Русский

Анонс

Рубрика, название статьи и краткая аннотация

Авторы

1. Прочность, надежность, долговечность

1.1

Расчетные и экспериментальные исследования прочности натурных образцов труб с дефектами «потеря металла» и «вмятина с риской»

Представлены сравнительные результаты экспериментальных и расчетных исследований прочности трубопровода с дефектами типа «потеря металла» и «вмятина с риской». Испытания натурных образцов труб проводились статическим внутренним давлением до разрушения. Расчет давления разрушения проводился с использованием отечественных и зарубежных методических подходов. Расчетные значения разрушающего давления для трубы с дефектом «потеря металла» показали хорошее совпадение расчета по Методике НИИ и ASME B31G с экспериментом. В случае трубы с дефектом «вмятина с риской» расчетное значение разрушающего давления по Методике НИИ ближе к эксперименту, а по API 579/ASME FFS-1 - существенно ниже. В целом, все расчетные методики показывают достаточный консерватизм результатов, что обеспечивает надежность при эксплуатации трубопроводов с дефектами.

ООО «НИИ Транснефть»:

Неганов Д. А. – к. т. н., первый заместитель генерального директора;

Варшицкий В. М. – к. т. н., заведующий лабораторией прочностных расчетов;

Белкин А. А. – ведущий научный сотрудник лаборатории прочностных расчетов

1.2

О радиусах изгиба длительно эксплуатируемых магистральных трубопроводов

С появлением возможности путем внутритрубной диагностики определять фактические радиусы изгиба длительно эксплуатируемых магистральных трубопроводов стало понятно, что фактически в 100 % случаев радиусы изгиба этих объектов не удовлетворяют современным нормативам. Современное нормативное требование в отношении радиуса изгиба – не более 1000D – обоснованно применимо к новому строительству, но противоречит фактическому состоянию длительно эксплуатируемых трубопроводов. При этом говорить об устранении этого противоречия путем переукладки данных объектов с целью приведения в соответствие с нормативами не представляется возможным в силу масштаба проблемы. В то же время не наблюдается и резкого увеличения аварийности трубопроводов с длительным сроком эксплуатации. Для решения указанной проблемы авторы предлагают пересмотреть существующие нормативы по допустимому радиусу изгиба для длительно эксплуатируемых трубопроводов.

Уфимский государственный технический университет:

Аскаров Р. М. – д. т. н., доцент кафедры транспорта и хранения нефти и газа;

Гумеров А. К. – к. т. н., доцент кафедры транспорта и хранения нефти и газа;

Каримов Р. М. – к. т. н., доцент кафедры транспорта и хранения нефти и газа;

Шамилов Х. Ш. – ассистент кафедры гидрогазодинамики трубопроводных систем и гидромашины

2. Проектирование, строительство и эксплуатация

2.1

Экспериментальное исследование сопротивления продольным перемещениям трубопровода в мерзлом грунте при изменении его температуры

Рассмотрены проблемы потери проектного положения участка трубопровода вследствие оттаивания грунта. Проведен анализ характеристик мерзлых грунтов, влияющих на изменение проектного положения трубопровода. Для исследования коэффициента постели в зависимости от температуры и влажности грунта разработана экспериментальная модель трубопровода в мерзлом грунте. Подробно описана методика проведения экспериментов и основные характеристики экспериментальной модели. Представлены результаты экспериментальных исследований коэффициента постели в продольном направлении в зависимости от температуры и влажности грунта, типа грунта и глубины заложения трубопровода. Показана зависимость коэффициента постели от соотношения глубины заложения к диаметру трубопровода.

Уфимский государственный технический университет:

Бахтизин Р. Н. – д. физ.-мат. н., первый проректор, профессор, академик РАЕН, академик АН Республики Башкортостан;

Султанмагомедов С. М. – д. т. н., профессор кафедры сооружения и ремонта газонефтепроводов и газонефтехранилищ, академик РАЕН, декан факультета трубопроводного транспорта;

Султанмагомедов Т. С. – аспирант, ассистент кафедры сооружения и ремонт газонефтепроводов и газонефтехранилищ;

Гулин Д. А. – к. т. н., старший преподаватель кафедры сооружения и ремонта газонефтепроводов и газонефтехранилищ;

Урманова А. Р. – студент

3. Ремонт трубопроводов

3.1

Анализ и перспективы развития методических подходов к планированию работ по капитальному ремонту линейной части магистральных нефтегазопроводов

В статье сформулированы научные основы планирования ремонтно-восстановительных работ на трубопроводах, базирующиеся на получении данных об их техническом состоянии и совместном анализе показателей надежности, безопасности и риска, с учетом материально-технических возможностей эксплуатирующей организации и стратегических особенностей анализируемых объектов. С опорой на изложенную концепцию проанализированы подходы, используемые для планирования капитального ремонта магистральных трубопроводов ПАО «Транснефть» и ПАО «Газпром», отмечены сильные и слабые стороны, даны рекомендации по совершенствованию указанных подходов.

