Русский

Анонс

Рубрика, название статьи и краткая аннотация

Авторы

1. Развитие отрасли

1.1

Интервью с А. А. Груздевым, генеральным директором АО «Транснефть – Подводсервис» в 2009–2017 гг.

ООО «НИИ Транснефть»:

Комарица В. Н. – шеф-редактор редакции журнала;

Сухорукова Н. Н. – научный редактор редакции журнала

1.1

Сообщение об итогах Международного конкурса научных, научно-технических и инновационных разработок, направленных на развитие и освоение Арктики и континентального шельфа 2017 года

ООО «НИИ Транснефть»:

Cектор научно-технической информации

2. Ремонт трубопроводов

2.1

Испытание ремонтных конструкций с использованием композитных материалов в соответствии со стандартами ISO и ASME и за их пределами

В целях обеспечении безопасности, эффективности и стабильной эксплуатации трубопроводов главным приоритетом для каждого оператора является техническое обслуживание трубопроводов.
Ремонт с использованием композитных материалов для обертывания трубопровода представляет собой альтернативный метод ремонта, являющийся менее дорогостоящим и менее трудоемким, но позволяющим продлить срок службы до 20 лет. Он особенно подходит для ремонтов в реальном времени с целью предотвращения незапланированных остановов.
Несмотря на то, что он использовался на местах более двух десятилетий и описан в стандартах ISO 24817 и ASME PCC-2, он все еще не всегда применяется или даже не рассматривается в качестве решения в ситуациях, когда его применение было бы полезно.
Основываясь на своем опыте в клеевой технологии, компания Henkel Loctite разработала систему ремонта с использованием композитных материалов, соответствующую стандартам ISO 24817 и ASME PCC-2. Кроме того, в целях повышения уровня уверенности система ремонта с использованием композитных материалов Loctite для труб в течение нескольких лет проходила процессы сертификации, определенные и полностью проверенные независимыми инспекционными органами, а именно классификационным обществом «Дэ Ношке Веритас», Регистром Ллойда и ТЮФ Рейнланд Групп. Компания Henkel работает с системой стандартного ремонта до 80 °C и с недавно разработанной высокотемпературной системой до 130 °C. Обе эти системы были утверждены и сертифицированы в соответствии со стандартами.
В дополнение к программе испытаний, требуемой стандартами ISO и ASME, был проведен ряд дальнейших экспериментальных исследований, превышающих требования стандартов к ремонту, чтобы показать эффективность и надежность, достижимые с помощью ремонта с использованием композитных материалов. Рассматривались важные темы, включая испытания при циклических нагрузках от давления, усталостную прочность композита и сопротивление проникновению по отношению к газообразным углеводородам. Кроме того, была разработана модель FEM (метод конечных элементов), в которую специально включили планирование случаев ремонта, обычно не описанных стандартами ремонта, например, ремонта вмятин. При объединении этих методов уточняются дополнительные сведения и улучшается понимание надежности ремонта с использованием композитных материалов.

Henkel AG & Co. KGaA (Германия):

Шоен Йенс – ведущий инженер проекта

3. Проектирование, строительство и эксплуатация

3.1

Определение условий устойчивости положения надземного трубопровода на опорах при пропуске СОД

Целью настоящей работы является определение максимально допустимой скорости движения СОД для обеспечения сохранения проектного положения надземной части трубопровода на опорах при прохождении СОД или пакета жидкости.
Представлены результаты компьютерного 3D моделирования деформирования надземного компенсационного участка трубопровода от действия инерционной нагрузки при пропуске СОД или пакета жидкости.
Моделирование деформирования надземного компенсационного участка трубопровода выполнялось методом конечных элементов в программных комплексах ANSYS и LS-DYNA.
Расчеты выполнены для четырех типовых участков трубопроводов с компенсаторами. В результате определены величины перемещений трубопровода на опорах. Результаты моделирования использованы для определения максимальной скорости прохождения СОД, при которой сохраняется проектное положение трубопровода на опорах.
В статье приведен сравнительный анализ результатов расчета по инженерной методике и методом компьютерного 3D моделирования. Так же приведено сравнение результатов компьютерного моделирования, выполненных в программных комплексах ANSYS и LS-DYNA.

