Русский

№6/2017

Стр.

Название статьи, авторы, аннотация и ключевые слова

Развитие отрасли

8-9

«Транснефть» объединяет

О совещании редакционного совета научных журналов ПАО «Транснефть».

10-11

Измерения нового времени

Об итогах международной конференции «Проблемы и перспективы метрологического обеспечения учета нефти и нефтепродуктов».

Проектирование, строительство и эксплуатация

12-15

Методика оценки энергоэффективности объектов действующих магистральных нефтепроводов

П. А. Ревель-Муроз a

a ПАО «Транснефть», ул. Большая Полянка, 57, 119180, Москва, Россия

DOI: 10.28999/2541-9595-2017-7-6-12-15

Аннотация: В статье представлена комплексная методика оценки энергоэффективности объектов нефтепроводного транспорта. Энергоэффективность работы магистрального нефтепровода (МН) определяется по критерию энергоэффективности работы технологических участков (ТУ), рассчитываемой по относительной величине их КПД для анализируемого периода времени (или группы режимов работы). Оценка эффективности работы магистральных насосных агрегатов на ТУ основана на получении фактической (эксплуатационной) характеристики изменения их КПД за анализируемый месяц и ее сравнении с паспортной характеристикой. Изложенная методика расчетов КПД прошла апробацию и продемонстрировала свою актуальность на технологических участках МH организаций системы «Транснефть». Внедрение методики оценки энергоэффективности объектов МН позволило проводить мониторинг их технического состояния по данным штатных систем СДКУ и АСТУЭ, по результатам анализа которого разработаны мероприятия по повышению КПД.

Ключевые слова: энергоэффективность, технологический участок, КПД, магистральный насосный агрегат, программа энергосбережения.

Для цитирования:
Ревель-Муроз П. А. Методика оценки энергоэффективности объектов действующих магистральных нефтепроводов // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2017. Т. 7. № 6. С. 12–15.

Список литературы:↓

16-27

Разработка расчетных схем подземных трубопроводов с ненормативной кривизной оси с учетом данных внутритрубной диагностики

Д. А. Неганов a, В. М. Варшицкий a, Э. Н. Фигаров a, С. В. Эрмиш b

a ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, г. Москва, Севастопольский проспект, 47а
b АО «Транснефть – Диаскан», 140501, Россия, Московская область, г. Луховицы, ул. Куйбышева, 7

DOI: 10.28999/2541-9595-2017-7-6-16-27

Аннотация: При проведении внутритрубной диагностики магистральных трубопроводов обнаруживаются трубные секции, кривизна которых превышает требуемые нормативные значения. Ненормативный изгиб трубных секций приводит к эксплуатации трубопровода в условиях повышенного напряженно-деформированного состояния, не отвечающего требованиям нормативных документов. В случае обнаружения участка с ненормативной кривизной проводятся ремонтные работы с целью приведения его в нормативное состояние. При этом метод, не предусматривающий разрезку трубопровода, является приоритетным. Для разработки проекта ремонта трубопровода и прогнозирования напряженно-деформированного состояния в процессе ремонта и при последующей эксплуатации необходимо создание расчетных схем, учитывающих фактические условия эксплуатации трубопровода, данные внутритрубной диагностики и причины образования ненормативной кривизны участка.
В данной статье предложен алгоритм разработки расчетных схем, которые описывают фактическую кривизну участков трубопровода до выполнения ремонта, в процессе выполнения ремонтных работ и после их окончания. Методика основана на наборе параметров расчетных схем, позволяющем получить совмещение расчетной эпюры кривизны и эпюры кривизны участка трубопровода по данным внутритрубной диагностики. Приведены расчетные схемы для различных случаев образования ненормативной кривизны, разработанные с учетом фактических данных внутритрубной диагностики.

Ключевые слова: трубопровод, прочность, напряжения, расчетная схема, внутритрубная диагностика, ремонт, кривизна оси, радиус изгиба оси.

Для цитирования:
Разработка расчетных схем подземных трубопроводов с ненормативной кривизной оси с учетом данных внутритрубной диагностики / Д. А. Неганов [и др.] // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2017. Т. 7. № 6. С. 16–27.

