Русский

Анонс

Рубрика, название статьи и краткая аннотация

Авторы

1. Проектирование, строительство и эксплуатация

1.1

Экспресс-метод калибровки математической модели взаимодействия подземного трубопровода с вмещающими мерзлыми грунтами

Рассматривается оперативный метод калибровки математической модели взаимодействия подземного трубопровода с многолетнемерзлыми грунтами, позволяющий осуществлять калибровку в тех местах трассы трубопровода, где нет специальных наблюдений за теплообменом в системе трубопровод – окружающая среда. В основу экспресс метода положено решение обратной задачи Стефана методом эквивалентной температуры и сокращение числа исходных данных за счет замены многочисленных климатических параметров их интегральной характеристикой – температурой грунта на глубине нулевых годовых теплооборотов, а также численной модели на аналитическую. Описанный в статье алгоритм калибровки может быть реализован несложной компьютерной программой, что позволит многошаговый процесс калибровки производить в автоматическом режиме за считанные минуты.

МГУ им. М.В. Ломоносова:

Гунар А. Ю. – инженер кафедры геокриологии геологического факультета;

Хилимонюк В. З. – к. г.-м. н., доцент, ведущий научный сотрудник кафедры геокриологии геологического факультета;

Хрусталев Л. Н. – д. т. н., профессор кафедры геокриологии геологического факультета

ООО «НИИ Транснефть»:

Пелих Э. А. – научный сотрудник лаборатории математического моделирования внешних воздействий на объекты мониторинга;

Коротков А. А. – заведующий лабораторией математического моделирования внешних воздействий на объекты мониторинга

1.2

Оптимизация проектных решений при прокладке магистральных трубопроводов в условиях островной и прерывистой мерзлоты

Представлены результаты численных экспериментальных исследований по оптимизации проектных решений при прокладке участков магистральных трубопроводов в зонах распространения прерывистой и сезонно-тающей мерзлоты. В работе обоснована нецелесообразность надземного способа укладки трубопровода на опорах при незначительной протяженности зон островной мерзлоты, характеризующей сплошными ледяными линзами и буграми пучения. Предложен метод подземного закрепления участков с помощью специально разработанных анкерных опор на гибких тягах, при расчете конструкции которых учитываются особенности знакопеременных сезонных нагрузок, возникающих при различных вариантах протаивания траншей в мерзлых породах под действием температур окружающей среды и самого трубопровода.

Уфимский государственный нефтяной технический университет:

Шамилов Х. Ш. – ассистент кафедры «Гидрогазодинамика трубопроводных систем и гидромашины»;

Каримов Р. М. – к. т. н., доцент кафедры «Транспорт и хранение нефти и газа»

Гумеров А. К. – к. т. н., доцент кафедры «Транспорт и хранение нефти и газа»;

Валеев А. Р. – к. т. н., доцент кафедры «Транспорт и хранение нефти и газа»;

Ташбулатов Р. Р. – старший преподаватель кафедры «Транспорт и хранение нефти и газа»

2. Прочность, надежность, долговечность

2.1

Лабораторные исследования магнитно-анизотропного метода контроля напряженно-деформированного состояния металла трубопроводов

Магнитно-анизотропный метод основан на фиксации магнитных полей рассеяния, возникающих над поверхностью ферромагнитного металла, который под влиянием внешней нагрузки становится анизотропным, либо меняет параметры своей анизотропии. В статье проведена оценка погрешности измерений при использовании магнитно-анизотропного метода. Описаны результаты лабораторных наблюдений за изменением магнитных свойств образцов из трубной стали при наблюдении в упругой и упругопластической областях. Показано, что измерения свойств материала с применением магнитно-анизотропного метода можно трактовать в рамках общепринятых моделей поведения металла под нагрузкой. Указано на необходимость калибровки оборудования на трубных сталях с учетом марки и, возможно, химического состава стали, способа производства трубы (сварная, цельнотянутая), исходной анизотропии металла перед нагружением. Для фиксации перехода металла в пластику необходимо измерять параметры магнитной анизотропии металла до и после нагрузки либо фиксировать переход металла в упругопластическое состояние каким-либо альтернативным методом.

