Русский

Анонс

Рубрика, название статьи и краткая аннотация

Авторы

1. Прочность, надежность, долговечность

1.1

Причины образования трещиноподобных дефектов в толстолистовой стали 09Г2С для резервуарных металлоконструкций

С помощью металлографии, твердометрии, рентгеноспектрального анализа и механических испытаний на растяжение и ударный изгиб исследована причина образования трещиноподобных дефектов в окраечной части толстолистового проката стали 09Г2С. Рассмотрены особенности структуры стали в месте образования дефектов типа раскатанных газовых пузырей – обезуглероживание стали и формирование зон выделения частиц оксидов в феррите вдоль траектории распространения дефектов. Испытания на ударный изгиб стали после контролируемой прокатки в продольном и поперечном направлении показали отсутствие анизотропии ударной вязкости.

ЗАО «ЦНИИПСК им. Мельникова»:

Горицкий В. М. – д. т. н., директор института;

Шнейдеров Г. Р. – к. т. н., руководитель испытательного центра «ЦНИИПСК-Тест»

ООО «НИИ Транснефть»:

Студёнов Е. П. – директор центра стали и сварки, прочностных расчетов;

Задубровская О. А. – ведущий научный сотрудник лаборатории труб и соединительных деталей

1.2

О причинах разрушения деталей трассового изготовления

Рассмотрены возможные причины отказов соединительных деталей незаводского изготовления, используемых при строительстве магистральных и технологических трубопроводов. На примере соединительной детали – тройника трассового изготовления – проведен анализ характера разгерметизации детали и установлены его причины.

ООО «НИИ Транснефть»:

Неганов Д. А. – к. т. н., первый заместитель генерального директора;

Студёнов Е. П. – директор центра стали и сварки, прочностных расчетов;

Скородумов С. В. – к. т. н., ведущий научный сотрудник лаборатории труб и соединительных деталей;

Козырев О. А. – к. т. н., старший научный сотрудник лаборатории прочностных расчетов

2. Проектирование, строительство и эксплуатация

2.1

Полевые и лабораторные исследования действия касательных сил морозного пучения грунтов на свайные фундаменты

В статье представлены результаты натурных и лабораторных испытаний по определению касательных сил морозного пучения грунтов, действующих на стальные сваи из труб без покрытия, с эпоксидным покрытием, с покрытием из термоусаживаемого полимера и с противопучинным бандажом. Приведены данные полевых наблюдений за температурами грунтов, за изменениями положения поверхностных реперов, за образцами стальных свайных фундаментов, погруженных на различных участках магистрального нефтепровода, характеризующихся распространением многолетнемерзлых грунтов. Приведено сравнение значений нагрузок, полученных в полевых и лабораторных условиях. Сделаны выводы об эффективности применения покрытий для защиты свай от воздействия касательных сил морозного пучения грунтов.

ПАО «Транснефть»:

Иванин А. С. – заместитель начальника отдела проектно-изыскательских работ департамента инвестиционных проектов

ООО «НИИ Транснефть»:

Кумаллагов В. А. – заведующий лабораторией оснований, фундаментов и строительных материалов;

Смирнов Н.В. – ведущий научный сотрудник лаборатории оснований, фундаментов и строительных материалов

2.2

Контроль состояния скважины для протаскивания трубопровода при строительстве подводного перехода

Оценка результатов строительства подводных переходов методом наклонно-направленного бурения показывает, что недостаточность контроля над состоянием скважины приводит к безусловному срыву сроков строительства подводного перехода и влечет за собой финансовые потери для заказчика. Для регламентирования деятельности проектных и подрядных организаций в области строительства подводных переходов в качестве дискуссионной темы предложен вопрос о контроле состояния скважины перед протаскиванием трубопровода, а также необходимые для этого техника и технологии обследования построенной скважины.

