Русский

Анонс

Рубрика, название статьи и краткая аннотация

Авторы

1. Прочность, надежность и долговечность

1.1

Основы детерминированных нормативных методов обоснования прочности трубопроводов

Рассмотрены теоретические основы обоснования и обеспечения прочности, ресурса и безопасности объектов магистральных трубопроводов. Предложена дифференциация методов расчетов прочности с разделением на две части – основные и поверочные расчеты. Приведен основной алгоритм для постановки основных задач фундаментальной проблемы прочности, жесткости и устойчивости.

ООО «НИИ Транснефть»:

Неганов Д. А. – первый заместитель генерального директора

1.2

Диагностика сварных швов оборудования магистральных нефтепроводов

Приведены методы, критерии и концепции, позволяющие выявлять регулярные и локальные зоны концентрации напряжений, определять фактический уровень прочностных характеристик материала, оценивать степень его деградации и накопленных повреждений, исследовать остаточные напряжения, прогнозировать развитие трещиноподобных дефектов. Комплексное использование рассмотренных методов позволяет на основе разработанных моделей и критериев механики разрушения с применением полученной экспериментальной информации определять прочность, живучесть и остаточный ресурс сварных швов оборудования магистральных трубопроводов.

Институт машиноведения имени А.А. Благонравова РАН:

Матвиенко Ю. Г. – д. т. н., профессор, заведующий отделом прочтности, живучести и безопасности машин;

Васильев И. Е. – к. т. н., старший научный сотрудник лаборатории моделирования повреждений и разрушений машин;

Чернов Д. В. – младший научный сотрудник лаборатории моделирования повреждений и разрушений машин

НИУ «МЭИ»:

Марченков А. Ю. – доцент кафедры технологии металлов

1.3

Анализ проектной и эксплуатационной нагруженности линейной части магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов

Рассмотрен существующий подход к определению несущей способности трубопровода с использованием проектного (нормативного) коэффициента надежности по нагрузке. Проведен анализ факторов, влияющие на фактическую нагруженность трубопровода внутренним давлением, приведены статистические данные по величинам превышений рабочих (нормативных) давлений при эксплуатации. Предложено определение несущей способности трубопровода с учетом максимальных уровней давлений или расчетного (эксплуатационного) коэффициента надежности по нагрузке.

ООО НИИ «Транснефть»:

Масликов С. Н. – начальник отдела оценки технического состояния и прочностных расчетов;

Бурундуков Д. Е. – заведующий лабораторией оценки технического состояния трубопроводов;

Сергаев А. А. – ведущий научный сотрудник лаборатории оценки технического состояния трубопроводов

2. Проектирование, строительство и эксплуатация

2.1

Сравнительная оценка эффективности «горячей перекачки»

В настоящее время сравнение эффективности производственной деятельности объектов магистрального транспорта нефти и нефтепродуктов осуществляется с помощью удельных затрат энергии на единицу транспортной работы. В рамках постоянно действующей группы по энергоэффективности Международной ассоциации транспортировщиков нефти разрабатываются методики и мероприятия снижения затрат энергии для повышения операционной эффективности.
В статье проанализированы результаты мониторинга технологических параметров работы технологических участков нефтепроводов, работающих с подогревом. Сопоставлены различные подходы сравнения затрат энергии на перекачку для разработки методики оценки эффективности магистрального транспорта нефти. Установлено, что при наличии пунктов подогрева нефти возникает проблема приведения затрат тепловой энергии к показателям потребления электроэнергии.

ООО «НИИ Транснефть»:

Гриша Б. Г. – начальник службы по сопровождению внешних проектов

НТЦ ООО «НИИ Транснефть»:

Гольянов А. И. – ведущий научный сотрудник управления математического моделирования и технологий трубопроводного транспорта;

Кутуков С. Е. – к. т. н., главный научный сотрудник управления математического моделирования и технологий трубопроводного транспорта;

Четверткова О. В.– научный сотрудник управления математического моделирования и технологий трубопроводного транспорта

2.2

Оптимизация технологических режимов магистрального трубопровода в условиях работы пунктов подогрева нефти и применения противотурбулентных присадок

Представлен аналитический обзор критериев оптимальности технологических режимов работы магистральных нефте- и нефтепродуктопроводов (МН и МНПП) при условии рассмотрения задачи в общем случае, то есть при транспортировке неньютоновской нефти по «горячему» трубопроводу с применением противотурбулентной присадки (ПТП). Оптимизация в условиях применения частотно-регулируемого привода является отдельной задачей и в данной работе не затрагивается.
Рассмотрены как энергетические критерии, так и критерии, в которых помимо затрат на электроэнергию учитываются затраты на техническое обслуживание и ремонт объектов магистрального трубопровода (МТ). Представлены подходы к решению задач оптимальности, используемые в зарубежных компаниях. На основании анализа существующих критериев и особенностей применяемых технологий транспортировки предложен обобщенный критерий удельных стоимостных затрат.

