Русский

Анонс

Рубрика, название статьи и краткая аннотация

Авторы

1. Прочность, надежность и долговечность

1.1

Особенности анализа сейсмостойкости магистральных трубопроводов

Рассмотрены проблемы расчета напряжений в магистральных подземных трубопроводах при сейсмическом воздействии. Показано, что напряжения изгиба, возникающие в трубопроводе при прохождении сейсмической волны, невелики и не должны повлечь за собой опасные для него последствия (исключением являются участки с высокими местными напряжениями: окрестности дефектов, отводов, тройников). Значительную опасность представляют большие подвижки грунта, которые могут возникнуть в зонах тектонических разломов. В этих случаях смещения грунта могут исчисляться метрами, что должно приводить к высоким напряжениям.
Для анализа напряжений, возникающих в трубе в зоне подвижки грунта, использован метод конечных элементов, реализованный в программе LS-DYNA. Показано, что учет больших деформаций при применении формулировки Лагранжа требует исключения части элементов из модели в ходе расчета и приводит к ошибкам, идущим не в запас прочности. Комбинированный подход (подход Лагранжа для трубы, деформации которой не слишком велики, и подход Эйлера для грунта) лишен этого недостатка и предоставляет возможность анализировать последствия больших смещений грунта. Разработана полностью параметризованная модель, позволяющая при минимальных затратах труда разработчика выполнять расчеты по сравнению эффективности различных мер: изменения профиля траншеи (что особенно важно для горизонтальных смещений), свойств и толщины слоя засыпки, свойств и толщины стенки материала трубы. В качестве одного из нестандартных приемов обеспечения безопасности рассмотрено применение труб с ребрами.

ООО «НИИ Транснефть»:

Maхутов Н. A. – д. т. н., член-корреспондент РАН, профессор, главный научный сотрудник центра стали и сварки, прочностных расчетов

Южно-Уральский государственный университет (НИУ):

Чернявский А. О. – д. т. н., профессор ЮУрГУ, старший научный сотрудник НИЦ «Надежность и ресурс больших систем и машин» УО РАН

1.2

Разработка стенда для испытания обетонированных труб

Рассматривается создание испытательного стенда, который позволяет определить эксплуатационные свойства обетонированных труб, необходимые для расчетов при проектировании участков магистральных трубопроводов. В частности, с помощью стенда можно устанавливать упруго-прочностные параметры обетонированной трубы, например жесткость при изгибе, что особенно важно для расчета напряжений в области необетонированных кольцевых сварных соединений труб.
Рассматриваемая конструкция создана в процессе исследований, с 2010 года проводившихся ООО «Газпром ВНИИГАЗ» на испытательных площадках, организованных силами отечественных производителей обетонированных труб. Представлен обзор более ранних конструкций испытательных стендов, предназначенных для исследований изгиба труб, отмечены их особенности и недостатки. Описаны конструктивные особенности и оригинальные технические решения, примененные при проектировании испытательного стенда, позволившие существенно сократить расходы на его изготовление. Дано краткое изложение методических основ обработки полученных экспериментальных данных.
Создание стенда позволило расширить понимание механизма взаимодействия частей системы «труба – бетон» и получить ценные данные по упругим свойствам обетонированных труб, которые не могут быть с достаточной достоверностью получены расчетным путем.

ООО «Газпром ВНИИГАЗ»:

Маянц Ю. А. – к. т. н., заместитель директора Центра технологий строительства, ремонта и защиты от коррозии;

Ширяпов Д. И. – к. т. н., начальник лаборатории методического обеспечения предпусковых и пусковых операций;

Алихашкин А. С. – заместитель начальника лаборатории методического обеспечения предпусковых и пусковых операций

1.3

Модифицированная диаграмма оценки трещиностойкости корродированной стальной трубы на основе различных стандартов и методов ремонта

