полимерных резервуарах

Ю. Н. Рыбаков a, С. Н. Волгин a, С. В. Ларионов b, А. В. Дедов a

a ФАУ «25 ГосНИИ химмотологии Минобороны России», 121467, Россия, г. Москва, ул. Молодогвардейская, 10
b Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И. М. Губкина, 119991, Россия, г. Москва, Ленинский проспект, 65

DOI: 10.28999/2541-9595-2018-8-2-142-146

Аннотация:
Введение. Показаны направления развития средств хранения различных видов топлива в сложных природных климатических условиях. Приведена оценка основных недостатков и ограничений использования прорезиненных тканей и метода определения их проницаемости по ГОСТ 27896-88. Указаны основные подходы к разработке модели прогнозирования потерь топлива через оболочку эластичного резервуара.
Материалы и методы. Рассмотрены объекты и методы испытаний. Экспериментально оценены потери топлив по коэффициенту проницаемости полимерных материалов в условиях обдува поверхности образца воздухом.
Результаты исследования. Получена температурная зависимость коэффициентов проницаемости полимерных материалов при контакте с углеводородными топливами. Разработана математическая модель диффузии топлив через оболочку эластичного резервуара, и определены размерные коэффициенты (при доверительной вероятности 0,95).
Выводы. Предложена модель для прогнозирования кинетики потерь различных видов топлива при хранении в полимерных резервуарах. Коэффициенты, входящие в состав уравнения модели, позволяют количественно оценить эффективность применения полимерных материалов в оболочке эластичных резервуаров для горючего. Минимальные потери топлива достигаются при использовании в конструкции эластичного резервуара полимерной пленки из полиэтилена и полиамида.

Ключевые слова: эластичные резервуары, топливо, хранение, моделирование, кинетика.

Для цитирования:
Прогнозирование кинетики потерь топлива при хранении в полимерных резервуарах / Ю. Н. Рыбаков [и др.] // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2018. Т. 8. № 2. С. 142–146. DOI: 10.28999/2541-9595-2018-8-2-142-146.

Список литературы:↓

Прочность, надежность и долговечность

147-153

Экспериментальное и теоретическое исследование деформированного состояния дефектных зон трубопровода

А. А. Игнатик a

a Ухтинский государственный технический университет, 169300, Россия, г. Ухта, ул. Первомайская, 13

DOI: 10.28999/2541-9595-2018-8-2-147-153

Аннотация:
Введение. Выполнено исследование деформированного состояния стенки модели трубопровода в дефектных зонах.
Материалы и методы. Были использованы следующие методы науки: эмпирические – эксперимент, физическое моделирование, и теоретические – сравнение, анализ. Эксперименты проводились на лабораторной установке для гидроиспытания трубы с одновременным измерением деформаций в стенке трубы.
Объектом экспериментального исследования являлась труба из стали марки ВСт3сп, изготовленная по ГОСТ 3262-75, – она была определена как модель тонкостенной цилиндрической оболочки с искусственными дефектами потери металла. Геометрические параметры трубы: длина – 1 м, наружный диаметр – 114 мм, толщина стенки – 4,5 мм. Измерения деформаций стенки трубы осуществлялись электротензометрическим методом. Теоретические исследования проводились на основе расчетных схем, используемых при оценке прочности и долговечности магистральных нефтепроводов с дефектами.
Результаты. Получены графические представления зависимости деформаций в дефектных зонах от внутреннего давления и глубины дефекта.

Ключевые слова: дефект, деформированное состояние, модель трубопровода, потеря металла, электротензометрический метод.

Для цитирования:
Игнатик А. А. Экспериментальное и теоретическое исследование деформированного состояния дефектных зон трубопровода // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2018. Т. 8. № 2. С. 147–153. DOI: 10.28999/2541-9595-2018-8-2-147-153.

