Русский

№1/2017

Стр.

Название статьи, авторы, аннотация и ключевые слова

Развитие отрасли

10-16

Государственный подход – фундамент нефтяной отрасли

Редакционная статья

Аннотация: Государственный подход в управлении нефтяной отраслью – единственный надежный и безопасный фундамент в ее основании, считает Валерий Гарипов, заместитель министра топлива и энергетики Российской Федерации в 1996–2001 гг. Он твердо отстаивает позицию возвращения государству ключевых и действенных рычагов влияния, настаивает на безусловной приоритетности национальных интересов и консолидации в этом ключе всех ресурсов.

17-19

ООО «НИИ Транснефть» и нефтегазовые вузы обсудили возможность разработки примерных образовательных программ

Редакционная статья

Аннотация: ООО «НИИ Транснефть», Федеральное учебно-методическое объединение в сфере высшего образования по УГСН 21.00.00 «Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия» и российские нефтегазовые вузы обсудили возможность разработки примерных образовательных программ подготовки бакалавров и магистров по направлению «Нефтегазовое дело» в области трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов.

Молодые ученые и специалисты

20-29

Системный подход при разработке мероприятий по предупреждению и локализации последствий аварий на нефтепроводах в арктической зоне РФ

С. А. Половков a, Р. Ю. Шестаков a, И. Р. Айсматуллин a, В. Н. Слепнев a

a ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, г. Москва, Севастопольский проспект, 47а

Аннотация: Магистральный нефтепровод (далее – МН) Заполярье – Пурпе проложен по территории с арктическим климатом (Ямало-Ненецкий автономный округ), характерными особенностями которого являются продолжительная суровая зима и сравнительно короткое, но теплое лето. В этих условиях технология транспортировки углеводородного сырья предполагает предварительный прогрев до +60 °C планируемой к перекачке высоковязкой смеси нефтей. Однако в случае повреждения трубопроводной системы разлив «горячей» нефти, а также дальнейшие действия по ликвидации аварийной ситуации и ее последствий могут вызвать деформацию многолетнемерзлых грунтов, что нанесет непоправимый ущерб природе Арктики и может стать причиной новых аварий на МН. Для разработки защитных мероприятий должны быть определены потенциально наиболее опасные участки трубопровода, спрогнозированы возможный объем разлива нефти и пути его распространения при аварии. В данной статье рассмотрен наиболее опасный вариант происшествия, при котором основное влияние на распространение и скопление разлившейся нефти будет оказывать рельеф местности. Инициирующим разлив событием выбран гильотинный разрыв нефтепровода, т. к. при подобной аварии разливается наибольший объем транспортируемой жидкости. Моделирование позволит спрогнозировать наиболее удаленные места стоков и скоплений. В целях исключения угрозы попадания нефти в водные объекты указана необходимость сооружения стационарных заграждений, препятствующих распространению разлива. Для экономии времени за счет доставки на место чрезвычайной ситуации техники и оборудования рекомендуется создание опорных пунктов – технически оборудованных площадок, которые будут расположены в непосредственной близости к наиболее уязвимым участкам трассы трубопровода. Описанный в статье системный подход позволяет получить наиболее полную и приближенную к реальности картину событий при аварии на магистральном нефтепроводе. Полученные результаты могут быть использованы при разработке защитных мероприятий, направленных на минимизацию ущерба и максимальное сокращение воздействия возможного разлива нефти на хрупкое природное равновесие Арктики, а также быть востребованы при проектировании новых и реконструкции эксплуатируемых МН, создании систем защитных сооружений.

Ключевые слова: ArcGIS, Арктическая зона РФ, Заполярье – Пурпе, георешетка, защитные сооружения, магистральный нефтепровод, многолетнемерзлые грунты, моделирование, ПАО «Транснефть», оценка риска, разлив нефти.