Список литературы:↓

28-35

Исследование температуры кристаллизации парафинов в нефти с целью уменьшения образования асфальтосмолопарафиновых отложений

А. Ю. Ляпин a, А. В. Астахов a, Ю. П. Михалёв a

a АО «Транснефть – Север», 169313, Россия, Республика Коми, г. Ухта, проспект А. И. Зерюнова, 2/1

DOI: 10.28999/2541-9595-2017-7-6-28-35

Аннотация: Текущее состояние нефтяной отрасли России характеризуется снижением качества сырьевой базы. В частности, при транспортировке нефти, содержащей парафины, серьезной проблемой, вызывающей осложнения в работе трубопроводных коммуникаций, является образование асфальтосмолопарафиновых отложений (АСПО). Целью авторов данной работы являлось проведение лабораторных исследований нефти, транспортируемой по магистральным нефтепроводам (МН) Уса – Ухта и Ухта – Ярославль, для определения температуры начала кристаллизации парафинов (ТНКП) и температуры массовой кристаллизации парафинов (ТМКП), а также сравнение данных результатов с температурой перекачки нефти и последующее прогнозирование участков выпадения парафинов.
Действующего нормативного документа, регламентирующего порядок измерения ТНКП, ТМКП и закрепляющего требования к точности такого метода, не существует. В ходе лабораторной работы для измерения ТНКП в нефти, транспортируемой АО «Транснефть – Север» по МН Уса – Ухта, Ухта – Ярославль, использовался фотометрический метод, а для определения ТМКП – вискозиметрический метод. Полученные показатели сопоставлены с температурой перекачки нефти, спрогнозированы участки начала кристаллизации парафина и его массового выпадения. Таким образом, была выявлена зависимость выпадения парафинов от температуры начала кристаллизации и температуры перекачки нефти на участках МН.

Ключевые слова: парафины, асфальтосмолопарафиновые отложения, выпадение парафинов, температура начала кристаллизации парафинов, массовая кристаллизация, фотометрический метод, вискозиметрический метод.

Для цитирования:
Ляпин А. Ю., Астахов А. В., Михалёв Ю. П. Исследование температуры кристаллизации парафинов нефтей для уменьшения образования асфальтосмолопарафиновых отложений // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2017. Т. 7. № 6. С. 28–35.

Список литературы:↓

36-43

Трубопроводы из анизотропных материалов в условиях глубоководной добычи: приближенная модель анализа устойчивости

Д. Г. Павлоу a

a Отдел технического и строительного проектирования и материаловедения, Университет Ставангера, Норвегия

DOI: 10.28999/2541-9595-2017-7-6-36-43

Аннотация: В настоящей работе выполняется анализ устойчивости композитных трубопроводов, используемых для подъема нефти из глубоководных скважин, в потоке жидкости. Для расчета критической скорости потока применяется метод передаточных матриц, реализованный в уравнении перемещения трубопровода из многослойного анизотропного материала. При этом учитываются механические свойства многослойных материалов, а также масса подвесного насоса и параметры потока. Приводятся и обсуждаются результаты численных расчетов типовых конструкций трубопроводов.

Ключевые слова: глубоководная добыча, вызываемая потоком неустойчивость, трубы из армированного волокном пластика, композитные материалы.

Для цитирования:
Павлоу Д. Г. Трубопроводы из анизотропных материалов в условиях глубоководной добычи: приближенная модель анализа устойчивости // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2017. Т. 7. № 6. С. 36–43.

Список литературы:↓

44-53

Прогноз и моделирование воздействий русловых процессов на подводные переходы магистральных трубопроводов

Д. А. Шаталов a, Д. Р. Вафин a, А. Ю. Устинов b, А. В. Глотко c

a ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, г. Москва, Севастопольский проспект, 47а
b АО «Транснефть – Подводсервис», 603152, Россия, г. Нижний Новгород, ул. Ларина, 19a
c Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К. А. Тимирязева, 127550, Россия, г. Москва, ул. Тимирязевская, 49