В работе рассматривается несколько точек зрения на нормативы для расчета давления разрыва трубопровода с внешним коррозионным дефектом, а также результаты проведенных испытаний. Проводится сравнение двух методов ремонта трубопровода. В обоих случаях запас прочности оценивается посредством построения и анализа конечно-элементной модели. Кроме того, в данной работе подробно описывается выполненный расчет усиления (толщины подлежащей установке ремонтной накладки) в соответствии с характеристиками трубы, композитного материала и размерами дефекта. Метод расчета известен и изложен в двух имеющихся стандартах, вопрос заключается в том, чтобы объяснить условия, положенные в основу полученных уравнений, и определить возможные ограничения метода.

Университет Хассибы бен Буали, Шлеф (Алжир):

М. Хадж-Мелиани;

О. Буледруа

Университет Поля Верлена, Мец (Франция):

Г. Плювинаж

1.4

Автоматизированный контроль процессов оценки соответствия продукции, применяемой в ПАО «Транснефть»

В статье представлено описание качественно новой автоматизированной системы управления процессами оценки соответствия основных видов продукции (далее – АСУ ОВП), при разработке которой применены современные средства программирования и автоматизации. Данная система позволяет координировать действия подразделений, участвующих в вышеуказанном процессе, оптимизировать порядок рассмотрения документации и в целом процедуры оценки соответствия продукции относительно традиционного процесса оценки без автоматизации.
АСУ ОВП является клиент-серверным приложением, в котором обрабатываются массивы информации, необходимые для управления процессами оценки соответствия основных видов продукции. База данных АСУ ОВП насчитывает десятки связанных таблиц, в которых хранятся, обновляются и вносятся десятки тысяч записей. АСУ ОВП одновременно поддерживает в актуальном виде данные и обеспечивает комфортную работу подключенных клиентов.
Одним из значительных преимуществ данного программного обеспечения (далее - ПО) является то, что оно разработано собственными силами работников ООО «НИИ Транснефть» и ПАО «Транснефть», поэтому не нуждается в дополнительном сопровождении сторонних организаций, а как следствие в финансовых затратах. Рассмотренные этапы проектирования ПО могут быть использованы для самостоятельной разработки программ структурными подразделениями компаний различных сфер деятельности.

ООО «НИИ Транснефть»:

Аралов О. В. – к. т. н., директор центра оценки соответствия продукции, метрологии и автоматизации производственных процессов;

Буянов И. В. – к. т. н., заместитель директора центра оценки соответствия продукции, метрологии и автоматизации производственных процессов;

Вьюнов С. И. – заместитель начальника отдела сертификации основных видов продукции – заведующий лабораторией сертификации продукции центра оценки соответствия продукции, метрологии и автоматизации производственных процессов;

Рублев А. А. – научный сотрудник лаборатории ведения отраслевых реестров центра оценки соответствия продукции, метрологии и автоматизации производственных процессов

2. Проектирование, строительство и эксплуатация

2.1

Экспериментальные исследования эксплуатационных свойств асфальто-смолистых парафиновых отложений нефти, образующихся в магистральных нефтепроводах

Приведены результаты экспериментальных лабораторных свойств АСПО, влияющих на эксплуатацию нефтепроводов. Проведен анализ как отрицательных, так и положительных свойств отложений, влияющих на эффективность и надежность перекачки нефти, включая коррозионную агрессивность АСПО по отношению к стенке. Выполнены измерения коэффициента теплопроводности образцов отложений нефти, отобранных с действующих магистральных нефтепроводов. Для оценки влияния слоя отложений на гладкость внутренней поверхности стенки трубы проведены испытания по определению значений коэффициента шероховатости на образцах сегментов катушек, вырезанных с участков ремонтируемых магистральных нефтепроводов, внутренняя поверхность стенки которых покрыта слоем АСПО, накопившихся и упрочнённым за время их длительной эксплуатации с учетом периодической очистки внутритрубными очистными устройствами.
Результаты лабораторных исследований теплофизических свойств АСПО подтвердили сравнительно высокие теплоизоляционные свойства и сглаживающую способность слоя отложений. Испытания по оценке коррозионных свойств отложений показали возможность снижения скорости коррозии за счет пассивной защиты образующегося на внутренней поверхности стенки слоя АСПО.