Список литературы:↓

Прочность и долговечность трубных сталей

30-38

Комплексный анализ запасов прочности трубопроводов и базовых механических свойств трубных сталей

Ю. В. Лисин a, Н. А. Махутов a, Д. А. Неганов a, В. М. Варшицкий a

a ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, г. Москва, Севастопольский проспект, 47а

Аннотация: В статье представлен анализ нормативных расчетов прочности трубопроводов по допускаемым напряжениям и предельным состояниям, базирующихся на количественном определении запасов прочности по пределу текучести и пределу прочности и сложившихся в отечественной и зарубежной практике на протяжении десятилетий. Приведена новая научная основа расчетного анализа и обоснования запасов прочности с количественным учетом всех основных эксплуатационных, технологических и конструктивных факторов, включая эффекты старения, деградации трубных сталей и труб, образования и развития опасных повреждений и дефектов (в т. ч. коррозионных и эрозионных).

Ключевые слова: Расчетные напряжения, допускаемые напряжения, запас прочности, коэффициент надежности, теория прочности, режим нагружения, долговечность, ресурс, старение, трещиностойкость, живучесть.

Список литературы:↓

39-49

Оценка кольцевых сварных швов длительно эксплуатируемых трубопроводов и возможности средств внутритрубной диагностики

Юонг-Ю Ванг a, Джинг Ма a, Сатиш С. Кулкарни a

a Центр надежных энергетических систем, Дублин, Огайо 43017, США

Аннотация: Большая часть трубопроводов в США были построены до 1970-х гг., до вступления в силу жестких требований федеральных нормативных актов к качеству работ и материалов. Во время строительства этих трубопроводов их кольцевые сварные швы не подвергались 100 %-ному неразрушающему контролю. Такие швы могут содержать дефекты, которые способны привести к периодическим сбоям в работе трубопровода при появлении дополнительных напряжений, превышающих значения, установленные для обычных условий эксплуатации. Связанные с этим недавние аварийные ситуации привлекли внимание общественности и выдвинули на первый план необходимость создания системы управления целостностью длительно эксплуатируемых трубопроводов.
Оценка кольцевых сварных швов на основе принципов годности к эксплуатации является лучшим рациональным подходом к разработке методики управления целостностью трубопровода. Хотя общие процедуры для оценки годности к эксплуатации сварных швов хорошо себя зарекомендовали, может понадобиться их совершенствование, учитывая уникальные особенности исследуемых сварных соединений. Кроме того, часто оказываются недоступны значения входных параметров, требуемых для такой оценки (в частности, действующие напряжения, размер дефекта, свойства материала). В статье исследуются элементы, необходимые для оптимизации процедур оценки годности к эксплуатации сварных швов. Рассматриваются проблемы оценки входных параметров. Ограничения и возможности различных инструментов внутритрубной диагностики (ВТД) в выявлении и описании дефектов кольцевых сварных швов представлены на основе фундаментальных принципов и ранее опубликованных данных.

Ключевые слова: трубопровод, управление целостностью, кольцевой сварной шов, пригодность к эксплуатации, внутритрубная диагностика и инструменты ВТД.

Список литературы:↓

Строительство и эксплуатация трубопроводных систем транспорта и хранения нефти и нефтепродуктов

50-52

К вопросу комплексного подхода к расчету эффективности работы магистрального нефтепровода и магистральных насосных агрегатов

П. А. Ревель-Муроз a

a ПАО «Транснефть», 119180, Россия, г. Москва, ул. Большая Полянка, 57

Аннотация: В статье представлена комплексная методика расчета коэффициента полезного действия (КПД) объектов нефтепроводного транспорта. Определение эффективности работы магистрального нефтепровода (МН) рассматривается при комплексном анализе эффективности работы технологических участков (ТУ). Эффективность работы ТУ МН рассчитывается по относительной величине КПД ТУ МН для анализируемого периода времени (или группы режимов). Оценка эффективности работы магистрального насосного агрегата (МНА) основана на получении фактической (эксплуатационной) характеристики изменения КПД МНА за анализируемый месяц и ее сравнения с паспортной характеристикой.

Ключевые слова: магистральный нефтеперекачивающий агрегат, технологический участок, коэффициент эффективности, КПД, программа энергосбережения.

