Развитие отрасли |
8-9 |
«Транснефть» объединяет
О совещании редакционного совета научных журналов ПАО «Транснефть».
|
10-11 |
Измерения нового времени
Об итогах международной конференции «Проблемы и перспективы метрологического обеспечения учета нефти и нефтепродуктов».
|
Проектирование, строительство и эксплуатация |
12-15 |
Методика оценки энергоэффективности объектов действующих магистральных нефтепроводов
П. А. Ревель-Муроз a
a ПАО «Транснефть», ул. Большая Полянка, 57, 119180, Москва, Россия
DOI: 10.28999/2541-9595-2017-7-6-12-15
Аннотация: В статье представлена комплексная методика оценки энергоэффективности объектов нефтепроводного транспорта. Энергоэффективность работы магистрального нефтепровода (МН) определяется по критерию энергоэффективности работы технологических участков (ТУ), рассчитываемой по относительной величине их КПД для анализируемого периода времени (или группы режимов работы). Оценка эффективности работы магистральных насосных агрегатов на ТУ основана на получении фактической (эксплуатационной) характеристики изменения их КПД за анализируемый месяц и ее сравнении с паспортной характеристикой. Изложенная методика расчетов КПД прошла апробацию и продемонстрировала свою актуальность на технологических участках МH организаций системы «Транснефть». Внедрение методики оценки энергоэффективности объектов МН позволило проводить мониторинг их технического состояния по данным штатных систем СДКУ и АСТУЭ, по результатам анализа которого разработаны мероприятия по повышению КПД.
Ключевые слова: энергоэффективность, технологический участок, КПД, магистральный насосный агрегат, программа энергосбережения.
Для цитирования: Ревель-Муроз П. А. Методика оценки энергоэффективности объектов действующих магистральных нефтепроводов // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2017. Т. 7. № 6. С. 12–15.
Список литературы:↓
1. ОР-03.100.50-КТН-119-15. Магистральный трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов. Порядок разработки, корректировки и контроля исполнения программ энергосбережения ОАО «АК «Транснефть».
2. РД 39-0147103-342-89. Методика оценки эксплуатационных параметров насосных агрегатов нефтеперекачивающих станций магистральных нефтепроводов.
3. Методика определения кривой КПД МНА по ретроспективным данным корпоративных систем сбора технологической информации о работе МН / А. В. Ковардаков [и др.] // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2015. № 3. C. 30–35.
4. РД-75.200.00-КТН-037-13. Руководство по техническому обслуживанию и ремонту оборудования и сооружений нефтеперекачивающих станций.
5. ОР-03.220.99-КТН-092-08. Регламент разработки технологических карт, расчета режимов работы магистральных нефтепроводов ОАО «АК «Транснефть».
6. ОР-75.200.00-КТН-085-13. Порядок организации планирования и оформления остановок магистральных нефтепроводов.
|
16-27 |
Разработка расчетных схем подземных трубопроводов с ненормативной кривизной оси с учетом данных внутритрубной диагностики
Д. А. Неганов a, В. М. Варшицкий a, Э. Н. Фигаров a, С. В. Эрмиш b
a ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, г. Москва, Севастопольский проспект, 47а
b АО «Транснефть – Диаскан», 140501, Россия, Московская область, г. Луховицы, ул. Куйбышева, 7
DOI: 10.28999/2541-9595-2017-7-6-16-27
Аннотация: При проведении внутритрубной диагностики магистральных трубопроводов обнаруживаются трубные секции, кривизна которых превышает требуемые нормативные значения. Ненормативный изгиб трубных секций приводит к эксплуатации трубопровода в условиях повышенного напряженно-деформированного состояния, не отвечающего требованиям нормативных документов. В случае обнаружения участка с ненормативной кривизной проводятся ремонтные работы с целью приведения его в нормативное состояние. При этом метод, не предусматривающий разрезку трубопровода, является приоритетным. Для разработки проекта ремонта трубопровода и прогнозирования напряженно-деформированного состояния в процессе ремонта и при последующей эксплуатации необходимо создание расчетных схем, учитывающих фактические условия эксплуатации трубопровода, данные внутритрубной диагностики и причины образования ненормативной кривизны участка.
В данной статье предложен алгоритм разработки расчетных схем, которые описывают фактическую кривизну участков трубопровода до выполнения ремонта, в процессе выполнения ремонтных работ и после их окончания. Методика основана на наборе параметров расчетных схем, позволяющем получить совмещение расчетной эпюры кривизны и эпюры кривизны участка трубопровода по данным внутритрубной диагностики. Приведены расчетные схемы для различных случаев образования ненормативной кривизны, разработанные с учетом фактических данных внутритрубной диагностики.
Ключевые слова: трубопровод, прочность, напряжения, расчетная схема, внутритрубная диагностика, ремонт, кривизна оси, радиус изгиба оси.
Для цитирования: Разработка расчетных схем подземных трубопроводов с ненормативной кривизной оси с учетом данных внутритрубной диагностики / Д. А. Неганов [и др.] // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2017. Т. 7. № 6. С. 16–27.
Список литературы:↓
1. Фридлянд Я. М., Короленок А. М., Колотилов Ю. В. Контроль затрат на ремонтные работы в условиях обеспечения безопасной эксплуатации магистральных трубопроводов // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2016. № 4. С. 38–41.
2. Айнбиндер А. Б. Расчет магистральных и промысловых трубопроводов на прочность и устойчивость. М. : Недра, 1991. 288 с.
3. Бородавкин П. П. Подземные магистральные трубопроводы. М.: Недра, 1982. 384 с.
4. Бабин Л. А., Быков Л. И., Волохов В. Я. Типовые расчеты по сооружению трубопроводов. М. : Недра, 1979. 174 с.
5. Ясин Э. М., Черникин В. И. Устойчивость подземных трубопроводов. М. : Недра, 1967. 120 с.
6. Burkov P. V., Filimonenko M. A., Burkova S. P. Stress-strain state of pipeline depending on complicated environment // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. 2016. Vol. 43. № 1.
7. Altaee A., Fellenius B. H. Finite element modeling of lateral pipeline-soil interaction. Proceeding of 14th International conference on Offshore Mechanics and Arctic Engineering (OMAE 96). Florence, Italy, 1996.
8. Popescu R., Nobahar A. 3D Finite element analysis of pipesoil interaction – Effects of groundwater. Final Report C-CORE. St. John, 2003. 34 p.
9. Tanaka T., Ariyosh M., Mohri Y. Displacement, stress and strain of flexible buried pipe taking into account the construction process // Численные методы расчетов в практической геотехнике. Cб. науч. статей. СПб., 2012. С. 282–288.
10. Ларионов Ю. В. Математическая модель определения напряженно-деформированного состояния нефтепровода по данным измерений планово-высотного положения линейной части // Нефтегазовое дело. 2013. № 1. С. 309–324.
