№ |
Рубрика, название статьи и краткая аннотация |
Авторы | |
1. Развитие отрасли | |||
1.1 |
Информационное сообщение по итогам научно-практической конференции «Тенденции развития трубопроводного транспорта углеводородов – организатор ООО «Союз нефтегазопромышленников России» (информационный партнер конференции: журнал «Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов») |
ООО «НИИ Транснефть»: Сухорукова Н. Н. – главный специалист отдела издательских проектов и медиакоммуникаций | |
2. Прочность, надежность, долговечность | |||
2.1 |
Трещиностойкость магистральных нефтепроводов с поверхностными дефектами Статья посвящена рассмотрению проблем поверхностных несквозных трещин в нефтепроводах и является развитием ранее выполненных и опубликованных исследований для сквозных продольных трещин. Важное значение имеет установление связи между разрушающими напряжениями с одной стороны, формой и размером трещин – с другой. Линейная механика разрушения дает завышенные характеристики прочности, не отвечающие физическому смыслу в области малых трещин, и занижает прочность для глубоких поверхностных трещин. Нелинейная механика в большей степени отвечает результатам анализа реальных разрушений в эксплуатации и при стендовых испытаниях. Объектом исследования являются трещины в стенках трубопроводов различной геометрии (формы) и протяженности как в основном металле труб, так и в зонах продольных и кольцевых сварных соединений. Полученные результаты целесообразно верифицировать на основе анализа результатов исследований отказов объектов трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов и модельные стендовых испытаний натурных образцов объектов с искусственными или естественными дефектами. |
ООО «НИИ Транснефть»: Махутов Н. А. – д. т. н., член-корреспондент РАН, профессор, главный научный сотрудник центра эксплуатации и механо-технологического оборудования трубопроводного транспорта; Неганов Д. А. – д. т. н., первый заместитель генерального директора; Студенов Е. П. – директор центра эксплуатации и механо-технологического оборудования трубопроводного транспорта; Варшицкий В. М. – к. т. н., заведующий лабораторией прочностных расчетов; Скородумов С. В. – к. т. н., ведущий научный сотрудник лаборатории труб и соединительных деталей | |
2.2 |
Оценка величины разрушающего давления трубопровода с трещиноподобными дефектами на основе использования нейросетевой модели В статье описан алгоритм и результаты прогнозирования величины давления разрушения трубопровода с поверхностным продольным трещиноподобным дефектом на основе применения искусственных нейронных сетей (ИНС), обученных по результатам натурных испытаний трубных образцов с искусственными поверхностными трещиноподобными дефектами на разрыв. Для автоматизации алгоритма рассматриваются возможности использования готовой ИНС на основе промышленного программного комплекса. В качестве исходных данных принимаются приведенные в открытых источниках результаты натурных испытаний труб с искусственными трещиноподобными дефектами внутренним давлением до разрушения. Рассматриваются различные варианты ИНС с определением точности вычисления разрушающего давления. Прогнозные значения давления разрушения сравнивают с приведенными в открытых источниках результатами натурных испытаний труб с дефектами. Отмечается меньший разброс при прогнозировании разрушающего давления с использованием ИНС, чем с использованием известных расчётных критериев. |
ООО «НИИ Транснефть»: Варшицкий В. М. – к. т. н., заведующий лабораторией прочностных расчетов; Козырев О. А. – к. т. н., ведущий научный сотрудник лаборатории прочностных расчетов; Фигаров Э. Н. – к. т. н., заместитель заведующего лабораторией прочностных расчетов | |
3. Проектирование, строительство и эксплуатация | |||
3.1 |
Метод фазовой декомпозиции при решении задач контроля целостности трубопровода При исследованиях событий на защищаемом участке магистральной трубы решается задача выделения сигналов утечки, идущих изнутри защищаемого участка. Предложен метод фазовой декомпозиции, который позволяет отделить сигналы, идущие изнутри защищаемого участка от сигналов, приходящих извне. Приведен аналитический вывод метода, продемонстрированы результаты, показана эффективность метода: соотношение сигнал/шум увеличивается почти в 20 раз. |
