Русский

Анонс

Рубрика, название статьи и краткая аннотация

Авторы

1. Проектирование, строительство и эксплуатация

1.1

Математическое моделирование русловых процессов с прогнозом развития на 10 лет

Представлено практическое применение трехмерной модели открытого потока, пригодной для прогноза русловых деформаций в многорукавных руслах. В модели используются известные формулы для транспорта наносов. Выбор конкретной формулы выполняется на основе калибровки модели по натурным данным за длительный период наблюдений. В модели учитывается оползание подводных откосов, закрепленные (ремонтные) участки дна, взвешенные и влекомые наносы. В качестве примера для расчетов использован участок русла реки Амур в районе подводного перехода магистрального трубопровода. Расчетный алгоритм реализован на графическом акселераторе GPU (Graphics-Processing Unit — устройство обработки графики), что позволяет за приемлемое время выполнять качественный прогноз деформаций русла на перспективу.

АО «Транснефть – Подводсервис»:

Хамитов М. С. – главный гидролог

ВНИИГ им. Б.Е. Веденеева:

Прокофьев В. А. – к. т. н., начальник отдела «Гидравлика, гидроледотермика и использование водохранилищ»;

Бакановичус Н. С. – к. т. н., заведующий лабораторией «Ледотермика и термика водоемов»

1.2

Критерии эффективности физического воздействия на нефть со сложными реологическими характеристиками

Для транспортирования вязких и тяжелых нефтей по трубопроводам необходимы дополнительные эксплуатационные затраты. Для улучшения реологических параметров тяжелых и вязких нефтей могут применяться физические методы воздействия. В настоящее время отсутствуют критерии и методики оценки эффективности методов физического воздействия на нефть. В данной статье авторы предлагают подходы и критерии, позволяющие оценить эффективность методов физического воздействия на вязкие и тяжелые нефти со сложными реологическими характеристиками.

Тамбовский государственный технический университет:

Промтов М. А. – д. т. н., профессор, декан факультета международного образования;

Колиух А. Н. – к. т. н., доцент кафедры «Технологические процессы, аппараты и техносферная безопасность»;

Шеина О. А. – к. х. н., доцент, старший педагог дополнительного образования кафедры «Общетеоретические дисциплины»

ООО «НИИ Транснефть»:

Сунагатуллин Р. З. – к. т. н., директор центра исследований гидравлики трубопроводного транспорта;

Зверев Ф. С. – к. т. н., заведующий лабораторией химических реагентов

НТЦ ООО «НИИ Транснефть»:

Кутуков С. Е. – д. т. н., главный научный сотрудник управления математического моделирования и технологий трубопроводного транспорта

1.3

Расчет давления сдвига вязкопластичной нефти в профильном трубопроводе

Для описания начального этапа запуска, остановленного «горячего» трубопровода, используется гидравлическая постановка и частное решение базовой системы уравнений в виде бегущей волны одного направления. Постановка задачи включает учет радиального распределения температуры, неньютоновской реологии нефти и кинетику переходного процесса ее структурирования. В отличие от квазистатического давления сдвига, отождествляемого с минимальным давлением запуска остановленного горячего трубопровода предлагается рассматривать давление в начальном сечении бегущей волны одного направления. Поиск максимального давления сдвига осуществляется решением задачи Коши, сформулированной для впервые полученной системы обыкновенных дифференциальных уравнений.

ООО «НИИ Транснефть»:

Жолобов В. В., д. ф.-м. н., ведущий научный сотрудник лаборатории технологических расчетов;

Морецкий В. Ю. – заместитель начальника управления – заведующий лабораторией технологических расчетов;

Талипов Р. Ф., к. ф.–м. н., старший научный сотрудник лаборатории технологических расчетов

1.4

Анализ значений коэффициентов силы сопротивления движению со стороны среды, возникающей при транспортировке нефти различными видами транспорта

В Российской Федерации нефть преимущественно доставляется с использованием трубопроводного транспорта. Сравнительная оценка эффективности применения различных видов транспортировки нефти на основе экономических показателей затруднена по причине государственного регулирования тарифов на транспортировку, привязки цен одного вида транспорта к другому, разного уровня рентабельности предприятий, изменения тарифов в зависимости от времени года и региона, значительного отличия от заложенных в первоначальные проекты строительства объектов условий эксплуатации транспорта. В статье проведен сравнительный анализ эффективности использования различных видов транспорта на основе физического показателя, характеризующего действующие при транспортировке нефти силы сопротивления – коэффициента силы сопротивления движению со стороны среды, значения которого в свою очередь влияют на показатели энергозатрат и энергоэффективности различных видов транспорта.

