Русский

№5/2017

Стр.

Название статьи, авторы, аннотация и ключевые слова

Развитие отрасли

13-13

Наука – основа безопасности

80-летний юбилей отметил Н. А. Махутов, авторитетный российский ученый и специалист в области промышленной безопасности, член-корреспондент РАН, председатель рабочей группы при президенте РАН по анализу риска и проблем безопасности. Научные разработки Николая Андреевича нашли широкое применение при решении практических задач прочности и ресурса, безопасности и защищенности стратегически важных объектов.

14-23

Опыт высшей пробы

В. Н. Комарица a, Н. Н. Сухорукова a

a ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, г. Москва, Севастопольский проспект, 47а

В 2017 году «золотой» профессиональный юбилей отметил А. А. Груздев, почетный нефтяник, заслуженный работник нефтяной и газовой промышленности РФ. Свой профессиональный путь он вспоминает в контексте достижений компании «Транснефть», акцентируя внимание на развитии производства, ужесточении требований к качеству работ и оборудования, разработке и реализации уникальных проектов и технологических решений.

24-25

Технологии для Арктики

ООО «НИИ Транснефть» стало лауреатом первой и второй премий Международного конкурса научных, научно-технических и инновационных разработок по развитию и освоению Арктики и континентального шельфа. Признание получили разработки института – метод локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в условиях шуги и битого льда в акватории морских портов и технология ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на воде и почве с использованием биосорбента и биопрепарата.

Проектирование, строительство и эксплуатация

26-35

Определение условий устойчивости положения надземного трубопровода на опорах при пропуске сод

В. М. Варшицкий a, А. А. Богач a, О. А. Козырев a, И. Б. Лебеденко a

a ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, г. Москва, Севастопольский проспект, 47а

DOI: 10.28999/2541-9595-2017-7-5-26-35

Аннотация: Целью работы является определение максимально допустимой скорости движения средств очистки и диагностики (СОД), при которой обеспечивается сохранение проектного положения надземной части трубопровода на опорах при прохождении СОД или пакета жидкости. Представлены результаты 3D-моделирования деформирования надземного компенсационного участка трубопровода вследствие действия инерционной нагрузки при пропуске СОД или пакета жидкости. Дан сравнительный анализ результатов расчетов, выполненных по инженерной методике и методом 3D-моделирования. Приведено сравнение результатов компьютерного моделирования в комплексах ANSYS и LS-DYNA.

Ключевые слова: напряженно-деформированное состояние, метод конечных элементов, опоры, скорость движения СОД, компенсатор, отвод.

Для цитирования:
Определение условий устойчивости положения надземного трубопровода на опорах при пропуске СОД / Варшицкий В. М. [и др.] // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2017. Т. 7. № 5. С. 26–35.

Список литературы:↓

36-41

Метод прогнозирования отказов промысловых трубопроводов

Л. П. Худякова a, А. А. Шестаков a

a НТЦ ООО «НИИ Транснефть», 450055, Россия, г. Уфа, проспект Октября, 144/3

DOI: 10.28999/2541-9595-2017-7-5-36-41

Аннотация: Предложен методический подход к прогнозированию отказов промысловых трубопроводов, основанный на углубленном статистическом анализе коррозионного рельефа поверхности экспонировавшихся в рабочей среде образцов металла и использовании закона распределения глубины коррозионных язв. По экстремальным значениям локальной коррозии определяются скорость коррозии и, исходя из параметров трубопровода, время до порыва, которое и будет временем до отказа. Полученная выборка экстремальных значений статистически обрабатывается, находится наиболее соответствующее им распределение, рассчитываются его параметры.

Ключевые слова: прогнозирование отказов трубопроводов, коррозия, образцы-свидетели, распределение коррозионных поражений.

Для цитирования:
Худякова Л. П., Шестаков А. А. Метод прогнозирования отказов промысловых трубопроводов // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2017. Т. 7. № 5. С. 36–41

Список литературы:↓

42-50

К вопросу технического и методологического сопровождения систем обнаружения утечек

Р. З. Сунагатуллин a, С. А. Коршунов a, Ю. В. Дацов a

a ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, г. Москва, Севастопольский проспект, 47а

DOI: 10.28999/2541-9595-2017-7-5-42-50

Аннотация: В статье проанализирована текущая ситуация на мировом рынке систем обнаружения утечек (СОУ). Выявлены основные проблемы эксплуатации существующих параметрических СОУ, сформулированы причины данных проблем, а также приведена краткая классификация СОУ и изложены наиболее часто используемые методы обнаружения утечек. Предложен комплексный подход к задаче совершенствования и внедрения параметрической СОУ, реализуемый ООО «НИИ Транснефть».