ООО «НИИ Транснефть»: Сунцов А. Е. – к. ф.-м. н., старший научный сотрудник лаборатории разработки и внедрения программного обеспечения; Коршунов С. А. – к. т. н., заведующий лабораторией сопровождения программного обеспечения | |
3.2 |
Оценка эффективности метода улучшения реологии смеси нефтей Южнолыжского и Кыртаельского месторождений гидродинамической импульсной обработкой Для улучшения реологических параметров вязких парафинистых нефтей, транспортировка которых по магистральным трубопроводам требует дополнительных эксплуатационных затрат, могут применяться физические методы воздействия. Цель настоящей работы – оценить эффективность гидродинамической импульсной обработки в роторном импульсном аппарате для образца смеси нефтей Южнолыжского и Кыртаельского месторождений и возможность применения на практике рассматриваемого метода обработки для улучшения реологических характеристик высокопарафинистых нефтей. |
Тамбовский государственный технический университет: Промтов М. А. – д. т. н., профессор кафедры «Технологические процессы, аппараты и техносферная безопасность»; Колиух А. Н. – к. т. н., доцент кафедры «Технологические процессы, аппараты и техносферная безопасность НТЦ ООО «НИИ Транснефть»: Кутуков С. Е. – д. т. н., главный научный сотрудник управления математического моделирования и технологий трубопроводного транспорта ООО «НИИ Транснефть» ООО «НИИ Транснефть»: Зверев Ф. С. – к. т. н., заведующий лабораторией химических реагентов | |
3.3 |
Косвенное определение характеристик, взвешенных в дизельном топливе частиц через скорость транспортирования дизельного топлива по магистральному трубопроводу Современная тенденция ужесточения требований к качеству топлива привела к необходимости проведения постоянного контроля содержания частиц в дизельном топливе на протяжении всего его пути от завода до бензобака автомобиля. Основной и самый протяженный путь дизельное топливо проходит по системе магистральных трубопроводов. Постоянный мониторинг качества дизельного топлива по системе магистральных трубопроводов позволяет определить точное содержание частиц в дизельном топливе на протяжении всего участка транспортирования. Целью исследований является определение средней плотности взвешенных частиц в дизельном топливе без применения специализированного лабораторного оборудования через скорость транспортирования. По полученным результатам определения критических скоростей потока можно сделать предположение о составе взвешенных частиц и в дальнейшем разработать методы борьбы с их образованием. |
ООО «НИИ Транснефть»: Замалаев С. Н. – заведующий лабораторией нефте-, нефтепродуктопроводов; Мызников Д. С. – старший научный сотрудник лаборатории нефте-, нефтепродуктопроводов | |
4. Материалы и оборудование | |||
4.1 |
Оценка области применения установок рекуперации паров нефтепродуктов по зарубежным данным Многообразие существующих установок рекуперации паров нефти и нефтепродуктов (УРП) неизбежно ставит перед потребителем задачу выбора наилучшей из них. В зависимости от условий применения критерием выбора типа УРП могут быть достигаемая степень очистки газовоздушной смеси от углеводородов, энергопотребление, занимаемая площадь и др. При отсутствии технологических и экологических ограничений наиболее обоснованным критерием выбора типа УРП является чистый дисконтированный доход (ЧДД) от ее применения в течение заданного периода эксплуатации. Однако для получения объективных результатов при расчете ЧДД требуется использовать достоверные сведения. К сожалению, в нашей стране получить такие сведения практически невозможно. Во-первых, использование договорных цен приводит к существенному завышению реальной стоимости УРП. Во-вторых, сведения о фактических расходах на эксплуатацию УРП не раскрываются. Наконец, информация о реальной степени очистки газовоздушной смеси от углеводородов, достигаемая с помощью УРП, недоступна. По этим причинам авторы обратились к зарубежным источникам. С использованием зарубежных сведений о зависимости стоимости УРП и эксплуатационных затрат от пропускной способности установок, а также осредненных оценок достигаемой степени очистки газовоздушной смеси выполнено исследование области применения УРП различного типа от исходного содержания углеводородов в газовоздушной смеси, обобщенной цены уловленного нефтепродукта, пропускной способности и продолжительности работы УРП в течение года. Результаты расчетов представлены в виде графиков. |
