Русский

№3/2017

Стр.

Название статьи, авторы, аннотация и ключевые слова

Развитие отрасли

12-13

На шаг впереди настоящего

Н. Н. Сухорукова a

a ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, г. Москва, Севастопольский проспект, 47а

Аннотация: 16 мая в ООО «НИИ Транснефть» состоялось второе заседание комитета по проблемам магистрального транспорта углеводородов при секции «Безопасность объектов нефтегазового комплекса» научно-технического совета Ростехнадзора.
Основным итогом рассмотрения повестки дня стало решение о целесообразности разработки целевой программы «Высоконадежный трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов» с перспективой ее дальнейшего представления в федеральные органы исполнительной власти и возможностью распространения на всю отрасль трубопроводного транспорта. Предполагается, что программа станет пилотным проектом, к которому смогут подключиться либо использовать в качестве примера другие операторы трубопроводов для наполнения общей программы «Высоконадежный трубопроводный транспорт России».

14-23

В начале славных дел

В. Н. Комарица a, Н. Н. Сухорукова a

a ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, г. Москва, Севастопольский проспект, 47а

Аннотация: А. С. Джарджиманов – отличник нефтяной промышленности, лауреат премии Совета министров СССР, обладатель ордена «Знак почета», медали «Ветеран труда», многих отраслевых наград. 30 лет он проработал в системе магистральных трубопроводов, с 1975 года – в центральном аппарате Главтранснефти. О том, как совершенствовались технологии работы компании, что помогло сохранить единство магистрального трубопроводного транспорта в непростые времена смены исторических эпох и структурной перестройки нефтяной отрасли, о своем профессиональном становлении и малоизвестных фактах из истории «Транснефти», Александр Сергеевич рассказал читателям нашего журнала.

Прочность и долговечность трубных сталей

24-31

О роли строительных и металлургических дефектов в разрушении магистральных трубопроводов

А. Р. Хафизов a, М. Н. Назарова b, А. Н. Ценев b, Н. К. Ценев a, c

a ОФГБОУ ВО Уфимский государственный нефтяной технический университет (УГНТУ), 450062, Россия, г. Уфа, ул. Космонавтов, 1
b ФГБОУ ВПО Санкт-Петербурский горный университет, 199106, Россия, г. Санкт-Петербург, Васильевский остров, 21 линия, д. 2
c НТЦ ООО «НИИ Транснефть», 450055, Россия, г. Уфа, проспект Октября, 144/3

DOI: 10.28999/2541-9595-2017-7-3-24-31

Аннотация: Рассмотрены типичные примеры разгерметизации катушек длительно эксплуатируемых участков трубопроводов. Рассмотрен пример инцидента, когда при строительстве трубопровода на катушку были нанесены следы коронок зубьев экскаватора. Несмотря на такой дефект, катушка простояла почти 40 лет. Экспериментально и с помощью двумерной расчетной конечно-элементной модели из 6016 элементов PLANE 2, предназначенных для анализа распределения напряжений в областях со значительными градиентами, были определены условия, при которых возникают усталостные разрушения.
Исследованы особенности развития процессов разрушения в случае образования протяженной полости в зоне смещения свариваемых кромок труб и при использовании усиливающей накладки в качестве ремонтного элемента катушки.

Ключевые слова: строительные дефекты, ремонтные дефекты, металлургические дефекты, разрушение трубопроводов.

Список литературы:↓

32-40

Обоснованное назначение интервала повторных испытаний – гарантия безаварийной эксплуатации нефтепровода

Ю. В. Лисин a, Д. А. Неганов a, В. М. Варшицкий a

a ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, г. Москва, Севастопольский проспект, 47а