Список литературы:↓

154-160

Взаимосвязь трещиностойкости и структуры зоны термического влияния сварных соединений труб

С. Н. Зуева a, С. В. Соя a, О. А. Задубровская a

a ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, г. Москва, Севастопольский проспект, 47а

DOI: 10.28999/2541-9595-2018-8-2-154-160

Аннотация: Проведено исследование взаимосвязи трещиностойкости и структуры зоны термического влияния (ЗТВ) сварных соединений труб большого диаметра класса прочности К56, поставляемых на объекты организаций системы «Транснефть». С этой целью были отобраны пробы труб, проведены испытания на трещиностойкость образцов, вырезанных из основного металла и сварных соединений, выполнены металлографические исследования металла труб с минимальными и максимальными значениями характеристик вязкости разрушения в ЗТВ.
На основании исследований микроструктуры зон, примыкающих к линии сплавления сварного соединения, можно заключить, что величина трещиностойкости зависит от технологических параметров сварки.
Повышение энергии сварки приводит к росту аустенитного зерна в зоне сплавления сварного соединения, а ускоренное охлаждение – к образованию крупнопакетного верхнего бейнита, обладающего повышенной хрупкостью, особенно при отрицательных температурах.
По результатам исследований микроструктуры ЗТВ сварных соединений образцов определено, что сварка металла была выполнена с большими тепловложениями и относительно высокими скоростями охлаждения, при которых в ЗТВ сформировалась неблагоприятная с точки зрения трещиностойкости структура крупнопакетного верхнего бейнита.

Ключевые слова: трубы большого диаметра, микроструктура, трещиностойкость, микроскопия, сварное соединение, зона термического влияния.

Для цитирования:
Зуева С. Н., Соя С. В., Задубровская О. А. Взаимосвязь трещиностойкости и структуры зоны термического влияния сварных соединений труб // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2018. Т. 8. № 2. С. 154–160. DOI: 10.28999/2541-9595-2018-8-2-154-160.

Список литературы:↓

161-171

Анализ сейсмических уязвимостей резервуаров для хранения продуктов нефтегазовой промышленности

Х. Н. Фан a, Ф. Паолаччи a, Д. Корриторе a, С. Алессандри a

a Третий Университет Рима, 00146, Италия, Рим, Виа Вито Вольтерра, 62

DOI: 10.28999/2541-9595-2018-8-2-161-171

Аннотация: Нефтехимические и нефтеперерабатывающие заводы представляют собой сложные системы, состоящие из многочисленных взаимосвязанных компонентов и процессов, что делает их особенно уязвимыми в случае стихийных бедствий, например землетрясений. В частности, наиболее уязвимым оборудованием при землетрясении считаются стальные резервуары для хранения топлива: разрушение этих объектов приводит к утечке содержащихся в них продуктов и тем самым наносит значительный ущерб близлежащим территориям. Сейсмическая уязвимость резервуаров обычно выражается кривыми уязвимости, которые описывают условную вероятность уровня потенциального повреждения в диапазоне интенсивности землетрясений.
Цель настоящей работы – представить методику аналитического определения кривых уязвимости резервуаров. Приведен анализ критического состояния стальных резервуаров, поврежденных в результате землетрясений. Обсуждаются возможные численные модели резервуаров в условиях землетрясения. Представлен обзор методологий расчета сейсмической уязвимости резервуаров. Основное внимание уделено аналитическому методу на основе «облачных» вычислений, при котором используются вероятностная модель сейсмических воздействий и нелинейный динамический анализ с учетом всех известных нелинейностей. С целью оценки уязвимости рассматривается широкий резервуар, расположенный на нефтеперерабатывающем заводе в Италии. Полученные кривые уязвимости для критических состояний резервуара, таких как пластическая деформация в месте соединения дна и корпуса, коробление нижней части корпуса, текучесть стенки корпуса, показывают высокую сейсмическую уязвимость поврежденного резервуара.

Ключевые слова: стальной резервуар для хранения, выявление повреждений, анализ сейсмической уязвимости, численная модель.

Для цитирования:
Анализ сейсмических уязвимостей резервуаров для хранения продуктов нефтегазовой промышленности / Х. Н. Фан [и др.] // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2018. Т. 8. № 2. С. 161–171. DOI: 10.28999/2541-9595-2018-8-2-161-171.