11. Эрмиш С. В., Кирьянов М. Ю. Мониторинг пространственного положения трубопровода // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2013. № 4. C. 56–58.
|
28-35 |
Исследование температуры кристаллизации парафинов в нефти с целью уменьшения образования асфальтосмолопарафиновых отложений
А. Ю. Ляпин a, А. В. Астахов a, Ю. П. Михалёв a
a АО «Транснефть – Север», 169313, Россия, Республика Коми, г. Ухта, проспект А. И. Зерюнова, 2/1
DOI: 10.28999/2541-9595-2017-7-6-28-35
Аннотация: Текущее состояние нефтяной отрасли России характеризуется снижением качества сырьевой базы. В частности, при транспортировке нефти, содержащей парафины, серьезной проблемой, вызывающей осложнения в работе трубопроводных коммуникаций, является образование асфальтосмолопарафиновых отложений (АСПО). Целью авторов данной работы являлось проведение лабораторных исследований нефти, транспортируемой по магистральным нефтепроводам (МН) Уса – Ухта и Ухта – Ярославль, для определения температуры начала кристаллизации парафинов (ТНКП) и температуры массовой кристаллизации парафинов (ТМКП), а также сравнение данных результатов с температурой перекачки нефти и последующее прогнозирование участков выпадения парафинов.
Действующего нормативного документа, регламентирующего порядок измерения ТНКП, ТМКП и закрепляющего требования к точности такого метода, не существует. В ходе лабораторной работы для измерения ТНКП в нефти, транспортируемой АО «Транснефть – Север» по МН Уса – Ухта, Ухта – Ярославль, использовался фотометрический метод, а для определения ТМКП – вискозиметрический метод. Полученные показатели сопоставлены с температурой перекачки нефти, спрогнозированы участки начала кристаллизации парафина и его массового выпадения. Таким образом, была выявлена зависимость выпадения парафинов от температуры начала кристаллизации и температуры перекачки нефти на участках МН.
Ключевые слова: парафины, асфальтосмолопарафиновые отложения, выпадение парафинов, температура начала кристаллизации парафинов, массовая кристаллизация, фотометрический метод, вискозиметрический метод.
Для цитирования: Ляпин А. Ю., Астахов А. В., Михалёв Ю. П. Исследование температуры кристаллизации парафинов нефтей для уменьшения образования асфальтосмолопарафиновых отложений // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2017. Т. 7. № 6. С. 28–35.
Список литературы:↓
1. Рябов В. Д. Химия нефти и газа. М. : Техника, 2004. 288 с.
2. Полищук Ю. М., Ященко И. Г. Физико-химические свойства нефтей: статистический анализ пространственных и временных изменений. Новосибирск : Изд-во СО РАН, филиал «Гео», 2004. 109 с.
3. Химия нефти и газа: учеб. пособие для вузов / А. И. Богомолов [и др.] / под ред. В. А. Проскурякова, А. Е. Драбкина. СПб : Химия, 1995. 448 с.
4. Маркин А. Н., Назимов Р. Э., Суховерхов С. В. Нефтепромысловая химия: практическое руководство. Владивосток : Дальнаука, 2011. 288 с.
5. Ronningsen H. P., Bjorndal B., Hansen A. B., Pedersen W. B. Wax Precipitation from North Sea Crude Oils. 1. Crystallization and Dissolution Temperatures and Newtonian and Non-Newtonian Flow Properties // Energy & Fuels. 1991. Vol. 5. P. 895–908.
6. Adewusi V.A. Waxing Tendencies and Rheological Evaluation of Crude-Condensate Blends for an Offshore Pipeline Transportation // Petroleum Science and Technology. 1998. Vol. 16. № 7–8. P. 697–717.
7. Hansen A. B., Larsen E., Pedersen W. B., Nielsen A. B., Ronningsen H. Wax Precipitation from North Sea Crude Oils. 3. Precipitation and Dissolution of Wax Studied by Differential Scanning Calorimetry // Energy & Fuels. 1991. Vol. 5. P. 914–923.
8. Kok M., Letoffe J., Claudy P., Martin D., Garcin M., Volle J. Comparison of Wax Appearance Temperatures of Crude Oils By Differential Scanning Calorimetry, Thermomicroscopy, and Viscometry // Fuel. 1996. Vol. 75 (7). P. 787–790.
9. Jiang Z., Hutchinson J. M., Imrie C. T. Measurement of the Wax Appearance Temperatures of Crude Oils by Temperature Modulated Differential Scanning Calorimetry // Fuel. 2001. Vol. 80. P. 367–371.
10. Борьба с отложениями парафина при добыче нефти / С. Ф. Люшин [и др.]. М. : Гостоптехиздат, 1961. 150 с.
11. Патент G01N 033/28, G01N 025/02 США. Method and apparatus for determining the wax appearance temperature of paraffinic petroleum / Campagnolo Eugenio Andre; Santos Reinaldo Washington Ferreira; Branco Valter Antonio Monteiro. № 6035706; iss. March 14, 2000.
12. Roehner R.M., Hanson F.V. Determination of Wax Precipitation Temperature and Amount of Precipitated Solid Wax versus Temperature for Crude Oils Using FT-IR Spectroscopy // Energy & Fuels. 2001. Vol. 15, № 3. Р. 756–763.
13. Устройство для определения температуры насыщения углеводородов парафином и асфальтосмолистыми отложениями : патент №2122745 Российская Федерация; заявл. 2009102906/22, опубл. 29.01.2009. Бюл. № 10.
|
36-43 |
Трубопроводы из анизотропных материалов в условиях глубоководной добычи: приближенная модель анализа устойчивости
Д. Г. Павлоу a
a Отдел технического и строительного проектирования и материаловедения, Университет Ставангера, Норвегия
DOI: 10.28999/2541-9595-2017-7-6-36-43
Аннотация: В настоящей работе выполняется анализ устойчивости композитных трубопроводов, используемых для подъема нефти из глубоководных скважин, в потоке жидкости. Для расчета критической скорости потока применяется метод передаточных матриц, реализованный в уравнении перемещения трубопровода из многослойного анизотропного материала. При этом учитываются механические свойства многослойных материалов, а также масса подвесного насоса и параметры потока. Приводятся и обсуждаются результаты численных расчетов типовых конструкций трубопроводов.
Ключевые слова: глубоководная добыча, вызываемая потоком неустойчивость, трубы из армированного волокном пластика, композитные материалы.
Для цитирования: Павлоу Д. Г. Трубопроводы из анизотропных материалов в условиях глубоководной добычи: приближенная модель анализа устойчивости // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2017. Т. 7. № 6. С. 36–43.
Список литературы:↓
1. Paidoussis M. P. Fluid-structure interactions: Slender Structures and Axial Flow, Vol. 1. Amsterdam: Academic Press; 1998.
2. Pavlou D. G. Composite materials in piping applications. Lancaster, PA: Destech Publications; 2013.
3. Pavlou D. G. Transfer Matrices Analysis of FRP Pipelines Stability. International review of Mechanical Engineering. 2016(10)3:165–172.
4. Paidoussis M. P., Luu T. P. Dynamic of a pipe aspirating fluid such as might be used in ocean mining. ASME Journal of Energy Resources Technology. 1985(107)2: 250–255.
5. Pavlou D. G., Nergaard A. I. Finite element analysis of FRP pipelines’ dynamic stability. WIT Transactions on Modelling and Simulation. 2015. Vol. 61. p. 139–151.
6. Pavlou D. G. Dynamic response of a multi-layered FRP cylindrical shell under unsteady loading conditions. Engineering structures. 2016;112:256–264.
7. Hyer M. W. Stress analysis of fiber-reinforced composite materials. DEStech Publications, 2009.
8. Kollár L. P., Springer G. S. Mechanics of Composite Structures. Cambridge University Press, 2003.
9. Blanchard P., Devaney R. L., Hall G. R. Differential Equations. Boston: Brooks/Cole; 2011.
10. Chung J. S. Effects of elastic joints on 3-D nonlinear responses of a deep-ocean pipe: Modelling and boundary conditions. International Journal of Offshore and Polar Engineering, 1996;6(9):203–211.