ООО «НИИ Транснефть»:

Шарафутдинов З. З. – д. т. н., главный научный сотрудник отдела технологии строительства и ремонта

Институт механики имени Р. Р. Мавлютова УФИЦ РАН:

Урманчеев С. Ф. – д. ф.-м. н., главный научный сотрудник лаборатории «Механика многофазных систем»

ПАО «Транснефть»:

Капаев Р. А. – главный специалист отдела сопровождения проектно-изыскательских работ

3. Сварка

3.1

Оптимизация параметров механизированного ультразвукового контроля протяженных сварных швов при диагностировании металлоконструкций

На основе анализа литературных данных и собственных исследований сформулированы требования к чувствительности, разрешающей способности и точности измерений размеров дефектов при ультразвуковом контроле в составе работ по диагностированию объектов магистральных трубопроводов. Рассмотрены требования к направлению, скорости и шагу сканирования, а также к качеству акустического контакта. Рассмотрены индикатрисы рассеяния дефектов при механизированном сканировании. Рассмотрены особенности рассеяния ультразвука на различных объемных дефектах и предложено использовать вертикальное сверление (вертикальный цилиндрический отражатель) для настройки и проверки оборудования.

МГТУ им. Н. Э. Баумана:

Алёшин Н. П. – академик РАН, д. т. н, профессор, заведующий кафедрой «Технология сварки и диагностики»;

ООО «НИИ Транснефть»:

Могильнер Л. Ю. – к. т. н, главный научный сотрудник отдела технических обследований

4. Товарно-транспортные операции и метрологическое обеспечение

4.1

Принципы формирования качества грузопотоков в системе магистральных нефтепроводов

В статье представлен подход к оценке стабильности качества грузопотоков при поставке нефти на конечные пункты сдачи в системе магистральных нефтепроводов ПАО «Транснефть». Применение данного подхода позволяет: 1) определить числовую характеристику стабильности качества потоков (с помощью закона нормального распределения случайной величины); 2) определить общую тенденцию к изменению стабильности качества потоков нефти в одном направлении поставки; 3) выявить конечные пункты сдачи, где наблюдаются снижение этого показателя; 4) определить объекты системы, оказывающие наибольшее влияние на стабильность качества нефти, и установить необходимость корректировки существующей системы формирования грузопотоков. Указанный подход может быть использован для оценки стабильности качества грузопотоков в рамках многофункциональной интегрированной системы управления качеством нефти. Координированное управление смешением позволяет найти оптимальные решения при формировании грузопотоков заданного качества по всему маршруту поставки, и не только контролировать результативность смешения, но также последовательно распределять нагрузку среди эксплуатирующих трубопровод организаций, обеспечивая в итоге стабильность качества нефти на конечных пунктах сдачи.

ПАО «Транснефть»:

Ляпин А. Ю. – к. т. н., заместитель директора департамента учета, качества и планирования грузопотоков нефти и нефтепродуктов;

Дубовой Е. С. – к. ф.-м. н., заместитель начальника отдела балансов и учета нефти и нефтепродуктов

ООО «НИИ Транснефть»:

Шматков А. А. – заведующий лабораторией мониторинга качества;

Штонда Н. В. – научный сотрудник лаборатории мониторинга качества

4.2

Изучение смеси нефти и газового конденсата для оценки эффективности ее применения в трубопроводном транспорте

С освоением запасов нефтегазоконденсатных месторождений возникает необходимость изучения нефти и газового конденсата с целью оценки возможности их перекачки в виде объединенной смеси. В статье приводятся результаты лабораторных исследований нефти и ее смесей с газовым конденсатом. Установлено, что увеличение содержания газового конденсата в нефти приводит к изменению ее физических свойств и показателей пожаровзрывоопасности. Показано, что оптимальным содержанием газового конденсата являются количества до 10 % масс. По результатам исследования агрегативной устойчивости асфальтенов не выявлено явление несовместимости при смешении нефти и газового конденсата. Установлено, что добавление газового конденсата способствует снижению гидравлических потерь удельной энергии потока и скорости роста отложений асфальтосмолопарафиновых веществ. Таким образом, прием нефти с содержанием газового конденсата является целесообразным при эксплуатации магистрального трубопровода.