НТЦ ООО «НИИ Транснефть»:

Могильнер Л. Ю. – к. т. н., главный научный сотрудник отдела технических обследований;

Скуридин Н. Н. – директор центра технологии строительства, обследования зданий и сооружений

2.2

Обеспечение прочности и устойчивости стенки вертикальных цилиндрических резервуаров при вырезке и замене ее фрагментов ремонтными вставками с помощью применения усиливающих рам жесткости

Рассмотрены основные российские и зарубежные нормативные документы, устанавливающие нагрузки и методики расчета устойчивости стенки резервуара, а также публикации, посвященные расчету устойчивости стенки резервуара с применением компьютерного моделирования. Приведены результаты компьютерного моделирования и расчетов прочности и устойчивости стенки вертикальных цилиндрических резервуаров со стационарной крышей при вырезке и замене ее фрагментов ремонтными вставками, в том числе с рамами жесткости по границам заменяемых участков в зависимости от значения снеговой и направления ветровой нагрузок.

ООО «НИИ Транснефть»:

Ильин Е. Г. – заместитель начальника отдела сварки и резервуаров;

Лиховцев М. В. – заведующий лабораторией резервуаров;

Задумин А. Н. – ведущий научный сотрудник лаборатории резервуаров;

Катанов А. А. – ведущий научный сотрудник лаборатории резервуаров

3. Товарно-транспортные операции и метрологическое обеспечение

3.1

Критерии оценки совместимости различных типов нефти при смешении для их совместной транспортировки

При смешении нефтей различного качества может возникнуть проблема их «несовместимости», характеризующаяся аномальным изменением показателей качества и физико-химических свойств нефти или интенсивным выпадением твердых отложений. В научной литературе встречается большое количество работ, посвященных изучению данной проблемы, однако комплексный подход к оценке совместимости нефтей различных по физико-химическим свойствам и показателям качества при совместной транспортировке по магистральным нефтепроводам в настоящее время не разработан. Поэтому с целью исключения последствий «несовместимости» нефтей, оказывающей влияние на работу системы магистральных нефтепроводов за счет изменения или ухудшения свойств нефти, предлагается систематизировать подход к решению задачи оценки совместимости различных типов нефти при смешении для их совместной транспортировки с использованием критериев совместимости.

ООО «НИИ Транснефть»:

Шматков А. А. – заведующий лабораторией мониторинга качества;

Штонда Н. В. – научный сотрудник лаборатории мониторинга качества;

Олудина Ю.Н. – к.х.н., научный сотрудник лаборатории мониторинга качества

3.2

Оценка влияния внешних условий на точность измерений турбинных преобразователей расхода жидкости типа MVTM

Выполнены исследования влияния изменения свойств нефти на точность измерений турбинных преобразователей расхода жидкости типа MVTM. Результаты исследований в достаточной степени подтверждают, что существенное влияние на точность измерений преобразователей расхода оказывает изменение внешних условий, и могут быть применены при дальнейшем совершенствовании методов измерения массы нефти при учетных операциях с использованием систем измерений количества и показателей качества нефти в части создания новых алгоритмов коррекции величины коэффициента преобразования с целью стабилизации метрологических характеристик преобразователей расхода в межповерочном интервале и минимизации финансовых и временных затрат на проведение внеочередной поверки.

АО «Транснефть – Диаскан»:

Теплых А. Н. – к. т. н., инженер отдела главного метролога

ООО «Транснефть-Балтика»:

Гуляев П. С. – заместитель начальника отдела главного метролога

4. Защита от коррозии

4.1

Распознавание одиночных коррозионных дефектов с помощью искусственной нейронной сети

Описывается разработка и применение искусственной нейронной сети для прогнозирования давления разрушения одиночных коррозионно-активных труб, подверженных только внутреннему давлению. Разработка модели искусственной нейронной сети основана на результатах 71 набора полномасштабных испытаний на разрыв трубных марок в диапазоне от API 5L X42 до X100. Модель искусственной нейронной сети была разработана с использованием набора инструментов нейронной сети MATLAB с 1 скрытым слоем и 30 нейронами. Перед дальнейшим внедрением разработанная модель была сопоставлена с практическими данными и получила коэффициент детерминации (R2) 0,99. Разработанная модель была дополнительно протестирована на основе набора данных о давлении разрушения корродированных труб API 5L X52 и X80. Результаты показали, что разработанная модель искусственной нейронной сети способна прогнозировать давление разрушения с хорошей погрешностью (в пределах 15%). Кроме того, разработанная модель искусственной нейронной сети использовалась для определения тенденций разрушения при изменении длины и глубины коррозионного дефекта.