11. Cheng B. R., Chung J. S., Zheng Z. C. Effects of flexible joints on the 3-D nonlinear coupled responses of a long vertical pipe. Proceedings of the 5th International Offshore and Polar Engineering Conference. The Hague, Netherlands, 1995.
12. Cheng B., Chung J. S. Effects of axial dampers and elastic joints on the 3-D dynamic responses of a deep-ocean pipe with torsional coupling. International Journal of Offshore and Polar Engineering. 1997;7(1):36–43.
13. Chung J. S. Deep-ocean mining technology III: Developments. Proceedings of the 8th ISOPE Ocean Mining Symposium. Chennai, India. 2009 September 20–24.
|
44-53 |
Прогноз и моделирование воздействий русловых процессов на подводные переходы магистральных трубопроводов
Д. А. Шаталов a, Д. Р. Вафин a, А. Ю. Устинов b, А. В. Глотко c
a ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, г. Москва, Севастопольский проспект, 47а
b АО «Транснефть – Подводсервис», 603152, Россия, г. Нижний Новгород, ул. Ларина, 19a
c Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К. А. Тимирязева, 127550, Россия, г. Москва, ул. Тимирязевская, 49
DOI: 10.28999/2541-9595-2017-7-6-44-53
Аннотация: В статье рассмотрены методы исследований и моделирования воздействий русловых процессов на подводные переходы магистральных трубопроводов (ППМТ) c целью получения возможности принимать эффективные инженерные решения по их защите на стадии проектирования, строительства и эксплуатации.
Проведен анализ обследования ППМТ, находящихся на участках водных объектов с интенсивными русловыми процессами. Особое внимание уделялось водным объектам, имеющим плановые и вертикальные деформации естественного и антропогенного происхождения, по причине которых возникают опасности размыва ППМТ.
Проведен анализ действующей нормативно-технической документации для учета руслового процесса на участках ППМТ. Рассмотрены классические и современные подходы к анализу и прогнозированию русловых деформаций в зоне ППМТ с помощью методов физического и математического моделирования.
Рассмотренные методы прогнозирования руслового процесса в районе пересечения трубопроводом водной преграды показывают, что переформирование дна требует тщательного изучения природно-технического объекта и расположенных рядом участков. Данный вид работ под силу лишь организациям, имеющим специально подготовленный персонал, современное оборудование и программное обеспечение.
Ключевые слова: подводный переход, русловые процессы, магистральный трубопровод, исследование русловых процессов, моделирование русловых процессов .
Для цитирования: Прогноз и моделирование воздействий русловых процессов на подводные переходы магистральных трубопроводов / Д. А. Шаталов [и др.] // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2017. Т. 7. № 6. С. 44–52.
Список литературы:↓
1. Кондратьев Н. Е., Попов И. В., Снищенко Б. Ф. Основы гидроморфологической теории руслового процесса. Л. : Гидрометеоиздат, 1982.
2. Попов И. В. Деформации речных русел и гидротехническое строительство. Л. : Гидрометеоиздат, 1965. 328 с.
3. Рекомендации по регулированию потока на мостовых переходах через реки с осередковым типом руслового процесса (островного типа). Москва : Всесоюзный научно-исследовательский институт транспортного строительства, 1977.
4. Клавен А. Б., Копалиани З. Д. Экспериментальные исследования и гидравлическое моделирование речных потоков и руслового процесса. СПб. : Нестор-История, 2011. 504 с.
5. Барышников Н. Б., Попов И. В. Динамика русловых потоков и русловые процессы. Л. : Гидрометеоиздат, 1988.
6. Кондратьев Н. Е., Попов И. В., Снищенко Б. Ф. Основы гидроморфологической теории руслового процесса. Л. : Гидрометеоиздат, 1982.
7. Кондратьев А. Н. Подводные переходы и русловые процессы. Теория и практика // Сборник докладов семинара «Инновационные технологии в современной инженерной гидрологии». Москва : АНО УКЦ «Изыскатель», 2007.
8. Беликов В. В., Кочетков В. В. Программный комплекс STREAM_2D для расчета течений, деформаций дна и переноса загрязнений в открытых потоках. Свид. о гос. регистрации программы для ЭВМ № 2014612181 ; заявл. 25.10.2013 ; опубл. 20.03.2014.
9. Коростышевский В. Я., Грачев Н. Р. Программный комплекс для численного моделирования динамики и процессов тепломассопереноса в поверхностных водных объектах (версия UNICOM Pro. Версия 2.0). Свид. о гос. регистрации программы для ЭВМ № 2010617928.
10. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2006612750.
11. Лятхер В. М., Прудовский А. М. Гидравлическое моделирование. М. : Энергоатомиздат, 1984. 392 с.
12. Зегжда А. П. Гидравлические потери на трение в каналах и трубопроводах. Л.–М. : Госстройиздат, 1957. 278 с.
13. Клавен А. Б., Копалиани 3. Д. Методы гидравлического моделирования руслового процесса // Труды ВНИИГМИ-МЦД. Вып. 2. Обнинск : 1980. 58 с.
14. Шарп Дж. Гидравлическое моделирование. М. : Мир, 1984. 280 с.
|
Сварка |
54-59 |
Особенности технологии сварки труб из высокопрочных сталей
Н. Г. Гончаров a, О. И. Колесников a, А. А. Юшин a
a ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, г. Москва, Севастопольский проспект, 47а
DOI: 10.28999/2541-9595-2017-7-6-54-59
Аннотация: В статье рассматриваются актуальные вопросы и задачи сварочного производства, способствующие обеспечению надежности сварных соединений и, следовательно, экологической безопасности в процессе эксплуатации трубопроводов. Зачастую при сварке высокопрочных сталей из-за повышения или снижения тепловложения металл в зоне термического влияния теряет свои прочностные, вязкостные и пластические свойства и становится склонным к образованию горячих и холодных трещин. Авторами представлен анализ результатов экспериментальных исследований термических циклов сварки стыков труб, металлофизических исследований и расчетных методов, который может послужить основой для разработки дополнительных требований к технологии сварки сталей класса прочности К65. В частности, установлено, что выбор оптимального термического цикла сварки позволяет получить сварное соединение с высокими механическими свойствами металла в зоне термического влияния.
Представленные результаты научных исследований, направленных на повышение надежности работы сварных соединений трубопроводной системы ПАО «Транснефть», были использованы при разработке нормативной документации по сварочным технологиям.
Ключевые слова: сварка, сварное соединение, тепловложение, зона термического влияния, термический цикл сварки, механические свойства.
Для цитирования: Гончаров Н. Г., Колесников О. И., Юшин А. А. Особенности технологии сварки труб из высокопрочных сталей // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2017. Т. 7. № 6. С. 54–59.
Список литературы:↓
1. Теория сварочных процессов : учебник / под. ред. В. В. Фролова. М. : Высшая школа, 1988. 559 с.
2. Чернышев Г. Г. Технология электрической сварки плавлением. М. : Академия, 2010. 496 с.
3. Сварка и свариваемые материалы. Т. 1 : Свариваемость материалов / под ред. Э. Л. Макарова. М. : Металлургия, 1991. 528 с.