ООО «НИИ Транснефть»:

Варшицкий В. М. – к. т. н., заведующий лабораторией прочностных расчетов;

Богач А. А. – к. ф-м. н., ведущий научный сотрудник лаборатории прочностных расчетов;

Козырев О. А. – к. т. н., старший научный сотрудник лаборатории прочностных расчетов;

Лебеденко И. Б. – к. т. н., ведущий научный сотрудник лаборатории прочностных расчетов

3.2

Разработка расчётных схем подземных трубопроводов с ненормативной кривизной оси с учетом данных внутритрубной диагностики

При проведении внутритрубной диагностики магистральных трубопроводов обнаруживаются трубные секции, кривизна которых превышает требуемые нормативные значения. Ненормативный изгиб трубных секций приводит к эксплуатации трубопровода в условиях повышенного напряженно-деформированного состояния, не отвечающего требованиям нормативных документов. При обнаружении участков с ненормативной кривизной проводятся ремонтные работы с целью приведения участка в нормативное состояние. Приоритетным методом проведения ремонтных работ является метод, при котором не требуется разрезка трубопровода. Для разработки проекта ремонта трубопровода и прогнозирования напряженно-деформированного состояния в процессе ремонта и при эксплуатации после выполнения ремонтных работ, требуется разработка расчетных схем, которые учитывают фактические условия эксплуатации трубопровода, данные внутритрубной диагностики и причины образования ненормативной кривизны участка.
В данной статье авторами предложен алгоритм разработки расчетных схем, которые описывают фактическую кривизну участков трубопровода до выполнения ремонта, в процессе ремонта и после выполнения ремонтных работ. Методика основана на наборе параметров расчетных схем, позволяющем получить совмещение расчетной эпюры кривизны и эпюры кривизны участка трубопровода по данным внутритрубной диагностики. Приведены расчетные схемы для различных случаев образования ненормативной кривизны, разработанных с учетом фактических данных внутритрубной диагностики.

ООО «НИИ Транснефть»:

Неганов Д. А. – к. т. н., директор центра стали и сварки, прочностных расчетов;

Варшицкий В. М. – к. т. н., заведующий лабораторией прочностных расчетов;

Фигаров Э. Н. – к. т. н., cтарший научный сотрудник лаборатории прочностных расчетов

АО «Транснефть – Диаскан»:

Эрмиш С. В. – генеральный директор

3.3

Анализ радиуса упругого изгиба трубопровода: оценка допустимых значений

В процессе обследований действующих магистральных трубопроводов в ряде случаев обнаруживаются участки, где радиус изгиба выходит за пределы нормативных требований. В таких случаях предусматривается ремонт с целью приведения участка в нормативное состояние. Строительными нормами и правилами СП 86.13330.2012 допускается упругий изгиб трубопровода, когда радиус изгиба составляет не меньше 1000 диаметров трубы D. Однако этот показатель не имеет достаточного обоснования. Он не учитывает такие важные характеристики трубопровода как категория, размеры, механические свойства металла, рабочее давление, температура.
В статье приводится анализ напряженного состояния участка трубопровода при различных сочетаниях вышеуказанных характеристик с целью установления основных закономерностей и разработки соответствующих алгоритмов вычисления безопасного радиуса изгиба.
Исследования выполнены расчетно-аналитическими методами. Результаты исследований показывают, что все известные факторы и параметры оказывают существенное влияние на предельно допустимый радиус изгиба трубопровода. Разработан алгоритм расчетов, который позволяет определить опасность обнаруженного участка с ненормативным радиусом изгиба.
Результаты исследований показывают, что требования строительных норм и правил пригодны для проектирования и строительства, но завышены для этапа эксплуатации и ремонта трубопроводов и приводят к неоправданному увеличению объема ремонтных работ.