Список литературы:↓

172-179

Модификация поверхности деталей нефтегазового оборудования газодинамическим напылением

В. Е. Архипов a, А. Ф. Лондарский a, Ю. Г. Матвиенко a, Г. В. Москвитин a, М. С. Пугачев a, Н. В. Широкова a

a Институт машиноведения имени А. А. Благонравова Российской академии наук (ИМАШ РАН), 101990, Россия, г. Москва, Малый Харитоньевский переулок, 4

DOI: 10.28999/2541-9595-2018-8-2-172-179

Аннотация: Приводятся результаты сравнительных испытаний покрытия меди, нанесенного на поверхность железоуглеродистых сплавов газодинамическим напылением. Показано, что покрытие меди обладает высокой работоспособностью: при испытаниях в условиях жидкой смазки интенсивность изнашивания Ih (покрытия) ≈ (1,1–1,5)·10–10 и Ih (контртела) ≈ (0,3–0,4)·10–11 (масло индустриальное И-20А), вконсистентной смазке – Ih (покрытия) ≈ (2–5)·10–10 и Ih (контртела) ≈ 0,2·10–11 (пластичный смазочный материал «Литол-24»). В условиях граничного трения покрытия меди показывают очень низкую скорость изнашивания (0,008 мм3/мин) по сравнению с бронзой (0,840 мм3/мин) и латунью (1,172 мм3/мин). Однако при этом повышается износ контртела, что требует дополнительного изучения триботехнических свойств покрытия применительно к условиям эксплуатации изделия. При сухом трении покрытие меди имеет более низкую интенсивность изнашивания (45,2·10–11) по сравнению с латунью (55,3·10–11) при достаточно значительной величине пробега – 23886,7 м. Выявлена чувствительность поверхностного разрушения при трении к технологическому параметру (температуре напыления) и внешним условиям испытаний (природе и свойствам смазочного материала), что указывает на необходимость дальнейших технологических разработок с учетом эксплуатационных характеристик изделий машиностроения.

Ключевые слова: газодинамическое напыление, твердость покрытия, трение, интенсивность изнашивания, смазка.

Для цитирования:
Модификация поверхности деталей нефтегазового оборудования газодинамическим напылением / В. Е. Архипов [и др.] // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2018. Т. 8. № 2. С. 172–179. DOI: 10.28999/2541-9595-2018-8-2-172-179.

Список литературы:↓

Материалы и оборудование

180-187

Разработка энергоэффективного водогрейного котла для блочно-модульной котельной ПАО «Транснефть»

П. А. Ревель-Муроз a, А. Ф. Копысов a, Ю. В. Проскурин a, Б. Г. Гриша b, М. Н. Ильина b, П. В. Росляков c,
И. Л. Ионкин c

a ПАО «Транснефть», 119180, Россия, г. Москва, ул. Большая Полянка, 57
b ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, г. Москва, Севастопольский проспект, 47а
c Национальный исследовательский университет «Московский энергетический институт» (НИУ «МЭИ»), 111250, Россия, г. Москва, ул. Красноказарменная, 14

DOI: 10.28999/2541-9595-2018-8-2-180-187

Аннотация: Одним из путей повышения эффективности использования различных видов топлива является создание высокоэффективного отечественного энергетического оборудования, в частности малогабаритных водогрейных котлов в системах автономного теплоснабжения. Повышение коэффициента полезного действия (КПД) котла требует снижения температуры уходящих дымовых газов, что, в свою очередь, можно обеспечить за счет установки дополнительных поверхностей нагрева. Перед авторами данной статьи стояла задача по разработке отечественного энергоэффективного котла с КПД не менее 94 % для сжигания сырой нефти. С этой целью, а также для предотвращения низкотемпературной сернистой коррозии котла разработан предвключенный (по воде) компактный экономайзер. В статье рассмотрены различные варианты конструкции жаротрубного котла и выносного экономайзера и проведены соответствующие теплогидравлические расчеты с использованием программного продукта Boiler Designer.
Предложена конструкция трехходового жаротрубного водогрейного котла и выносного экономайзера с внутренним расположением коллекторов, предусматривающая установку экономайзера над котлом в блочно-модульной котельной (БМК) и обеспечивающая возможность доступа для обслуживания обоих этих устройств. Выполнены тепловой, гидравлический и аэродинамический расчеты котла и экономайзера и определены их массо-габаритные и конструктивные параметры. По результатам расчетных исследований найдены оптимальные скорости воды и диаметр труб выносного экономайзера, обеспечивающие отсутствие заносов и отложений внутри горизонтальных труб. Проведена оптимизация конструкции котла, обеспечивающая требуемое значение КПД 94 % при сжигании сырой нефти. Даны описание разработанного жаротрубно-дымогарного водогрейного котла и значения основных конструктивных и технико-экономических параметров.