4. Полузьян Ж. А., Мазель А. Г. Сварка магистральных трубопроводов при низких температурах воздуха. Строительство магистральных трубопроводов и обустройство газонефтепромыслов / Труды ВНИИСТ. Вып. 30. Ч. 1. М : ВНИИСТ, 1974. С. 262–331.
5. Колесников О. И., Гончаров Н. Г. Сварка трубопроводов при низких температурах // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2011. № 2. С. 14–16.
6. Гончаров Н. Г., Колесников О. И., Братусь А. А. Повышение стойкости сварных соединений труб против образования холодных трещин // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2014. № 3. С. 63–65.
7. Лившиц Л. С., Хакимов А. Н. Металловедение сварки и термическая обработка сварных соединений. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Машиностроение, 1989. 336 с.
8. Оськин И. Э., Гончаров Н. Г., Колесников И. О. Требования к сварочным материалам для строительства и ремонта нефтепроводов // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2011. № 4. С. 33–35.
9. Макаров Э. Л. Холодные трещины при сварке легированных сталей. М. : Машиностроение, 1981. 246 с.
10. Корольков П. М., Ханапетов М. В. Современные методы термической обработки сварных соединений : Учеб. пособие для сред. ПТУ. М. : Высшая школа, 1987. 112 с.
11. Рыкалин Н. Н. Расчеты тепловых процессов при сварке. М. : Машгиз, 1951. 296 с.
12. Прохоров Н. Н. Физические процессы в металлах при сварке. Т. 1 : Элементы физики металлов в процессе кристаллизации. М. : Металлургия, 1968. 659 с.
13. Способ сварки трубопроводов из высокопрочных труб с контролируемым тепловложением : пат. 2563793 Рос. Федерация. № 2014110685/02 ; заявл. 20.03.2014 ; опубл. 20.09.2015. Бюл. № 26.
14. Гончаров Н. Г., Колесников О. И., Братусь А. А. Повышение стойкости сварных соединений труб против образования холодных трещин // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2014. № 3. С. 63–65.
15. Гончаров Н. Г., Колесников О. И., Юшин А. А., Филиппов О. И. Исследование влияния низких температур окружающей среды на технологию сварки и свойства сварных соединений магистральных трубопроводов // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2016. № 1. С. 62–67.
16. Нестеров Г. В., Азарин А. И., Скородумов С. В. Технические требования к трубам для магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов // Трубопроводный транспорт: теория и практика. 2016. №3. С. 47–49.
17. Колесников О. И., Гончаров Н. Г. Сварка трубопроводов при низких температурах // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2011. № 2. С. 14–16.
18. Способ сварки трубопроводов без предварительного подогрева стыков : пат. 2521920 Рос. Федерация. № 2013104099/02 ; заявл. 31.01.2013 ; опубл. 10.07.2014. Бюл. № 19.
|
Товарно-транспортные операции и метрологическое обеспечение |
60-65 |
Исследование точности определения кинематической вязкости двухкомпонентных смесей нефти существующими математическими моделями
Р. З. Сунагатуллин a, Е. С. Дубовой a, А. А. Шматков a
a ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, г. Москва, Севастопольский проспект, 47а
DOI: 10.28999/2541-9595-2017-7-6-60-65
Аннотация: В ПАО «Транснефть» прогнозируется увеличение приема в систему магистральных нефтепроводов (МН) высокосернистой (тяжелой) нефти. Так, например, нефти Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции характеризуются сложными реологическими свойствами, которые оказывают непосредственное влияние на процесс транспортировки и в существенной степени зависят от компонентного состава нефти. В настоящее время предпринимаются многочисленные попытки математического описания зависимости вязкости смеси углеводородов от концентрации в ней компонентов. Целью представленных исследований являлось определение наиболее адекватной с математической точки зрения модели для описания кинематической вязкости двухкомпонентных смесей на примере образцов нефти АО «Транснефть – Север».
В статье приведена оценка математических моделей, аппроксимирующих вязкость бинарных смесей нефти. В качестве математических моделей были использованы следующие зависимости: уравнение Аррениуса, формула Здановского, формула Кендалла и Монроэ, формула Вальтера. Оценка математических моделей проводилась на основе результатов натурных экспериментов, полученных в ходе исследований образцов нефти и их смесей в испытательной лаборатории научно-технического центра (НТЦ) ООО «НИИ Транснефть». Показано, что при расчете вязкости исследованных смесей нефти могут быть использованы следующие модели (представлены в порядке убывания точности): уравнение Аррениуса с учетом взаимного влияния компонентов смеси, модифицированное уравнение Аррениуса и формула Вальтера. В работе приведены результаты численных расчетов коэффициентов математических моделей, а также рассчитаны коэффициенты достоверности аппроксимирующих уравнений.
Ключевые слова: нефть, динамическая вязкость, кинематическая вязкость, смесь нефти, вязкость смеси нефти, уравнение Аррениуса, формула Здановского, формула Кендалла и Монроэ, формула Вальтера, метод наименьших квадратов, коэффициент достоверности аппроксимации, аддитивность вязкости.
Для цитирования: Сунагатуллин Р. З., Дубовой Е. С., Шматков А. А. Исследование точности определения кинематической вязкости двухкомпонентных смесей нефти существующими математическими моделями // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2017. Т. 7. № 6. С. 60–64.
Список литературы:↓
1. О формировании грузопотоков нефти в системе магистральных нефтепроводов ОАО «АК «Транснефть» / И. Н. Кацал [и др.] // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2016. № 2. С. 92–95.
2. Федоров П. В., Пыстин А. А., Некучаев В. О. Исследование влияния термообработки на реологические характеристики высоковязких нефтей // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2016. № 6. С. 58–63.
3. Нечваль М. В., Новоселов В. Ф., Тугунов П. И. Последовательная перекачка нефтей и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам. М. : Недра, 1976. 221 с.
4. Grunberg L., Nissan A. H. The energies of vaporization, viscosity and cohesion and the structure of liquids // Transactions of the Faraday Society. 1949. Vol. 45. P. 125–137.
5. Ratcliff G. A., Khan M. A. Prediction of the viscosities of liquid mixtures by a group solution model // Can. J. Chem. Eng. 1971. Vol. 49. P. 125–129.
6. Оптимизация последовательной перекачки нефтепродуктов / М. В. Лурье, В. И. Марон, Л. А. Мацкин [и др.]. М. : Недра, 1979. 256 с.
7. Новый подход к расчету вязкости жидких смесей углеводородов на основе модифицированного уравнения Аррениуса. / А. Г. Окунев [и др.] // Международный научный журнал Альтернативная энергетика и экология. 2012. № 9. С. 178–181.
8. Евдокимов И. Н., Лосев А. П., Фесан А. А. Отсутствие аддитивности свойств нефтяных смесей // Бурение и нефть. 2012. № 1. С. 27–28.
9. Демидович Б. П., Марон И. А. Основы вычислительной математики. М. : ГИФМЛ, 1960. 659 с.