НТЦ ООО «НИИ Транснефть»:

Гумеров К. М. – д. т. н., профессор, главный научный сотрудник отдела стали, сварки и защиты от коррозии;

Харисов Р. А. – д. т. н., профессор, начальник отдела стали, сварки и защиты от коррозии

АО «Транснефть – Диаскан»:

Эрмиш С. В. – генеральный директор

3.4

Повышение безопасности транспортировки нефти и нефтепродуктов путем внедрения непрерывного мониторинга массы жидкости на участках трубопровода

Рассматривается мероприятие, направленное на повышение эксплуатационной безопасности магистральных нефтепроводов путем внедрения непрерывного контроля массы жидкости на перегонах между последовательно расположенными нефтеперекачивающими станциями. Предлагается более совершенная технология такого мониторинга (ленточный мониторинг), позволяющая учитывать постоянно изменяющиеся режимы транспортировки нефти (расходы, давления, температуры), а также текущие изменения индивидуальной плотности самой жидкости. Излагается алгоритм решения сформулированной задачи, отвечающий поставленным условиям.

Российский государственный университет нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина:

Лурье М. В. – д. т. н., профессор, заслуженный деятель науки РФ

3.5

Исследование температуры кристаллизации парафинов нефтей для уменьшения образования асфальтосмолопарафиновых отложений

Развитие нефтяной промышленности в России на современном этапе характеризуется снижением качества сырьевой базы. В общем балансе разрабатываемых месторождений преобладают месторождения, вступившие в позднюю стадию разработки и, как следствие, наблюдается значительное ухудшение их структуры, увеличение доли трудноизвлекаемых запасов нефти.
Так, при транспортировке нефтей содержащей парафины серьезной проблемой, вызывающей осложнения в работе трубопроводных коммуникаций, является образование асфальтосмолопарафиновых отложений (АСПО), формирование которых приводит к снижению пропускной способности нефтепровода, уменьшению эффективного диаметра и увеличению удельных энергозатрат.
Цель работы заключается в проведении лабораторных исследований нефтей транспортируемых по МН «Уса-Ухта» и МН «Ухта-Ярославль» для определения температур начала кристаллизации парафинов (ТНКП) и температур массовой кристаллизации парафинов (ТМКП), сравнение полученных результатов с температурами перекачки нефти. Прогнозирование участков выпадения парафинов в зависимости от полученных температур.

АО «Транснефть-Север»:

Ляпин А. Ю. – заместитель генерального директора;

Михалёв Ю. П. – инженер технолог химической лаборатории контроля качества нефти службы производственно-экологического мониторинга;

Астахов А. В.– инженер товарно-транспортного отдела

3.6

К вопросу технического и методологического сопровождения систем обнаружения утечек на объектах системы «Транснефть»

В статье проанализирована текущая ситуация на мировом рынке систем обнаружения утечек. На основе сравнительного анализа статистических данных об утечках европейских и американских операторов магистральных трубопроводов и доли, обнаруживаемых установленными СОУ утечек, обозначены основные проблемы эксплуатации существующих параметрических СОУ. Сформулированы причины указанных проблем, приводящие к ухудшению характеристик СОУ. Приведена краткая классификация и описание наиболее часто используемых методов обнаружения утечек. На базе сопоставления нормативной документации в области СОУ в России и за рубежом выявлены положения, описывающие требования и важные процессы в рамках проектирования и эксплуатации СОУ, отсутствующие в отечественной нормативной базе и рекомендуемые к включению. Предложен комплексный подход к задаче совершенствования и внедрения параметрической СОУ, реализуемый ООО «НИИ Транснефть».