ООО «НИИ Транснефть»:

Сунагатуллин Р. З. – первый заместитель генерального директора

ФГБОУ ВО «УГНТУ»:

Каримов Р. М. – к. т. н., доцент кафедры транспорта и хранение нефти и газа;

Дмитриев М. Е. – к. т. н., доцент кафедры транспорта и хранение нефти и газа;

Байкова М. И. – к. т. н., доцент кафедры транспорта и хранение нефти и газа

3. Товарно-транспортные операции и метрологическое обеспечение

3.1

Проблемы учета высоковязкой нефти с помощью турбинных преобразователей расхода

Традиционно при учете нефти с помощью турбинных преобразователей расхода (ТПР) используется градуировочная характеристика в виде постоянных коэффициентов в поддиапазоне расхода, что не всегда в до-статочно полной мере способствует стабильности метрологических характеристик ТПР. В статье рассмотрен способ реализации градуировочной характеристики ТПР в виде кусочно-параболической аппроксимации.

АО «Транснефть – Север»:

Ляпин А. Ю. – к. т. н., заместитель генерального директора

ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт расходометрии»:

Нурмухаметов Р. Р. – к. т. н., начальник научно-исследовательского отдела метрологического обеспечения средств и систем измерений расхода и количества низкотемпературных жидкостей

4. Пожарная и промышленная безопасность

4.1

Основные принципы построения системы менеджмента качества процессов предупреждения, приборного мониторинга и локализации аварийных ситуаций на объектах трубопроводного транспорта

В статье рассмотрены вопросы повышения промышленной безопасности опасных производственных объектов посредством внедрения процессов предупреждения, локализации и ликвидации последствий аварий в систему менеджмента качества организации. В тексте отражены основные проблемы, существующие в исследуемой области, проанализированы подходы к их решению среди российских и зарубежных учёных. Авторами предложены процессные модели первого и второго уровня, построенные на основных принципах стандартов серии ISO 9000, обозначены основные требования, предъявляемые к исследуемым процессам со стороны заинтересованных сторон. Подробно описаны процессы, связанные с предупреждением последствий аварий, описаны основные входы и выходы данных процессов. В статье представлена модель процессов локализации и ликвидации последствий аварий, дальнейшее описание модели авторами будет дано в будущих публикациях. Также в рамках данной статьи авторами предложен ряд наиболее важных задач и вопросов, которые необходимо детально проработать и которые можно расценивать, как дорожную карту внедрения принципов системы менеджмента качества при планировании и реализации процессов предупреждения, локализации и ликвидации последствий аварий.

ООО «НИИ Транснефть»:

Слепнев В. Н. – старший научный сотрудник лаборатории разработки планов ликвидации разливов нефти

РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина:

Максименко А. Ф. – д. т. н., проректор по международной работе, профессор кафедры теоретической механики

5. Ремонт трубопроводов

5.1

Современные методы ремонта изоляционного покрытия трубопроводов подземной прокладки в полевых условиях