Ключевые слова: системы обнаружения утечек, параметрические методы, статистика обнаружения утечек, магистральные нефтепроводы.

Для цитирования:
Сунагатуллин Р. З., Коршунов С. А., Дацов Ю. В. К вопросу технического и методологического сопровождения систем обнаружения утечек // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2017. Т. 7. № 5. С. 42–50.

Список литературы:↓

Прочность, надежность и долговечность

51-55

Вибрация трубопроводов под действием изгибающих динамических нагрузок

Д. Г. Павлоу a

a Кафедра машиностроения, структурных технологий и материаловедения, Университет Ставангера, 4036, Ставангер, Норвегия

DOI: 10.28999/2541-9595-2017-7-5-51-55

Аннотация: В процессе эксплуатации трубопроводы испытывают динамические нагрузки, в том числе от воздействия насосов и компрессоров, которые являются основными источниками вибрации. Анализ распространения волн вследствие приложенной нагрузки лежит в основе современных технологий контроля. В настоящей работе для описания колебательного отклика трубопровода на динамические нагрузки выведена система из восьми дифференциальных уравнений первого порядка с частными производными. Расщепление уравнений дает систему из восьми уравнений четвертого порядка с частными производными. Аналитическое решение достигается с помощью интегральных преобразований. Предлагается анализ вибрации трубопроводов, подверженных динамическим и гармоническим нагрузкам.

Ключевые слова: вибрация, трубопроводы, изгибающие нагрузки, интегральные преобразования.

Для цитирования:
Павлоу Д. Г. Вибрация трубопроводов под действием изгибающих динамических нагрузок // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2017. Т. 7. № 5. С. 51–55.

Список литературы:↓

Пожарная и промышленная безопасность

56-67

Методы раннего обнаружения и мониторинга разливов нефти и нефтепродуктов на водных объектах и оценка их эффективности

С. Г. Радионова a, С. А. Половков b, А. Э. Гончар b, В. Н. Слепнев b

a Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), ул. А. Лукьянова, 4, стр. 1, 105066, Москва, Россия

b ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, г. Москва, Севастопольский проспект, 47а

DOI: 10.28999/2541-9595-2017-7-5-56-67

Аннотация: В статье приведены результаты исследований методов мониторинга и раннего обнаружения разливов ННП на водной поверхности, их приборных реализаций. Целью исследований являлось проведение оценки эффективности указанных методов и приборов, их возможного использования на объектах транспорта и перевалки ННП. В статье рассмотрены основные физико-химические процессы, происходящие при попадании нефти в воду; представлены результаты анализа литературы по данной тематике. Сравнительный анализ и оценка эффективности осуществлялись на основе выработанных в ходе исследований критериев сравнения, а также натурных испытаний приборов раннего обнаружения и мониторинга. Испытания проводились на открытой воде в морской акватории бухты Аякс залива Петра Великого с использованием имитатора нефтепродукта. По итогам исследований были сделаны выводы о возможности и целесообразности применения приборов и методов раннего обнаружения и мониторинга разливов ННП на объектах трубопроводного транспорта и перевалки, а также о перспективах развития науки и техники в области мониторинга и раннего обнаружения разливов ННП.

Ключевые слова: лазер, лидар, мониторинг, обнаружение, подводные переходы магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, радиолокация, радиометрия, разливы нефти и нефтепродуктов, флуоресценция.

Для цитирования:
Методы раннего обнаружения и мониторинга разливов нефти и нефтепродуктов на водных объектах и оценка их эффективности / Радионова С. Г. [и др.] // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2017. Т. 7. № 5. С. 56–67.

Список литературы:↓

68-75

Повышение безопасности транспортировки нефти и нефтепродуктов путем внедрения непрерывного мониторинга массы жидкости на участках трубопровода

М. В. Лурье a

a Российский государственный университет нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина, Ленинский проспект, 65, 119991, Москва, Россия

DOI: 10.28999/2541-9595-2017-7-5-68-75

Аннотация: В статье рассматривается мероприятие, направленное на повышение эксплуатационной безопасности магистральных нефтепроводов путем внедрения непрерывного контроля массы жидкости на перегонах между последовательно расположенными нефтеперекачивающими станциями. Предлагается более совершенная технология такого контроля – ленточный мониторинг, позволяющая учитывать постоянно изменяющиеся режимы транспортировки нефти (расходы, давления, температуры), а также текущие изменения индивидуальной плотности самой жидкости. Излагается алгоритм решения сформулированной задачи, отвечающий поставленным условиям.