ООО «НИИ Транснефть»:

Сунагатуллин Р. З. – директор центра исследований гидравлики трубопроводного транспорта;

Коршунов С. А. – заведующий сектором тестирования программного обеспечения;

Дацов Ю. В. – старший научный сотрудник лаборатории сопровождения программного обеспечения

3.7

Методы раннего обнаружения и мониторинга разливов нефти и нефтепродуктов на водных объектах и оценка их эффективности

Проблема раннего обнаружения разливов нефти и нефтепродуктов на поверхности водного объекта имеет высокую значимость с точки зрения охраны окружающей среды. Подводные переходы магистральных трубопроводов и акватории нефтеналивных портов являются потенциальными источниками нефтяного загрязнения внутренних вод. В связи с этим мониторинг разливов нефти и нефтепродуктов на объектах подобного рода чрезвычайно важен. Раннее обнаружение позволяет оперативно реагировать на разлив, начать принятие мер по его локализации и ликвидации. Это позволит сократить ущерб, наносимый водному объекту, а также минимизировать или вообще исключить ущерб интересам третьих лиц (рыболовный промысел, население, осуществляющее водозабор и т.д.). В данной статье приведены результаты исследований методов раннего обнаружения и мониторинга разливов нефти и нефтепродуктов на водной поверхности, их приборных реализаций. Целью исследований являлось проведение оценки эффективности указанных методов и приборов, их возможного использования на объектах транспорта и перевалки нефти и нефтепродуктов. В статье разобраны основные физико-химические процессы, происходящие при попадании нефти в воду; представлены результаты анализа научных трудов, методической литературы, докладов и отчётов международных целевых групп, иностранных организаций по данной тематике, сайтов производителей технических средств раннего обнаружения и мониторинга. Сравнительный анализ и оценка эффективности проводились на основе выработанных в ходе исследований критериев сравнения, а также проведённых натурных испытаний приборов раннего обнаружения и мониторинга. Испытания проводились на открытой воде в морской акватории бухты Аякс залива Петра Великого с использованием имитатора нефтепродукта. По итогам исследований были сделаны выводы о возможности и целесообразности применения приборов и методов раннего обнаружения и мониторинга разливов нефти, нефтепродуктов на объектах трубопроводного транспорта и перевалки, а также о перспективах развития науки и техники в области мониторинга и раннего обнаружения разливов нефти и нефтепродуктов.

ООО «НИИ Транснефть»:

Половков С. А. – начальник управления промышленной, пожарной, экологической безопасности и охраны труда;

Гончар А. Э. – заведующий лабораторией разработки планов ликвидации разливов нефти;

Слепнев В. Н. – научный сотрудник лаборатории разработки планов ликвидации разливов нефти

3.8

Метод прогнозирования отказов промысловых трубопроводов

Предложен новый методический подход к прогнозированию отказов промысловых трубопроводов, основанный на углубленном статистическом анализе коррозионного рельефа поверхности экспонировавшихся в рабочей среде образцов металла с последующим прогнозированием потока отказов. Метод основан на анализе рельефа поверхности образцов, подвергнутых воздействию промысловых сред и использовании закона распределения коррозионных язв. В данной работе обоснован новый методический подход, который позволяет прогнозировать поток отказов, на базе статистического анализа поверхности образцов-свидетелей, некоторое время экспонировавшихся в потоке рабочей среды. Обоснованность такого подхода определяется тем, что коррозионные процессы подчиняются как и все стохастические процессы своим статистическим законам, которые можно определить путем анализа распределения коррозионных впадин рельефа поверхности. Задачей данного исследования была разработка научно-обоснованного подхода, который бы позволил проводить прогнозирование потока отказов при известной динамике распределения коррозионного рельефа поверхности экспонировавшихся по определенной программе образцов-свидетелей.
Показано, что прогноз времени наступления критического состояния трубопроводов по прогнозируемым данным значительно меньше расчетного времени по наблюдаемым значениям, что подтверждается промысловыми данными по аварийности.

НТЦ ООО «НИИ Транснефть»:

Худякова Л. П. – д. т. н., профессор, заведующая лабораторией испытаний средств защиты от коррозии;

Шестаков А. А. – старший научный сотрудник лаборатории испытаний средств защиты от коррозии

3.9

Вибрация трубопроводов под изгибными динамическими нагрузками

Выведена система связанных дифференциальных уравнений с частными производными первого порядка, описывающих колебательный отклик трубопроводов под внешними изгибными нагрузками. Разделение вышеприведенных уравнений дает систему из 8 уравнений с частными производными четвертого порядка. Аналитическое решение достигается с помощью интегральных преобразований. Предоставляется вибрационный анализ трубопроводов, подверженных ударным и гармоническим нагрузкам.