НТЦ ООО «НИИ Транснефть»:

Неганов Д. А. – к. т. н., первый заместитель генерального директора;

Зорин Н. Е. – к. т. н., заведующий лабораторией оценки надежности объектов трубопроводного транспорта;

Зорин А. Е. – ведущий научный сотрудник лаборатории сварки

4. Сварка

4.1

Оценка степени контактного упрочнения сварных соединений трубных сталей

Рассматриваются факторы образования в сварных соединениях трубных сталей участков с различными механическими характеристиками. Основное внимание уделено оценке несущей способности сварных соединений при наличии участков с пониженными механическими характеристиками, лимитирующих их уровень прочности. Определены фактические параметры таких участков на основе анализа экспериментальных данных.

НТЦ ООО «НИИ Транснефть»:

Ямилев М. З. – к. т. н., начальник службы научно-технической информации;

Тигулев Е. А. – ведущий специалист службы научно-технической информации

ООО «НИИ Транснефть»:

Распопов А. А. – к. т. н., заместитель директора центра инновационных программ, НИОКР и отраслевой стандартизации

5. Защита от коррозии

5.1

Исследование свойств износо- и коррозионностойких лазерных покрытий с упрочняющей фазой

В работе представлены результаты экспериментальных исследований по созданию коррозионно- и износостойких композиционных покрытий, применяемых в нефтяной и горнодобывающей промышленности. Показана возможность получения с помощью аддитивной лазерной наплавки сложного композиционного покрытия с упрочняющей фазой. Найдены оптимальные условия формирования структуры наплавочных слоев в зависимости от параметров лазерного излучения, направления движения излучения и состава наплавляемой композиции. Установлено изменение микроструктуры, структурно-фазовых составляющих и микротвердости в зависимости от содержания упрочняющей фазы (WC) в наплавленном слое.

Институт теоретической и прикладной механики им. С. А. Христиановича:

Черепанов А. Н. – д. ф.-м. н., профессор, главный научный сотрудник лаборатории термомеханики и прочности новых материалов;

Маликов А. Г. – к. ф.-м. н., старший научный сотрудник, заведующий лабораторией;

Оришич A. M. – д. ф.-м. н., профессор, главный научный сотрудник;

Дроздов В. О. – к. ф.-м. н., младший научный сотрудник

6. Товарно-транспортные операции и метрологическое обеспечение

6.1

Принципы формирования качества грузопотоков в системе магистральных нефтепроводов

В статье представлен подход к оценке стабильности качества грузопотоков при поставке нефти на конечные пункты сдачи в системе магистральных нефтепроводов ПАО «Транснефть». Применение данного подхода позволяет: 1) определить числовую характеристику стабильности качества потоков (с помощью закона нормального распределения случайной величины); 2) определить общую тенденцию к изменению стабильности качества потоков нефти в одном направлении поставки; 3) выявить конечные пункты сдачи, где наблюдаются снижение этого показателя; 4) определить объекты системы, оказывающие наибольшее влияние на стабильность качества нефти, и установить необходимость корректировки существующей системы формирования грузопотоков. Указанный подход может быть использован для оценки стабильности качества грузопотоков в рамках многофункциональной интегрированной системы управления качеством нефти. Координированное управление смешением позволяет найти оптимальные решения при формировании грузопотоков заданного качества по всему маршруту поставки, и не только контролировать результативность смешения, но также последовательно распределять нагрузку среди эксплуатирующих трубопровод организаций, обеспечивая в итоге стабильность качества нефти на конечных пунктах сдачи.

ПАО «Транснефть»:

Ляпин А. Ю. – к. т. н., заместитель директора департамента учета, качества и планирования грузопотоков нефти и нефтепродуктов;

Дубовой Е. С. – к. ф.-м. н., заместитель начальника отдела балансов и учета нефти и нефтепродуктов

ООО «НИИ Транснефть»:

Шматков А. А. – заведующий лабораторией мониторинга качества;

Штонда Н. В. – научный сотрудник лаборатории мониторинга качества

7. Энергетика и электрооборудование

7.1

Автономный комплекс энергоэффективного, экологически чистого теплоэнергетического оборудования нового поколения

Находящиеся в эксплуатации отечественные водогрейные котлы, оснащенные в основном зарубежными дутьевыми горелочными устройствами, не отвечают современным требованиям по экономичности, надежности и экологической безопасности и не соответствуют требованиям ПАО «Транснефть». ПАО «Транснефть» и Национальным исследовательским университетом «МЭИ» был разработан и внедрен комплекс энергоэффективного, экологически чистого теплоэнергетического оборудования нового поколения в составе компактной блочно-модульной котельной (БМК) и автоматическим регулированием режимов работы тепловых сетей. В статье представлен этот комплекс.