Ключевые слова: нефть, нефтепродукты, трубопровод, масса и объем нефти, инвентаризация, плотность и температура, объемная параметризация, баланс массы, дисбаланс, гидравлический расчет, непрерывный ленточный мониторинг, контроль, безопасность, математические методы.

Для цитирования:
Лурье М. В. Повышение безопасности транспортировки нефти и нефтепродуктов путем внедрения непрерывного мониторинга массы жидкости на участках трубопровода // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2017. Т. 7. № 5. С. 68–75.

Список литературы:↓

Ремонт трубопроводов

76-87

Испытания композитной системы ремонта согласно стандартам ISO и ASME и в дополнение к действующим нормативам

Й. Шёне a

a «Хенкель АГ энд Ко. КГаА», Гутенбергштрассе, 3, 85748, Гархинг-бай-Мюнхен, Германия

DOI: 10.28999/2541-9595-2017-7-5-76-87

Аннотация: Компания Henkel Loctite разработала систему ремонта для труб с использованием композитных материалов Loctite. Система стандартного ремонта может применяться при рабочей температуре трубопровода до 80 °C, а недавно разработанная технология – при температуре до 130 °C. В дополнение к программе испытаний этих систем согласно стандартам ISO и ASME был проведен ряд экспериментальных исследований, превышающих нормативные требования. В процессе тестирования проводились циклические испытания повышением давления на усталостную прочность композита и сопротивление проникновению газообразных углеводородов. Была разработана FEM-модель (система моделирования методом конечных элементов), включившая планирование случаев ремонта, обычно не описываемых стандартами, например, ремонта вмятин. Объединение этих методов содействовало получению дополнительных сведений, которые подтвердили надежность ремонта с использованием композитных материалов.

Ключевые слова: композитный ремонт, композитные материалы, композитные ремонтные системы, армированный волокном полимер, ремонт трубопровода, стальная муфта, стандарты ISO, стандарты ASME, сертификация, адгезия, температура тепловой деформации, динамический механический анализ.

Для цитирования:
Шёне Й. Испытания композитной системы ремонта согласно стандартам ISO и ASME и в дополнение к действующим нормативам // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2017. Т. 7. № 5. С. 76–86.

Список литературы:↓

Товарно-транспортные операции и метрологическое обеспечение

88-96

Совершенствование системы обеспечения качества нефтепродуктов при транспортировке трубопроводным транспортом

С. Б. Хотничук a, В. В. Бортник a, Ф. В. Тимофеев b, А. А. Кузнецов b

a ПАО «Транснефть», 119180, Россия, г. Москва, ул. Большая Полянка, 57

b ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, г. Москва, Севастопольский проспект, 47а

DOI: 10.28999/2541-9595-2017-7-5-88-96

Аннотация: В последние годы значительно ужесточились требования к качеству нефтепродуктов. Обеспечение сохранности качества нефтепродуктов должно достигаться за счет реализации эффективной системы управления, позволяющей своевременно и в полной мере оценивать качество нефтепродуктов в грузопотоках и оптимизировать их. Совершенствование данной системы предполагает разработку стратегии, учитывающей комплекс факторов, оказывающих влияние на качество нефтепродуктов в процессе транспортировки, и обеспечивающей выполнение комплекса соответствующих технических и организационных мероприятий. В качестве перспективных направлений развития определены: планирование и оптимизация грузопотоков на основе анализа качества принимаемых в МНПП нефтепродуктов, прогнозов изменения направлений грузопотоков и ассортимента нефтепродуктов; применение эффективных методов последовательной перекачки, организация мониторинга качества нефтепродуктов в грузопотоках, внедрение мобильных и поточных средств экспресс-контроля качества; организация методического обеспечения всех видов выполняемых работ. Решение данных задач может быть возложено на Центр обеспечения качества нефтепродуктов.

Ключевые слова: нефтепродукты, магистральные нефтепродуктопроводы, система обеспечения качества, управление, транспортировка, мониторинг, экспресс-контроль, стратегия, планирование, оптимизация.

Для цитирования:
Совершенствование системы обеспечения качества нефтепродуктов при транспортировке трубопроводным транспортом / Хотничук С. Б. [и др.] // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2017. Т. 7. № 5. С. 88–96.