АО «Транснефть-Западная Сибирь»:

Снигерёв Д. С. – к. т. н., начальник технического отдела

Омский государственный технический университет:

Мызников М. О., к. т. н., доцент кафедры «Нефтегазовое дело, стандартизация и метрология»

2. Прочность, надежность, долговечность

2.1

Малоцикловая усталость при постоянном удлинении образцов металла отводов холодного гнутья класса прочности К56 с увеличенными углами изгиба

Одной из важных задач определения возможности применения отводов холодного гнутья с увеличенными углами гибки относительно требований нормативных документов является исследование долговечности металла отводов, подвергшихся изгибным нагрузкам при их изготовлении. Авторами проведена оценка циклической долговечности металла экспериментальных отводов по результатам испытаний на малоцикловую усталость по схеме жесткого нагружения с контролем удлинения. По результатам анализа результатов испытаний на малоцикловую усталость определены особенности нагружения образцов с контролем удлинения, характер изменения петли гистерезиса на различных стадиях кривой долговечности в области малоцикловой усталости, проведена оценка долговечности растянутой, сжатой и недеформированной зон экспериментальных отводов.

ООО «НИИ Транснефть»:

Задубровская О. А. – ведущий научный сотрудник лаборатории труб и соединительных деталей;

Гаврилов Д. А. – к. х. н., старший научный сотрудник лаборатории труб и соединительных деталей;

Нестеров Г. В. – начальник отдела труб и антикоррозионных покрытий (*на момент подачи статьи);

Пошибаев П. В. – заведующий лабораторией труб и соединительных деталей

2.2

Расширенная модель коэффициента интенсивности напряжений для длинной трещины

В работе предлагается расширение модели коэффициента интенсивности напряжений на длинные трещины полуэллиптической формы с учетом обобщения Мураками, ограниченного короткими трещинами. Методика позволяет с приемлемой эффективностью рассчитать коэффициент интенсивности напряжений для распространяющейся трещины на основе сопоставления данных по малым трещинам. Предлагаемое расширение модели учитывает два фактора, которые непосредственно влияют на характер распространения указанного типа трещин, – преждевременное закрытие и воздействие нагрузок. Валидация новой модели проведена с использованием результатов усталостного поведения толстых пластин при трехточечном изгибе с тремя коэффициентами нагрузки. Расчет скорости распространения фронта трещины и количества циклов перехода от одного фронта к другому (скачков трещины) возможен путем адаптации формулы Пэриса к разработанной модели, которая является репрезентативной для всего фронта трещины, а не только для нескольких выбранных точек. Предложенная методика может рассматриваться как упрощенный метод оценки опасности выявленных полуэллиптических трещин, особенно для сосудов под давлением, и открывает новые перспективы использования поверхности трещины в исследованиях усталости материала.

Университет науки и технологий Хуари Бумедьен (Алжир):

Нуи Набиль, Ph.D, профессор, лаборатория перспективных механических исследований;

Бухаруба Тауфик – Ph.D., профессор, лаборатория перспективных механических исследований

Университет Хассибы Бен Боуали (Алжир):

Арзур Фатима Зухра – Ph.D, профессор, лаборатория теоретической физики и физики материалов;

Хадж-Мелиани Мохаммед – Ph.D., адъюнкт-профессор, лаборатория теоретической физики и физики материалов

Национальная инженерная школа Сус (Тунис):

Бурау Чокри – Ph.D., профессор, механическая лаборатория

Университет Сорбонна Париж Север (Парижский университет 13) (Франция):

Рамтани Салах – Ph.D., профессор, лаборатория биоматериалов для здоровья, лаборатория химии, структуры и свойств биоматериалов и лечебных средств

3. Сварка

3.1

Об экспериментально-аналитическом подходе к определению степени влияния зон механической неоднородности сварных соединений на напряженно-деформированное состояние участка сварного соединения с трещиноподобным дефектом

В работе рассмотрен метод определения сложной формы зон механической неоднородности сварных соединений и возможные аналитические инструменты, учитывающие влияние зон механической неоднородности на определение критической интенсивности напряжений и решение задачи Прандтля для трещиноподобного дефекта.
Сделан вывод о целесообразности количественного определения влияния механической неоднородности на несущую способность сварных соединений с трещиноподобным дефектом на основе комплексного подхода, базирующегося на результатах расчетов в рамках усовершенствованной математической модели, экспериментальных данных, а также численных методов, реализуемых специальными программными методами.