DOI: 10.28999/2541-9595-2017-7-6-44-53

Аннотация: В статье рассмотрены методы исследований и моделирования воздействий русловых процессов на подводные переходы магистральных трубопроводов (ППМТ) c целью получения возможности принимать эффективные инженерные решения по их защите на стадии проектирования, строительства и эксплуатации.
Проведен анализ обследования ППМТ, находящихся на участках водных объектов с интенсивными русловыми процессами. Особое внимание уделялось водным объектам, имеющим плановые и вертикальные деформации естественного и антропогенного происхождения, по причине которых возникают опасности размыва ППМТ.
Проведен анализ действующей нормативно-технической документации для учета руслового процесса на участках ППМТ. Рассмотрены классические и современные подходы к анализу и прогнозированию русловых деформаций в зоне ППМТ с помощью методов физического и математического моделирования.
Рассмотренные методы прогнозирования руслового процесса в районе пересечения трубопроводом водной преграды показывают, что переформирование дна требует тщательного изучения природно-технического объекта и расположенных рядом участков. Данный вид работ под силу лишь организациям, имеющим специально подготовленный персонал, современное оборудование и программное обеспечение.

Ключевые слова: подводный переход, русловые процессы, магистральный трубопровод, исследование русловых процессов, моделирование русловых процессов .

Для цитирования:
Прогноз и моделирование воздействий русловых процессов на подводные переходы магистральных трубопроводов / Д. А. Шаталов [и др.] // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2017. Т. 7. № 6. С. 44–52.

Список литературы:↓

Сварка

54-59

Особенности технологии сварки труб из высокопрочных сталей

Н. Г. Гончаров a, О. И. Колесников a, А. А. Юшин a

a ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, г. Москва, Севастопольский проспект, 47а

DOI: 10.28999/2541-9595-2017-7-6-54-59

Аннотация: В статье рассматриваются актуальные вопросы и задачи сварочного производства, способствующие обеспечению надежности сварных соединений и, следовательно, экологической безопасности в процессе эксплуатации трубопроводов. Зачастую при сварке высокопрочных сталей из-за повышения или снижения тепловложения металл в зоне термического влияния теряет свои прочностные, вязкостные и пластические свойства и становится склонным к образованию горячих и холодных трещин. Авторами представлен анализ результатов экспериментальных исследований термических циклов сварки стыков труб, металлофизических исследований и расчетных методов, который может послужить основой для разработки дополнительных требований к технологии сварки сталей класса прочности К65. В частности, установлено, что выбор оптимального термического цикла сварки позволяет получить сварное соединение с высокими механическими свойствами металла в зоне термического влияния.
Представленные результаты научных исследований, направленных на повышение надежности работы сварных соединений трубопроводной системы ПАО «Транснефть», были использованы при разработке нормативной документации по сварочным технологиям.

Ключевые слова: сварка, сварное соединение, тепловложение, зона термического влияния, термический цикл сварки, механические свойства.

Для цитирования:
Гончаров Н. Г., Колесников О. И., Юшин А. А. Особенности технологии сварки труб из высокопрочных сталей // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2017. Т. 7. № 6. С. 54–59.

Список литературы:↓

Товарно-транспортные операции и метрологическое обеспечение

60-65

Исследование точности определения кинематической вязкости двухкомпонентных смесей нефти существующими математическими моделями

Р. З. Сунагатуллин a, Е. С. Дубовой a, А. А. Шматков a

a ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, г. Москва, Севастопольский проспект, 47а

DOI: 10.28999/2541-9595-2017-7-6-60-65

Аннотация: В ПАО «Транснефть» прогнозируется увеличение приема в систему магистральных нефтепроводов (МН) высокосернистой (тяжелой) нефти. Так, например, нефти Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции характеризуются сложными реологическими свойствами, которые оказывают непосредственное влияние на процесс транспортировки и в существенной степени зависят от компонентного состава нефти. В настоящее время предпринимаются многочисленные попытки математического описания зависимости вязкости смеси углеводородов от концентрации в ней компонентов. Целью представленных исследований являлось определение наиболее адекватной с математической точки зрения модели для описания кинематической вязкости двухкомпонентных смесей на примере образцов нефти АО «Транснефть – Север».
В статье приведена оценка математических моделей, аппроксимирующих вязкость бинарных смесей нефти. В качестве математических моделей были использованы следующие зависимости: уравнение Аррениуса, формула Здановского, формула Кендалла и Монроэ, формула Вальтера. Оценка математических моделей проводилась на основе результатов натурных экспериментов, полученных в ходе исследований образцов нефти и их смесей в испытательной лаборатории научно-технического центра (НТЦ) ООО «НИИ Транснефть». Показано, что при расчете вязкости исследованных смесей нефти могут быть использованы следующие модели (представлены в порядке убывания точности): уравнение Аррениуса с учетом взаимного влияния компонентов смеси, модифицированное уравнение Аррениуса и формула Вальтера. В работе приведены результаты численных расчетов коэффициентов математических моделей, а также рассчитаны коэффициенты достоверности аппроксимирующих уравнений.