НТЦ ООО «НИИ Транснефть»: Коршак А. А. – д. т. н., профессор, ведущий научный сотрудник сектора расчетов технологических норм; Коршак Ан. А. – научный сотрудник лаборатории экологии и разработки ресурсосберегающих технологий | |
5. Товарно-транспортные операции и метрологическое обеспечение | |||
5.1 |
Методические подходы к классификации дефектов измерительных каналов расхода Обоснована актуальность и целесообразность разработки методики автоматизированного анализа качества работы средств измерений, рассмотрены основные схемы построения измерительных каналов (далее – ИК) расхода. На основе полученных результатов анализа массива исторических данных по работе информационно-измерительных систем за последние 10 лет разработана структурная схема классификации дефектов ИК расхода. Выделены три группы дефектов. Для дефектов группы 1 описаны общие методы выявления по месту эксплуатации средств измерений, для дефектов групп 2 и 3 – алгоритмы выявления по данным системы диспетчерского контроля и управления. Для алгоритмов выявления дефектов групп 2 и 3 разработаны прототипы программных модулей, с помощью которых выявлены экземпляры дефектов, использованных в качестве иллюстративного материала. Прототипы апробированы на показаниях, сформированных реальными ИК расхода. |
ООО «НИИ Транснефть»: Аралов О. В. – д. т. н., директор центра автоматики, энергетики и сертификации оборудования трубопроводного транспорта; Буянов И. В. – к. т. н., заместитель директора центра автоматики, энергетики и сертификации оборудования трубопроводного транспорта; Яровой А. В. – заведующий лабораторией автоматизации; Лисин Ю. В. – д. т. н., вице-президент, первый вице-президент ОАО «АК Транснефть» (1997–2015), генеральный директор ООО «НИИ Транснефть» (2015–2018) | |
6. Экология | |||
6.1 |
Повышение технологичности сорбционных изделий на основе листового опада для локализации и ликвидации нефтеразливов на водной поверхности Исследована сорбционная способность различных фракций листового опада по отношению к воде, нефти и нефти с поверхности воды. Определены размеры фракций сорбционного материала, которые технологически эффективны для изготовления сорбирующих изделий из листового опада. Предлагается формировать их в боны в виде цилиндров с плотностью заполнения 0,122 г/см3. Представлена принципиальная технологическая схема изготовления сорбционного материала и изделия с учетом исключения вторичного загрязнения воды, приведены сравнительный экономический анализ и оценка соответствия применения листового опада в качестве сорбционного материала критериям наилучших доступных технологий. |
Казанский национальный исследовательский технологический университет: Алексеева А. А. – к. т. н., доцент кафедры «Инженерная экология»; Степанова С. В. – к. т. н., доцент кафедры «Химия и технологии органических соединений азота» | |
7. Экономика | |||
7.1 |
Аспекты геополитического и геоэкономического выбора ВСТО В статье рассмотрено становление, реализация и развитие отечественного мегапроекта «Трубопроводная система «Восточная Сибирь – Тихий Океан» (ВСТО). Проанализированы ситуации, в которых происходил трудный выбор в его пользу в условиях острого соперничества, затрагивающего сферы геополитики, экономики и экологии. Показано, что ВСТО, будучи долгосрочным проектом, претерпел множество изменений не только на предпроектной и проектной стадиях, но и во время его реализации и дальнейшего развития. По мнению автора, сегодня ВСТО представляет собой сложноорганизованную комплексную систему, являющуюся важнейшим компонентом национальной экономики, развивающуюся по своим правилам, со своими структурными особенностями и сетевой тарифной философией. |
ПАО «Транснефть»: Сериков П. Ю. – д. э. н., заместитель вице-президента – директор департамента экономики |