ПАО «Транснефть»:

Ревель-Муроз П. А. – к. т. н., вице-президент;

Копысов А.Ф. – к. т. н., главный энергетик;

Проскурин Ю. В. – к. т. н, главный технолог управления главного энергетика

Национальный исследовательский университет «МЭИ»:

Росляков П. В. – д. т. н., профессор, начальник отдела «Парогенераторостроение» кафедры паровых и газовых турбин;

Ионкин И. Л. – к. т. н., доцент кафедры паровых и газовых турбин

ООО «НИИ «Транснефть»:

Гриша Б. Г. – начальник службы по сопровождению внешних проектов

8. Экология

8.1

Оптимизационные задачи обеспечения экологической безопасности магистральных нефтепроводов

Статья посвящена поиску оптимальных условий эколого-экономической безопасности магистральных нефтепроводов методами классического вариационного исчисления. Функциями цели здесь выступают либо стохастические критерии надежности при детерминированных параметрических критериях, либо параметрические критерии при заданных критериях надежности. Функциями процесса оптимизации являются экологические и технологические индикаторы системы с учетом характеристик нефтепроводов или набора мероприятий по повышению их надежности. Аргументами являются эколого-экономические индикаторы, отражающие влияние управляющих воздействий на состояние окружающей среды и на уровень затрат для реализации предложений. Постановка и исследование вариационной задачи показали, что только введение природоохранных технологий и сооружений позволяет минимизировать затраты по обеспечению безопасности воздействия магистральных нефтепроводов на вмещающую экосистему.

ООО «НИИ Транснефть»:

Зинец Т. В. – заместитель генерального директора по экономике

Российский государственный университет нефти и газа имени И. М. Губкина:

Гонопольский А. М. – д. т. н., профессор кафедры промышленной экологии

8.2

Новые технологии очистки сточных вод с применением биореакторов с биопленочным подвижным слоем – «биочипами»

Рассмотрены технические решения по оптимизации работы станций очистки сточных вод в рамках реконструкции очистных сооружений организаций системы «Транснефть» за счет применения биореактора с подвижным слоем и смешенной очистки производственно-дождевых и хозяйственно-бытовых сточных вод. Применение биореактора с подвижным слоем – «биочипами» – позволяет повысить качество очистки сточных вод за счет плавающей загрузки из полимерных материалов, на которой закрепляется активный ил в виде биопленки. За счет перемешивания, плавающая загрузка с биопленкой постоянно перемещается по всему объему биореактора, тем самым обеспечивая увеличение скорости протекания биохимических процессов и равномерность очистки по всему объему биореактора.

ПАО «Транснефть»:

Савостьянова М. Ю. – заместитель начальника отдела экологической безопасности и рационального природопользования ДОТПП и ЭБ;

Норина Л. А. – главный специалист отдела экологической безопасности и рационального природопользования ДОТППиЭБ

ООО «НИИ «Транснефть»:

Николаева А.В. – заведующий лабораторией экологии и рационального природопользования

8.3

Моделирование глубины проникновения дизельного топлива в защитную песчаную подушку

В статье приводятся результаты работы по моделированию глубины проникновения дизельного топлива в защитную песчаную подушку на месте развертывания временного склада хранения. Рассмотрен случай поступления топлива в форме капель, что имитировало технологические потери при нарушении герметичности запорно-контролирующей арматуры. Модель предназначена для оценки глубины проникновения различных количеств топлива за определенное время процесса. Рассмотрен механизм проникновения топлива в слой песка и факторы, определяющие глубину проникновения. Актуальность статьи заключается в разработке методов защиты окружающей среды в местах расположения складов временного хранения топлива.

ФАУ «25 ГосНИИ химмотологии Минобороны России»:

Массольд А. В. – младший научный сотрудник;

Думболов Д. У. – начальник II управления;

Дедов А. В. – д. т. н., старший научный сотрудник отдела складов горючего

9. Экономика и управление

9.1

Аналого-цифровая тарификация в трубопроводном транспорте нефти: методы интеграции с системой профессиональных квалификаций

В статье рассматриваются новые подходы к системе тарификации (оценки сложности труда) руководителей и специалистов производственных структурных подразделений организаций системы «Транснефть» (ОСТ), основанные на результатах независимой экспертно-аналитической оценки универсального набора производственно-технических показателей, характеризующих деятельность подразделений ОСТ. Выполнен ряд практических исследований и разработок в области формирования универсальных математических моделей, позволяющих проводить экономический анализ и устанавливать обоснованный размер оплаты труда по должностям руководителей различных подразделений, независимо от вида деятельности и уровня должностной позиции. Представлены универсальные системы балльно-факторного ранжирования, основанные на применении инновационных методов математического анализа (многокритериальное нормирование, решающие матрицы, анализ иерархий) для получения стандартизированной оценки масштабов производственной деятельности (уровня оказываемых услуг), управленческой нагрузки и профессиональной сложности труда.

ПАО «Транснефть»:

Лямкин И. В. – начальник отдела организации труда и заработной платы департамента управления персоналом;

Московкин Н. Б. – заместитель начальника отдела организации труда и заработной платы департамента управления персоналом;

Туник А. В. – главный специалист отдела организации труда и заработной платы департамента управления персоналом