ООО «НИИ Транснефть»:

Сунагатуллин Р. З. – директор центра исследований гидравлики трубопроводного транспорта;

Хасбиуллин И. И. – к. х. н., научный сотрудник лаборатории химических реагентов;

Зверев Ф. С. – к. т. н., заведующий лабораторией химических реагентов

5. Энергетика и электрооборудование

5.1

Комплексная система автоматизированного расчета стоимости потребленной электроэнергии (мощности) объектов ПАО «Транснефть»

Процесс расчета поставленной (потребленной) электроэнергии (мощности) является сложной многофакторной задачей со множеством переменных и условий расчета, выполнение которого без автоматизации затруднительно, а чаще всего невозможно. Для решения данной задачи ООО «Транснефтьэнерго» разработаны методология расчета стоимости и информационные системы, позволяющие автоматизировать сквозной процесс расчета потребленной электроэнергии (мощности), которые объединены в Комплексную систему автоматизированного расчета стоимости потребленной электроэнергии (мощности) объектов ПАО «Транснефть». Внедрение данной системы позволило обеспечить прозрачность расчетов стоимости потребленной электроэнергии (мощности), увеличить их точность и уменьшить риски завышения стоимости поставленной электроэнергии (мощности) сторонними энергосбытовыми организациями.

ООО «Транснефтьэнерго»:

Емельянов С.М. – генеральный директор;

Шишкин С. А. – начальник отдела разработки информационных систем;

Николайчук А. Н. – начальник управления учета и реализации электроэнергии (мощности);

Филипенко М. И. – начальник управления покупки электроэнергии;

Захаров А. Б. – начальник управления информационных технологий;

Чуриков А. С. – ведущий специалист отдела учета электроэнергии (мощности)

5.2

Анализ причин, повышающих энергопотребление объектов трубопроводного транспорта

Увеличение объемов затрачиваемой электрической энергии на транспорт нефти – сложный и многофакторный процесс. В основном его связывают с применением неоптимальных режимов, низким КПД насосных агрегатов и ухудшением реологических свойств нефти. В статье раскрывается более широкий взгляд на причины, связанные с этим явлением, и даются рекомендации по повышению энергоэффективности трубопроводного транспорта.

ООО «НИИ Транснефть»:

Лукманов М. Р. – советник по производству центра исследований гидравлики трубопроводного транспорта;

Семин С. Л. – к. т. н., заведующий лабораторией технологических расчетов;

Федоров П. В. – к. т. н., ведущий научный сотрудник лаборатории технологических расчетов

5.3

Стенд для исследования гидравлических характеристик проточной части безвального совмещенного насоса-электродвигателя

Обобщен опыт проектирования стендовых установок, предназначенных для натурных испытаний масштабных моделей. Проведен анализ структуры потерь центробежных насосных агрегатов, выявлены пути дальнейшего повышения эффективности насосных агрегатов. Определены основные критерии для разработки и определения ключевых параметров стенда для проведения испытаний проточной части безвального насоса. Предложен эскизный проект нагнетательного элемента, разработана принципиальная схема испытательного стенда.

ООО «НИИ Транснефть»:

Денисов Е. Ф. – директор центра инновационных программ, НИОКР и отраслевой стандартизации

НТЦ ООО «НИИ Транснефть»:

Бажайкин С. Г. – д. т. н., профессор, главный научный сотрудник управления математического моделирования и технологий трубопроводного транспорта;

Ямилев М. З. – к. т. н., начальник службы научно-технической информации;

Тигулев Е. А. – ведущий специалист службы научно-технической информации

6. Экономика и управление

6.1

О методах оценки экономической эффективности НИОКР и особенностях их применения

Рассмотрены методы оценки экономической эффективности НИОКР (метод дисконтированных денежных потоков, Монте-Карло, реальных опционов, дерева решений, освобождения от роялти), а также способы определения ставок дисконтирования, применяемых в данных методах. Также рассмотрены примеры альтернативных методов оценки эффективности НИОКР, применяемых, в основном, на ранних стадиях НИОКР (система баллов и интегральные показатели эффективности). Теоретическим результатом является обзор методов оценки экономической эффективности НИОКР и обобщение информации. Практическим результатом работы является описание подхода к выбору оптимального метода оценки экономической эффективности НИОКР и возможность его реализации на практике.