10. Самарский А. А., Гулин А. В. Численные методы. М. : Наука, 1989. 430 с.
|
Защита от коррозии |
66-71 |
Защита сварных швов элементов конструкций газодинамическим напылением
В. Е. Архипов a, А. Ф. Лондарский a, Г. В. Москвитин a, М. С. Пугачев a, Н. В. Широкова a
a Институт машиноведения имени А. А. Благонравова Российской академии наук (ИМАШ РАН), 101990, Россия, г. Москва, Малый Харитоньевский переулок, 4
DOI: 10.28999/2541-9595-2017-7-6-66-71
Аннотация: В статье приведены результаты исследования свойств покрытий из алюминия и цинка, нанесенных на поверхность железоуглеродистых сплавов методом холодного газодинамического напыления (ГДН). Прочность сцепления покрытий из алюминия и цинка с подложкой из стали 40Х составляет не менее 30 МПа и 35 МПа соответственно, что должно обеспечить высокую работоспособность поверхности при воздействии на изделие нормальных и касательных нагрузок. Когезионная прочность металла покрытия – алюминия и цинка – достигает 150 МПа и 80 МПа соответственно, что способствует надежной эксплуатации покрытия при деформации конструкции. Газодинамическое напыление покрытий из алюминия и цинка на низкоуглеродистую сталь 20 позволяет снизить скорость коррозии в среде слабого электролита до 12 и 45 раз соответственно. Показано, что процесс напыления покрытия сопровождается улучшением механических характеристик металла основы и сварного шва.
Ключевые слова: газодинамическое напыление, твердость покрытия, когезия, прочность сцепления, коррозия.
Для цитирования: Защита сварных швов элементов конструкций газодинамическим напылением / В. Е. Архипов [и др.] // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2017. Т. 7. № 6. С. 66–71.
Список литературы:↓
1. Димет: оборудование и технология [Электронный ресурс]. URL: http://www.dimet-r.narod.ru/ (дата обращения 14.10.2014).
2. Холодное газодинамическое напыление. Теория и практика / А. П. Алхимов [и др.] М. : Физматлит, 2010. 536 с.
3. Структура и свойства покрытий, нанесенных газодинамическим напылением / В. Е. Архипов [и др.] // Упрочняющие технологии и покрытия. 2015. № 4 (124). С. 18–24.
4. Сравнительная оценка адгезии покрытий / В. Е. Архипов [и др.] // Заводская лаборатория. Диагностика материалов. 2014. № 12. С. 47–52.
5. Адгезия и когезия газодинамических покрытий / В. Е. Архипов [и др.] // Труды конференции «Живучесть и конструкционное материаловедение (ЖивКоМ – 2016)». М. : Изд-во ИМАШ РАН, 2016. С. 196–199.
6. Коррозионные свойства покрытий, нанесенных газодинамическим напылением / В. Е. Архипов [и др.] // Коррозия: материалы, защита. 2014. № 4. С. 33–38.
7. Свойства алюминий-цинкового покрытия, нанесенного газодинамическим напылением / В. Е. Архипов [и др.] // Упрочняющие технологии и покрытия. 2016. № 6. С. 28–34.
|
Экономика и управление |
72-81 |
Об инвестициях в инфраструктурные отрасли и ускорении экономического роста
П. Ю. Сериков a
a ПАО «Транснефть», 119180, Россия, г. Москва, ул. Большая Полянка, 57
DOI: 10.28999/2541-9595-2017-7-6-72-81
Аннотация: В настоящей статье проанализированы мнения зарубежных и отечественных ученых и специалистов в области транспорта и экономики по вопросу взаимосвязи между инвестированием в инфраструктурные отрасли и экономическим ростом. Несмотря на то что она подтверждается как теоретическими выкладками и модельными расчетами, так и практикой, в сегодняшней экономической ситуации финансирование инфраструктурных проектов явно недостаточно, и активировать его пока не удалось.
Автор придерживается точки зрения о необходимости перехода к стимулированию и наращиванию инвестиций, в том числе в инфраструктурные отрасли. В частности, развитие системы магистральных нефтепроводов с учетом мультипликативных эффектов межотраслевых взаимодействий при соответствующей корректировке подходов к государственному тарифному регулированию послужит надежным источником долговременного экономического роста.
Ключевые слова: инвестиции в инфраструктурные отрасли, экономический рост, субъекты естественных монополий, мультипликативный эффект, инвестирование в основной капитал, государственное тарифное регулирование, система магистральных нефтепроводов
Для цитирования: Сериков П. Ю. Об инвестициях в инфраструктурные отрасли и ускорении экономического роста // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2017. Т. 7. № 6. С. 72–81.
Список литературы:↓
1. Экономическая энциклопедия / Под ред. Л. И. Абалкина. М. : Экономика, 1999. С. 692–693.
2. Nistor F., Popa C. The Role of Transport in Economic Development// “Mircea cel Batran” Naval Academy Scientific Bulletin. 2014. Vol. XVII. Issue 2.
3. Banister D., Berechman J. Transport Investment and Economic Development. UCL Press ; Taylor & Finance Group [Электронный ресурс] URL: https://www.taylorfrancis.com/books/9781135802714 (дата обращения: 01.08.2017).
4. Lakshmanan V., Andersen T. Transportation Infrastructure, Freight Services Sector and Economic Growth // Center for Transportation Studies. Boston University, 2002.
5. Bougheas S., Demetriades P., Mamuneas T. Infrastructure, Specialization and Economic Growth // Canadian Journal of Economics. 2000. Vol. 33. № 2. P. 506–522.
6. Transport, Economic Growth and Poverty Reduction. A World Bank Seminar. February 26, 2004 [Электронный ресурс] URL:http://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=11&ved=0ahUKEwiBzY2599PTAhUDEJoKHSarAK84ChAWCDgwAA&url=http%3A%2F%2Flnweb90.worldbank.org%2FECA%2FTransport.nsf%2FExtECADocByUnid%2F55C3976EA4A0E79785256E5900598618%2F%24file%2FTransport%2C%2520Economic%2520Growth%2520and%2520Poverty%2520Reduction.ppt&usg=AFQjCNHWC2oYOjxwpwqa3O-dXZV3EExllw&cad=rjt (дата обращения: 01.08.2017).
7. Влияние развития инфраструктуры на экономический рост: программа инфраструктурных инвестиций в провинции Онтарио, Канада [Электронный ресурс] URL: http://www.ey.com/ru/ru/issues/business-environment/ey-road-to-2030-infrastracturedevelopment-in-russia-global-insights-1 (дата обращения: 30.07.2017).
8. Contribution of transport to economic development: International literature review with New Zealand perspectives. November 2014 [Электронный ресурс]: URL: http://www.transport.govt.nz/assets/Uploads/Our-Work/Documents/edt-contribution-of-transport-litreview.pdf (дата обращения: 03.08.2017).
9. Liu Z. Transport Investment, Economic Growth and Poverty Reduction [Электронный ресурс]: URL: http://www.waipa.org/wpcontent/uploads/2016/07/Liu_Transport-GrowthPoverty.pdf (дата обращения: 31.07.2017).
10. Rodrigue J.-P., Notteboom T. Transportation and Economic Development // Geography of Transport Systems [Электронный ресурс] URL: https://people.hofstra.edu/geotrans/eng/ch7en/conc7en/ch7c1en.html (дата обращения: 01.08.2017).
11. Мегапроекты и риски: Анатомия амбиций. Фливбьорг Б., Брузелиус Н., Ротенгаттер В. М. : Альпина Паблишер, 2014. 288 с.
12. Сериков П. Ю. О макроэкономических аспектах реализации проектов строительства магистральных нефтепроводов // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2012. № 4. С. 26–32.
13. Еганян А. Инвестиции в инфраструктуру: Деньги, проекты, интересы. ГЧП, концессии, проектное финансирование. М. : Альпина Паблишер, 2015. 715 с.