Ключевые слова: жаротрубный водогрейный котел, сырая нефть, блочно-модульная котельная, КПД, выносной экономайзер.

Для цитирования:
Разработка энергоэффективного водогрейного котла для блочно-модульной котельной ПАО «Транснефть» / П. А. Ревель-Муроз [и др.] // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2018. Т. 8. № 2. С. 180–187. DOI: 10.28999/2541-9595-2018-8-2-180-187.

Список литературы:↓

188-196

Опыт разработки и проектирования центробежных насосов для отечественных систем промыслового сбора и магистрального транспорта нефти

С. Г. Бажайкин a, А. С. Михеев a, А. А. Багманов b, А. А. Багманов c

a Научно-технический центр трубопроводного транспорта ООО «НИИ Транснефть» (НТЦ ООО «НИИ Транснефть»), 450055, Россия, г. Уфа, проспект Октября, 144/3
b НПП «ИнженерЭнергоГруп», 450075, Россия, г. Уфа, ул. Блюхера, 1
c ООО «Интех», 427430, Россия, г. Воткинск, ул. Азина, 203а

DOI: 10.28999/2541-9595-2018-8-2-188-196

Аннотация: В статье представлены результаты многолетних работ по проектированию, изготовлению и эксплуатации центробежных насосов секционных (ЦНС) для систем поддержания пластового давления (ППД), сбора и магистрального транспорта нефти. Рассмотрена модернизация при капитальном ремонте всего типоразмерного ряда находящихся в эксплуатации нефтяных насосов (ЦНСн), предназначенных для транспортировки продукции нефтяных скважин, с подачей от 38 до 300 м3/ч. Показан опыт создания насосного агрегата ЦНСн 315-630, изготовленного на Уфимском моторостроительном производственном объединении (в настоящее время – ПАО «ОДК-УМПО»). Опыт, полученный в процессе создания модернизированных насосов, и результаты подконтрольной эксплуатации позволили создать типоразмерный ряд импортозамещающих насосов для системы ППД. В связи с уменьшением объемов закачки воды в пласт в ряде нефтяных компаний возникла острая необходимость в насосах на малые подачи.
ГУП «ИПТЭР» был разработан насосный агрегат ЦНСА 25-1000…2100 УХЛ4, укомплектованный высокооборотным электродвигателем с регулируемым числом оборотов n = 4200…6000 об/мин. Впервые в отечественной практике для такого класса насосов (ns = 37,5) удалось достичь величины коэффициента полезного действия (КПД) около 58 %.

Ключевые слова: насос, вязкость, композиционные материалы, встроенные подшипники, щелевые уплотнения, модернизация, торцовые уплотнения, коэффициент полезного действия.

Для цитирования:
Опыт разработки и проектирования центробежных насосов для отечественных систем промыслового сбора и магистрального транспорта нефти / С. Г. Бажайкин [и др.] // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2018. Т. 8. № 2. С. 188–196. DOI: 10.28999/2541-9595-2018-8-2-188-196.

Список литературы:↓

Пожарная и промышленная безопасность

197-205

Разработка дополнительных защитных сооружений от разливов нефти, нефтепродуктов на основе трехмерного моделирования

С. А. Половков a, А. Э. Гончар a, П. В. Пугачева a, В. Н. Слепнев a

a ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, г. Москва, Севастопольский проспект, 47а

DOI: 10.28999/2541-9595-2018-8-2-197-205

Аннотация: В статье приводятся результаты работ по трехмерному цифровому моделированию разливов нефти и нефтепродуктов (ННП) в качестве основы для разработки предложений по оснащению промышленных площадок защитными сооружениями. Расположение контуров разлива ННП по территории получено при помощи модуля «Разлив нефтепродуктов (суша)» на базе программного комплекса ArcGIS, позволяющего имитировать разлив нефти с учетом рельефа местности. Объемы ННП, которые могут выйти в окружающую среду в результате разрушения оборудования, определялись исходя из технических характеристик оборудования, особенностей осуществляемых на объекте технологических операций и свойств опасных веществ. Для вероятностного анализа и оценки последствий возможных аварий использовался программный комплекс TOXI+Risk.