Представлены результаты анализа и испытаний современных материалов и технологий их нанесения при проведении работ по ремонту изоляционного покрытия трубопроводов подземной прокладки в полевых условиях. В ходе натурных испытаний были проведены следующие работы:
1. Нанесение жидкого термореактивного покрытия Protegol UR-Coating 32-62 производства ЗАО «Протекор» посредством картриджной технологии.
2. Нанесение ленточного битумно-полимерного покрытия «РАМ» производства АО «Делан» вручную и с использованием ремонтно-изоляционной машины типа «беличье колесо».
3. Нанесение покрытия на основе вязкоупругого материала Wrapid Bond совместного производства АО «Делан» и Cаnusa вручную и при помощи ремонтно-изоляционной машины типа «беличье колесо».
Антикоррозионные покрытия наносились при отрицательных температурах воздуха на трубопровод подземной прокладки диаметром 820 мм, расположенный в заболоченной и обводненной местности.
В статье отражены основные этапы нанесения материалов и результаты приемо-сдаточных испытаний, проведенных после отверждения покрытий на основе выбранных материалов. Представлен сравнительный анализ основных показателей испытанных материалов и технологий их нанесения.

ООО «НИИ Транснефть»:

Ревин П. О. – к. х. н., заведующий лабораторией антикоррозионных и теплоизоляционных покрытий;

Макаренко А. В. – к. т. н., заместитель заведующего лабораторией антикоррозионных и теплоизоляционных покрытий;

Губенков А. А. – научный сотрудник лаборатории антикоррозионных и теплоизоляционных покрытий

6. Сварка

6.1

Особенности контроля качества сварных соединений велдолетов

В статье рассматриваются особенности контроля качества сварных соединений велдолетов. Основной проблемой контроля являются большие размеры сварных швов, что делает невозможным проведение рентгенографического контроля и ограничивает выполнение ультразвукового контроля. Контроль методами ВИК и ПВК является недостаточным. Авторами предложен метод с применением фазированной решетки (ФАР), который позволяет выполнять качественный контроль сварных соединений велдолетов. Подробно изложены условия проведения контроля, даны критерии настройки и браковки сварного шва.

ООО «НИИ Транснефть»:

Гончаров Н. Г. – к. т. н., ведущий научный сотрудник лаборатории сварки;

Михайлов И. И. – ведущий научный сотрудник сектора неразрушающего контроля;

Юшин А. А. – к. т. н., заведующий лабораторией сварки

7. Защита от коррозии

7.1

Повышение свойств алюминиевых протекторных анодов с помощью нанопорошковых модификаторов

Исследовано влияние специально подготовленных наноразмерных тугоплавких порошков на структуру и электрохимические характеристики алюминиевого сплава AlZn4, используемого для протекторных анодов. Установлено, что модифицирование сплава AlZn4 нанопорошками нитрида алюминия и алмаза приводит к измельчению структуры сплава более чем в 1,5 раза, увеличению электроотрицательности потенциала и прочности рабочего анода. Это имеет реальное практическое значение для повышения эффективности защиты от коррозии магистральных трубопроводов, металлических подземных емкостей, резервуаров для хранения холодной и горячей воды и др.

Институт металловедения, сооружений и технологий им. акад. А. Балевского с центром гидроаэродинамики (Болгария):

Панов И. Т.

Технический университет – София. Филиал Пловдив:

Манолов В. К.

Институт теоретической и прикладной механики им. С. А. Христиановича Сибирского отделения РАН:

Черепанов А. Н. – д. ф.-м. наук, профессор, заведующий лабораторией термомеханики новых материалов и технологий