DOI: 10.28999/2541-9595-2017-7-3-32-40

Аннотация: В работе проведен анализ современных подходов к использованию периодических гидравлических испытаний для обеспечения целостности действующих трубопроводов, содержащих растущие трещиноподобные дефекты и дефекты коррозионного происхождения. Отмечены преимущества и недостатки различных подходов. Отмечено, что возможный повреждающий эффект гидравлических испытаний связан с вероятным страгиванием предкритических дефектов. Количество таких случаев незначительно, так как страгиваться без разрушения при заданном давлении могут только дефекты, имеющие размеры, ограниченные узким интервалом. Если размеры дефекта выходят из этого интервала, то дефект выявляется, если не попадают в интервал – дефект притупляется. Показано, что выбор давления гидравлических испытаний в зависимости от фактической цикличности рабочего давления, скорости коррозии, характеристик ударной вязкости, циклической трещиностойкости металла труб и величины рабочего давления позволяет обеспечить требуемый интервал повторных испытаний.

Ключевые слова: гидроиспытания, рабочее давление, несущая способность, циклическая трещиностойкость.

Список литературы:↓

Строительство и эксплуатация трубопроводных систем транспорта и хранения нефти и нефтепродуктов

41-47

Проблема деградации противотурбулентных присадок в трубопроводах углеводородного сырья

Р. Г. Шагиев a, А. Г. Гумеров a, Л. П. Худякова b

a Центр нефтегазовых исследований и новых материалов Института стратегических исследований Республики Башкортостан, 450075, Россия, г. Уфа, проспект Октября, 129/3
b НТЦ ООО «НИИ Транснефть», 450055, Россия, г. Уфа, проспект Октября, 144/3

DOI: 10.28999/2541-9595-2017-7-3-41-47

Аннотация: В настоящей работе разработана математическая модель кинетики деградации ПТП в нефтепроводе, учитывающая порог прекращения деградации и молекулярно-массовую функцию распределения макромолекул, а также зависимость скорости деградации от скорости потока, геометрических параметров трубопровода и физико-химических параметров углеводородного сырья. Идентификация модельных параметров была осуществлена на основе опытных данных, полученных на одном из режимов при постоянной концентрации присадки. Прогнозные оценки на других режимах показали удовлетворительное соответствие теории «натуре», что является первым свидетельством адекватности математической модели.

Ключевые слова: противотурбулентные присадки, деградация, порог прекращения деградации, тестирование, математическая модель.

Список литературы:↓

48-57

Оценка влияния трубного передела на свойства металла труб большого диаметра класса прочности К56

Г. В. Нестеров a, Е. П. Студёнов a, Д. А. Гаврилов a

a ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, г. Москва, Севастопольский проспект, 47а

DOI: 10.28999/2541-9595-2017-7-3-48-57

Аннотация: В работе приведены результаты экспериментальных исследований по оценке влияния холодной деформации металла на изменение исходных механических свойств металла при изготовлении сварных прямошовных труб большого диаметра класса прочности К56 с использованием различных схем формовки. С целью оценки влияния трубного передела на механические и вязко-пластические свойства металла вырезали темплеты из различных зон по ширине листового проката и из соответствующих зон труб, изготовленных из данного проката.
Оценку изменения свойств металла осуществляли по результатам испытаний на растяжение плоских полнотолщинных образцов и испытаний образцов с V-образным надрезом на ударный изгиб.

Ключевые слова:листовой прокат, трубная заготовка, формовка, трубный передел.

Список литературы:↓

58-65

Оценка эффективности технологий модификации полимерных материалов для технических средств нефтепродуктообеспечения

Ю. Н. Рыбаков a, С. И. Чириков a, А. В. Дедов a, С. В. Ларионов b

a ФАУ «25 ГосНИИ химмотологии Минобороны России», 121467, Россия, г. Москва, ул. Молодогвардейская, д. 10
b Российский государственный университет нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина, 119991, Россия, г. Москва, Ленинский проспект, 65

DOI: 10.28999/2541-9595-2017-7-3-58-65

Аннотация: Показаны направления использования технических средств нефтепродуктообеспечения на основе полимерных материалов в условиях отсутствия или ограниченной доступности транспортных коммуникаций. Приведена оценка основных недостатков и ограничений в использовании технических средств нефтепродуктообеспечения на основе нитрильных резин. Указаны основные подходы к разработке и модификации перспективных полимерных материалов. Рассмотрены особенности методов рецептурной, химической и физической модификации. Выполнена экспериментальная оценка эффективности применения различных технологий модификации полимеров, используемых в производстве технических средств. Установлены оптимальное время облучения и расстояние между полимером и источником облучения при проведении радиационной модификации.