ООО «НИИ Транснефть»:

Семин С. Л. – к. т. н., заведующий лабораторией технологических расчетов;

Федоров П. В. – к. т. н., ведущий научный сотрудник лаборатории технологических расчетов

2.3

Обзор методов мониторинга и периодических проверок трубопровода

От эффективности применяемых методов контроля и инспекции нефтепроводов зависит их надежность и безопасность. В статье рассматриваются инструменты, используемые для постоянного, в том числе в режиме онлайн, контроля трубопроводных систем, обсуждается их надежность, чувствительность и время отклика, необходимое для обнаружения недостатков. Описываются современные технологии, применяемые при мониторинге технического состояния трубопроводов, а также перспективные технологии, которые позволят преодолеть существующие недостатки имеющихся систем и методов.

Институт технологий Университета Онтарио (Канада):

Мохани Атеф – Ph. D., доцент, заведующий кафедрой автоматизации, механики и машиностроения факультета инженеррных и прикладных наук;

Сачедина К. – Ph. D.

2.4

О результатах исследований причин образования отклонений планово-высотного положения подводных переходов магистральных нефтепроводов от нормативных технических требований

Такие факторы, как естественное переформирование рельефа дна и берегов (подвижки и эрозия речного дна, плановые и высотные деформации речного русла и т.д.), а также антропогенные факторы (судоходство, строительство и эксплуатация гидротехнических сооружений, добыча полезных ископаемых в русле реки и т.д.) способны существенно изменять рельеф речного дна и плановые очертания берегов, и как следствие, приводить к размыву подводного перехода трубопровода.
Вследствие размыва возникает определенный механизм разрушения трубопровода: уменьшение защитного слоя грунта над трубопроводом (недозаглубление) – оголение участка трубопровода – появление провисающего участка трубопровода – возникновение колебания провисающего участка – вхождение участка в резонансный режим со сложной эпюрой колебаний – разрушение. Длительное размывание трубопровода даже без колебаний также способствует быстрому нарушению футеровки, изоляции, механическим повреждениям трубопровода.
Особенности русловых процессов не учитывались при проектировании трубопроводов, вводимых в эксплуатацию до середины 1980-х годов. Многие переходы через водные преграды строились в составе линейной части без учета специфической особенности их эксплуатации. Недоучет на стадии проектирования и в процессе эксплуатации различных природных и антропогенных факторов, влияющих на подводные переходы магистральных нефтепроводов (ППМТ), приводит к размывам переходов трубопроводов с образованием недозаглублений, оголений, провисов и как следствие к возникновению аварийной ситуации.
В статье рассмотрены результаты исследований влияния русловых процессов, а также антропогенных факторов на планово-высотное положение ППМТ, рассмотрен механизм местного размыва оголенного трубопровода, определены причины образования провисов, оголений, недозаглублений на ППМТ, эксплуатируемых ПАО «Транснефть».

ООО «НИИ Транснефть»:

Груздев В. А. – старший научный сотрудник лаборатории линейной части и подводных переходов;

Шаталов Д. А. – к. т. н., заместитель заведующего лабораторией лаборатории линейной части и подводных переходов;

Вафин Д. Р. – научный сотрудник лаборатории линейной части и подводных переходов

АО «Транснефть – Подводсервис»:

Устинов А. Ю. – заместитель начальника отдела по контролю и управлению за диагностическими работами

3. Материалы и оборудование

3.1

Новая конструкция устройства для герметизации внутренней полости магистральных трубопроводов

В статье рассмотрены результаты опытно-конструкторской работы по разработке новых технических решений по конструкции устройств для перекрытия внутренней полости магистральных трубопроводов, типа «Кайман» (далее – «Кайман») со сменными герметизирующими оболочками одноразового применения. В результате выполнения ОКР создан результат интеллектуальной деятельности – патент на полезную модель «Устройство для герметизации внутренней полости магистрального трубопровода». Освоение серийного производства устройств герметизации позволит повысить безопасность проведения работ по вырезке катушек на магистральном трубопроводе.