Ключевые слова: нефть, динамическая вязкость, кинематическая вязкость, смесь нефти, вязкость смеси нефти, уравнение Аррениуса, формула Здановского, формула Кендалла и Монроэ, формула Вальтера, метод наименьших квадратов, коэффициент достоверности аппроксимации, аддитивность вязкости.

Для цитирования:
Сунагатуллин Р. З., Дубовой Е. С., Шматков А. А. Исследование точности определения кинематической вязкости двухкомпонентных смесей нефти существующими математическими моделями // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2017. Т. 7. № 6. С. 60–64.

Список литературы:↓

Защита от коррозии

66-71

Защита сварных швов элементов конструкций газодинамическим напылением

В. Е. Архипов a, А. Ф. Лондарский a, Г. В. Москвитин a, М. С. Пугачев a, Н. В. Широкова a

a Институт машиноведения имени А. А. Благонравова Российской академии наук (ИМАШ РАН), 101990, Россия, г. Москва, Малый Харитоньевский переулок, 4

DOI: 10.28999/2541-9595-2017-7-6-66-71

Аннотация: В статье приведены результаты исследования свойств покрытий из алюминия и цинка, нанесенных на поверхность железоуглеродистых сплавов методом холодного газодинамического напыления (ГДН). Прочность сцепления покрытий из алюминия и цинка с подложкой из стали 40Х составляет не менее 30 МПа и 35 МПа соответственно, что должно обеспечить высокую работоспособность поверхности при воздействии на изделие нормальных и касательных нагрузок. Когезионная прочность металла покрытия – алюминия и цинка – достигает 150 МПа и 80 МПа соответственно, что способствует надежной эксплуатации покрытия при деформации конструкции. Газодинамическое напыление покрытий из алюминия и цинка на низкоуглеродистую сталь 20 позволяет снизить скорость коррозии в среде слабого электролита до 12 и 45 раз соответственно. Показано, что процесс напыления покрытия сопровождается улучшением механических характеристик металла основы и сварного шва.

Ключевые слова: газодинамическое напыление, твердость покрытия, когезия, прочность сцепления, коррозия.

Для цитирования:
Защита сварных швов элементов конструкций газодинамическим напылением / В. Е. Архипов [и др.] // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2017. Т. 7. № 6. С. 66–71.

Список литературы:↓

Экономика и управление

72-81

Об инвестициях в инфраструктурные отрасли и ускорении экономического роста

П. Ю. Сериков a

a ПАО «Транснефть», 119180, Россия, г. Москва, ул. Большая Полянка, 57

DOI: 10.28999/2541-9595-2017-7-6-72-81

Аннотация: В настоящей статье проанализированы мнения зарубежных и отечественных ученых и специалистов в области транспорта и экономики по вопросу взаимосвязи между инвестированием в инфраструктурные отрасли и экономическим ростом. Несмотря на то что она подтверждается как теоретическими выкладками и модельными расчетами, так и практикой, в сегодняшней экономической ситуации финансирование инфраструктурных проектов явно недостаточно, и активировать его пока не удалось.
Автор придерживается точки зрения о необходимости перехода к стимулированию и наращиванию инвестиций, в том числе в инфраструктурные отрасли. В частности, развитие системы магистральных нефтепроводов с учетом мультипликативных эффектов межотраслевых взаимодействий при соответствующей корректировке подходов к государственному тарифному регулированию послужит надежным источником долговременного экономического роста.

Ключевые слова: инвестиции в инфраструктурные отрасли, экономический рост, субъекты естественных монополий, мультипликативный эффект, инвестирование в основной капитал, государственное тарифное регулирование, система магистральных нефтепроводов

Для цитирования:
Сериков П. Ю. Об инвестициях в инфраструктурные отрасли и ускорении экономического роста // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2017. Т. 7. № 6. С. 72–81.

