Русский

Анонс

Рубрика, название статьи и краткая аннотация

Авторы

1. Проектирование, строительство и эксплуатация

1.1

Влияние реологических свойств нефти на энергоэффективность работы нефтепроводов

В статье предпринята попытка объективной оценки влияния вязкости и плотности перекачиваемой нефти на факт исполнения плановых величин потребления электрической энергии магистральными насосными агрегатами. Изменение производительности технологических режимов и КПД работающих МНА, обусловленное несоответствием плановых и фактических показателей реологических свойств нефти, ведет к отклонению фактических величин потребления электрической энергии от плановых. В работе также рассмотрена роль разности геодезических отметок начала и конца анализируемого ТУ МН в определении влияния изменения свойств нефти на потребляемую электрическую мощность.

ООО «НИИ Транснефть»:

Федоров П. В. – к. т. н., ведущий научный сотрудник лаборатории технологических расчетов;

Лукманов М. Р. – советник по производству центра исследований гидравлики трубопроводного транспорта

2. Прочность, надежность, долговечность

2.1

Напряженно-деформированное состояние трубопровода, находящегося под воздействием изгибающей силы в вертикальной плоскости и внутреннего давления

Проведено теоретическое и экспериментальное исследование напряженно-деформированного состояния трубопровода, находящегося под воздействием двух видов нагрузок: 1) изгибающая сила в вертикальной плоскости; 2) совместное действие изгибающей силы в вертикальной плоскости и внутреннего давления. Измерялись кольцевые и продольные деформации в разных областях стенки образца трубы, испытывающей изгибающую нагрузку в вертикальной плоскости. Для определения других параметров напряженно-деформированного состояния трубы применялись теории толстостенной и тонкостенной цилиндрической оболочки, обобщенный закон Гука, формула Журавского – Власова для расчета касательных напряжений при поперечном изгибе тонкостенной трубы, использовался принцип независимости действия сил. Найдены зависимости параметров напряженно-деформированного состояния (кольцевая, продольная, радиальная деформации; кольцевое, продольное, касательное напряжения; интенсивность напряжений) стенки образца трубы от угловой координаты  в разных поперечных сечениях образца трубы. Выявлено, что существенное значение имеют кольцевые и касательные напряжения в рассматриваемых случаях нагружения. Величины кольцевых и касательных напряжений следует учитывать при вычислении интенсивности напряжений, когда производится оценка магистрального трубопровода на прочность по энергетической теории.

Ухтинский государственный технический университет:

Игнатик А. А. – аспирант

2.2

Применение ROC-анализа для определения требований к параметрам цифровых радиографических снимков

Представлены результаты исследований, направленные на разработку объективной методики оценки информативности рентгенографических изображений для определения требований к цифровым рентгеновским изображениям, позволяющим применять цифровые технологии при строительстве и ремонте нефтепроводов. Для решения задачи авторы предложили использовать ROC-анализ, позволяющий оценивать бинарные классификации, к которым относится и анализ рентгеновских изображений по категориям «дефект» или «фон». Авторами был разработан и изготовлен специальный тест-образец, содержащий участки с дефектами (имитаторами дефектов) и без дефектов, что позволило применять бинарную классификацию при проведении анализа рентгеновских изображений. Было определено необходимое число независимых респондентов для построения ROC-кривых. Для проведения сравнения пленочных и цифровых технологий радиографического контроля был получен пленочный снимок, по результатам его анализа – построена базовая ROC-кривая, с которой сравнили ROC-кривые по результатам анализа цифровых рентгеновских изображений, полученных с различными значениями параметров качества. Были сделаны выводы о значениях параметров качества, при которых информативность цифровых изображений выше чем у пленочного снимка и при которых они могут быть рекомендованы для замены пленочных технологий.