ООО «НИИ Транснефть»:

Воронов В. И. – директор центра механо-технологического оборудования и энергоэффективных технологий;

Флегентов И. А. – заведующий лабораторией механо-технологического оборудования;

Кулешов А. В. – ведущий научный сотрудник лаборатории механо-технологического оборудования

4. Сварка

4.1

Анализ применения автоматизированных систем контроля выполнения сварочных работ на объектах трубопроводного транспорта

В статье рассматриваются актуальные вопросы объективного автоматизированного контроля выполнения сварочных работ. Представлен анализ использования автоматизированных систем контроля сварочных работ (АСКСР) на зарубежных и отечественных предприятиях, дана оценка уровня развития указанных систем.
При выполнении сварочных работ на объектах организаций системы «Транснефть» (ОСТ) применяется широкий диапазон сварочных технологий, начиная от ручной дуговой сварки покрытыми электродами и заканчивая многодуговыми высокопроизводительными сварочными процессами с использованием автоматизированных сварочных комплексов. Современный уровень развития оборудования позволяет выполнять настройку широкого диапазона параметров режима сварки. С внедрением современного цифрового сварочного оборудования на объектах ОСТ актуальной становится задача объективного контроля параметров режима сварки.
Представлен анализ функционирования систем АСКСР ведущих иностранных и отечественных производителей на различных объектах сварочного производства. Выделены преимущества и недостатки выпускающихся АСКСР. Определены основные требования к системам контроля и целесообразность их применения.
Проведенные исследования показали, что применение АСКСР на производственных площадках ОСТ целесообразно, так как способствует повышению уровня контроля сварочных работ и качества сварных соединений.

ООО «НИИ Транснефть»:

Колесников О. И. – начальник отдела сварки и резервуаров;

Юшин А. А. – заведующий лабораторией сварки;

Гончаров Н. Г. – к. т. н., ведущий научный сотрудник лаборатории сварки

5. Защита от коррозии

5.1

Экранирование катодных токов при электрохимической защите технологических площадок. Разработка технических решений и актуализация нормативной документации

Актуальной проблемой при осуществлении электрохимической защиты является экранирующее влияние систем защитных заземлений. Особенно остро эта проблема проявляется на технологических площадках, где неотъемлемой частью электрических связей являются системы заземляющих устройств и молниезащиты, ограды, противоподкопные устройства и кабельные эстакады с одной стороны, и технологические трубопроводы, подлежащие катодной защите, с другой стороны.
В статье приведен обзор существующей проблемы и поиск технических решений по повышению эффективности электрохимической защиты технологических трубопроводов.

ООО «НИИ Транснефть»:

Скуридин Н. Н. – директор центра технологии строительства, обследования зданий и сооружений;

Корзинин В. Ю. – заведующий лабораторией электрохимической защиты;

Валюшок А. В. – к. т. н., ведущий научный сотрудник лаборатории электрохимической защиты;

Трусов К. А. – старший научный сотрудник лаборатории распределительных устройств и электротехнического оборудования

6. Экология

6.1

Анализ требований зарубежных нормативных документов к тяжелым морским боновым заграждениям

В статье представлен анализ зарубежных нормативных документов, регламентирующих требования к боновым заграждениям. Обеспечение сохранности окружающей среды и экологической безопасности при транспортировке нефти и нефтепродуктов по морю, а также при морской нефтедобыче является одной из основных задач, стоящей перед отечественным топливно-энергетическим комплексом.
Боновые заграждения, в частности тяжелые морские боны – один из основных видов оборудования, применяемого для локализации и ликвидации разливов на акватории морей. Требования к этому виду оборудования в Российской Федерации отсутствуют на нормативном уровне. В условиях экономических санкций и разработанной в связи с этим программы импортозамещения, разработка национальных стандартов на необходимое промышленности оборудование является одной из приоритетных задач государства и научной общественности. В рамках статьи рассматриваются зарубежные документы (стандарты ISO, ASTM и Свод федеральных нормативных актов США), устанавливающие требования к боновым заграждениям. На основе анализа данных документов был выработан перечень основных параметров, к которым должны предъявляться требования при изготовлении и поставке боновых заграждений, оценены величины этих параметров на основе зарубежного и российского опыта применения боновых заграждений при локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на море. В статье представлена и проанализирована только часть требований, вошедших в национальный стандарт Российской Федерации «Магистральный трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов. Боны морские тяжелые для локализации и ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов на морских акваториях. Общие технические условия». В будущем планируется провести более полный анализ данного документа, дать описание проблемных вопросов, возникших при его создании, и путей их решения.

ООО «НИИ Транснефть»:

Половков С. А. – начальник управления промышленной безопасности, охраны труда и экологии;

Гончар А. Э. – заведующий лаборатории разработки планов ликвидации разливов нефти;

Слепнев В. Н. – старший научный сотрудник лаборатории разработки планов ликвидации разливов нефти

ПАО «Транснефть»
Научно-исследовательский институт транспорта нефти и нефтепродуктов Транснефть