Ключевые слова: авария, анализ риска аварии, разливы нефти и нефтепродуктов, разрушение резервуара, разрушение трубопровода, трехмерное моделирование, защитные сооружения.

Для цитирования:
Разработка дополнительных защитных сооружений от разливов нефти, нефтепродуктов на основе трехмерного моделирования / С. А. Половков [и др.] // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2018.Т. 8. № 2. С. 197-205. DOI: 10.28999/2541-9595-2018-8-2-197-205.

Список литературы:↓

Экономика и управление

206-217

Об определении ставки дисконтирования при оценке экономической эффективности инвестиционных проектов

П. Ю. Сериков a, К. А. Сиволоцкий a, А. А. Местников a

a ПАО «Транснефть», 119180, Россия, г. Москва, ул. Большая Полянка, 57

DOI: 10.28999/2541-9595-2018-8-2-206-217

Аннотация: При оценке эффективности инвестиционных проектов ключевым принципом является учет временной стоимости денег. Приведение разновременных денежных потоков к текущему моменту времени осуществляется при помощи такого важного экономического показателя, как ставка дисконтирования. От ее величины во многом зависит результат оценки экономической эффективности и, следовательно, качество принимаемых инвестиционных решений. В статье рассмотрены используемые в мировой практике методы расчета ставки дисконтирования, описаны их основные достоинства и недостатки. Обоснован рациональный выбор метода определения ставки на основе средневзвешенной стоимости капитала с учетом расчета стоимости собственного капитала по модели оценки капитальных активов применительно к оценке экономической эффективности инвестиционных проектов по строительству и реконструкции магистральных трубопроводов. Также приведен подробный алгоритм и пример расчета ставки с указанием основных источников информации.

Ключевые слова: ставка дисконтирования, средневзвешенная стоимость капитала, модель оценки капитальных активов.

Для цитирования:
Сериков П. Ю., Сиволоцкий К. А., Местников А. А. Об определении ставки дисконтирования при оценке экономической эффективности инвестиционных проектов // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2018. Т. 8. № 2. С. 206–217. DOI: 10.28999/2541-9595-2018-8-2-206-217.

Список литературы:↓

Товарно-транспортные операции и метрологическое обеспечение

218-223

Расчет количества противотурбулентной добавки для формирования разделительной пробки между нефтепродуктами, транспортируемыми методом последовательной перекачки

Н. Н. Голунов a

a Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И. М. Губкина, 119991, Россия, г. Москва, Ленинский проспект, 65

DOI: 10.28999/2541-9595-2018-8-2-218-223

Аннотация: Рассматривается технология последовательной перекачки нефтепродуктов, при которой с целью уменьшения смеси нефтепродуктов в области контакта транспортируемых партий формируется разделительная пробка путем введения в жидкости малой противотурбулентной добавки. Такая добавка уменьшает не только коэффициент гидравлического сопротивления, но и турбулентную диффузию в потоке транспортируемой жидкости. Вследствие этого уменьшается продольное перемешивание контактирующих жидкостей и, следовательно, объем образующейся смеси. Однако разделительная пробка, имеющая сравнительно небольшие размеры, постепенно теряет противотурбулентную добавку из-за перемешивания с нефтепродуктами, между которыми она находится. Целью данной работы является определение начальной концентрации содержащейся в пробке противотурбулентной добавки, способной обеспечить ее эффективность на протяжении всего процесса перекачки.