Технологический университет Петронас (Малайзия):

Киу Тох Чин (Kiu Toh Chin);

Тибанкумар Арумугам (Thibankumar Arumugam);

Сараванан Карупанан (Saravanan Karuppanan);

Марк Овинисэ (Mark Ovinis)

5. Энергетика и электрооборудование

5.1

Оптимизация режимов работы технологического участка магистрального нефтепровода по критерию минимальных затрат на оплату электрической энергии

В работе рассматривается вопрос о выборе оптимального плана эксплуатации технологического участка магистрального нефтепровода при различных производительностях. В качестве критерия оптимальности принимается минимум суммарных денежных затрат на оплату потребляемой электрической энергии. При изменении планов поставок нефти приходится решать вопрос, является ли новый вводимый режим оптимальным, какова будет величина требуемой дополнительной или неизрасходованной электроэнергии, насколько необходимо скорректировать заявку на электроэнергию. В этой связи определение способа корректного вычисления и сравнения энергопотребления при планировании режимов работы магистрального нефтепровода для разных, изменяющихся планов перекачки является актуальной и важной задачей. Предлагается двухэтапный алгоритм определения оптимального графика работы технологического участка нефтепровода путем решения задачи линейного программирования, сформулированной таким образом, чтобы учесть все особенности расчета стоимости потребленной электрической энергии. Приводится иллюстративный пример расчета с использованием предлагаемого алгоритма.

РГУ нефти и газа имени И. М. Губкина:

Лурье М. В. – д. т. н., профессор кафедры «Проектирование и эксплуатация газонефтепроводов», заслуженный деятель науки РФ;

Штанько Е. О. – магистрант

5.2

Численное моделирование проточной части безвального совмещенного насоса-электродвигателя

Построена цифровая модель проточной части безвального совмещенного насоса-электродвигателя. С учетом вариативности отдельных геометрических параметров проточной части произведена оценка степени влияния на гидравлические характеристики проточной части. Для полученных гидравлических характеристик в дальнейших исследованиях будут определены показатели гидравлической эффективности проточной части с учетом полученных в данном исследовании первичных данных.

ООО «НИИ Транснефть»:

Денисов Е. Ф. – директор центра инновационных программ, НИОКР и отраслевой стандартизации

НТЦ ООО «НИИ Транснефть»:

Бажайкин С. Г. – д. т. н., профессор, главный научный сотрудник управления математического моделирования и технологий трубопроводного транспорта;

Тигулев Е. А. – ведущий специалист службы научно-технической информации;

Ямилев М. З. – к. т. н., начальник службы научно-технической информации

5.3

Мониторинг эксплуатационных характеристик тепловых сетей с целью повышения их надежности

Основой обеспечения надежности тепловых сетей является оценка реального состояния их элементов, эффективное расходование ресурсов для обеспечения работоспособности системы. До вывода тепловых сетей в ремонт оценка их состояния должна производиться не только исходя из срока эксплуатации и величины амортизационного износа, но и по состоянию элементов тепловых сетей в конкретных условиях их эксплуатации, которые, как известно, могут, как ускорять, так и замедлять их разрушение, в результате чего можно наблюдать удовлетворительное состояние элементов при высоком амортизационном износе. В настоящей статье представлена оценка состояния равнозначных участков тепловых сетей двух узлов связи, расположенных в Краснодарском крае и Республике Саха (Якутия).

АО «Связьтранснефть»:

Ильина М. Н. – ведущий инженер-энергетик отдела главного энергетика;

Ларюшкин Д. В. – заместитель начальника отдела главного энергетика

6. Автоматика, телемеханика и связь

6.1

Вопросы применения паттернов при автоматизации процессов оценки соответствия продукции

В статье рассмотрены паттерны проектирования для баз данных и клиентского приложения АСУ основных видов продукции. Эти шаблоны позволяют разрабатывать информационные системы для автоматизации бизнес-процессов небольшого подразделения (до 1000 чел.). Оптимизированная под конкретные бизнес-процессы информационная система с правильной архитектурой позволит без труда вносить изменения, происходящие в процессах оценки соответствия, и будет оставаться полезной на протяжении длительного времени. Статья полезна разработчикам информационных систем, а также менеджерам структурных подразделений организаций, в качестве руководства к принятию решения о самостоятельной разработке автоматизированных систем управления процессами оценки соответствия продукции.