ПАО «Транснефть»:

Временко А. В. – ведущий инженер департамента технического развития и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта

ООО «НИИ Транснефть»:

Михайлов И. И. – ведущий научный сотрудник сектора неразрушающего контроля;

Гейт А. В. – заведующий сектором неразрушающего контроля

ЗАО «НИИИН МНПО «Спектр»:

Галкин Д. И. – к. т. н., директор

3. Ремонт трубопроводов

3.1

Технологические параметры ремонта трубопровода с ненормативной кривизной

При проведении внутритрубной диагностики магистральных трубопроводов обнаруживаются трубные секции, кривизна которых превышает требуемые нормативные значения. При разработке проекта ремонтных работ для приведения участка в нормативное состояние необходимо определить технологические параметры ремонта. С этой целью разработана методика, основанная на моделировании деформирования трубопровода с начальной кривизной оси, которая учитывает фактические условия эксплуатации трубопровода и данные внутритрубной диагностики. Методика разработана впервые. Приведены примеры расчета технологических параметров ремонта и напряженно-деформированного состояния (НДС) участков с ненормативной кривизной оси. Результаты моделирования подтверждают возможность использования методики при планировании ремонтных работ для оценки технологических параметров ремонта, протяженности участка вскрытия траншеи (границ ремонтируемого участка), величины и границ дозаглубления или подъема трубопровода, определения НДС ремонтируемого участка трубопровода в процессе выполнения и после завершения ремонтных работ.

ООО «НИИ Транснефть»:

Варшицкий В. М. – к. т. н., заведующий лабораторией прочностных расчетов;

Лебеденко И. Б. – к. т. н., ведущий научный сотрудник лаборатории прочностных расчетов;

Фигаров Э. Н. – к. т. н., заместитель заведующего лабораторией прочностных расчетов

4. Сварка

4.1

Причины сквозного повреждения сварного соединения промыслового трубопровода

Представлены результаты исследований трубопровода выкидной линии с целью определения причин возникновения сквозного отверстия (свища) в стыковом монтажном шве труб. Установлено, что в области сквозного отверстия на дне коррозионной язвы сохранились остатки облицовочного слоя шва, где имеются множественные поры диаметром до 3 мм. Поверхность язвы покрыта слоем сульфида железа толщиной 1–3 мм. Толщина слоя сульфидов у язвы в десять и более раз больше, чем на остальной поверхности трубы – это свидетельствует о том, что коррозионные процессы здесь развивались быстрее. Причиной сквозного повреждения сварного соединения промыслового трубопровода является язвенная коррозия, возникшая под воздействием сероводородсодержащей среды на нижней образующей в области замка шва, где наблюдалась вогнутость корня шва. Ускоренная коррозия шва наиболее вероятно вызвана скоплением сероводородсодержащей жидкости в области дефекта (утяжина, непровар, пора или др.), который располагался по нижней образующей трубы у замка первого слоя шва.

Оренбургский государственный университет:

Мамбетов Р. Ф.– преподаватель кафедры безопасности жизнедеятельности;

Кушнаренко В. М. – д. т. н., профессор кафедры механики материалов, конструкций и машин

Уфимский государственный нефтяной технический университет:

Хафизов Ф. Ш. – д. т. н., профессор, заведующий кафедрой «Пожарная и промышленная безопасность»

5. Защита от коррозии

5.1

Математическое моделирование электрических полей катодной защиты магистральных трубопроводов в анизотропных средах

Рассмотрена задача численного исследования электрических полей катодной защиты от коррозии подземного магистрального трубопровода с учетом анизотропии удельной электрической проводимости грунта. Методом вычислительного эксперимента осуществлено сравнение с токораспределением для случая однородного полупространства, исследуется влияние коэффициентов анизотропии и азимутального угла поворота тензора удельной электрической проводимости вмещающего трубопровод грунта на электрические параметры катодной защиты трубопровода.

Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета (СФ БашГУ):

Кризский В. Н. – д. ф.-м. н., профессор кафедры «Математическое моделирование»;

Ковальский А. А. – к. ф.-м. н., директор СФ БашГУ;

Викторов С. В. – к. ф.-м. н., доцент кафедры «Математическое моделирование»

Центр геоэлектромагнитных исследований Института физики Земли им. О.Ю. Шмидта РАН:

Александров П. Н. – д. ф.-м. н., ведущий научный сотрудник

6. Товарно-транспортные операции и метрологическое обеспечение

6.1

Исследования возможности оценки смесеобразования нефтепродуктов методом инфракрасной спектроскопии

Неизбежным следствием применения технологии последовательной перекачки является смешение нефтепродуктов в областях контакта партий. Уменьшить объем смесевого продукта возможно за счет своевременного принятия обоснованных решений на переключение приема нефтепродуктов между резервуарами для обеспечения приема стандартных нефтепродуктов в назначенные для соответствующих марок товарные резервуары, а нестандартного продукта (смеси перекачиваемых нефтепродуктов) в отдельный резервуар, что может быть достигнуто путем внедрения поточных анализаторов качества. Среди поточных анализаторов широкое распространение получили приборы, реализующие метод инфракрасной спектроскопии, применяемые для оценки качества в потоке однородной продукции. Метод инфракрасной спектроскопии является одним из наиболее чувствительных и информативных методов исследования состава и структуры различных соединений. В статье оценивается возможность применения метода инфракрасной спектроскопии для оценки процесса смесеобразования различных видов нефтепродуктов при их транспортировке по МНПП методом последовательной перекачки.

ПАО «Транснефть»:

Ляпин А. Ю. – к. т. н., заместитель директора департамента учета и планирования грузопотоков;

Дубовой Е. С. – к. ф.-м. н., заместитель начальника отдела балансов и учета нефти и нефтепродуктов

ООО «НИИ Транснефть»:

Середа С. В. – к. т. н., старший научный сотрудник лаборатории мониторинга качества;

Тимофеев Ф. В. – к. т. н., заместитель заведующего лабораторией методологии товарно-транспортной работы;

Вишневская Ю. А. – старший научный сотрудник лаборатории методологии товарно-транспортной работы

7. Пожарная и промышленная безопасность

7.1

Автоматизация работы штаба ликвидации чрезвычайной ситуации организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты

Российское законодательство устанавливает обязательства по обучению персонала действиям в чрезвычайных ситуациях (ЧС) в отношении организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты. При существующей взаимосвязи между оперативным реагированием персонала в случае возникновения аварийных ситуаций на объектах магистральных трубопроводов и масштабами последствий аварии до сих пор без внимания оставались вопросы создания информационной системы, позволяющей автоматизировать функционирование штабов ликвидации чрезвычайных ситуаций (ШЛЧС): процессы по обеспечению органов управления всех уровней оперативной и достоверной информацией об обстановке в зоне ЧС, принятых решениях, выполняемых мероприятиях, по направлению отчетности в государственные органы. В статье представлена разработка – автоматизированная информационная система «ШЛЧС», позволившая частично автоматизировать работу штабов ликвидации чрезвычайных ситуаций. Рассмотрены основные возможности системы, применение которой позволяет значительно снизить количество недостатков, выявленных по результатам работы действующих ШЛЧС.

ПАО «Транснефть»:

Молодов Н. Б. – начальник отдела промышленной безопасности, предупреждения чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны департамента охраны труда, промышленной, пожарной и экологической безопасности

ООО «Транснефть-Дальний Восток»:

Степанов В. В. – главный инженер;

Ставицкий Д. И. – ведущий инженер-программист сектора промышленных информационных систем отдела информационных технологий

ООО «НИИ Транснефть»:

Исаев Э. А. – старший научный сотрудник лаборатории промышленной безопасности и охраны труда

8. Экология

8.1

Анализ потенциала использования отработанных нефтепродуктов на собственные нужды в организациях системы «Транснефть»

Эксплуатация магистральных нефте- и нефтепроводов сопровождается образованием существенных объемов отработанных нефтепродуктов, обязательная утилизация и обезвреживание которых в соответствии с действующим законодательством РФ предполагает крайне значительные материальные затраты. В статье представлена структура формирования нефтяных отходов различного происхождения в организациях системы «Транснефть». Дана количественная оценка потенциала их использования в виде отработанных нефтепродуктов. Раскрыты результаты исследований состава и свойств отработанных нефтепродуктов, результаты испытаний.
Для снижения объемов нефтяных отходов и затрат на их утилизацию и обезвреживание рассматриваются возможности рационального использования отработанных нефтепродуктов на собственные нужды организаций системы «Транснефть».