Университет Ставангера (Норвегия):

Павлоу Д. – д.т.н., проф. кафедры механики деформируемого твердого тела, научный руководитель группы в области машиностроения и материаловедения

3.10

Гидравлический удар в протяжённых нефтепроводах

В настоящее время на производстве многие технологические процессы непрерывны, каждый пуск или останов таких системы является сложным процессом, нагрузки на оборудование в которых могут кратно превышать нагрузки при нормальных режимах эксплуатации.
Помимо пуска и останова системы возникают перегрузки при несанкционированных изменениях режимов работы, аварийными отключениями, неправильными действиями персонала, сбоями или ложными срабатываниями в системе управления. Всё это также характерно для нефтепроводных систем. Изменение режима в нефтепроводных системах связано с эффектом гидравлического удара.
В статье рассмотрены особенности развития гидравлического удара в нефтепроводах при наличии систем сглаживания волн давления (ССВД). Предлагаются подходы к выбору параметров для систем управления и защиты. Проводится сравнение нормативных требований к системам сглаживания волн давления. Сделаны выводы о целесообразности и применимости ССВД для различных условий, преимуществ и ограничения этих систем. Также рассмотрены реализованные превентивные меры возникновение гидроудара в нефтепроводе КТК.

Каспийский Трубопроводный Консорциум-Р:

Прохоров А. А. – к. т. н., менеджер по проектированию;

Степанов А. Г. – главный технолог

4. Защита от коррозии

4.1

Исследование полимерных антикоррозионных конструкций для защиты свай причальных сооружений в зоне переменного уровня

Объектом исследований являются антикоррозионные конструкции для защиты свай причальных сооружений в зоне переменного уровня. Антикоррозионная конструкция представляет собой конструкцию, состоящую из одного или нескольких слоев полимерных материалов, которая защищает сваю (трубошпунтову и шпунтовую стенку, оболочку большого диаметра) от коррозии и ледовой нагрузки, и является альтернативой антикоррозионному покрытию (далее – АКП). Антикоррозионные конструкции в последние 20 лет находят широкое применение для антикоррозионной защиты как при строительстве новых, так и при ремонте существующих причалов. Однако в российских и международных стандартах требования к антикоррозионным конструкциям отсутствуют. В НИИ «Транснефть» проводится НИР «Исследование материалов и технологий антикоррозионной защиты причальных сооружений, эксплуатируемых в зоне переменного погружения», в рамках которого производится изучение свойств антикоррозионных конструкций, представленных на российском рынке.
В статье рассмотрены результаты лабораторных испытаний антикоррозионных конструкций, а также технологические особенности их нанесения и эксплуатации. Исследованы антикоррозионные конструкции различных производителей, представленных на российском рынке.

ООО «НИИ Транснефть»:

Ревин П. О. – к. х. н., заведующий лабораторией антикоррозионных и теплоизоляционных покрытий;

Мамонов С. В. – к. т. н., научный сотрудник лаборатории антикоррозионных и теплоизоляционных покрытий

ООО «Транснефть – Порт Козьмино»:

Колмогоров А. Н. – начальник службы по мониторингу и эксплуатации гидротехнических сооружений

5. Товарно-транспортные операции и метрологическое обеспечение

5.1

Исследование методов расчета кинематической вязкости нефти в магистральном нефтепроводе

В настоящее время измерение кинематической вязкости нефти в магистральном нефтепроводе (МН) осуществляется в определенных точках, соответствующих расположению оперативных блоков измерений показателей качества нефти (БИК). Кинематическая вязкость нефти, измеряемая в БИК при определенной температуре, отличается от кинематической вязкости нефти непосредственно в МН, откуда осуществляется отбор нефти в БИК из-за разницы температур нефти в МН и БИК.
Авторами статьи были проведены исследования зависимости кинематической вязкости нефтей и смесей нефтей от температуры, проанализированы существующие формулы для расчета кинематической вязкости нефти в МН, сделаны выводы о возможности минимизации погрешности расчета кинематической вязкости нефти.
По результатам исследований разработана методика, которая будет применяться при проведении контроля метрологических характеристик преобразователей расхода и для повышения точности расчетов технологических режимов работы МН.