Список литературы:↓

97-105

Исследование методов расчета кинематической вязкости нефти в магистральном нефтепроводе

О. В. Аралов a, И. В. Буянов a, А. С. Саванин a, Е. И. Иорданский a

a ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, г. Москва, Севастопольский проспект, 47а

DOI: 10.28999/2541-9595-2017-7-5-97-105

Аннотация: В настоящее время измерение кинематической вязкости нефти в магистральном нефтепроводе (МН) осуществляется в определенных точках, соответствующих расположению оперативных блоков измерений показателей качества нефти (БИК). Кинематическая вязкость нефти, измеряемая в БИК при определенной температуре, отличается от кинематической вязкости нефти непосредственно в магистральном нефтепроводе, что обусловлено разностью температур нефти в МН и БИК. Авторами статьи были проведены исследования зависимости кинематической вязкости нефти и смесей нефтей от температуры, проанализированы существующие формулы для расчета кинематической вязкости нефти в МН, сделаны выводы о возможности минимизации погрешности расчета кинематической вязкости нефти. По результатам данных исследований разработана методика, которая будет применяться при проведении контроля метрологических характеристик преобразователей расхода и для повышения точности расчетов технологических режимов работы МН.

Ключевые слова: кинематическая вязкость нефти, экспериментальные исследования, методика расчета, нормативный документ, система измерений количества и показателей качества нефти (СИКН), блок измерений показателей качества нефти, система обработки информации

Для цитирования:
Исследование методов расчета кинематической вязкости нефти в магистральном нефтепроводе / О. В. Аралов [и др.] // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2017. Т. 7. № 5. С. 97–105.

Список литературы:↓

Защита от коррозии

106-110

Исследование полимерных антикоррозионных конструкций для защиты свай причальных сооружений в зоне переменного уровня

П. О. Ревин a, С. В. Мамонов a, А. Н. Колмогоров b

a ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, г. Москва, Севастопольский проспект, 47а
b ООО «Транснефть – Порт Козьмино», 692941, Россия, Приморский край, Находка, мкр. Врангель, ул. Нижне-Набережная, 78

DOI: 10.28999/2541-9595-2017-7-5-106-110

Аннотация: Объектом данного исследования являются антикоррозионные конструкции для защиты свай причальных сооружений в зоне переменного уровня. Антикоррозионная конструкция, состоящая из одного или нескольких слоев полимерных материалов, защищает сваю (трубошпунтовую и шпунтовую стенки, оболочку большого диаметра) от коррозии и ледовой нагрузки и является альтернативой антикоррозионному покрытию (АКП). В последние 20 лет антикоррозионные конструкции находят широкое применение как при строительстве новых, так и при ремонте существующих причалов. Между тем в российских и международных стандартах требования к антикоррозионным конструкциям отсутствуют.
В ООО «НИИ Транснефть» ведутся исследования материалов и технологий антикоррозионной защиты причальных сооружений, эксплуатируемых в зоне переменного погружения. Изучаются свойства антикоррозионных конструкций, представленных на российском рынке. В статье рассмотрены результаты лабораторных испытаний антикоррозионных конструкций, а также технологические особенности их монтажа и эксплуатации.

Ключевые слова: антикоррозионная защита, антикоррозионная конструкция, причальные сооружения портов, зона переменного погружения, сваи.

Для цитирования:
Ревин П. О., Мамонов С. В., Колмогоров А. Н. Исследование полимерных антикоррозионных конструкций для защиты свай причальных сооружений в зоне переменного уровня // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2017. Т. 7. № 5. С. 106–110.

Список литературы:↓

Экология

111-119

Современное состояние рекуперации паров при операциях с нефтью и нефтепродуктами

Р. З. Сунагатуллин a, А. А. Коршак b, Г. В. Зябкин c

a ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, г. Москва, Севастопольский проспект, 47а

b НТЦ ООО «НИИ Транснефть», 450055, Россия, г. Уфа, проспект Октября, 144/3

c ПАО «Транснефть», 119180, Россия, г. Москва, ул. Большая Полянка, 57

DOI: 10.28999/2541-9595-2017-7-5-111-119

Аннотация: В процессе налива нефти и нефтепродуктов в транспортные средства происходят значительные потери продукта по причине естественного испарения. Наиболее эффективным средством сокращения таких потерь являются установки рекуперации паров (УРП). Авторы статьи представляют анализ существующих установок рекуперации паров, способствующих сокращению потерь нефти и нефтепродуктов по причине естественного испарения в процессе налива в транспортные средства, а также подробно описывают преимущества и недостатки данных систем.

Ключевые слова: налив нефтепродуктов, потери нефти и нефтепродуктов, испарение нефти и нефтепродуктов, рекуперация паров, установки рекуперации паров, сокращение выбросов углеводородов, адсорбция, абсорбция, конденсация, мембраны

Для цитирования:
Сунагатуллин Р. З., Коршак А. А., Зябкин Г. В. Современное состояние рекуперации паров при операциях с нефтью и нефтепродуктами // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2017. Т. 7. № 5. С. 111–119.

Список литературы:↓