Ключевые слова: модификация, полимер, проницаемость, топливостойкость

Список литературы:↓

66-73

Технико-экономические границы применения метода наклонно-направленного бурения при строительстве подводных переходов магистральных трубопроводов

Д. Р. Вафин a, А. Н. Сапсай b, Д. А. Шаталов a

a ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, г. Москва, Севастопольский проспект, 47а
a ПАО «Транснефть», 119180, Россия, г. Москва, ул. Большая Полянка, 57

DOI: 10.28999/2541-9595-2017-7-3-66-73

Аннотация: Для оценки экономической и технологической целесообразности метода наклонно-направленного бурения (ННБ) были проанализированы условия строительства на более чем 100 подводных переходах. С целью определения максимально возможной протяженности скважины подводного перехода для каждого типоразмера трубопровода рассмотрены тяговые усилия, затрачиваемые буровыми установками при протаскивании трубопровода. Для оценки влияния инженерно-геологических условий построенные переходы были распределены по объемной скорости строительства в порядке убывания с указанием аварийных ситуаций, возникавших в ходе проведения работ. По результатам рассмотрения технических и экономических аспектов строительства трассы трубопровода сформулированы технико-экономические ограничения применения метода ННБ при строительстве подводных переходов магистральных трубопроводов.

Ключевые слова: наклонно-направленное бурение, подводный переход, магистральный трубопровод, аварийная ситуация, технико-экономические ограничения.

Список литературы:↓

Экономика и управление производством

74-83

О специфических налоговых аспектах деятельности организаций системы «Транснефть» на региональном уровне

П. Ю. Сериков a, Н. Г. Кобцева a, А. В. Попов b

a ПАО «Транснефть», 119180, Россия, г. Москва, ул. Большая Полянка, 57
a ООО «Транснефть Финанс», 119334, Россия, г. Москва, ул. Вавилова, 24, корп. 1

DOI: 10.28999/2541-9595-2017-7-3-74-83

Аннотация: Рассматривается влияние деятельности организаций системы «Транснефть» (ОСТ) на развитие субъектов Российской Федерации, анализируется роль налоговых перечислений в формировании региональных и местных бюджетов. Показано, как изменились объем и структура налоговых платежей в период 2012–2016 гг., проводится анализ факторов, влияющих на размер налоговых перечислений.
Рассмотрены специфические налоговые аспекты производственной деятельности ОСТ. Рассмотрено влияние как тарифной политики, проводимой государством в отношении субъектов естественных монополий в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, так и государственной налоговой политики, которая приводит к перераспределению налоговых выплат. Описана взаимосвязь снижения инвестиционных возможностей естественных монополистов и сокращения поступлений в региональные бюджеты от налога на прибыль.

Ключевые слова: организации системы «Транснефть» (ОСТ), налоговая политика, налог на прибыль, консолидированная группа налогоплательщиков, налог на имущество, тарифная политика государства.

Список литературы:↓

Материалы и оборудование

84-95

Применение инерциальных навигационных систем во внутритрубной диагностике

М. Ю. Кирьянов a, В. В. Орлов a

a АО «Транснефть – Диаскан», 140501, Россия, г. Луховицы, Московской область, ул. Куйбышева, 7

DOI: 10.28999/2541-9595-2017-7-3-84-95

Аннотация: Изложены теоретические основы инерциальной навигации, описаны конструкции и принцип работы современных инерциальных навигационных систем (ИНС) различных типов, их сравнительные достоинства и недостатки, приведены параметры, характеризующие класс точности ИНС. Применение ИНС во внутритрубной диагностике рассмотрено на примере практической реализации метода расчета навигационных параметров в профилемерах и дефектоскопах определения положения трубопровода АО «Транснефть – Диаскан». Сделан акцент на необходимости выполнения предстартовой ориентации ИНС, а также геодезической коррекции расчетной траектории с использованием глобальной навигационной спутниковой системы. Описаны проблемы, связанные с измерением радиуса изгиба и перемещения трубопровода. Приведены результаты внедрения бесплатформенной инерциальной навигационной системы (БИНС) высокой точности в АО «Транснефть – Диаскан».