НТЦ ООО «НИИ Транснефть»:

Ямилев М. З. – к. т. н., начальник службы научно-технической информации;

Тигулев Е. А. – ведущий специалист службы научно-технической информации;

Безымянников Т. И. – директор НТЦ

Уфимский государственный нефтяной технический университет:

Кантемиров И. Ф. – д. т. н., профессор, заведующий кафедрой «Сооружение и ремонт газонефтепроводов и газонефтехранилищ»;

Зарипов М. З. – к. т. н., доцент кафедры «Сооружение и ремонт газонефтепроводов и газонефтехранилищ»

4. Защита от коррозии

4.1

Исследование возможности применения датчиков напряженности магнитного поля для измерения постоянного тока в стальных трубопроводах

Выполнено исследование возможности разработки датчиков постоянного тока, принцип действия которых основан на измерении напряженности магнитного поля. Рассмотрены основные факторы, осложняющие решение задачи. Показано, что величина тангенциальной составляющей магнитного существенно различается на разных участках трубопровода, следовательно, требуется выбор места установки датчиков с проведением магнитометрических измерений. Влияние поля Земли и прочих источников однородных полей (не меняющихся во времени) можно исключить при использовании двух диаметрально противоположных относительно оси трубопровода датчиков напряженности магнитного поля. Магнитное поле металла может меняться во времени, поэтому в работе предложен ряд способов обнаружения и учета таких изменений.

АО «Гипрогазцентр»:

Савченков С. С. – к. т. н., генеральный директор

Ухтинский государственный технический университет:

Исупова И. В. – к. т. н., заведующий кафедрой проектирования и эксплуатации магистральных газонефтепроводов;

Агиней Р. В. – д. т. н., профессор, ректор УГТУ

5. Товарно-транспортные операции и метрологическое обеспечение

5.1

Разработка методики проведения проверочных испытаний в рамках отраслевой оценки соответствия ПАО «Транснефть» на основе мирового опыта проведения межлабораторных сравнительных испытаний

В статье описываются методы определения стабильности и однородности образцов, проведения межлабораторных сравнительных испытаний в испытательных лабораториях (центрах), а также статистические методы обработки полученных результатов. Материалы, изложенные в статье, могут быть применены для внедрения новой, либо для совершенствования существующей системы оценки соответствия оборудования и материалов в органах по сертификации и испытательных лабораториях (центрах).

ПАО «Транснефть»:

Бойко В. Д. – начальник отдела департамента РЭН, транспорта и надзора за строительным контролем

ООО «НИИ Транснефть»:

Буянов И. В. – к. т. н., заместитель директора центра оценки соответствия продукции, метрологии и автоматизации производственных процессов;

Сайко И. В. – начальник отдела сертификации основных видов продукции;

Жижин Д. А. – заведующий лабораторией организации испытаний продукции и инспекции производства

6. Экология

6.1

Нефтесорбирующие свойства коры древесных растений (на примере сосны обыкновенной)

Особенности распространения нефтепродуктов после их попадания в лесные экосистемы в определенной мере зависят от нефтесорбирующих свойств (нефтеёмкости) лесообразующих видов растений. В этой связи значительна роль коры, которая составляет около 10–15 % биомассы стволов, а также присутствует на сухостойных (погибших) деревьях, на валежнике, в опаде и в подстилке. Хотя кора древесных растений давно изучается на предмет ее химического состава и возможностей использования в качестве мульчирующего материала, для получения дубильных веществ, пробки и т.п., ее нефтесорбирующие свойства изучены недостаточно. В связи с изложенным авторами были поставлены следующие задачи: 1) оценить количество, глубину и скорость проникновения нефти и водонефтяных эмульсий в нативную кору главной лесообразующей породы Сибири - сосны; 2) оценить скорость испарения легких фракций нефти и водонефтяных эмульсий из загрязненной коры.