ООО «НИИ Транснефть»:

Николаева А. В. – к. г. н., заведующий лабораторией экологии и рационального природопользования;

Кожевников В. А. – старший научный сотрудник лаборатории экологии и рационального природопользования;

Черных В. А. – научный сотрудник сектора технологий водоочистных систем

8.2

Оптимизационное моделирование процессов деградации вылитой на поверхность моря сырьевой нефти с учетом ветровых условий

Статья посвящена оптимизационному модельному исследованию процессов деградации вылитой на поверхность моря сырьевой нефти с учетом ветровых условий. Предложена новая схема упрощенной оптимизационной модели процесса деградации нефти на морской поверхности. На основе предложенной схемы разработана упрощенная оптимизационная модель деградации нефти на морской поверхности. Установлена оптимальная взаимосвязь временной зависимости скорости ветра и фракционной величины улетучивания нефти при которой достигается минимальная фракционная величина растворенной в воде нефти.

Национальное аэрокосмическое агентство (Азербайджанская Республика):

Асадов Х. Г. – д. т. н., профессор;

Маммадли Р. Ш. – докторант

9. Экономика и управление

9.1

Стоимость жизненного цикла транспортных средств и специальной техники как основа транспортного обеспечения ПАО «Транснефть»

Авторами разработано программное обеспечение, позволяющее с использованием современных математических методов смоделировать денежные потоки, составляющие стоимость жизненного цикла (СЖЦ) транспортных средств и специальной техники (ТС и СТ). Реализованные алгоритмы обеспечивают глубокий анализ на основании большого объема исходных данных и формируют модель износа ТС и СТ без отвлечения дополнительного персонала на ведение нормативно-справочной базы данных по стоимости и надежности отдельных узлов и агрегатов, представленных обширной номенклатурой как по общему составу, так и по наличию альтернативных изготовителей запасных частей. Анализ результатов расчета СЖЦ предоставляет математически обоснованные ответы на вопросы «Когда менять технику на новую?» и «Какую технику выбрать?».

ПАО «Транснефть»:

Ефремов А. М. – директор департамента РЭН, транспорта и надзора за строительным контролем;

Садриев З. И. – начальник отдела транспортных средств и специальной техники;

Никитин В. В. – заместитель начальника отдела транспортных средств и специальной техники;

Калинин И. В. – заместитель начальника отдела транспортных средств и специальной техники;

Власов В. С. – главный специалист отдела транспортных средств и специальной техники

9.2

Системный анализ, задачи совершенствования и структуры систем управления сетями автозаправочных станций

Сети АЗС как вид подсистем нефтепродуктообеспечения необходимы для функционирования и развития автозаправочных станций, так как существование одиночных объектов в большинстве случаев экономически не оправдано. Для их совершенствования в рамках теоретико-множественного представления целесообразно применение моделей структур информационной, организационно-технической и неактивной при данном рассмотрении систем, а также систем принятия решений и управления. В работе представлены модели структур указанных систем для сетей АЗС и обсуждаются особенности синтеза оптимальных (наилучших) по заданным критериям вариантов с представлением ряда результатов.

ПАО «ЛУКОЙЛ»:

Безродный А. А. – д. т. н., начальник отдела технического обеспечения

РГУ нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина:

Юнушев Р. Р. – ассистент кафедры нефтепродуктообеспечения и газоснабжения;

Короленок А. М. – д. т. н., профессор, декан факультета «Проектирование, сооружение и эксплуатация систем трубопроводного транспорта», заведующий кафедрой нефтепродуктообеспечения и газоснабжения