Список литературы:↓

Молодые ученые и специалисты

82-92

Поиск технических решений по защите причальных сооружений от коррозии

А. В. Валюшок a, Л. В. Владимиров a, А. В. Замятин а, А. В. Гончаров а

a ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, г. Москва, Севастопольский проспект, 47а

DOI: 10.28999/2541-9595-2017-7-6-82-92

Аннотация: Для защиты морских сооружений от коррозии наряду с антикоррозионными покрытиями широко применяется протекторная защита. При некоторых преимуществах она имеет свои недостатки, и в мировой практике все чаще находят применение технические решения с использованием внешних источников токов для катодной поляризации металлических сооружений, эксплуатируемых в морской воде.
В настоящее время протекторные установки на морских объектах находятся на стадии истощения рабочего ресурса либо приближаются к такому состоянию. При техническом перевооружении систем электрохимической защиты причальных сооружений ПАО «Транснефть» на эксплуатируемых и вновь проектируемых объектах становится актуальным вопрос изучения опыта отечественных и зарубежных эксплуатирующих организаций, выбора технических решений, разработки требований к оборудованию, включаемому в реестр основных видов продукции.

Ключевые слова: морская коррозия, защита причальных сооружений, анодный заземлитель, электрод сравнения.

Для цитирования:
Исследование работоспособности средств катодной защиты от коррозии металлических сооружений в морской воде / А. В. Валюшок [и др.] // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2017. Т. 7. № 6. С. 82–92.

Список литературы:↓

Автоматика, телемеханика и связь

93-97

Оценка технического состояния оборудования АСУТП на основе измеряемых параметров технологического процесса

О. В. Аралов a, Г. Е. Долбин а, В. В. Кузьмин а, В. А. Кузьмичев а

a ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, г. Москва, Севастопольский проспект, 47а

DOI: 10.28999/2541-9595-2017-7-6-93-97

Аннотация: В статье приводится описание принципа действия разрабатываемой в ООО «НИИ Транснефть» системы автоматической диагностики состояния оборудования АСУТП, в функции которой входят автоматическое формирование интегральной информации о состоянии данного оборудования, локализация до отдельного отказавшего модуля, узла, датчика и предупреждение отказов в работе оборудования.
Функционирование системы основано на двух основных алгоритмах – алгоритме анализа дисперсии и алгоритме анализа корреляции измеренных параметров. Источником данных для системы является сервер демилитаризованной зоны, установленный на объектах организаций системы «Транснефть».
Система осуществляет непрерывный контроль работоспособности оборудования АСУТП, исключает влияние человеческого фактора на результаты диагностики, позволяет определять наличие дефектов (явных и скрытых) в оборудовании АСУТП и отклонений в его работе.
Внедрение системы направлено на повышение уровня надежности и безопасности работы объектов, принадлежащих организациям ПАО «Транснефть».

Ключевые слова: диагностика, дисперсия, корреляция, АСУТП

Для цитирования:
Оценка технического состояния оборудования АСУТП на основе измеряемых параметров технологического процесса / Аралов О. В. [и др.] // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2017. Т. 7. № 6. С. 93–97.

Список литературы:↓

Материалы и оборудование

98-103

Четырехходовые краны для трубопоршневых поверочных установок

И. А. Флегентов a, О. Ю. Жевелев а, А. Ю. Мухортов b

a ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, г. Москва, Севастопольский проспект, 47а
b АО «КОНАР», 454135, Россия, г. Челябинск, ул. Енисейская, 8

DOI: 10.28999/2541-9595-2017-7-6-98-103

Аннотация: Краны четырехходовые применяются для изменения направления рабочей среды в трубопоршневых поверочных установках (ТПУ), которые предназначены для поверки и контроля метрологических характеристик расходомеров, применяемых в системах измерения количества и показателей качества нефти (СИКН) на объектах магистрального транспорта нефти и нефтепродуктов.
В данной статье рассматриваются четырехходовые краны в комплекте с электроприводами, которые были совместно разработаны АО «КОНАР», ООО «НИИ Транснефть», АО «Транснефть – Центральная Сибирь» и АО «ТОМЗЭЛ« в ходе выполнения опытно-конструкторской работы (ОКР) «Разработка типоразмерного ряда опытных образцов кранов четырехходовых для трубопоршневых установок в комплекте с приводом».
ОКР осуществлялась в рамках Программы локализации производства импортной продукции на территории России для магистрального трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов, созданной и выполняемой ПАО «Транснефть» с целью реализации стратегии импортозамещения. При этом технические характеристики импортозамещающего оборудования должны отвечать установленным компанией нормативам и обеспечивать повышение надежности работы системы магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, а также гарантированную транспортировку нефти и нефтепродуктов с соблюдением норм промышленной и экологической безопасности.