14. Инфраструктура России. Аналитический обзор. Газпромбанк. 9 июля 2014 [Электронный ресурс]
URL:http://www.gazprombank.ru/upload/iblock/209/gpb_infrastructure_09072014.pdf (дата обращения: 08.08.2017).
15. Сериков П. Ю. Особенности оценки общественной эффективности инфраструктурных проектов ТЭК с учетом межотраслевых взаимодействий и мультипликативных эффектов. М. : Антарес, 2016. 306 с.
16. Марголин А. М. Развитие инфраструктуры – катализатор экономического развития России // Вестник РУДН. Cерия: Экономика. 2011. № 5. С. 158–163.
17. Государственная инвестиционная политика на транспорте и ее экономические последствия / В. И. Якунин [и др.] // Вестник российской Академии наук. 2007. Т. 77. № 6. С. 483–497.
18. Якунин В. И. Развитие инфраструктуры железных дорог как основа развития экономики страны. Презентация. 23 октября 2014 г. [Электронный ресурс] URL: http://www.myshared.ru/slide/986175/ (дата обращения: 03.08.2017).
19. Якунин В. Инвестиции в инфраструктуру — инструмент развития экономики // Business Guide «Новая транспортная инфраструктура Евразии». Тематическое приложение к газете «Коммерсант» № 21. С. 4–5. 18.06.2015 [Электронный ресурс] URL: http://www.kommersant.ru/doc/2743484 (дата обращения: 01.08.2017).
20. Дмитриев М. Развитие инфраструктуры как ядро новой модели экономического роста [Электронный ресурс] URL: http://economytimes.ru/kurs-rulya/infrastruktura-rosta (дата обращения: 10.08.2017).
21. Щербанин Ю. А. Транспорт и экономический рост: взаимосвязь и влияние // Евразийская экономическая интеграция. 2011. № 3 (12). С. 65–78.
22. Кондратьев В. Б. Инфраструктура как фактор экономического роста // Российское предпринимательство. 2010. № 11–12 (171). С. 29–36.
23. Исаев А. Г. Транспортная инфраструктура и экономический рост: пространственные эффекты // Пространственная экономика. 2015. № 3. С. 57–73.
24. Сериков П. Ю., Корнеева С. В., Петрова Ю. А. Оценка инвестиционных проектов с точки зрения общественной эффективности с учетом мультипликативных эффектов // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2014. № 3. С. 108–115.
25. Беляков А., Туруев И. Локомотивы экономической оптимизации [Электронный ресурс] URL: http://www.ng.ru/ideas/2016-05-13/5_optimisation.html (дата обращения: 27.07.2017).
26. Иванова Л. Н., Терская Г. А. Точки роста и драйверы роста: к вопросу о содержании понятий // Journal of Institutional Studies. 2015. Т. 7. № 2. С. 120–133.
27. Шугаев Г., Иванюшин Д. Обеспечение жизнеспособности России с точки зрения маркетинга. Часть IV [Электронный ресурс] URL: http://rusplt.ru/society/drayveryi-ekonomikilokomotivnyie-otrasli-28046.html (дата обращения: 03.08.2017).
28. Плохие дороги напугали Максима Орешкина. Независимая газета № 141(7048). 11.07.2017.
29. Беляков А., Туруев И. Напрасные усилия Центробанка // Независимая газета № 147 (7054). 18.07.2017.
30. Сериков П. Ю. Об аспектах государственного регулирования естественных монополий, связанных с инфляцией и экономическим ростом // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2016. № 4. С. 102–111.
31. Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2016 год, внесенный в Правительство Российской Федерации, часть 2. 2017 [Электронный ресурс] URL: http://fas.gov.ru/press-center/news/detail.html?id=50282 (дата обращения: 01.08.2017).
32. Кудрин А., Горюнов Е., Трунин П. Стимулирующая денежно-кредитная политика: мифы и реальность // Вопросы экономики. 2017. № 5. С. 5–28.
33. Долматов И. А., Яркин Е. В. Проблемы государственного регулирования деятельности предприятий инфраструктурных отраслей // Экономика. Налоги. Право. 2014. № 1. С. 18–25.
34. Дмитриева О., Ушаков Д. Инфляция спроса и инфляция издержек: причины формирования и формы распространения // Вопросы экономики. 2011. № 3. С. 40–52.
35. Модернизация российских предприятий в цепочках создания стоимости (на примере трубной и мебельной промышленности России) / С. Б. Авдашева [и др.] // Экономический журнал ВШЭ. 2005. № 3. С. 361–377.
36. Мау В. Антикризисные меры или структурные реформы: экономическая политика России в 2015 году // Вопросы экономики. 2016. № 2. С. 5–33.
37. Гурвич Е. Рост, который мы выбираем // Российская газета – Федеральный выпуск № 7264 (98). 10.05.2017.
38. Аганбегян А.Г. Как преодолеть стагнацию и восстановить экономическое развитие // Журнал ЭКО. 2016. № 2. С. 5–14.
39. Ивантер В. В. Стратегия перехода к экономическому росту // Проблемы прогнозирования. 2016. № 1. С. 3–7.
40. Клепач А. Фактор времени // Российская газета – Экономика № 7285 (119). 02.06.2017.
|
Молодые ученые и специалисты |
82-92 |
Поиск технических решений по защите причальных сооружений от коррозии
А. В. Валюшок a, Л. В. Владимиров a, А. В. Замятин а, А. В. Гончаров а
a ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, г. Москва, Севастопольский проспект, 47а
DOI: 10.28999/2541-9595-2017-7-6-82-92
Аннотация: Для защиты морских сооружений от коррозии наряду с антикоррозионными покрытиями широко применяется протекторная защита. При некоторых преимуществах она имеет свои недостатки, и в мировой практике все чаще находят применение технические решения с использованием внешних источников токов для катодной поляризации металлических сооружений, эксплуатируемых в морской воде.
В настоящее время протекторные установки на морских объектах находятся на стадии истощения рабочего ресурса либо приближаются к такому состоянию. При техническом перевооружении систем электрохимической защиты причальных сооружений ПАО «Транснефть» на эксплуатируемых и вновь проектируемых объектах становится актуальным вопрос изучения опыта отечественных и зарубежных эксплуатирующих организаций, выбора технических решений, разработки требований к оборудованию, включаемому в реестр основных видов продукции.
Ключевые слова: морская коррозия, защита причальных сооружений, анодный заземлитель, электрод сравнения.
Для цитирования: Исследование работоспособности средств катодной защиты от коррозии металлических сооружений в морской воде / А. В. Валюшок [и др.] // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2017. Т. 7. № 6. С. 82–92.
Список литературы:↓
1. Владимир Путин заявил о необходимости развития инфраструктуры морских портов [Электронный ресурс]. URL: https://www.1tv.ru/news/2013-08-20/64894-vladimir_putin_zayavil_o_neobhodimosti_razvitiya_infrastruktury_morskih_portov (дата обращения: 14.08.2017).
2. ООО «Транснефть – Порт Козьмино»: Об организации [Электронный ресурс]. URL: http://kozmino.transneft.ru/about/ (дата обращения: 15.08.2017).
3. Морская коррозия : справочник / Под ред. М. М. Шумахера. М. : Металлургия, 1983. 512 с.
4. Коррозия и защита морских судов / И. Я. Богорад [и др.]. Л. : Судостроение, 1973. 392 с.
5. Чендлер К. А. Коррозия судов и морских сооружений. Л. : Судостроение, 1988. 320 с.