Ключевые слова: инерциальная навигационная система, БИНС, гироскоп, внутритрубная диагностика.

Список литературы:↓

Товарно-транспортные операции и метрологическое обеспечение

96-101

Мониторинг процессов смешения и формирования грузопотоков нефти в системе магистральных нефтепроводов

А. А. Шматков a, Ю. Н. Олудина a, А. А. Гришакова b

a ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, г. Москва, Севастопольский проспект, 47а
b ПАО «Транснефть», 119180, Россия, г. Москва, ул. Большая Полянка, 57

DOI: 10.28999/2541-9595-2017-7-3-96-101

Аннотация: В статье рассмотрены алгоритм мониторинга процессов смешения нефти и подход к расчету распределения показателей ее качества в грузопотоках. Алгоритм мониторинга процессов смешения состоит из нескольких блоков: прогнозного расчета показателей качества нефти, анализа их изменения, выявления отклонений между прогнозным расчетом и фактическими данными, выдачи рекомендаций по исключению отклонений. Прогнозный расчет условно делят на долгосрочный и краткосрочный. Задача о долгосрочном прогнозировании показателей качества сводится к решению классической транспортной задачи. В настоящее время в научных источниках отсутствует описание постановки и решения задачи краткосрочного прогнозирования показателей качества нефти. Задача краткосрочного прогнозирования показателей качества может быть сведена к динамической транспортной задаче с задержками, решение которой позволит повысить точность и снизить трудоемкость выполнения краткосрочных прогнозных расчетов за счет их автоматизации.

Ключевые слова: нефть, мониторинг, смешение нефти, формирование грузопотоков, показатели качества.

Список литературы:↓

Автоматика, телемеханика и связь

102-113

Модернизация системы обнаружения утечек на нефтепродуктопроводах компании MOL

Ф. Петерфалви a

a MOL Group, 1117, Венгрия, Будапешт, ул. Október huszonharmadika, 18

DOI: 10.28999/2541-9595-2017-7-3-102-113

Аннотация: В данной статье пойдет речь о реальном опыте и длительном практическом поиске, проведенном логистическими подразделениями компании MOL, в результате которого удалось обеспечить эффективно функционирующую систему обнаружения утечек (СОУ) на трубопроводах, находящихся в длительной эксплуатации. С учетом преимуществ и недостатков имевшихся технологий, характеристик трубопроводов и условий эксплуатации, было принято решение о применении в качестве основного метода обнаружения утечек метода волны давления и определены новые расчетные показатели эффективности СОУ.

Ключевые слова: система контроля эксплуатации, система обнаружения утечек, метод волны давления, показатели эффективности, измерение давления, разрешение

Список литературы:↓

Правоприменение и безопасность

114-115

Хищение нефтепродуктов из трубопроводов стран Европы

Дж. Тиратсу a

a Tiratsoo Technical, издательство Great Southern Press, Биконсфильд, Великобритания

Аннотация: С 2011 года отмечается тенденция увеличения сообщений о краже нефтепродуктах в европейских регионах – в том числе в тех странах, в которых этой проблемы ранее не существовало. Concawe провела исследование с целью собрать статистику о попытках и случаях краж из нефтепроводной сети Европы с начала десятилетия.

Обзор научной периодики

116-119

Вопросы металловедения и конструкционной надежности инженерных сооружений

В. Н. Комарица a

a ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, г. Москва, Севастопольский проспект, 47а

Аннотация: Продолжаем знакомить читателей с научной периодикой по значимым вопросам трубопроводного транспорта и смежных областей науки, которые могут представлять интерес для российских ученых и специалистов.