Список литературы:↓

53-61

Влияние взаимного расположения технологического оборудования на гидравлическое сопротивление

В. Ю. Морецкий a, В. В. Жолобов a, Д. И. Варыбок a

a ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, г. Москва, Севастопольский проспект, 47а

Аннотация: При компактном расположении местных сопротивлений возникает явление интерференции. Наличие интерференции приводит к тому, что метод суперпозиции дает отклонение в ту или иную сторону и становится неприменимым. Технологические трубопроводы НПС содержат участки с компактным расположением местных сопротивлений, применительно к которым явление интерференции не исследовано. Цель данной работы: корректировка метода суперпозиции для вычисления суммарного сопротивления компактно расположенных местных сопротивлений.
Предполагается, что профиль полной скорости набегающего (недеформированного) потока, коэффициент гидравлического сопротивления обособленного элемента узла и структурный вид деформированного местным сопротивлением профиля полной скорости заданы. Формулируются две краевые задачи о стабилизации потока на участках перед и после сопротивления, представляемого в виде математического разрыва. Представлена процедура поиска приближенного аналитического решения этих задач, использующая теорию винтовых течений. Результатом решения является длина пути, на котором восстанавливается стабилизированный профиль полной скорости (зона влияния местного сопротивления) и профиль скорости в месте потенциального расположения второго сопротивления.
При определении индивидуальных сопротивлений в зоне взаимного влияния снова формулируются две краевые задачи: для нахождения измененного профиля скорости за первым и вторым местным сопротивлением и используется прежняя процедура поиска аналитического решения.
Представлены расчетные зависимости и процедура их применения при построении и «сшивке» решений на разрыве.
Представленные зависимости и процедуры их применения предназначены для вычисления индивидуальных сопротивлений отдельных элементов, входящих в узел, при этом будет справедлив принцип суперпозиции.

Ключевые слова:местное гидравлическое сопротивление, расход, перепад давления, кинематическая вязкость, винтовые вихри, участок стабилизации, деформация профиля скорости, краевая задача.

Список литературы:↓

62-69

Удаление скоплений воды из трубопровода потоком перекачиваемой нефти

М. В. Лурье a

a Российский государственный университет нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина, 119991, Россия, г. Москва, Ленинский проспект, 65

Аннотация: В статье рассматривается процесс выноса скопления воды из локальных низин профиля трубопровода потоком транспортируемой жидкости (нефти или нефтепродукта). Эта проблема неоднократно изучалась многими авторами, пытавшимися предложить формулу для расчета скорости транспортируемой жидкости, достаточной для полного удаления воды из внутренней полости трубопровода. В большинстве случаев исследования носили экспериментальный характер, однако их результаты каждый раз оказывались неточными и в ряде случаев противоречили друг другу. Таким образом, формулы или общепризнанной методики расчета скорости выноса воды из трубопровода до сих пор не существует.
В настоящей работе предлагается вариант решения этого вопроса. Развита теория для расчета параметров выноса скопления воды из пониженного участка профиля трубопровода, базирующаяся на основных законах механики. Объясняются причины кажущихся противоречий теоретических исследований и существующих экспериментов. Предложена формула для расчета скорости выноса скопления воды в виде компактного образования – слага (slug). Приведено сопоставление результатов расчета с экспериментами.

Ключевые слова: Нефть, нефтепродукты, трубопровод, профиль, восходящий и нисходящий участки, скопление воды, равновесие скопления воды, удаление скопления, уравнения баланса массы и количества движения, критическая скорость, слаг, максимальный объем.

Список литературы:↓

70-81

Обзор положений теории растворов

З. З. Шарафутдинов a

a ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, г. Москва, Севастопольский проспект, 47а

Аннотация: Эффективность транспортировки нефти в значительной мере определяется ее реологическими свойствами. Многие специалисты при решении технических проблем по управлению реологическими свойствами и параметрами нефтяных систем преувеличивают роль механики сплошных сред и не учитывают ее взаимосвязь с химическими свойствами компонентов. Это не позволяет добиться требуемой эффективности применяемых технических решений, тормозит поиск новых путей развития методов управления жидкостями и дисперсиями в нефтяной промышленности. Учет структурных и компонентных особенностей нефти позволяет эффективно управлять процессом ее движения в трубопроводе, ведет к снижению энергозатрат при ее транспортировке.