7.2

Биокоррозия как фактор в процессе разрушения подземных трубопроводов

Статья посвящена вопросам биокоррозии, протекающей на трубопроводах подземной прокладки под воздействием жизнедеятельности микроорганизмов (бактерий и мицелиальных грибов), населяющих почву. Объектами разрушающего действия микроорганизмов в условиях почвы могут являться как сам металл, так и соответствующие защитные покрытия трубопроводов.
Среди микроорганизмов, начинающих или ускоряющих коррозионные процессы в условиях подземной среды, наиболее опасны сульфатвосстанавливающие бактерии (СВБ), железобактерии и тионовые (ТБ). Постоянным компонентом микробиоценоза почв независимо от их типов являются АБ. В литературе отмечается, что в почвенном сообществе СВБ и ТБ получают несомненную выгоду от соседства с АБ, вступая с последними в жесткие, сложные трофические взаимосвязи.
Проведенные лабораторные исследования проб почво-грунтов, изоляции и соскобов с поверхности труб под отслоившейся изоляцией показали: физико-химический состав и характеристики исследованных грунтов, включающие в себя водородный показатель, окислительно-восстановительный потенциал, влажность, содержание гумуса, ионов хлора, гидрокарбонат-ионов, железа общего, сульфатов, указывают, что состав исследованных проб благоприятен для роста и развития микроорганизмов; микроробиологические исследования позволили установить широкое распространение микроорганизмов вдоль трасс трубопроводов. СВБ обнаружены в 90% исследованных проб, численность СВБ колеблется от единиц до 3∙105 кл./г (кл./см2); во всех пробах почво-грунтов, образцах изоляции и соскобного материала выявлены мицелиальные грибы, численность которых колеблется от 150 до 21714 кл./г. Выявленная численность микроскопических грибов свидетельствует о том, что они представляют опасность, прежде всего, для трубных изоляционных материалов, которые могут подвергаться деструктивному воздействию грибов, что в дальнейшем приведет к их разрушению.
В результате проведенных исследований сделан вывод о биозараженности в зоне прокладки МНПП, что при благоприятных условиях может стать решающим фактором в коррозионном разрушении подземных трубопроводов.

НТЦ ООО «НИИ Транснефть»:

Худякова Л. П. – д. т. н., профессор, ведущий научный сотрудник лаборатории испытаний средств защиты от коррозии

8. Энергетика и электрооборудование

8.1

Прогноз технологического развития ТЭК России. Методы и средства управления энергетическими системами

В рамках участия в молодежном конкурсе «Прогноз технологического развития топливно-энергетического комплекса России в контексте мировых трендов до 2030 года» специалистами организаций системы «Транснефть» было проработаны направления развития рынка электроэнергии. В данной работе были обозначены основные тренды и их ключевые вызовы.

ООО «Транснефтьэнерго»:

Орешков В. В. – заместитель генерального директора по энергоэффективности и энергонадзору;

Николайчук А. В. – начальник управления учета и реализации электроэнергии (мощности);

Шевченко А. П. – начальник отдела энергоэффективности;

Салищев А. Д. – специалист 1-й категории отдела энергоэффективности

ООО «Транснефть – Дальний Восток»:

Гнусков М. В. – инженер по эксплуатации теплотехнического оборудования 1-й категории

АО «Черномотранснефть»:

Приходько А. Ф. – инженер-энергетик, отдел главного энергетика

АО «Транснефть – Прикамье»:

Детистов Д. А. – электромонтер УОЭО;

Сахапов Р. Р. – инженер по расчетам и режимам, отдел главного энергетика

АО «Гипротрубопровод»:

Хабибуллин Д. М. – инженер 2-й категории, отдел главного энергетика

АО «Транснефть – Урал»:

Михайлов Е. А. – инженер-энергетик 1-й категории ЛПДС «Субханкулово-ПП» Туймазинского НУ

АО «Транснефть – Западная Сибирь»:

Кропотин П. О. – ведущий инженер-технолог, отдел главного технолога

ООО «Транснефть – Восток»:

Васин А. В. – ведущий инженер ОГЭ

ООО «НИИ Транснефть»:

Чайкин В. С. – научный сотрудник лаборатория распределительных устройств и электротехнического оборудования

АО «Транснефть – Север»:

Рогошкин Е. Н. – мастер котельной БПТОиК

ООО «Транснефть – Балтика»:

Воронин Д. Ю. – инженер-энергетик отдел главного энергетика

ООО «Транснефть – Приволга»:

Лысенко С. А. – инженер-энергетик 2-й категории отдела ГПС «Тингута»

ПАО «Транснефть»
Научно-исследовательский институт транспорта нефти и нефтепродуктов Транснефть