ПАО «Транснефть»:

Сериков П. Ю. – д. э. н., заместитель вице-президента – директор департамента экономики;

Сиволоцкий К. А. – начальник отдела финансово-экономического моделирования

Балакирев А. А. – главный экономист отдела финансово-экономического моделирования

6.2

Модели структур и алгоритмы управления техническим содержанием сетей АЗС

Обеспечение надлежащего состояния производственных и торговых сетей обслуживания, в том числе и автозаправочных станций, является важным вопросом современной системы хозяйствования, так как именно с их помощью товары и услуги реализуются конечным потребителям и обеспечивается функционирование различных экономических систем. Особенную важность это играет в топливно-энергетическом комплексе, в свою очередь обеспечивающем работу всей экономики в целом. Известны как централизованные, так и децентрализованные системы технического (производственного) содержания путем самостоятельной реализации данных процессов или путем внешнего управления (аутсорсинга). Обсуждению преимуществ и недостатков указанных вариантов и выбору моделей структур и алгоритмов управления, наилучших или оптимальных по заданным критериям и посвящена данная работа.

ИООО «ЛУКОЙЛ-Белоруссия» (Республика Беларусь):

Безродный А. А. – д. т. н., заместитель генерального директора по развитию и эксплуатации

Российский государственный университет нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина:

Короленок А. А. – д. т. н., профессор, декан факультета «Проектирование, сооружение и эксплуатация систем трубопроводного транспорта», заведующий кафедрой нефтепродуктообеспечения и газоснабжения;

Юнушев Р. Р. – ассистент кафедры нефтепродуктообеспечения и газоснабжения

ООО «ЛУКОЙЛ – Пермнефтепродукт»:

Зайцев О. С. – главный инженер

7. Экология

7.1

Повышение эффективности ликвидации разливов нефти в ледовых условиях посредством комбинации диспергирования тонкодисперсным магнетитом и механической уборки в магнитном поле

В статье изложены принципы комплексной технологии ликвидации аварийных разливов нефти в ледовых условиях, позволяющей повысить эффективность мероприятий по сбору нефтяного разлива в северных и арктических акваториях. Технология основана на комплексном подходе, комбинирующем использование диспергирования нефтяного слика твердыми тонкодисперсными частицами с механической уборкой скиммерами повышенной эффективности, которая достигается за счет применения магнитных полей.

Ухтинский государственный технический университет:

Сальников А. В. – к. т. н., доцент кафедры проектирования и эксплуатации магистральных газонефтепроводов;

Лютоев А. А. – старший преподаватель кафедры высшей математики

ООО «НИИ Транснефть»:

Николаева А. В. – к. г. н., заведующий лаборатории экологии и рационального природопользования;

Трошин М. А. – к. т. н., ведущий научный сотрудник лаборатории экологии и рационального природопользования

8. Материально-техническое обеспечение

8.1

Внедрение и адаптация методов математического моделирования нелинейных процессов на примере эксплуатации транспортных средств и специальной техники

Рассмотрен процесс выбора и адаптации методов математического моделирования затрат на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств и специальной техники. На значение показателя затрат влияют два разнохарактерных процесса: техническое обслуживание, осуществляемое со строго регламентированной периодичностью и ремонт, потребность в котором носит стохастический характер, а его проведение может быть отложено ввиду зависящих от конкретной ситуации обстоятельств.
Проведенная работа по внедрению и адаптации методов математического моделирования позволила не только использовать накопленную за относительно короткий срок (три года) статистику для моделирования денежных потоков эксплуатационных затрат на длительный период (до 30 лет), но и предоставила инструмент, который может быть использован для обработки широкого спектра данных, в том числе имеющих нелинейную структуру и стохастическую природу.

ПАО «Транснефть»:

Власов В. С. – главный специалист отдела транспортных средств и специальной техники