ООО «НИИ Транснефть»:

Аралов О. В. – д. т. н., директор центра оценки соответствия продукции, метрологии и автоматизации производственных процессов;

Буянов И. В. – к. т. н., зам. директора центра оценки соответствия продукции, метрологии и автоматизации производственных процессов;

Вьюнов С. И. – заместитель начальника отдела сертификации основных видов продукции – заведующий лабораторией сертификации продукции;

Рублев А. А. – научный сотрудник лаборатории ведения отраслевых реестров

7. Правоприменение и безопасность

7.1

Применение методов статического анализа исходного кода в рамках обеспечения безопасности АСУТП

В настоящее время в организациях системы «Транснефть» (ОСТ) управление технологическим оборудованием и контроль его работы обеспечивается различными автоматизированными системами управления технологическими процессами (АСУТП). Работоспособность и защищенность АСУТП зависят от соответствия программного обеспечения (ПО) АСУТП требованиям нормативной документации ПАО «Транснефть». В ходе эксплуатации систем АСУТП в ОСТ периодически выявляются ошибки ПО АСУТП, которые могут привести к остановкам магистрального трубопровода. Одним из инструментов проверки ПО является статический анализ исходного кода. В статье описаны подходы и методы, используемые при статическом анализе исходного кода, направленные на повышение информационной безопасности АСУТП.

ПАО «Транснефть»:

Кобзев Д. А. – начальник службы обеспечения информационной безопасности АСУТП управления информационной безопасности;

Кныш А. В. – ведущий специалист службы обеспечения информационной безопасности АСУТП управления;

Давиденко О. Н. – главный специалист службы обеспечения информационной безопасности АСУТП управления информационной безопасности

АО «Транснефть – Верхняя Волга»:

Шечев И. А. – начальник отдела анализа защищенности ПО АСУТП инженерного управления центра промышленной автоматизации;

Хенерина А. А. – инженер-программист 1-й категории отдела анализа защищенности ПО АСУТП инженерного управления центра промышленной автоматизации;

Уляшев И. И. – инженер-программист 1-й категории отдела анализа защищенности ПО АСУТП инженерного управления центра промышленной автоматизации

8. Техническое регулирование

8.1

Национальный стандарт на боны морские тяжелые: опыт разработки и основные требования

Авторами рассмотрен круг вопросов, посвященный порядку разработки национального стандарта ГОСТ Р 58190-2018 «Магистральный трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов. Боны морские тяжелые для локализации разлива нефти и нефтепродуктов на морских акваториях. Общие технические условия», основным проблемам при его разработке, а также его основным положениям, которые вошли в итоговую версию. При подготовке стандарта были проанализированы иностранные нормативные и технические документы, посвященные данному вопросу, образцы тяжелых морских бонов, представленные на российском рынке, а также опыт эксплуатации бонов морских тяжелых ООО «Транснефть – Сервис».

ПАО «Транснефть»:

Радченко Е. Я. – начальник отдела экологической безопасности и рационального природопользования;

Зябкин Г. В. – главный специалист отдела экологической безопасности и рационального природопользования

ООО «НИИ Транснефть»:

Половков С. А. – к. т. н., директор центр мониторинга и геоинформационных систем объектов трубопроводного транспорта;

Гончар А. Э. – заведующий лабораторией разработки планов ликвидации разливов нефти;

Слепнев В. Н. – научный сотрудник лаборатории разработки планов ликвидации разливов нефти

9. Дискуссия

9.1

Современные представления об естественных монополиях и их тарифном регулировании. Часть 2. Государственное регулирование

Рассмотрены общие подходы к регулированию естественных монополий. Рассмотрены вопросы ценового (тарифного) регулирования отрасли трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов в России и за рубежом. Сделан вывод о необходимости обновления («реновации») ФЗ «О естественных монополиях», которое позволило бы наполнить закон актуальным содержанием, в том числе в части определения естественной монополии как объекта регулирования, регламентирования отвечающих современным требованиям методических подходов к регулированию естественных монополий.

ПАО «Транснефть»:

Сериков П. Ю. – д. э. н., заместитель вице-президента, директор департамента экономики;

Гончарова Н. В. – начальник управления тарифного регулирования и финансово-экономического моделирования;

Серикова И. П. – главный экономист отдела организации труда и заработной платы