Ключевые слова: pеология, реология нефти, дискретность структуры нефти, реологические модели, супрамолекулярная химия, супрамолекулярные взаимодействия в нефти.

Список литературы:↓

82-83

О выводе из эксплуатации объектов добычи и транспорта нефти: опыт Великобритании

Джон Тиратсу a

a Tiratsoo Technical, издательство Great Southern Press, Биконсфильд, Великобритания

Аннотация: Нефтегазовое управление (НГУ) Великобритании опубликовало основную стратегию вывода из эксплуатации объектов, расположенных на континентальном шельфе в Северном море. Как утверждают представители ведомства, уже сегодня ясно, что этот процесс будет сопряжен со значительными трудностями – как в технологическом плане, так и из-за огромных материальных затрат и длительности предприятия (реализация проекта предполагается до 2050 года).
Очевидно, что приоритетное значение будут иметь вопросы безопасности, защиты окружающей среды от возможных негативных воздействий, связанных с проведением предстоящих крупномасштабных работ. В то же время ожидается, что реализация данной стратегии даст новый импульс для развития инноваций, оптимизации производственных расходов и повышения квалификации персонала.

84-88

Распространение волн давления в трубопроводах из армированного волокном полимера из-за гидравлического удара

Димитриос Павлоу a

a Университет Ставангера, 4036, Ставангер, Норвегия

Аннотация:Представлена модель взаимодействия «жидкость–труба» для композитных трубопроводов, подвергнутых воздействию гидравлического удара. Колебания давления и соответствующая скорость ударной волны при мгновенном или быстром снижении расхода жидкости определяются с учетом параметров потока и анизотропных характеристик эластичности стенки трубы. Изучен типичный пример для труб из стекловолокна/эпоксидной смолы.

Ключевые слова: трубы из ПАВ, композитные материалы, распространение волн, гидравлический удар

Список литературы:↓

Материалы и оборудование

89-93

Сравнительный анализ технических характеристик поточных анализаторов серы отечественного и зарубежного производства

И. Н. Кацал a, Р. З. Сунагатуллин b, Е. С. Дубовой b, Н. Н. Хафизов b

a ПАО «Транснефть», 119180, Россия, г. Москва, ул. Большая Полянка, 57
b ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, г. Москва, Севастопольский проспект, 47а

Аннотация: Точные и надежные измерения содержания общей серы в потоке нефти критически важны как для транспортировки нефти по системе магистральных нефтепроводов, так и для контроля процессов нефтепереработки. Для таких измерений применяются зарубежные поточные анализаторы серы, обслуживание которых сопряжено с высокими затратами. В данной статье представлен обзор результатов проведенной апробации опытного образца поточного анализатора серы в реальных условиях эксплуатации в БИК на объектах ПАО «Транснефть». Приведено сравнение технических характеристик отечественного поточного анализаторы серы в потоке нефти с аналогичными зарубежными приборами, применяемыми на объектах системы магистральных нефтепроводов, выполнен сопоставительный анализ результатов измерений, проведенных разными поточными анализаторами серы для оценки качества нефти.

Ключевые слова: поточный анализатор серы, метод анализа, система магистральных нефтепроводов, компаундирование нефти, качество нефти, лабораторные исследования.