ООО «НИИ Транснефть»:

Аралов О. В. – к. т. н., директор центра оценки соответствия продукции, метрологии и автоматизации производственных процессов;

Буянов И. В. – к. т. н., заместитель директора центра оценки соответствия продукции, метрологии и автоматизации производственных процессов;

Саванин А. С. – к. т. н., заведующий сектором учетных операций;

Иорданский Е. И. – старший научный сотрудник сектора учетных операций

5.2

Совершенствование системы обеспечения качества нефтепродуктов при транспортировке трубопроводным транспортом

В статье рассмотрены перспективные направления совершенствования системы обеспечения качества нефтепродуктов при транспортировке трубопроводным транспортом. Одним из результатов модернизации отечественной нефтепереработки является рост объемов производства светлых нефтепродуктов. Одновременно растут объемы их транспортировки, в том числе по магистральным нефтепродуктопроводам. В рамках реализуемых ПАО «Транснефть» проектов «Север» и «Юг» подключаются новые НПЗ, рассматриваются новые направления транспортировки нефтепродуктов потребителям, осуществляется перепрофилирование избыточных мощностей нефтяных трубопроводов для транспортировки нефтепродуктов. Наряду с этим, в последние годы значительно ужесточились требования к качеству нефтепродуктов, изменилась номенклатура показателей качества, определяемых в рамках их лабораторного анализа. Обеспечение сохранности качества нефтепродуктов должно достигаться за счет реализации эффективной системы управления, позволяющей своевременно и в полной мере оценивать качество нефтепродуктов в грузопотоках, и оптимизировать их. Совершенствование системы предполагает разработку стратегии, учитывающей комплекс факторов, оказывающих влияние на качество нефтепродуктов в процессе транспортировки и обеспечивающей выполнение комплекса соответствующих технических и организационных мероприятий. В качестве перспективных направлений развития определены: планирование и оптимизация грузопотоков на основе анализа качества нефтепродуктов принимаемых в МНПП, перспектив изменений направлений грузопотоков и ассортимента нефтепродуктов; применение эффективных методов последовательной перекачки, организация мониторинга качества нефтепродуктов в грузопотоках, внедрение мобильных и поточных средств экспресс-контроля качества; организация методического обеспечения всех видов выполняемых работ. Решение данных задач может быть в перспективе возложено на центр обеспечения качества нефтепродуктов.

ПАО «Транснефть»:

Хотничук С. Б. – начальник службы качества и грузопотоков нефтепродуктов, департамента транспорта, учета и качества нефтепродуктов

ООО «НИИ Транснефть»:

Тимофеев Ф. В. – к. т. н., заместитель заведующего лабораторией методологии товарно-транспортной работы;

Бортник В. В. – начальник отдела методологии товарно-транспортной работы;

Кузнецов А. А. – к. т. н., ведущий научный сотрудник лаборатории методологии товарно-транспортной работы

6. Техническое регулирование

6.1

Проведение патентных исследований в рамках разработки новых объектов техники

В статье приведено описание патентных исследований, выполняемых заводом «Транснефтемаш», направленных на получение исходных данных для обеспечения высокого технического уровня и конкурентоспособности разрабатываемой продукции, использование современных научно-технических достижений и исключение неоправданного дублирования исследований и разработок. Рассмотрена методология проведения патентных исследований с применением статистических и экспертных методов прогнозирования.