Ключевые слова: арматура трубопроводная, четырехходовой кран, трубопоршневая поверочная установка, ТПУ

Для цитирования:
Флегентов И. А., Жевелев О. Ю., Мухортов А. Ю. Четырехходовые краны для трубопоршневых поверочных установок. Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2017. Т. 7. № 6. С. 98–103.

Список литературы:↓

104-114

Анализ методов и подходов к оценке надежности при прогнозировании отказов оборудования магистрального трубопроводного транспорта

О. В. Аралов a, И. В. Буянов а

a ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, г. Москва, Севастопольский проспект, 47а

DOI: 10.28999/2541-9595-2017-7-6-104-114

Аннотация: Особую роль в обеспечении надежности оборудования играет его качество. Появления некачественной продукции на производственных объектах можно избежать при соблюдении производителем требований государственных стандартов, строительных норм и правил, технических условий и др. Между тем контроль исполнения производителем указанных требований является достаточно сложной задачей. Авторами статьи проанализированы подходы к созданию математического аппарата, осуществляющего количественное и качественное прогнозирование отказов оборудования, оценку его текущей готовности к эксплуатации, а также определение оптимальной степени загрузки для обеспечения принципов максимальной надежности и сохраняемости.
Подходы к количественному прогнозированию отказов оборудования, разработанные и описанные по результатам исследований, могут быть внедрены в действующую систему оценки соответствия в связи с достаточным количеством статистических данных о функционировании оборудования, накопленных ПАО «Транснефть» за последнее десятилетие.

Ключевые слова: оценка соответствия, надежность, качество продукции, прогнозирование отказов оборудования, математическая модель, нефтеперекачивающий агрегат.

Для цитирования:
Аралов О. В., Буянов И. В. Анализ методов и подходов к оценке надежности при прогнозировании отказов оборудования магистрального трубопроводного транспорта // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2017. Т. 7. № 6. С. 104–114.

Список литературы:↓

115-119

О перспективах разработки насоса-электродвигателя для транспорта высоковязких нефтей и нефтепродуктов

С. Г. Бажайкин a, С. Е. Кутуков а, А. С. Михеев а

a НТЦ ООО «НИИ Транснефть», 450055, Россия, г. Уфа, проспект Октября, 144/3

DOI: 10.28999/2541-9595-2017-7-6-115-119

Аннотация: В настоящей статье приведены краткий обзор разработанных ранее конструкций совмещенных насосов и характеристики изготовленных опытных образцов. Отмечены преимущества и недостатки, а также пути дальнейшего совершенствования данных конструкций.
По мнению авторов, целесообразно принять прямоточную схему перекачки как наиболее оптимальную и избавиться от вала как центральной оси, которая занимает пространство, необходимое для нагнетательного элемента. Это улучшит всасывающую способность насоса на входе – уменьшит кавитационный запас. Предлагается осуществлять вращение от цилиндрической части ротора. Нагнетательный элемент может быть выполнен в виде шнека, осевого или центробежного колеса. Рабочее колесо, встроенное внутри «мокрого» ротора, позволяет создать нагнетатель жидкости внутри «мокрого» электродвигателя. В этом случае вместо насосных станций на трубопроводе могут быть расположены катушки статора. Такая трубопроводная система является экологически чистой, управляется и регулируется с диспетчерского пульта.

Ключевые слова: совмещенный насос-электродвигатель, герметичный насос, транспорт нефти и нефтепродуктов, перекачка вязких жидкостей.

Для цитирования:
Бажайкин С. Г., Кутуков С. Е., Михеев А. С. О перспективах разработки насоса-электродвигателя для транспорта высоковязких нефтей и нефтепродуктов // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2017. Т. 7. № 6. С. 115-119.

Список литературы:↓