Список литературы:↓

94-99

Конструктивные изменения и освоение производства эффективного режущего инструмента для проведения ремонтных работ на нефтепроводе

Д. А. Барабаш a, Е. В. Гоман a

a АО «Транснефть – Сибирь», 625048, Россия, г. Тюмень, ул. Республики, 139

Аннотация: С целью повышения производительности труда и снижения затрат при проведении ремонтных работ на нефтепроводе, обеспечения стабильности качества выпускаемой продукции было принято решение о разработке конструкции режущего инструмента с использованием сменных многогранных режущих пластин из твердого сплава.
Разработанное на Тюменском ремонтно-механическом заводе сверло кольцевое наружным диаметром 131 мм со сменными многогранными пластинами из твердого сплава (патент на полезную модель получен в 2015 г.) является рабочим элементом устройства холодной врезки УХВ-150 и предназначен для вырезки отверстий в нефтепроводе, находящемся под избыточным давлением. Принятые в производстве кольцевые сверла имеют режущие пластины (зубья), изготовленные из быстрорежущей стали или твердого сплава, которые крепятся к стальному корпусу сверла с помощью сварки или пайки. У нового сверла сменные режущие пластины из твердого сплава крепятся к корпусу с помощью винтов. Это сверло не нуждается в перезаточке: при износе режущих пластин достаточно развернуть их на 180°, чтобы они резали незатупленными кромками, или просто заменить пластины. Конструкция сверла проста и технологична, поэтому трудоемкость его изготовления как минимум в два раза ниже, чем у используемых промышленных образцов.
Сверло спроектировано в соответствии с требованиями теории резания. Опытная партия сверл успешно прошла испытания в условиях эксплуатации на магистральных нефтепроводах.

Ключевые слова: cверло кольцевое со сменными многогранными пластинами из твердого сплава, сверло кольцевое

Список литературы:↓

Защита от коррозии

100-107

Исследование возможности применения металлизационных протекторных покрытий для антикоррозионной защиты причальных сооружений

О. Ю. Елагина a, С. В. Мамонов b, П. О. Ревин b

a Российский государственный университет нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина, 119991, Россия, г. Москва, Ленинский проспект, 65

b ООО «НИИ Транснефть», 117186, Россия, г. Москва, Севастопольский проспект, 47а

Аннотация: В статье рассмотрена возможность использования металлизационных протекторных покрытий (МПП) на основе цинковых и алюминиевых сплавов для антикоррозионной защиты свай причальных сооружений в зоне полного погружения, переменного уровня и морской атмосферы. В работе использованы МПП, нанесенные методом электродуговой металлизации. Был выполнен анализ строения каждого исследуемого МПП в поперченном сечении с целью определения его пористости. Представлено сравнение скоростей коррозии различных МПП в зоне полного погружения, переменного уровня и морской атмосферы, полученных по результатам лабораторных испытаний. Описаны методики расчета скорости коррозии МПП для прогнозирования остаточного срока службы покрытия. Проанализирована интенсивность коррозии различных МПП, выявлены покрытия с наименьшей скоростью коррозии в зоне полного погружения, переменного уровня и морской атмосферы.

Ключевые слова: антикоррозионная защита, причальные сооружения, металлизационные протекторные покрытия, скорость коррозии.

Список литературы:↓

Управление персоналом

108-120

Методология формирования расходов на оплату труда в организациях системы «Транснефть»: особенности экономической модели планирования фот и подходов к автоматизации

И. В. Лямкин a, Н. Б. Московкин a, Д. А. Бовтунов a, Ю. П. Миронова a

a ПАО «Транснефть», 119180, Россия, г. Москва, ул. Большая Полянка, 57

Аннотация: В статье приводится описание базовых методов планирования расходов на оплату труда, сущности первичного планирования фонда заработной платы, особенностей действующей экономической модели бюджетирования фонда оплаты труда (ФОТ), используемой в системе «Транснефть», ее основных методологических принципов, а также подходов к автоматизации бюджетного планирования и отчетности по оплате труда.

Ключевые слова: элементное планирование ФОТ, основная и дополнительная заработная плата, средняя тарифная ставка, средний тарифный разряд, средний тарифный коэффициент, часовой (дневной, месячный) ФОТ, многофакторная комбинированная модель, пофакторное планирование заработной платы, модель многомерного представления данных, OLAP-кубы.

Список литературы:↓

ПАО «Транснефть»
Научно-исследовательский институт транспорта нефти и нефтепродуктов Транснефть