6. Electrochemical formation and transformation of corrosion products on carbon steel under cathodic protection in seawater / Refait P., et al. // Corrosion Science. 2013. №71. P. 32–36.
7. Бэкман В., Швенк В. Катодная защита от коррозии. М. : Металлургия, 1984. 496 с.
8. Коррозия и защита судов / Под ред. Е. Я. Люблинского, В. Д. Пирогова. Л. : Судостроение, 1987.
9. Пушкарев А. М., Глазов Н. Н., Копьев И. Ю. Испытания анодных заземлителей из малорастворимого сплава ЧС-15 на опытно-экспериментальной базе ООО «Газпром ВНИИГАЗ» / Газотранспортные системы: настоящее и будущее: Сборник докладов VI Международной научно-технической конференции. Москва, 28–29.10.2015.
10. Corrosion-2013 : NACE International’s Annual Conference, Paper # 2309, Orlando, Florida (USA), 17–21.03.2013.
11. Новейшие разработки малорастворимых анодных заземлителей марки «Менделеевец» / Г. Н. Зорина [и др.] // Коррозия территории НЕФТЕГАЗ. 2013. № 3. С.10–11.
12. Field testing of reference electrodes and anodes for cathodic protection in sea water. Goncharov A.V., et al. / European Corrosion Congress “Eurocorr-2017”. Paper № 90736, Praha, Czech Republic, 3–7.09. 2017.
13. Глазов Н. Н. Технические требования к медно-сульфатным электродам сравнения и некоторые аспекты эксплуатации // Коррозия территории НЕФТЕГАЗ. 2014. № 1. С. 84–95.
14. Коррозионная диагностика морских подводных объектов ПАО «Газпром». Разработка опытного образца диагностического комплекса / Олексейчук В. Р. [и др.] // Коррозия территории НЕФТЕГАЗ. 2016. № 1. С. 18–21.
|
Автоматика, телемеханика и связь |
93-97 |
Оценка технического состояния оборудования АСУТП на основе измеряемых параметров технологического процесса
О. В. Аралов a, Г. Е. Долбин а, В. В. Кузьмин а, В. А. Кузьмичев а
a ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, г. Москва, Севастопольский проспект, 47а
DOI: 10.28999/2541-9595-2017-7-6-93-97
Аннотация: В статье приводится описание принципа действия разрабатываемой в ООО «НИИ Транснефть» системы автоматической диагностики состояния оборудования АСУТП, в функции которой входят автоматическое формирование интегральной информации о состоянии данного оборудования, локализация до отдельного отказавшего модуля, узла, датчика и предупреждение отказов в работе оборудования.
Функционирование системы основано на двух основных алгоритмах – алгоритме анализа дисперсии и алгоритме анализа корреляции измеренных параметров. Источником данных для системы является сервер демилитаризованной зоны, установленный на объектах организаций системы «Транснефть».
Система осуществляет непрерывный контроль работоспособности оборудования АСУТП, исключает влияние человеческого фактора на результаты диагностики, позволяет определять наличие дефектов (явных и скрытых) в оборудовании АСУТП и отклонений в его работе.
Внедрение системы направлено на повышение уровня надежности и безопасности работы объектов, принадлежащих организациям ПАО «Транснефть».
Ключевые слова: диагностика, дисперсия, корреляция, АСУТП
Для цитирования: Оценка технического состояния оборудования АСУТП на основе измеряемых параметров технологического процесса / Аралов О. В. [и др.] // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2017. Т. 7. № 6. С. 93–97.
Список литературы:↓
1. Дупин E. Я., Александрович А. Е. Оценка отказоустойчивости корпоративных сетей IP-телефонии // Бизнес-информатика. 2010. № 1. С. 45–50.
2. Надежность технических систем: справочник / под ред. И. А. Ушакова. М. : Радио и связь, 1985. 608 с.
3. Орлов А. И. Математика случая: Вероятность и статистика – основные факты. М. : МЗ-Пресс, 2004. 110 c.
4. Гмурман В. Е. Теория вероятностей и математическая статистика. 10-е изд. М. : Высшая школа, 2004. 479 с.
5. Елисеева И. И., Юзбашев М. М. Общая теория статистики: Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М. : Финансы и статистика, 2002. 480 с.
6. Трубопроводный транспорт нефти: учебник для вузов в 2 т. Том 1. / С. М. Вайншток [и др.]. М. : Недра-Бизнесцентр, 2004.
7. Основные положения разработки методологии оптимизации и параметров жизненного цикла технологического оборудования / О. В. Аралов [и др.] // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2016. № 6. C. 23–29.
8. Лисин Ю. В., Фридлянд Я. М., Аралов О. В. Повышение надежности оборудования магистральных нефтепроводов // Стандарты и качество. 2015. № 8. С. 36–40.
9. Аралов О. В. Отраслевая система оценки соответствия оборудования и материалов, применяемых в ОАО «АК «Транснефть» // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2016. № 2. C. 24–27.
|
Материалы и оборудование |
98-103 |
Четырехходовые краны для трубопоршневых поверочных установок
И. А. Флегентов a, О. Ю. Жевелев а, А. Ю. Мухортов b
a ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, г. Москва, Севастопольский проспект, 47а
b АО «КОНАР», 454135, Россия, г. Челябинск, ул. Енисейская, 8
DOI: 10.28999/2541-9595-2017-7-6-98-103
Аннотация: Краны четырехходовые применяются для изменения направления рабочей среды в трубопоршневых поверочных установках (ТПУ), которые предназначены для поверки и контроля метрологических характеристик расходомеров, применяемых в системах измерения количества и показателей качества нефти (СИКН) на объектах магистрального транспорта нефти и нефтепродуктов.
В данной статье рассматриваются четырехходовые краны в комплекте с электроприводами, которые были совместно разработаны АО «КОНАР», ООО «НИИ Транснефть», АО «Транснефть – Центральная Сибирь» и АО «ТОМЗЭЛ« в ходе выполнения опытно-конструкторской работы (ОКР) «Разработка типоразмерного ряда опытных образцов кранов четырехходовых для трубопоршневых установок в комплекте с приводом».
ОКР осуществлялась в рамках Программы локализации производства импортной продукции на территории России для магистрального трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов, созданной и выполняемой ПАО «Транснефть» с целью реализации стратегии импортозамещения. При этом технические характеристики импортозамещающего оборудования должны отвечать установленным компанией нормативам и обеспечивать повышение надежности работы системы магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, а также гарантированную транспортировку нефти и нефтепродуктов с соблюдением норм промышленной и экологической безопасности.
Ключевые слова: арматура трубопроводная, четырехходовой кран, трубопоршневая поверочная установка, ТПУ
Для цитирования: Флегентов И. А., Жевелев О. Ю., Мухортов А. Ю. Четырехходовые краны для трубопоршневых поверочных установок. Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2017. Т. 7. № 6. С. 98–103.
Список литературы:↓
1. Казанцев М. Н., Флегентов И. А., Зозуля С. Н. Особенности разработки ремонтной документации на капитальный ремонт многоходовых пробковых кранов // Оборудование и технологии для нефтегазового комплекса. 2016. № 3. С. 68–72.
2. Безкавитационный регулятор давления шарового типа / О. Н. Полетаев [и др.] // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2014. № 4 (16). С. 60–63.
3. Казанцев М. Н., Флегентов И. А., Петелин А. Н. Пути повышения надежности запорной арматуры для магистральных трубопроводов (на примере задвижек шиберных) // Нефтегазовое дело. 2016. Т. 14. № 4. С. 75–81.