Ключевые слова: нефтепродуктопровод, последовательная перекачка, смесь нефтепродуктов, концентрация противотурбулентной добавки, разделительная пробка, противотурбулентная добавка, уменьшение объема смеси, расчет размеров пробки

Для цитирования:
Голунов Н. Н. Расчет количества противотурбулентной добавки для формирования разделительной пробки между нефтепродуктами, транспортируемыми методом последовательной перекачки // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2018. Т. 8. № 2. С. 218–223. DOI: 10.28999/2541-9595-2018-8-2-218-223.

Список литературы:↓

224-231

Факторы, влияющие на эффективность противотурбулентных присадок в дизельном топливе

М. И. Валиев a, И. И. Хасбиуллин a, Ф. С. Зверев a, Г. В. Несын a

a ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, г. Москва, Севастопольский проспект, 47а

DOI: 10.28999/2541-9595-2018-8-2-224-231

Аннотация: Факторы, влияющие на эффективность противотурбулентной присадки (ПТП), можно разделить на внешние и внутренние. К внешним относятся характеристики трубопровода, свойства перекачиваемой жидкости и режим перекачки нефти/нефтепродукта, к внутренним – длина полимерной цепи и химическая природа макромолекулы, которые определяют растворимость полимерного компонента ПТП.
В статье описаны результаты экспериментов по определению влияния температуры и состава дизельного топлива на эффективность ПТП. Для исследования были взяты образцы дизельного топлива от разных производителей.
Эксперименты проводились на установке для испытания присадок петлевого типа при постоянном расходе 5 м3/ч дизельного топлива. Несмотря на то что содержание ПТП в перекачиваемой жидкости было равным, регистрируемые гидродинамические показатели отличались при переходе от одного образца дизельного топлива к другому. Причина такого поведения обсуждается в статье. Температура дизельного топлива оказывает более существенное влияние на эффективность ПТП, чем его компонентный состав.

Ключевые слова: противотурбулентная присадка, снижение гидравлического сопротивления, парафин, полициклическое ароматическое соединение, установка для испытания присадок

Для цитирования:
Факторы, влияющие на эффективность противотурбулентных присадок в дизельном топливе / М. И. Валиев [и др.] // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2018. Т. 8. № 2. С. 224–231. DOI: 10.28999/2541-9595-2018-8-2-224-231.

Список литературы:↓

Cварка

232-239

Особенности технологии сварки велдолетов

Н. Г. Гончаров a, О. И. Колесников а, А. А. Юшин а

a ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, г. Москва, Севастопольский проспект, 47а

DOI: 10.28999/2541-9595-2018-8-3-232-239

Аннотация: Тройниковые соединения широко используются при строительстве, реконструкции и ремонте трубопроводов. Их основное назначение – распределение транспортных потоков. Наиболее распространенными конструкциями тройниковых соединений являются тройники, патрубки, прямые врезки, штуцеры. В статье рассматриваются особенности технологии сварки конструкций нового типа – велдолетов, которые могут применяться в качестве альтернативы прямым врезкам, выполняемым с помощью труб при строительстве и ремонте промысловых и магистральных трубопроводов, сварным и штампосварным тройникам, а также в качестве узла нового типа при врезке под давлением.
Основной проблемой получения качественного сварного соединения является высокий уровень тепловложения при сварке, что приводит к снижению прочностных, пластических и вязкостных свойств металла трубы на линии сплавления и в зоне термического влияния. В статье рассматриваются особенности и основные проблемы технологии сварки велдолетов, предлагаются пути решения указанных проблем. Как показывают результаты прочностных расчетов, велдолеты обладают значительным запасом прочности благодаря своим геометрическим параметрам. Тройниковые соединения с велдолетами способны безаварийно функционировать на протяжении нескольких десятилетий без капитального ремонта.

Ключевые слова: велдолет, сварка, сварное соединение, тепловложение, зона термического влияния, термический цикл сварки, механические свойства, тройниковые соединения, труба.

Для цитирования:
Гончаров Н. Г., Колесников О. И., Юшин А. А. Особенности технологии сварки велдолетов // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2018. Т. 8. № 2. С. 232–239. DOI: 10.28999/2541-9595-2018-8-2-232-239.

Список литературы:↓

ПАО «Транснефть»
Научно-исследовательский институт транспорта нефти и нефтепродуктов Транснефть