Западно-Сибирское отделение Института леса имени В. Н. Сукачева СО РАН – филиал Федерального исследовательского центра «Красноярский научный центр СО РАН»
Сибирский государственный университет геосистем и технологий
Новосибирский государственный аграрный университет:

Дубовик Д. С. – к. г. н., научный сотрудник ЗСО ИЛ СО РАН – филиал ФИЦ КНЦ СО РАН, доцент кафедры геоэкологии СГУГиТ;

Тараканов В. В. – д. с. н., профессор, директор ЗСО ИЛ СО РАН – филиал ФИЦ КНЦ СО РАН, профессор кафедры селекции, генетики и лесоводства НГАУ;

Хомутова Г. К. –к. б. н., научный сотрудник ЗСО ИЛ СО РАН – филиал ФИЦ КНЦ СО РАН, научный сотрудник НГАУ

ООО «НИИ Транснефть»:

Николаева А. В. – к. г. н., заведующий лабораторией экологии и рационального природопользования (*на момент приема статьи);

Дунаева А. Н. – старший научный сотрудник лаборатории экологии и рационального природопользования

7. Правоприменение и безопасность

7.1

Применимость матрицы MITRE ATT&CK для АСУТП для моделирования угроз информационной безопасности автоматизированных систем управления технологическими процессами объектов трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов

Матрица MITRE Adversarial Tactics, Techniques & Common Knowledge (MITRE ATT&CK) представляет собой структурированную базу знаний, содержащую обзор тактик и техник, ассоциируемых с киберпреступными группировками, осуществляющими атаки на системы промышленной автоматизации. Результаты анализа применимости матрицы MITRE ATT&CK для АСУТП для моделирования угроз информационной безопасности для объектов трубопроводного транспорта можно использовать при проведении объективного анализа принимаемых ПАО «Транснефть» и организациями системы «Транснефть» мер информационной безопасности в АСУТП на предмет соответствия их реальным угрозам. В статье проведена оценка возможности применения матрицы MITRE ATT&CK для моделирования угроз информационной безопасности АСУТП объектов трубопроводного транспорта.

ПАО «Транснефть»:

Кузьмин В. В. – главный специалист отдела обеспечения информационной безопасности АСУТП;

Кобзев Д. А. – заместитель начальника отдела обеспечения информационной безопасности АСУТП;

Кныш А. В. – главный специалист отдела обеспечения информационной безопасности АСУТП;

Давиденко О. Н. – заместитель начальника отдела методологии и руководства информационной безопасности ОСТ

8. Экономика и управление

8.1

Современные подходы к моделированию интеллектуальных систем управления: Часть 2. Автономный «Hard» и «Soft» - Эволюция компетенций

Вторая часть статьи посвящена вопросам математического моделирования систем управления, основанных на концепции автономного искусственного интеллекта, возможностям их применения в системе магистрального трубопроводного транспорта (МТТ). Исследуются целевое назначение, конструктивные особенности и принцип действия интеллектуальных управляющих систем, способных к адаптации (приспосабливаемости) и автономному (независимому) функционированию в изменяющихся условиях внешней среды. Анализируется структурный состав и функциональные возможности различных подсистем системы автономного адаптивного управления (ААУ). Приводится схема разработанного авторами статьи прототипа мультифрактальной модели производственной системы интеллектуального управления (на примере системы ААУ трудовыми ресурсами в трубопроводном транспорте нефти и нефтепродуктов). Описывается математическая модель и принцип работы самообучаемых интеллектуальных нейронов (с элементами разпознавания образов и долговременной памятью). Анализируются технические особенности структурно-функционального синтеза нейроноподобных баз знаний и других подсистем ААУ. Рассматривается концепция модели автономного управления социально-экономическими объектами - на примере синтеза подсистем ААУ в системе тарификации/оценки сложности объектов МТТ. Обосновывается перспектива неизбежного преобразования (в условиях цифровой трансформации) «человеческой» сущности профессиональных компетенций в «машинные компетенции» для использования в искусственных автономных модулях (антропоморфных роботах, системах принятия решений и т. д.).

ПАО «Транснефть»:

Лямкин И. В. – начальник отдела организации труда и заработной платы департамента управления персоналом;

Костяшина А. А. – главный специалист отдела организации труда и заработной платы департамента управления персоналом