4. Казанцев М. Н., Флегентов И. А., Зозуля С. Н. Проблемы применения различных уплотнительных материалов для герметизации разъема корпус-крышка трубопроводной арматуры при проведении среднего и капитального ремонта// Трубопроводный транспорт: теория и практика. 2016. №6. С. 37–41.
|
104-114 |
Анализ методов и подходов к оценке надежности при прогнозировании отказов оборудования магистрального трубопроводного транспорта
О. В. Аралов a, И. В. Буянов а
a ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, г. Москва, Севастопольский проспект, 47а
DOI: 10.28999/2541-9595-2017-7-6-104-114
Аннотация: Особую роль в обеспечении надежности оборудования играет его качество. Появления некачественной продукции на производственных объектах можно избежать при соблюдении производителем требований государственных стандартов, строительных норм и правил, технических условий и др. Между тем контроль исполнения производителем указанных требований является достаточно сложной задачей.
Авторами статьи проанализированы подходы к созданию математического аппарата, осуществляющего количественное и качественное прогнозирование отказов оборудования, оценку его текущей готовности к эксплуатации, а также определение оптимальной степени загрузки для обеспечения принципов максимальной надежности и сохраняемости.
Подходы к количественному прогнозированию отказов оборудования, разработанные и описанные по результатам исследований, могут быть внедрены в действующую систему оценки соответствия в связи с достаточным количеством статистических данных о функционировании оборудования, накопленных ПАО «Транснефть» за последнее десятилетие.
Ключевые слова: оценка соответствия, надежность, качество продукции, прогнозирование отказов оборудования, математическая модель, нефтеперекачивающий агрегат.
Для цитирования: Аралов О. В., Буянов И. В. Анализ методов и подходов к оценке надежности при прогнозировании отказов оборудования магистрального трубопроводного транспорта // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2017. Т. 7. № 6. С. 104–114.
Список литературы:↓
1. Аралов О. В., Лисин Ю. В., Мастобаев Б. Н. Методологические основы управления качеством продукции с применением механизма оценки соответствия в магистральном трубопроводном транспорте: монография. СПб. : Недра, 2017. 350 с.
2. Аралов О. В. Методика оптимизации плана опытно-конструкторских работ по средствам, комплексам связи и автоматизации при программном планировании: дисс. … канд. тех. наук. СПб : ВАС, 1999. 285 с.
3. Аралов О.В., Бабкин А.В. Проблемы оптимизации плана ОКР по технике связи: депонированная рукопись. М. : ЦВНИ МО РФ, 1997.
4. Аралов О. В., Бабкин А. В. Обоснование задачи оптимизации плана ОКР по технике связи. СПб, 1997. 20 с.
5. Аралов О. В., Бабкин А. В. Анализ методов и современное состояние решения задачи оптимизации плана ОКР по технике связи. СПб, 1997. 28 с.
6. Основные положения разработки методологии оптимизации параметров жизненного цикла технологического оборудования / О. В. Аралов [и др.] // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2016. № 6. С. 23–29.
7. Аралов О. В., Былинкин Д. В., Бережанский Н. В. Разработка методологического аппарата по определению вероятности появления дефекта оборудования при его производстве на основе метода линейно-динамического программирования // Трубопроводный транспорт – 2016: материалы XI Международной учебно-научно-практической конференции / Уфа : Изд-во УГНТУ, 2016. С. 12–14.
8. Определение оптимального времени квалификационных испытаний насосно-силового оборудования. / О. В. Аралов [и др.] // Трубопроводный транспорт – 2017: материалы XII Международной учебно-научно-практической конференции. Уфа : Изд-во УГНТУ, 2017. С. 12–14.
9. Вопросы математической теории надежности / Е. Ю. Барзилович [и др.] ; под ред. Б. В. Гнеденко. М. : Радио и связь, 1983. 376 с.
10. Барлоу Р., Проман Ф. Математическая теория надежности. М.: Советское радио, 1969. 488 с.
11. Кендалл М., Стюарт А. Многомерный статистический анализ и временные ряды. М. : Наука, 1976. 736 с.
12. Кобзарь А. И. Прикладная математическая статистика. Для инженеров и научных работников. М. : Физматлит, 2006. 816 с.
13. Разработка математической модели оценки финансовой реализуемости плана опытно-конструкторских работ по созданию сложных технических систем. / Ю. В. Лисин [и др.] // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья. 2016. № 3. С. 17–23.
14. Разработка математической модели оптимизации параметров проекта плана опытно-конструкторских работ группы однородных аналогов технологического оборудования / Ю. В. Лисин [и др.] // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья. 2016. № 4. С. 5–10.
|
115-119 |
О перспективах разработки насоса-электродвигателя для транспорта высоковязких нефтей и нефтепродуктов
С. Г. Бажайкин a, С. Е. Кутуков а, А. С. Михеев а
a НТЦ ООО «НИИ Транснефть», 450055, Россия, г. Уфа, проспект Октября, 144/3
DOI: 10.28999/2541-9595-2017-7-6-115-119
Аннотация: В настоящей статье приведены краткий обзор разработанных ранее конструкций совмещенных насосов и характеристики изготовленных опытных образцов. Отмечены преимущества и недостатки, а также пути дальнейшего совершенствования данных конструкций.
По мнению авторов, целесообразно принять прямоточную схему перекачки как наиболее оптимальную и избавиться от вала как центральной оси, которая занимает пространство, необходимое для нагнетательного элемента. Это улучшит всасывающую способность насоса на входе – уменьшит кавитационный запас. Предлагается осуществлять вращение от цилиндрической части ротора. Нагнетательный элемент может быть выполнен в виде шнека, осевого или центробежного колеса. Рабочее колесо, встроенное внутри «мокрого» ротора, позволяет создать нагнетатель жидкости внутри «мокрого» электродвигателя. В этом случае вместо насосных станций на трубопроводе могут быть расположены катушки статора. Такая трубопроводная система является экологически чистой, управляется и регулируется с диспетчерского пульта.
Ключевые слова: совмещенный насос-электродвигатель, герметичный насос, транспорт нефти и нефтепродуктов, перекачка вязких жидкостей.
Для цитирования: Бажайкин С. Г., Кутуков С. Е., Михеев А. С. О перспективах разработки насоса-электродвигателя для транспорта высоковязких нефтей и нефтепродуктов // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2017. Т. 7. № 6. С. 115-119.
Список литературы:↓
1. Промышленные испытания погружного совмещенного с насосом электропривода-подогревателя / Л. Г. Колпаков [и др.] // Труды НИИтранснефть, вып. 6. Уфа, 1969.
2. О возможности применения бессальниковых насосов для магистральных трубопроводов / Л. Г. Колпаков [и др.] // Труды НИИтранснефть, вып. 3. Уфа, 1964.
3. Моноблочный насосный агрегат : пат. № 70322 Российская Федерация. № 2007123625/22 : заявл. 04.06.2007; опубл. 20.01.2008 Бюл. № 2.
4. Рабочий орган центробежного насоса : пат. № 144919 Российская Федерация. № 2013156163/06 : заявл. 17.12.2013; опубл. 10.09.2014 Бюл. № 25.
5. Совмещенный насосный агрегат : пат. № 71387 Российская Федерация. № 2007139247 от 22.11.2007 ; опубл. 10.03.2008 Бюл. № 7.
|