АО «Транснефть – Верхняя Волга» Великолукский завод «Транснефтемаш»:

Кондрашов А. В. – инженер по патентной и изобретательской работе

7. Автоматика, телемеханика и связь

7.1

Контроль технологических параметров нефтебазы

В статье рассматривается перспектива создания системы или программного комплекса контроля технологических параметров, использующих при работе актуальные оперативные показатели управляющих (основных) АСУ ТП. Рассматривается возможность автоматического анализа отклонений технологических параметров с целью увеличения надежности ведения технологического процесса приема и погрузки нефти, повышения его безопасности, повышения оперативности действий персонала, а также минимизации негативного действия «человеческого фактора».

ООО «Транснефть - Балтика» - Нефтебаза «Усть-Луга»:

Тюпич Д. О. – начальник отдела АСУ ТП

8. Экология

8.1

Современное состояние рекуперации паров при операциях с нефтью и нефтепродуктами

При наливе нефти и нефтепродуктов в транспортные средства имеют место значительные потери от испарения. Наиболее эффективным средством их сокращения являются установки рекуперации паров (УРП). Целью настоящей статьи был анализ известных УРП, выявление их достоинств и недостатков, а также выдача рекомендаций по дальнейшему применению на объектах ПАО «Транснефть».
В настоящее время существуют УРП следующих типов: абсорбционные, адсорбционные, конденсационные, компрессорные, мембранные, комбинированные. В абсорбционных УРП рекуперация паров нефти и нефтепродуктов осуществляется путем их абсорбции из газовоздушной смеси (ГВС) жидкостью, имеющей значительно более низкую упругость насыщенных паров, чем испарившаяся. Общей проблемой абсорбционных УРП являются значительные затраты на регенерацию абсорбента, что ведет к их удорожанию. Кроме того очень энергоемки струйно-абсорбционные УРП.
В адсорбционных УРП извлечение углеводородов из газовоздушной смеси, образовавшейся при наливе, производится при контакте с каким-либо твердым веществом, обладающим высокой селективной поглощающей способностью (обычно активированным углем). Они очень металлоемки, занимают значительную площадь. Срок службы угля относительно невелик и сокращается еще более при наличии в ГВС соединений серы.
В конденсационных УРП отделение углеводородов от ГВС происходит за счет глубокого охлаждения газовой смеси в одну или две ступени. Их достоинством является удобство учета рекуперированного продукта. Однако достижение высокой степени улавливания связано со значительными энергозатратами. Компрессорные УРП на объектах налива нефти и нефтепродуктов малоприменимы, т.к. компримирование ГВС пожаровзрывоопасно.
В мембранных УРП скомпримированная газовоздушная смесь подвергается селективному разделению на углеводородную часть (которая затем утилизируется) и воздух. Их недостатками являются относительно низкая пропускная способность, а также дороговизна мембранных блоков. УРП, основанные на каком-либо одном физическом принципе, не всегда обеспечивают необходимое сокращение выбросов паров углеводородов в атмосферу. Поэтому нередко прибегают к совмещению нескольких способов рекуперации паров. Комбинированные УРП более эффективны с точки зрения рекуперации, но требуют повышенных капитальных и эксплуатационных затрат.
Учет приведенных достоинств и недостатков позволяет осуществлять только предварительный выбор УРП. В каждом конкретном случае необходимо выполнять технико-экономическое сравнение предложений поставщиков УРП различных типов.

ПАО «Транснефть»:

Радченко Е. Я. – начальник отдела экологической безопасности и рационального природопользования

ООО «НИИ Транснефть»:

Сунагатуллин Р. З. – директор центра исследований гидравлики трубопроводного транспорта

Научно-технический центр трубопроводного транспорта ООО «НИИ Транснефть»:

Коршак А. А. – д. т. н., проф., заведующий лабораторией разработки ресурсосберегающих технологий

9. Юбилеи

9.1

Сообщение к 80-летию члена-корреспондента РАН, профессора, главного научного сотрудника центра стали и сварки, прочностных расчетов ООО «НИИ Транснефть» Н. А. Махутова

ПАО «Транснефть»:

Редакция журнала

ПАО «Транснефть»
Научно-исследовательский институт транспорта нефти и нефтепродуктов Транснефть